Файл: Контрольная ИС в экономике.pdf

Добавлен: 20.10.2018

Просмотров: 1863

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

16 

Для написания математической модели закрытой транспортной задачи необ-

ходимо все условия (ограничения) и целевую функцию представить в виде мате-
матических  соотношений.  Все  грузы  должны  быть  отправлены.  Все  пункты 
должны  быть  обеспечены  грузами  в  плановом  объеме.  Должно  выполняться 
условие неотрицательности переменных. Перевозки необходимо осуществить с 
минимальными транспортными издержками. Уравнение баланса является обяза-
тельным условием решения закрытой транспортной задачи, поэтому, когда в ис-
ходных условиях дана открытая задача, то ее необходимо привести к закрытой 
форме: ввести фиктивного поставщика или фиктивного потребителя. Варианты, 
связывающие фиктивные пункты с реальными, имеют нулевые оценки.  

 
Целевая функция, которую следует минимизировать, записывается так: 

 

Z = C

11

X

11 

+ C

12

X

12 

+ … + C

1m

X

1m 

+ C

21

X

21 

+ C

12

X

12 

+ … +  

+ C

2m

X

2m 

+ … + C

n1

X

n1 

+ C

n2

X

n2 

+ … + C

nm

X

nm

.

 

 

Ограничения для сбалансированной задачи: 
1. Сумма грузов, отправленных из любого пункта отправления, должна рав-

няться запасу грузов в этом пункте отправления: 

х

11 

+ х

12 

+ … + х

1m 

= а

1

,

 

…………………………….. 

х

n1 

+ х

n2 

+ … + х

nm 

= а

n

.

 

2.

    

Сумма  грузов,  полученных  в  любом  пункте  назначения,  должна  равняться 

объему грузов заказанных в этом пункте назначения: 

х

11 

+ х

21 

+ … + х

n1 

= b

1

,

 

……………………………….. 

х

1m

+ х

2m

+ … + х

nm 

= b

m

.

  

В  соответствии  с  транспортной  таблицей  левые части ограничений первой 

группы – это суммы элементов матрицы X по строкам, которые равны соответ-
ствующим значениям правого столбца этой таблицы. Аналогично левые части 
ограничений второй группы – суммы элементов матрицы X по столбцам, кото-
рые равны числам нижней строки таблицы. 

Ограничения для задачи с дефицитом отличаются: сумма грузов, получен-

ных в любом пункте назначения, меньше объема грузов заказанных в этом пункте 
назначения: 

х

11 

+ х

21 

+ … + х

n1 

≤ b

1

,

 

……………………………….. 

х

1m 

+ х

2m 

+ … + х

nm 

≤ b

m

.

 

Подобным образом составляются ограничения для задачи с избытком.

 

 
Пример. 
Компания «Прибой» хранит свою готовую продукцию на трех скла-

дах (С1, С2 и С3), расположенных в разных частях города в количествах 1000, 3000 
и 2500 шт. соответственно. Продукцию необходимо доставить четырем оптовым 
покупателям П1, П2, ПЗ, П4, заявки которых составляют 1300, 800, 2700 и 1700 


background image

17 

штук соответственно. Стоимость (в рублях) доставки одной единицы продукции 
со складов компании на склады покупателей показаны в табл. 2.16. 

Таблица 2.16 

Транспортные расходы 

Номер склада компании 

Оптовые покупатели 

П1 

П2 

ПЗ 

П4 

С1 

50 

150 

60 

75 

С2 

100 

30 

100 

40 

С3 

70 

180 

210 

120 

Данная задача сбалансирована, т. е. запасы продукции и потребность в ней 

равны. Построим математическую модель. Неизвестными здесь являются объ-
емы перевозок. Функцией цели являются суммарные транспортные расходы. 

 

В соответствии с введенными переменными целевая функция запишется сле-

дующим образом: 

 

Z = C

11

X

11 

+ C

12

X

12 

+ … + C

1m

X

1m 

+ C

21

X

21 

+ C

12

X

12 

+ … +  

+ C

2m

X

2m 

+ … + C

n1

X

n1 

+ C

n2

X

n2 

+ … + C

nm

X

nm

.

 

 

Данную целевую функцию следует минимизировать. Ограничения для скла-

дов компании имеют вид: 

х

11 

+ х

12 

+ х

12 

+ х

14 

= 1000;

 

х

21 

+ х

22 

+ х

23 

+ х

24 

= 800;

 

х

31 

+ х

32 

+ х

33 

+ х

34 

= 2500.

 

Ограничения для покупателей: 
х

11 

+ х

21 

+ х

31 

= 1300;             х

1

+ х

23 

+ х

33 

= 2700;

 

х

12 

+ х

22 

+ х

32 

= 800;               х

14 

+ х

24 

+ х

34 

= 1700.

 

Создадим  исходную  таблицу  в  табличном  процессоре.  Матрица  перевозок 

содержит переменные решения, они пока пустые. Ограничения составляются ис-
ходя из потребностей покупателей и имеющихся запасов на складах. 

 


background image

18 

 

Рис. 2.6. Исходная таблица с формулами 

 

 

 

Рис. 2.7. Окно «Поиск решения» 


background image

19 

 

Рис. 2.8. Решение транспортной задачи  

 
 В соответствии с полученным решением со склада С1 компании надо перевезти 

весь имеющийся там груз (в объеме 1000 штук) на склад покупателя П3. Со склада 
С2  покупателю П2 – 800 шт., покупателю П3 – 1700 шт., покупателю П4 – 500 шт. 
Со склада С3 покупателю П1 – 1300 шт., покупателю П 4 – 1200 шт. При этом ми-
нимальная  стоимость  всех  перевозок  составит  509  тыс.  руб.  (значение  целевой 
функции). 

 
 
Задание для выполнения контрольной работы по вариантам. В этом зада-

нии вариант определяется по ПОСЛЕДНЕЙ цифре номера зачётной книжки, n – 
номер варианта. 

На складах поставщиков А1, А2, А3 имеются запасы грузов в количествах 70+n, 

100+n и 80+n тонн соответственно. Грузополучатели В1, В2, В3, В4 должны полу-
чить эти товары в количествах 60+n, 40+n, 80+n и 70+n тонн соответственно. Тре-
буется найти такой вариант перевозки грузов, при котором сумма затрат на пере-
возки будет минимальной. Расходы по перевозке 1 тонны грузов в у.е. представ-
лены в таблице 2.17. 

Таблица 2.17 

Склад 

Грузополучатели 

Запасы 

В1 

В2 

В3 

В4 

А1 

70

+n

 

А2 

100

+n

 

А3 

80

+n

 

Потребность 

60

+n

 

40

+n

 

80

+n

 

70

+n

 

 

  

 
 


background image

20