Файл: Оренбургский государственный медицинский университет министерства здравоохранения.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФБГОУ ВО ОрГМУ МИНЗДРАВА РФ
ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАФЕДРА ПСИХИАТРИИ, МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
РЕФЕРАТ
Нарушение воли и влечений
Выполнила:
студентка 418 группы ЛФ
Шатохина М.Е.
Проверил:
ассистент кафедры Разинкина Наталья Юрьевна
Оренбург, 2023
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое понятие воли…………………………………….4
1.1 Понятие воли……………………………………………………………4
1.2 Психология воли…………………………………..……………………4
Глава 2. Психопатология воли………………………………………...…...7
2.1 Нарушение воли…………………………………………………...……7
2.2 Нарушение влечений…………………………………………….....…14
Заключение………………………………………………………………..18
Список литературы………………………………………………………..19
Введение
Волевое поведение – это целенаправленность, самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех пли иных действий, т.е. управление собственным поведением. Слабость воли, неорганизованность, действие по наиболее сильному мотиву, сравнительно легкий отказ от достижения поставленной цели вопреки ее объективной значимости — все это свойственно типичному и подростку и ребенку и даже взрослому человеку.
Всегда важно для каждого человека, как развивается его воля, а то, какие позитивные чувства связаны с «победой над собой», над своим нежеланием что-либо делать, собственным страхом.
Мы не всегда можем отличить настойчивость от упрямства, следование определенным принципам от стремления, во что бы то ни стало добиться своего, видя во всем этом равные проявления воли. Поэтому необходимо учиться отделять подлинные проявления воли от ложных, вот здесь помогут родители или психолог. Важно найти правильные средства для достижения желаемой цели. К таким средствам относятся: умение предвидеть последствия несовершенных и совершенных поступков, их значение для себя и других людей, способность представлять себе такие последствия не только интеллектуально, но и эмоционально.
Цель настоящей работы изучению воли, конечно в тех ограниченных рамках объема, который задан невозможно рассмотреть весь вопрос полностью и всесторонне. В связи с эти задачами работы являются:
1. рассмотрение понятийного аппарата термина «воля»
2. рассмотрение основных критериев нарушения воли.
Глава 1. Теоретическое понятие воли
1.1 Понятие воли
Термин "воля" представляет проблему для психотерапевта. Он так давно был изгнан из лексикона терапии, что когда его привлекают сейчас, терапевту трудно его признать, словно старого знакомого, побывавшего во многих переделках и теперь вернувшегося из изгнания. Возможно также, что клиницист не уверен, хочет ли он признать это старое знакомство. Много лет назад "волю" заменили "мотивом", и терапевты научились объяснять действия человека на основе его мотивов.
Однако объяснять поведение на основе мотивации, значит освобождать человека от ответственности за его действия. Мотивация может влиять на волю, но не может заменить ее; несмотря на разнообразные мотивы, индивид все же имеет выбор – вести или не вести себя определенным образом.
Многие отмечали богатство оттенков значения слова "воля" (will). Оно выражает решимость и обязательство – Я-таки сделаю это (I will do it). Глагол, происходящий от слова "воля", обозначает "волеизъявлять" – осуществлять волевой акт. Как вспомогательный глагол он указывает на будущее время. Последняя воля и завещание – это последнее усилие человека устремиться в будущее. Удачное выражение Ханны Арендт "орган будущего" имеет особенно важный смысл для терапевта, потому что будущее время – это и есть подлинное время психотерапевтического изменения. Память ("орган прошлого") интересуется объектами; воля интересуется проектами; и, как я надеюсь продемонстрировать, эффективная психотерапия должна сосредоточиваться на проектных отношениях пациентов в той же мере, что и на их объектных отношениях.
