Файл: Курсовая работа темa Организация и проведение внеклассной работы по русскому языку Специaльность 0105000 Нaчaльное обрaзовaние.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство обрaзовaния и нaуки Республики Кaзaхстaн

Восточно- Кaзaхстaнский гумaнитaрный колледж имени Абая

«Допускaется к зaщите»
«18» мая 2021 г.
КУРСОВАЯ РАБОТА

Темa: «Организация и проведение внеклассной работы по русскому языку»
Специaльность: 0105000 «Нaчaльное обрaзовaние»

Квaлификaция: 0105013 «Учитель нaчaльного обрaзовaния»


Выполнилa обучaющaяся

Группы 4-ШК-1 М.В.Малежина
Нaучный руководитель: Мироненко И.П.

«18» мая 2021 г.
Нормa контролер: Жайлибаева Ж.Е.

«17» мая 2021 г.

г. Усть-Кaменогорск 2021г.

Оглaвление

Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы изучения организации и проведения внеклассной работы по русскому языку

1.1 Психические особенности младшего школьника и психолого-педагогические основы организации учебного процесса……….……………………….……………………………….…........6

1.2 Дидактические принципы организации внеклассной работы по русскому языку ……………………………………………….……………….….…........8

1.3 Методический аспект организации внеклассной работы по русскому языку………………………………………………….………………..…..…....11

1.4 Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку………………………………………………………………….……..…15

1.5 Организация внеклассной работы по русскому языку………………….17

1.6 Виды и формы внеклассной работы по русскому языку в начальной школе ………………………………………………………...………………..19

Выводы …………………………………..…………………………….............23


2. Организация и проведение внеклассной работы по русскому языку.
2.1. Проведение внеклассной работы по русскому языку в условиях обновленного содержания.……….....................................................................25

2.2. Результаты диагностик и их сравнительные характеристики……..…………………………………………………….....….30

Зaключение

Приложение

Список использовaнной литерaтуры
Введение

Задачи формирования у школьников творческого подхода к делу, учению, формирования активности и самостоятельности в поиске знаний особенно актуальны в настоящее время. Большую роль в развитии самостоятельности мысли, познавательного интереса каждого ученика, активизации его творческих возможностей играет начальная школа.

Современный этап исторического развития характеризуется огромным динамизмом, глобальными противоречиями, радикальными изменениями во всех областях общественной жизни. Это ведет к возникновению неуправляемых процессов в различных сферах жизнедеятельности общества, требует пересмотра устоявшихся взглядов и мнений, в том числе, в образовании и воспитании. Многие из педагогических новшеств ценностно переориентируют школу и учителя, переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребенка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения. В этих условиях большую актуальность приобретают проведение планомерной, систематической внеклассной работы по русскому языку. К сожалению, в настоящее время такая работа в школе находится не на должном уровне.


"Родной язык - величайший наставник", - звучат непреложной истиной слова великого педагога К. Д. Ушинского. Действительно, язык и до школы, и в школе обогащает и развивает духовный мир ребенка, приобщает его к нравственным нормам жизни, к традициям и воззрениям народа. С малых лет у детей вырабатывается чутье языка, развивается речевое творчество, эстетическое чувство, любовь к художественному слову. Что каждый учитель старается воплотить и развивать на каждом уроке в школе.

Но, к сожалению, за урок, который ограничен временными рамками – невозможно охватить всё. Урок не может вместить то, что интересует учащихся и то, что необходимо для практического овладения русским языком. На внеклассных работах учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают жизненно необходимые навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой и общаться на русском языке.

Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой — глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами языка, которые не изучаются на уроках, но знание которых необходимо в речевой практике. Она создает благоприятные условия для речевой практики: ученик упражняется в русской речи по мере своих сил и возможностей при активной помощи учителя и товарищей. Создаваемая на внеклассных занятиях русская речевая микросреда подготавливает учащихся к речевой деятельности на русском языке в естественных условиях.

Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений и навыков создает многосторонняя внеклассная работа. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки — учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, общаться на русском языке.

И опираясь на выше сказанное, считаю свою выбранную тему актуальной, так как в проведение и организации внеклассной работы по предмету русский язык могут быть заложены огромные возможности по реализации и воспитательных, и развивающих, и формирующих активную жизненную позицию школьников задач. Что очень востребовано в современном мире и актуально в новом образование.



Цель данной работы – показать, что хорошо организованная внеклассная работа по русскому языку открывает большой простор для пробуждения у учащихся интереса к изучению русского языка, воспитывает у них любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка, помогает повышать речевую культуру школьников.

Задачи работы:

  1. психолого-педагогическую и методическую литературу по избранной теме;

  2. рассмотреть внеклассную работу по русскому языку в начальной школе с точки зрения состояния проблемы;

  3. разработать систему упражнений с использованием эффективной формы внеклассной работы для пробуждения у учащихся интереса к изучению русского языка, воспитывает у них любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка, помогает повышать речевую культуру школьников у младших школьников;

  4. провести исследование и сделать анализ полученных результатов.

Объектом исследования является внеклассная работа по русскому языку.

Предметом исследования является формы, методы и приемы внеклассной работы по русскому языку.

Гипотеза: внеклассная работа по русскому языку способствует развитию интереса к изучению русского языка в начальной школе и повышению качества знаний по данному предмету.

