Файл: Развитие орфографической зоркости необходимое условие формирования грамотности учащихся.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пользуясь таблицей дети выполняют упражнения на обнаружение орфограмм.
-
Выпишите слова на изучаемое правило (парные звонкие и глухие согласные в середине слова):
Возле грядки - две лопатки,
Возле кадки - два ведра.
После утренней зарядки
Мы работаем на грядке,
И посадки все в порядке.
Их теперь полить пора!
-
Запишите следующие предложения, пропустив:
А) все гласные буквы, которые надо проверить ( запомнить): Дерево смотри
в плодах, а человека - в делах.
Б) все парные звонкие и глухие согласные, которые надо проверить (запомнить):
- Где растет морковь?
-На грядках
-Буквы пишут где?
-В тетрадках.
-Чистим что мы?
-Чистим зубки.
-Одеваем в холод?
-Шубки.
-Любим все?
-Снежки, салазки.
-А читаем часто?
-Сказки
-
Напишите слова: де-, Ку—ма, пру-, кле-, ры-ка, ер-.Составьте текст по этим опорным словам. Попробуйте призвать на помощь контролера-гласного и определить правильное написание. Какие слова вы проверяли изменением слова, а к какому подбирали родственное слово? -
Поднимайте сигнальные карточки с нужным парным согласным. -
Можно предложить детям выполнить эту работу письменно).
Ено…(д, т)- красавец смотрит вниз,
Там потянулась сладко ры…ь (з, с)
Плывет могучий бегемо…( т, д),
Медве…ь (т, д) над нерпою ревет,
И белый голу..ь (б, п) там летает,
Всех отдохнуть нас приглашает.
-
«Сколько раз…?»
Сколько раз встречается звук (т) в предложении:
Документ подписан директором.
Сколько раз встречается звук (г) в предложении:
На вокзале его встретил друг.
Посчитайте количество звуков (п):
На поляне стоял дуб в два обхвата.
3-применять правило (правильно применять алгоритм решения орфографической задачи) Подбираю упражнения в занимательной форме, разнообразные, для поддержания внимания и интереса учащихся. Здесь активно использую памятки, таблицы-опоры.
4 - осуществлять орфографический самоконтроль. Самоконтроль я формирую на основе само- и взаимопроверки написанного, в ходе комментированного письма, диктанта «Проверяю себя», «Найди слова» (диктуется несколько предложений и дается задание: подчеркнуть слова, которые можно проверить), использую игру «Грамматическое лото», «Сорви яблочко», ребусы, кроссворды, загадки; разнообразные творческие работы, цель которых свободное выражение мысли,
развитие связной речи, расширение запаса слов;
Использование данных упражнений помогают мне обеспечивать сочетание фронтального, группового и индивидуального способов организации обучения.
Так как главным условием успешного обучения ребенка в школе (в том числе и формирование грамотности), является положительная мотивация, я использую в обучении занимательный материал, применяю игровые приемы, провожу конкурсы, викторины, олимпиады, выставки; способствую развитию познавательных процессов посредством поощрения, увлечения, понимания логики правописания, его системы;
Стараюсь повысить самостоятельность активность школьников с помощью самоконтроля самооценки.
Итак, используемые мною приемы, методы, подобранные в соответствии с учетом сформированности психических процессов, возрастных особенностей, упражнения в занимательной, интересной форме, где главное место я отвожу грамматико-орфографическому комментированию, письму с пропуском орфограмм и орфографическому проговариванию, способствуют развитию орфографической зоркости, которая является необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка.
Таким образом, человек, прочно овладевший навыком правописания, может забыть правила, они ему больше не нужны. Ведь письмо-вид речевой деятельности, цель письма - передача мысли.