Файл: Развитие орфографической зоркости необходимое условие формирования грамотности учащихся.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Пользуясь таблицей дети выполняют упражнения на обнаружение орфограмм.

  • Выпишите слова на изучаемое правило (парные звонкие и глухие согласные в середине слова):

Возле грядки - две лопатки,

Возле кадки - два ведра.

После утренней зарядки

Мы работаем на грядке,

И посадки все в порядке.

Их теперь полить пора!

  • Запишите следующие предложения, пропустив:

А) все гласные буквы, которые надо проверить ( запомнить): Дерево смотри

в плодах, а человека - в делах.

Б) все парные звонкие и глухие согласные, которые надо проверить (запомнить):

- Где растет морковь?

-На грядках

-Буквы пишут где?

-В тетрадках.

-Чистим что мы?

-Чистим зубки.

-Одеваем в холод?

-Шубки.

-Любим все?

-Снежки, салазки.

-А читаем часто?

-Сказки

  • Напишите слова: де-, Ку—ма, пру-, кле-, ры-ка, ер-.Составьте текст по этим опорным словам. Попробуйте призвать на помощь контролера-гласного и определить правильное написание. Какие слова вы проверяли изменением слова, а к какому подбирали родственное слово?

  • Поднимайте сигнальные карточки с нужным парным согласным.

  • Можно предложить детям выполнить эту работу письменно).

Ено…(д, т)- красавец смотрит вниз,

Там потянулась сладко ры…ь (з, с)

Плывет могучий бегемо…( т, д),

Медве…ь (т, д) над нерпою ревет,

И белый голу..ь (б, п) там летает,

Всех отдохнуть нас приглашает.

  • «Сколько раз…?»

Сколько раз встречается звук (т) в предложении:

Документ подписан директором.

Сколько раз встречается звук (г) в предложении:

На вокзале его встретил друг.

Посчитайте количество звуков (п):

На поляне стоял дуб в два обхвата.
3-применять правило (правильно применять алгоритм решения орфографической задачи) Подбираю упражнения в занимательной форме, разнообразные, для поддержания внимания и интереса учащихся. Здесь активно использую памятки, таблицы-опоры.

4 - осуществлять орфографический самоконтроль. Самоконтроль я формирую на основе само- и взаимопроверки написанного, в ходе комментированного письма, диктанта «Проверяю себя», «Найди слова» (диктуется несколько предложений и дается задание: подчеркнуть слова, которые можно проверить), использую игру «Грамматическое лото», «Сорви яблочко», ребусы, кроссворды, загадки; разнообразные творческие работы, цель которых свободное выражение мысли,
развитие связной речи, расширение запаса слов;

Использование данных упражнений помогают мне обеспечивать сочетание фронтального, группового и индивидуального способов организации обучения.

Так как главным условием успешного обучения ребенка в школе (в том числе и формирование грамотности), является положительная мотивация, я использую в обучении занимательный материал, применяю игровые приемы, провожу конкурсы, викторины, олимпиады, выставки; способствую развитию познавательных процессов посредством поощрения, увлечения, понимания логики правописания, его системы;

Стараюсь повысить самостоятельность активность школьников с помощью самоконтроля самооценки.

Итак, используемые мною приемы, методы, подобранные в соответствии с учетом сформированности психических процессов, возрастных особенностей, упражнения в занимательной, интересной форме, где главное место я отвожу грамматико-орфографическому комментированию, письму с пропуском орфограмм и орфографическому проговариванию, способствуют развитию орфографической зоркости, которая является необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка.

Таким образом, человек, прочно овладевший навыком правописания, может забыть правила, они ему больше не нужны. Ведь письмо-вид речевой деятельности, цель письма - передача мысли.