Файл: Практическое занятие 2 Задание в пьесах из Детского альбома.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие 2

Задание 2.1.

В пьесах из «Детского альбома» П. Чайковского (Болезнь куклы. Похороны куклы. Новая кукла. Мазурка. Полька. Камаринская. Русская песня) определить:





Пьесы

Средства

Музыкальной выразительности

Болезнь куклы

Похороны куклы

Новая кукла

Мазурка

Полька

Камаринская

Русская песня

как звучала музыка

В музыке слышны вздохи, слёзы и порывистое дыхание ребёнка, музыка медленная.

Марш звучит строго и торжественно.

Течение музыки медленное.

В мелодии слышны эмоциональные чувства, радость девочки к новой кукле.

Красиво и изящно, легко и оживлённо.

Звучит изящно, весело и задорно.

Звук волынки в басовом остинато, интонации игры на скрипке и аккордовые переборы гармоники [1].

В основе пьесы – народная протяжная песня «Голова ль моя, головушка…». Массовое четырёхголосное звучание мужского хора [1] .

характер мелодии

Грустный, печальный

Мрачный

Весёлая, радостная, стремительная, полётная

Спокойный, элегический, задумчивый

Весёлая, лёгкая, отрывистая, озорная

Живой, задорный, юмористический

Спокойный характер, напоминает девичий хоровод

лад

Тональность

соль-минор

Тональность

до-минор

Тональность фа-мажор

Тональность ре-минор

Тональность си-бемоль

Тональность ре-мажор

Тональность фа-мажор

метр

2/4 (двухдольный)

2/4 (двухдольный)

3/8

(трёхдольный)

3/4

(трёхдольный)

2/4 (двухдольный)

2/4 (двухдольный)

2/4 (двухдольный)

особенности ритма (если есть)

Отсутствие сплошной мелодической линии

Постепенное приближение, а затем удаление траурной процессии

Абстрактный аспект мелодии

Частые смещения акцентов на вторую и третью часть доли тактов




Контрастное чередование сменяющих друг друга вариаций не нарушают единства всего движения [4]

Музыка варьируется за счёт подвижного баса и подголосков. Переменный лад

темп

Спокойный, умеренный

(Moderato)

Медленный (Adagio)

Быстрый (Allegro)

Не очень скоро (Allegro non troppo)

Умеренный (Moderato)

Быстро (Allegro)

Быстрый (Allegro)

динамика

Звучание тихое с небольшим усилением и ослаблением звука, умеренно громкий, mf-f-p-pp

Очень тихо-умеренно громко-очень тихо, pp-p-mf-pp

Звучание тихое с небольшим усилением и ослаблением звука, умеренно громкий, mf-f-p-pp

Умеренно громко mf

Тихо-громко,

p-f

Умеренно тихий-громкий, p-mf

Громко, f

регистр

Низкий

Низкий

Высокий

Высокий

Высокий

Высокий

Средний

музыкальная форма

2 частная форма

3 частная форма

3 частная форма

3 частная форма

3 частная форма

Тема с вариациями.

Форма вариаций использована как наиболее близкая форме разработки музыкального материала в русской народной музыке.

Тема с вариациями.



Источник: Составлено автором из [5]

Задание 2.2.

Разработайте фрагмент урока музыки для 2 класса по теме «Природа и музыка», включающий беседу, предваряющую восприятие музыкального произведения (произведение по выбору). Сформулируйте цели данного урока. Проанализируйте соответствие содержания беседы предметной цели урока и цели формирования личностных УУД.
Конспект  урока по музыке (2 класс) - «Музыка в природе»
Тема урока: «Природа и музыка».

Тип урока: Урок открытия нового знания, комбинированный

Цели урока:

-находить сходные и различные по настроению образы в разных видах искусства;

-развивать образную речь детей.

Задачи урока:

-воспитывать в детях чувство красоты природы и музыки;

-учить детей слышать изобразительность музыки, различать изобразительность музыки, оттенки изображений в произведениях с похожими названиями;

-сравнивать произведения, близкие по названиям;

-воспитывать в детях чувство прекрасного: уметь видеть красоту природы и  оберегать ее, слышать красоту музыки и поэтического слова.