1.2 Психология воли
Воля — способность к планомерной, организованной деятельности, направленной на достижение сознательных целей. Произвольной следует считать лишь такую деятельность, которая регулируется представлениями о будущих результатах этой деятельности. Волевая активность свойственна только человеку, животные лишены этой способности, хотя у них и существуют ее зачатки в виде преднамеренных действий, детерминированных возможностью появления объектов актуальной потребности. Поведение насекомых, рыб, рептилий определяется главным образом инстинктами — врожденными механизмами, динамизирующими, направляющими и контролирующими это поведение. У птиц, млекопитающих и низших приматов контроль поведения с инстинктов смещается на механизмы научения. Поведение человека определяется в основном рассудочной деятельностью. Динамизирующая функция инстинкта состоит в побуждении к действиям, повышении общей активности. Направляющая роль инстинкта заключается в определении четкой последовательности требуемых действий. Функция контролирования позволяет оценить успешность деятельности, так как конечный результат последней жестко зафиксирован в наследственной программе инстинкта. Инстинкты у человека сохранили динамизирующее значение, однако они не могут направлять и контролировать эффективность его поведения (Обуховский, 1971). Подобно раю, считает В. Франки, возврат к инстинктам для человека закрыт навсегда. Волевая деятельность регулируется мотивами — осознанными целями поведения и рациональной программой их осуществления.
Наряду с биологическими у человека существует, и обычно доминируют собственно человеческие потребности. Потребность — это «нужда» в том, без чего организм не может нормально развиваться и существовать. Одной из первых, остающейся до сих пор в числе лучших, является классификация человеческих потребностей Эпикура (III—IV век до н. э.). Эпикур разграничивает три группы потребностей: естественные и необходимые (в еде, питье); естественные, но не являющиеся необходимыми (половые желания); ни естественные, ни необходимые (желание славы, патологически усиленные потребности первых двух типов — страсти).
Волевой акт имеет своим истоком актуализацию потребности. Субъективно это переживается как смутное ощущение нехватки чего-то важного и необходимого. Объект потребности на данном этапе волевого процесса не осознан. Вторым этапом последнего волевого акта является формирование мотива — осознание содержания потребности, понимание того, что, собственно, нужно. На третьем этапе волевого акта происходит борьба мотивов. Из всех возможных в данный момент выбирается то направление деятельности, которое адекватно наиболее важной потребности. Кроме того, определяется такой способ достижения цели, который отвечает нормативным представлениям индивидуума. На четвертом этапе волевого процесса формируется план действий и принимается решение действовать (осуществляется волевое усилие). Наконец, пятым этапом является реализация намеченного плана, внешняя деятельность в направлении цели, сообразующаяся с реальными и изменчивыми обстоятельствами.
Глава 2. Психопатология воли
2.1 Нарушение воли
Нарушения волевой активности представлены изменениями поведения и хорошо объективизируются. К симптомам волевых расстройств относят:
1) состояния речедвигательного возбуждения или торможения;
2) гипобулию;
3) абулию;
4) гипербулию;
5) парабулии.
В число синдромов волевых расстройств включают обычно три: кататонический, гебефренический и апатико-абулический.
Речедвигательное возбуждение может быть обусловлено:
1) патологией эмоций;
2) галлюцинаторно-бредовыми расстройствами;
3) помрачением сознания;
4) психопатической декомпенсацией;
5) фрустрацией у пациентов с умеренной умственной отсталостью (имбецильностью);
6) психической травмой;
7) кататонией.
Речедвигательное возбуждение, обусловленное патологией эмоций, бывает: 1) маниакальным; 2) дисфорическим; 3) тревожным; 4) тоскливым (раптоидным).
Маниакальное возбуждение имеет место в структуре маниакального синдрома и проявляется повышенным настроением с преобладание стенических положительных эмоций (аффектом радости), заражающей веселостью, ускорением мышления, повышением волевой активности (излишней деятельностью) (рис. 3.9).
Дисфорическое возбуждение имеет место при органическом поражении ЦНС или эпилепсии. Рассматривается как психический эквивалент эпилептического приступа (височный пароксизм), спонтанно начинается и самопроизвольно исчезает, длится несколько часов. Характеризуется тоскливо-злобным настроением. Сопровождается гетеро-или аутоагрессией.
Тревожная ажитация имеет место при тревожной депрессии. Это двигательная буря, обусловленная непереносимой внутренней тревогой с однообразными стонами и причитаниями (тревожными вербигерациями) и высокой суицидальностью.
Меланхолический раптус — взрыв отчаяния с каскадом суицидальных действий на высоте тоскливой (меланхолической) депрессии. Начинается внезапно, может заканчиваться трагически.
Галлюцинаторно-бредовое возбуждение всецело зависит от содержания болезненных переживаний. Сопровождается тревогой страхом и (или) гневом. В зависимости от синдрома может быть преимущественно бредовым или преимущественно галлюцинаторным.
Возбуждение в структуре синдромов помраченного сознания может быть такимже по сути, как галлюцинаторно-бредовое (при делирии); кататоническим (при онейроиде); брутально-агрессивным на дисфорическом фоне (при сумерках); хаотичным, нецеленаправленным, гиперкинезоподобным, с речевой бессвязностью (при аменции).
Психопатическое возбуждение обычно представлено мало спровоцированными агрессивными действиями возбудимых (эпилеп-тоидных) психопатов. В других случаях — это яркая, бурная, эмоциональная, демонстративная психогенная реакция с элементами театральности и конверсионными проявлениями, заканчивающаяся истерическим припадком (истерическое возбуждение).
Речедвигательное возбуждение у имбецилов называется эрети-ческим. Оно характеризуется шумной драчливостью и возникает на фоне внутреннего напряжения, обусловленного голодом, половым влечением, телесным дискомфортом.
Психогенное возбуждение провоцируется тяжелыми психоэмоциональными потрясениями в ситуации, воспринимаемой субъектом как катастрофическая. При этом развивается гиперкинетический вариант аффективно-шоковой реакции с сумеречным помрачением сознания и нецеленаправленным бегством с бессвязными криками и последующей амнезией.
Все вышеперечисленные варианты речедвигательного возбуждения были психомоторными, т. е. зависели от переживаний пациента. Кататоническое возбуждение является первичным, подкорковым, стриопаллидарным феноменом и мало зависит от содержания психики больного, т. е. этот вид возбуждения психомоторным не является. Кататоническое возбуждение характеризуется нецеле-направленностью, гиперкинезоподобностью (стереотипностью, повторяемостью действий).
В его структуру входят импульсивные действия (непродуманные, внезапные, непонятные для самого больного), речевые стереотипии (вербигерации), пассивный негативизм (игнорирование просьб и требований), активный негативизм (активное противодействие каким-либо изменениям), эхолалии (повторение слов окружающих), эхопраксии (повторение действий окружающих), эхомимии (копирование мимики находящегося рядом человека).
Состояния речедвигательного торможения называют ступорозными. Ступорозные состояния могут быть обусловлены: 1) эмоциональными расстройствами; 2) галлюцинациями; 3) тяжелым соматическими нарушениями; 4) психической травмой; 5) эпилептической болезнью; 6) кататонией.
Эмоциональный ступор имеет место при депрессивном синдроме. Речедвигательная заторможенность свойственна любой депрессии и усиливается с ее утяжелением. Наиболее отчетливым является депрессивный ступор при бредовой депрессии.
Галлюцинаторный ступор развивается на фоне наплыва множества слуховых обманов (как истинных, так и псевдогаллюцинаций, а чаще их сочетания). Обращает внимание напряженная мимика больного, застывший испуганно-сосредоточенный взгляд прислушивающегося человека.
Апатический (астенический) ступор возникает при тяжелых, неблагоприятно текущих соматических заболеваниях, когда нет ни сил, ни эмоций как-либо реагировать на окружающее.
Психогенный ступор — главный признак гиподинамического варианта аффективно-шоковой реакции, развивающейся на фоне переживания катастрофических событий (смерть нескольких близких, пожар, стихийное бедствие с тяжелыми последствиями). Такая реакция длится до нескольких суток и протекает с изменением сознания, напоминающим сновидное состояние.
Другой вариант психогенного ступора — истерический. Здесь психическая травма провоцирует возникновение оцепенения, напоминающего состояние прострации с демонстрацией растерянной беспомощности и полной неспособности справиться со случившимся несчастьем.