При нaписaнии курсовой рaботы были использовaны следующие методы:

-aнaлиз нaучной литерaтуры;

-исследовaние;

-изучение продуктов деятельности учaщихся;

-aнкетировaние;

-эксперимент;

-нaблюдение;

Бaзa исследовaния: КГУ «Средняя школа №13» aкимaтa г.Усть-Кaменогорск.

1.Теоретические основы изучения организации и проведения внеклассной работы по русскому языку.
1.1 Психические особенности младшего школьника и психолого-педагогические основы организации учебного процесса
При организации внеклассной работы в начальных классах учитель должен учитывать психологические особенности младших школьников. Это поможет ему не только грамотно построить учебный процесс, но и способствовать наиболее качественному усвоению детьми учебного материала.

Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте становится учение, учебная деятельность, систематическое усвоение культурно-исторического опыта человечества, выраженного в системе научных знаний. В этом возрасте формируются и закладываются основы духовного и физического развития, ребенка, научно-теоретического и логического мышления, развиваются предметные и умственные действия посредством решения задач и выполнение других учебных заданий. У ребёнка развивается способность корректировать свои текущие действия в
соответствии с запланированным результатом, критически оценивать итоги своей деятельности.

В этом возрасте у ребенка формируются фундаментальные психические новообразования - произвольные психические процессы и способность действовать в уме, во внутреннем плане действий, закладывается способность произвольно сосредотачивать внимание на нужном объекте, произвольно вычленять из памяти то, что необходимо для решения текущей задачи. Ребёнок научается выделять цель действия, условия и средства её достижения. Наряду с наглядно-образным мышлением у него при современных методах обучения вырабатываются способности к абстрактному, теоретическому мышлению, обобщённому охвату конкретной ситуации [18, 242].

Интересы младших школьников, как указывают психологи и педагоги, характеризуются в первую очередь недифференцированностью, "разбросанностью", их привлекают многие "совершенно разные области знания без всякой их связи" [33, 386].

Дети проявляют интерес прежде всего к тем учебным предметам, по которым они хорошо успевают. Избирательное отношение к той или иной школьной дисциплине, дифференциация интересов свойственны больше третьеклассникам, да и то далеко не всем. Причем следует отметить, что в предпочтении того или иного предмета ученики "невольно" следуют за своим учителем, который нередко отдает симпатии какой-либо области знания.

Другой особенностью интересов в этом возрасте оказывается их неустойчивость, "недолговечность" (С. Л. Рубинштейн), "непостоянство" (А. А. Люблинская), способность легко переключаться с одних предметов на другие. Вчера детей могла интересовать математика, сегодня они заявляют о своей приверженности русскому языку. Такой вид интереса известный советский психолог Н. Г. Морозова называет эпизодическим, ситуативным, реактивным. Его возникновение зависит от способа изложения материала учителем, от особенностей деятельности учеников, от той ситуации, в которую они вовлекаются [36].

Эмоциональная неустойчивость учащихся начальных классов делает их недостаточно способными на длительные усилия. Они легко отвлекаются, если цель слишком далека, а ее достижение требует постановки ряда промежуточных задач. Поэтому лучше всего удаются младшим школьникам небольшие дела, близкие и конкретные по результатам, когда все дело - от замысла до завершения - они хорошо представляют.


Ученые отмечают также поверхностность интересов младших школьников, в частности учеников I-II классов. Их привлекают главным образом внешние факты, особенно яркие, необычные. Стремление углубиться в сущность предмета, интерес к его закономерностям наступает позднее, в III-IV классах. Вот почему процесс обучения младших школьников опирается прежде всего на их интерес к знанию вообще, на желание узнать новое. "Интуитивное принятие ребенком ценности самого знания,- замечает В. В. Давыдов,- необходимо поддерживать и развивать с первых шагов школьного обучения, но уже путем демонстрации неожиданных, заманчивых и интересных проявлений самого предмета русского языка, математики и других дисциплин. Это позволяет формировать у детей подлинные познавательные интересы как основу учебной деятельности" [13, 69].
1.2 Дидактические принципы организации внеклассной работы по русскому языку

Организуя внеклассные занятия школьников по русскому языку, учитель в своей работе должен опираться на общедидактические принципы, которые представляют собой основные, исходные положения, определяющие педагогическую практику при обучении основам наук: принципы научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, прочности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и многие другие.

В зависимости от особенностей предмета и специфики внеурочной деятельности применение принципов дидактики, безусловно, имеет определенные различия, потому что в силу своей предельной обобщенности дидактические принципы допускают построение весьма различных конкретных методик не только для разных школьных предметов (русского языка, математики, истории и т.д.), но даже для одного того же предмета [31, 126].

Во внеклассной работе приобретает большую актуальность принцип индивидуального подхода к учащимся, так как здесь несравненно больше, чем на уроке, условий для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеклассная работа, призванная учитывать различные запросы школьника и стремиться к их удовлетворению, требует внимания к дифференциации и индивидуализации обучения.

Интерес к внеклассной работе не возникает стихийно, он развивается при определенных условиях, которые создаются учителем, т. е. её руководителем.

Индивидуальный подход к ученику позволяет определить, какие из этих условий можно использовать в каждом конкретном случае. Необходимо стремиться к тому