Ожидаемые результаты:

Личностные результаты:

– готовность и способность к саморазвитию;
– уметь интерпретировать учебный материал из одной формы выражения в другую;
– иметь наличие достаточного словарного запаса для выражения того, что знает и слышит;
– иметь интерес к данной теме, эмоциональный настрой.

Предметные результаты:

– иметь знания данной темы, достаточные для подведения итога знаний и продолжения образования;
– уметь применять предметные знания в жизни.

Оснащение урока: мультимедийная установка, презентация, картинки: солнышко, река, береза, ромашка, облака, трава, цветы.

Материалы для учителя: технологическая карта, наглядный материал.
Ход  урока
1 Организационный момент.
«ЗДРАВСТВУЙ СОЛНЦЕ ЗОЛОТОЕ» 


Здравствуй, солнце золотое 

руки над головой скрестили, пальцы развели.

Здравствуй, вольный ветерок 

качаем руками над головой 

Здравствуй, утро,

правая рука в сторону

Здравствуй, день,

левая рука в сторону

Нам здороваться не лень

«пружинка»

Ручки как у вас лежат? 

дети кладут руку на руку-ХО-РО-ШО!

Ножки как у вас стоят? 

Дети ставят рядом ножки-ХО-РО-ШО!

Спинки как у вас сидят?

выпрямляют спинку-ХО-РО-ШО!



Опрос прошлой темы.

На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что мелодия - это душа музыки и без нее нет музыкальных произведений.

Вспомним:

- что такое мелодия? (это то, что можно спеть, сыграть и насвистеть)

-что такое нота? (это знак для записи музыкальных звуков)

- какое произведение мы слушали? (Симфония)

- кто автор? (П. И. Чайковский)

- что такое симфония? (музыкальное произведение для симфонического оркестра)

Распевки, скороговорки

1. «Журавель».

2. «До-ре-ми-фа-соль-ля-си».

ДО – воробушка гнездо.
РЕ – деревья во дворе.
МИ – котёнка покорми.
ФА – в лесу кричит сова.
СОЛЬ – играет детвора.
ЛЯ – запела вся земля.
СИ – поем мы для того,
Чтобы вновь вернуться в До.

3. «Звонко, звонко пойте».

2. Сообщение темы занятия. Усвоение новых знаний. 

Природа и музыка рядом живут
Снежинки – танцуют, сосульки – поют.
Ветер играет на листьях слегка
И в такт этим звукам плывут облака

То дождь запоет, забасит вдруг пурга. 
То звонкая песня несет нас в луга.
А мы будем слушать и подпевать,
А может быть просто стоять и молчать.

 О чем оно? Правильно о природе и музыке. Тема урока так и называется «Музыка в природе» 

Ребята,  сегодня у нас путешествие по живописным вокальным миниатюрам, позволяющее ощутить единение с природой. Сегодня у нас необычная встреча - встреча с красивой музыкой. Поднимите руки те, кто любит музыку? Спасибо, я вижу, что почти все вы любите этот удивительный вид искусства - музыку. Тогда я приглашаю вас на встречу с музыкой и познакомлю вас с ней. Только у меня  к вам есть одна просьба. Музыка – это очень хрупкий предмет. Если зашуметь в то время, когда звучит музыка, все ее волшебство исчезнет. Поэтому давайте договоримся сразу вот о чем: когда начнет звучать музыка, постарайтесь сидеть тихо- тихо, чтобы помочь самим себе услышать все то, о чем она станет нам рассказывать.

Ребята, а музыка может разговаривать? (Ответы детей).

3. Беседа – сравнение музыкальных произведений, близких по названиям.

Учитель: Да, ребята, она может рассказать тем, кто ее слушает о том, что нас окружает. Но  музыка не может этого передать словами, она выражает это по- своему - звуками. Ведь музыка – это
особый вид искусства, искусства музыкальных звуков. Звуки делаются то громче или тише, мелодия звучит то низко, то высоко. И человек понимает, о чем хочет сказать композитор, какие чувства он выражает через музыку. Сегодня мы проверим, так ли это? Ребята, а вы знаете, где можно услышать музыку? (Ответы детей). 

