Файл: Развитие орфографической зоркости необходимое условие формирования грамотности учащихся.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Развитие орфографической зоркости - необходимое условие
формирования грамотности учащихся.
В начальных классах закладываются основы грамотного письма. Что входит в это понятие? Во-первых, усвоение всех букв в письменном и устном вариантах, т. е алфавита и основ каллиграфии. Во-вторых, обозначение буквами и их сочетаниями всех звуков речи (точнее, фонем), т. е графика, все ее проявления и тонкости. В-третьих, усвоение собственно орфографии и пунктуации, т. е системы правил их применения, проверки орфограмм и пунктограмм с помощью правил на основе понимания значений слов, грамматических форм, текста.
Я считаю, что для формирования грамотности у учащихся необходимо развивать орфографическую зоркость. Орфографическая зоркость- это выработанная способность обнаруживать орфограмму. Орфограмма- это написание, требующее проверки.
Для достижения этой цели необходимо выбрать методы и приемы. Выбор методов и приемов зависит от:
-
Психических условий - возможности опоры на зрительный, слуховой, логический, мыслительный фактор; -
Возрастных особенностей, возможностей учащихся, их языковой подготовки, от изученного материала; -
Особенностей орфографического материала, от типов орфограмм.
Согласно традиции, в начальных классах сложились три направления в обучении правописанию, они опираются на определенные закономерности и порождают свои направления и методы.
закономерности | направления | группы методов |
Правила графики и орфографии | Обозначение фонем буквами | Фонемный и буквенный анализ и синтез |
Механизмы памяти | Запоминание. Заучивание | Имитативные |
Законы рассуждения и доказательства | Опора на теорию и на трамматику | Метод решения грамматико - орфографических задач |
Имитативный метод предполагает по преимуществу репродуктивную деятельность учащихся, методы анализа и синтеза языковых структур предполагают
повышение познавательной активности обучаемых, а метод решения грамматико-орфографичес-ких задач в основном совпадает с поисковым, проблемным и даже исследователь-скими методами. Во всех трех группах методов важное место принадлежит тренировке, без чего невозможно достичь прочности орфографического навыка.
Орфографическую зоркость я развиваю постепенно, в процессе выполнения раз-нообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
Зрительное восприятие осуществляю в ходе зрительного, обьяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.
Например:
1. Найдите спрятавшееся слово. (Подчеркните в словах буквы, которые при письме надо проверять.)
Хлев (лев), столб( стол), удочка (дочка), щель (ель),коса (оса).
2. Письмо по памяти (пословицы, поговорки, загадки, подобранные по темам, стихи. песенки, потешки, считалки и т.д)
Бабка с кашкой, а дед с ложкой.
Загадки
Хвостом виляет, зубаста, а не лает.(Щука)
Меня пьют, меня льют. Всем нужна я, кто я такая? (вода)
Песенки
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Потешки
Как у нас семья большая
Да веселая:
Два у лавки стоят;
Два учиться хотят;
Два Степана у сметаны
Обьедаются;
Две Дашки у кашки
Питаются;
Две Ульки в люльке
Качаются;
Одна Маша не наша,
Да и та хороша.
Считалки
Мы сейчас уху варили,
Посолить уху забыли,
Не солены караси.
Сбегай соли принеси!
Стихи
Седые туманы
Плывут к облакам.
Гусей караваны
Несутся к лугам.
( А. Пушкин)
3.Замените словосочетания одним словом: (Тема: Удвоенные согласные.)
Больничный лист. (Бюллетень).
Товарищ по работе. (Коллега).
Вид городского транспорта. (Троллейбус).
Популярная игра на льду. (Хоккей)
4.Выпишите из стихотворения слова с разделительным ь.
Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль тюленье прилежанье
Не пример для подражанья.
Слуховое восприятие осуществляю при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек, (дидактических игр, грамматических сказок, лингвистических заданий)
Например: Тема: Удвоенные согласные.
Задание: определить в стихах на слух слова с удвоенными согласными, поднимая при этом руку или хлопая в ладоши два раза.
Спросите, не повысив тона:
Что больше, центнер или тонна?
Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы.
Кто получит низкий балл,
не придет на школьный бал.
Радиоволна идет сквозь стену.
Мы ее поймаем на антенну.
Если пьете в школе квас,
Не забрызгайте весь класс.
Приятнее найти под елкой гриб.
Чем получить ангину или грипп.
Для речедвигательного восприятия и запоминания использую методику П. С. Тоцкого. В основе его методики лежит орфографическое чтение и артикуляционная память. Чтобы запомнить написание слова, ребенок должен несколько раз повторить его вслух так, как оно пишется.
Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.
Зрительное, слуховое, кинестезическое и рукодвигательное восприятие младших школьников составляет чувственную базу орфографического навыка. Чем больше чувств, по К. Д. Ушинскому, принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления на память. Хорошая память -залог успеха. Тем более что в русской орфографии немало такого, что может быть усвоено только запоминанием.
Запоминание - это психологическая основа имитационного метода, в рамках которого я применяю следующие приемы:
1).Организую установку на зрительное запоминание параллельно с воображаемым «проговариванием» про себя, мысленно или же вслух.
2). Создаю установку на правильное, безошибочное письмо, на создание только одного « образа слова» – правильного.
3). Использую различного рода словари, списки словарных слов в учебнике, плакаты с перечнем «трудных слов». Здесь для запоминания активно использую прием мнемотехники, когда создается «образ» буквы, буква «оживает» в конкретном слове. Например, в слове автомобиль буква о превратится в колеса, в слове вокзал- в циферблат, корабль- в спасательный круг. Причем, дети самостоятельно (на этапе решения учебной задачи) придумывали на что похожа буква, связывали ее образ со значением слова.
4).Провожу зрительные диктанты, различные виды письма по памяти и самодиктанты, различные виды списывания, особенно осложненные аналитико – синтетическими и другими дополнительными заданиями.
5). Использую картины, наглядные пособия, таблицы, схемы.
6). Провожу работу по запоминанию словообразовательных гнезд , целых предложений ( пословиц, афоризмов, загадок, цитат, стихотворений, прозаических отрывков).Для этого на каждом уроке русского языка провожу орфографические пятиминутки.
7). Использую рифмовки-запоминалки.
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Машины, шины, камыши-
Запомни слоги жи и ши.
Перечисленные приемы способствуют формированию навыка безошибочного письма.
Но не менее важны и сознательные методы усвоения орфограмм.
Наиболее эффективными упражнениями в формировании орфографической зоркости, я считаю комментированное письмо, звуко-буквенные и орфографические разборы. Комментированное письмо является одним из приемов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правила, способствует выработке навыков грамотного письма, устраняя разрыв между практикой и теорией. Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся: они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно, у детей вырабатывается хорошая дикция. Комментированное письмо позволяет мне осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность выявить знания и проверить их орфографические навыки.
На определенных этапах урока применяю, наряду или вместо развернутого комментирования, письменное комментирование, т.е. подчеркивание орфограмм, обозначение знаков проверки.
В ходе орфографического разбора, чтобы зрительное восприятие сделать целенаправленным и более активным, использую условные обозначения и графические средства для выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит ее написание. В этом случае орфограмма подчеркивается снизу одной чертой, предшествующая или последующая (или та и другая вместе) буквы, от которых зависит написание данной орфограммы, подчеркиваются двумя чертами. При подчеркивании орфограммы (сьел, в море) ученик фиксирует свое умение обнаружить ее, при графическом обозначении орфограммы (сьел, в море, 2 скл.) -определить ее тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство ее правописания, способ проверки. Такую работу я провожу на каждом уроке, особенно при выполнении домашнего задания. Это усиливает внимание учащихся в ходе проверки, когда я прошу детей назвать орфограмму.
Использование упражнений имеет цель формирования навыка, автоматизма. Для этого я учу детей 1- ставить орфографическую задачу т.е. находить орфограмму. Эффективным приемом здесь считаю использование диктанта «проверяю себя». Во время этого диктанта разрешаю пропускать букву, в которой ребенок сомневается. Начинаю работу с развития фонематического слуха. Так, в период обучения грамоте большое внимание уделяю звуковой аналитической работе. Дети артикулируют звуки в различном положении: в начале слова, в конце, в середине. Для осознания детьми признаков фонем, например глухости- звонкости согласных противопоставляя (з)-(с) в словах типа зайка-сайка. Зойка-сойка, дети тем самым улавливают оппозицию согласных фонем (з) и (с) по признаку глухости-звонкости. А также здесь знакомлю с практическим приемом определения глухости-звонкости (прикладывая руку к горлу, произнесения звуков с закрытыми ушами).
В период букварного периода начинаю учить детей видеть « опасные места». Использую метод наблюдения над несоответствием звучащего слова и написанного, даю представление о сильной и слабой позициях звуков; обучаю « двум видам чтения» - орфоэпическому и орфографическому. Например, осина говорим (А)СИНА,
пишем (О)СИНА.; СОСНЫ- СОСНА –в безударном слоге пишем ту букву, которой в этом слове обозначается гласный под ударением.; НАСОС – НОСИ, один и тот же безударный звук (а ) может быть обозначен как буквой А (НАСОС), так и буквой О (носи).
2- устанавливать тип орфограммы и относить ее к определенному правилу. Для этого дети должны уяснить, что существуют орфограммы 1-связанные с обозначением звуков ( фонем) буквами и 2- не связанные с обозначением звукового (фонемного) состава морфем (прописная буква, слитно-раздельное написание, перенос, сокращения слов). Т.е ребенка надо научить видеть опознавательные признаки, которые ,обычно, указываются в правиле. Например, « безударные гласные», « парные согласные на конце слов». Работая с орфографическим правилом, мы вместе с детьми выделяем существенные, отличительные признаки орфограмм и учимся их обнаруживать по данным признакам. Например,
1. Прочитайте правило. Какие гласные надо проверять? Почему?
2. Прочитайте правило. Какие согласные надо проверять? Когда (в каких случаях) следует проверять парные звонкие и глухие согласные? Почему?
3. По результатам работы с правилом составляется таблица.