Да где угодно! Сейчас я вам расскажу о музыке, которая нас окружает в повседневной жизни, каждый день. Ведь музыка она у нас на земле повсюду! Стоит только прислушаться. Слушайте - шумит лес! На землю приходит осень, поднимает ветер, начинают шуметь деревья. От их движения слетают вниз листья. Порывы ветра то затихают, то делаются  сильнее. В какой музыке рассказывается об этом? (Ответы детей).

4. «Музыка в природе» - знакомство и прослушивание музыкальных произведений.

Учитель: Русский композитор Петр Ильич Чайковский написал музыкальное произведение под названием «Осенняя песня». Вслушайтесь в мелодию этой песни, и вы представите себе порывы ветра и опадание осенней листвы.

(Прослушивание произведения «Осенняя песня» П.И. Чайковского).

Учитель: Ребята, какие образы  природы у вас предстали во время прослушивания этого произведения?

(Ответы детей).

Учитель: Когда тучка рассыпается дождем, тоже слышна музыка?  (Ответы детей).

Учитель: Конечно, еще как слышна - грохочет гром, молния сверкает, стучат капли дождя о землю, о крыши домов, о листву деревьев. Но потом гроза заканчивается и наступает время теплого мирного дождика, а затем, может быть и радуги! Композитор Сергей Прокофьев попытался передать в музыке сначала звуки дождя, а потом - появление на небе разноцветной радуги. Давайте вместе с вами послушаем это произведение.

(Прослушивание произведения «Дождь и радуга» С. Прокофьева).

Ребята, послушайте стихотворение. В каких словах заключена главная мысль?

В. Степанов

Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы...
Что такое луг?
Ковёр травы вокруг.
Цветов нарядных венчики,
Звонкие кузнечики.
Что такое река?
На воде облака.

Окуни, ерши.
Кувшинки, камыши.
Все, что есть вокруг нас,
Все, что радует глаз,
Что не создал человек
Зовут природой из века в век

– Ребята, что надо делать, чтобы природа сохранилась на многие годы? 

Учитель: Музыкальные произведения о музыке в природе написали многие композиторы. Есть произведения с похожими названиями у разных композиторов.

Вот послушайте, какая музыка зазвучит сейчас.

(Прослушивание произведения «Осенью» С. Майкапара).

Учитель: В произведении раскрывается гармония и красота окружающего нас мира.  Музыка дарит нам оттенки заходящего солнца, играющего бликами в листве деревьев, в них вы услышали  очарование леса, когда совсем тихо падает лист.

(Прослушивание произведения «Падают листья»).

Учитель: Какую замечательную мелодию мы сейчас услышали. Ребята, как вы думаете, что за картину рисует нам эта музыка? Давайте на секунду закроем ладонями глаза и представим  себе, что же может происходить во время ее звучания? (Ответы детей).

Учитель: Зима, идет снег, метет метель, холодно.…Вслушайтесь в мелодию этого произведения, и вы представите себе картины зимней природы.

(Прослушивание произведения «Метель» Г. Свиридова).

Учитель: Ребята, а сейчас мы прослушаем произведение о весне. Подумайте, как бы вы смогли охарактеризовать данное произведение, какие картины природы возникли у вас в воображении?

(Прослушивание произведения «Апрель» П. Чайковского).

(Ответы детей).

Учитель: Волшебное мгновенье, когда звучит прекрасная музыка. Так хочется, чтобы мелодия не останавливалась, чтобы она продолжалась, как можно дольше.

Да, действительно, музыка может так много передать своими звуками. Теперь вы в этом убедились.

5. Повторение песни «Музыка всегда с тобой».  

Вспомним песню композитора Георгия Струве «Музыка всегда с тобой». В этой песне как раз говорится о том, что при желании каждый человек может расслышать музыку в тихом шелесте ветвей, птичьих трелях и даже звоне дождя.

Исполнение песни Г. Струве «Музыка всегда с тобой».

Учитель: Как это прекрасно, что почти о  каждом событии  в мире сочинена какая - нибудь музыка. Каждый из нас может услышать эту музыку, если только будет внимательно всматриваться и вслушиваться в мир вокруг себя.


6. Итог урока: