ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙКАПИТАЛ,2023,№1(169)
УДК: 159.9
DOI: 10.25629/HC.2023.01.21
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ И ОТНОШЕНИЙ
Сухов А.Н.
Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина
Аннотация. В статье раскрывается актуальность проблемы, связанной с развитием социаль- ной психологии отношений и общения как отрасли. В статье рассматривается состояние теории и практики её развития. В ней анализируются трудности, которые имеют место при определении понятия, структуры и классификации социальных отношений и общения. Поэтому не случайно наиболее важной задачей является создание их полноценной теории. Без этого невозможно вести речь об эффективном развитии социальных отношений и общения. Предстоит ещё немало сде- лать как в теоретическом, так и прикладном плане для её полного оформления как отрасли. В настоящее время существует настоятельная потребность в развитии коммуникативной компе- тентности не только профессионалов, но и различных групп населения.
Ключевые слова: отношения, общение, отрасль, средства, структура, функции, классифи- кация, информационная безопасность, теория, история, коммуникативная компетентность.
Актуальность и сущность проблемы
Вполне очевидно, что есть темы, которые совершенно не нуждаются в обосновании акту- альности. Именно к числу таковых относится и проблема социальных отношений и общения. Без всякого преувеличения можно сказать, что вне социальных отношений и общения ничего не происходит. Имеются в виду и позитивные, и негативные явления. Таковы реалии.
Для обозначения системы отношений используют различные понятия: «социальные отно- шения», «общественные отношения», «человеческие отношения» и т.д. В одном случае они употребляются как синонимы, в другом - резко противопоставляются друг другу. На самом деле, несмотря на смысловую близость, данные понятия различаются между собой.
Социальные отношения – это отношения между социальными группами или их членами. Сущность социальных отношений связана с надперсональным, жёстко-ролевым, бихевио-
ральным аспектом поведения и действий. Иначе говоря, их природа полностью определяется
интересами. Но при этом положения исторической психологии, социального конструкцио- низма, которые нацеливают на учёт ментальности, должны лежать в основе понимания опре- делённых видов и прежде всего общественных и человеческих отношений и общения.
В то же время следует иметь в виду, что ментальность не сводится только к ценностно опосредованным социальным представлениям, которые в свою очередь определяют ролевое поведение и т.д. Прежде всего они детерминируются интересами групп.
Что касается понятия архетипа, то и здесь аналогичная ситуация имеет место. В основе его лежат не только «коллективное бессознательное», а интересы групп, называемых «Мы». Это констатация фактов. В противном случае нельзя объяснить жёсткое, безличное ролевое пове- дение представителей определённых групп, причины возникновения протестных выступле- ний, социальных конфликтов и т.д. Конфликтологический подход и прежде всего положения теории «конфликта интересов» к пониманию социальных отношений игнорировать нельзя.
Несколько иной смысл имеет психологически окрашенный вид отношений. Он характери- зует понятие «общественные отношения», под которыми понимают многообразные связи, воз- никающие между группами, а также внутри них в процессе экономической, социальной, поли- тической, культурной жизни и деятельности.
Социальные отношения выражаются в виде производственных, экономических, правовых, нравственных, политических, религиозных, этнических, эстетических и т. д.
Кроме понятия «общественные отношения», в науке широко используется и понятие «че- ловеческие отношения». Оно, как правило, применяется для обозначения всевозможных субъ- ективных проявлений человека в процессе его взаимодействия с различными объектами внеш- него мира, не исключая и отношение к самому себе [10].
Различия между социальными и человеческими отношениями наиболее ярко показаны в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Фабула такова: встретились два друга, которые не виделись давно. Как обычно бывает в таких случаях поначалу: «Привет, привет». Но как только дошли до того, кто кем стал, человеческие отношения закончились.
Основателем теории человеческих отношений на Западе считается Э. Мэйо, хотя в России одновременно с ним о необходимости разработки теории отношений в психологии подчёрки- вали в своих работах В.М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев.
Понятие «человеческие отношения» является более широким по сравнению со всеми остальными. Они исключают прагматизм, расчет, выгоду, так как основаны на бескорыстии.
Нередко общение и отношение анализируются отдельно друг от друга, в то время как они должны рассматриваться во взаимосвязи. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что отношения проявляются и формируются, как правило, в общении.
В то же время классовые отношения выступают в качестве содержания, а общение – формы их проявления.
Вообще говоря, об отношениях как таковых следует прежде всего говорить на макро-
уровне, например, когда речь идёт о классовых, социально-экономических отношениях и т.п. В данном случае они выступают в качестве содержания общения. Но различия между межлич- ностными, групповыми, семейными, организационными отношениями, с одной стороны, а с другой, – между общением носят весьма условный характер. По существу, это синонимы. В то же время следует иметь в виду, что стирается граница между отношениями на макроуровне и межличностными в силу увеличения зоны влияния финансового интереса. Потому различия между отношениями и общением усугубляются.
Особой проблемой при изучении взаимозависимости общения и отношения является уста- новление степени соответствия характера отношения и формы его выражения в поведении че- ловека, или, как говорил В.Н. Мясищев, в обращении человека с человеком. Для объяснения природы социального взаимодействия созданы теории обмена, символического интеракцио- низма, управления впечатлениями, о моделях достижения успеха и др.
Сущность первой состоит в том, что в процессе взаимодействия проявляется тенденция, связанная при этом с учётом интереса, вознаграждения и затрат.
Сущность символического интеракционизма заключается в расшифровке значимого жеста, являющимся символом чего-либо.
Теория управления впечатлениями – это теория, описывающая эмоциональную сторону от- ношений на основе желания производить впечатление на других.
К сожалению, в качестве тактик управления впечатлениями используют далеко не этичные приемы: скандалы (особенно в шоу-бизнесе), пикантные атрибуты одежды, слэнг, дорогие мо- дели машин, часов и т. п.
В настоящее время «человеческие отношения» трансформируются. Для современных от- ношений характерны следующие особенности: конфликность, агрессивность, интриганство,
«стервозность», «крутизна», брутальность и т. п. Деформированную природу данных отноше- ний можно понять и объяснить с позиции теории о различных моделях достижения успеха, и психологии «выживания» [10].
О значимости и важности такого социально-психологического явления, как общение гово- рит то, что оно является не только самой большой роскошью, но может быть страшнее писто- лета. В последнем случае имеется в виду криминогенное общение.
В процессе разработок, касающихся вопросов психологии общения, накоплен богатый опыт, а также надёжный понятийный и методический аппарат.
В 2006-2008 гг. академик А.А. Бодалев руководил большим коллективным исследованием, поддержанным РГНФ, результатом которого стал энциклопедический словарь «Психология общения». Данный словарь собрал 1130 статей более 300 авторов (90 п.л.). В 2014 году вышло 2-е издание словаря, исправленное и дополненное. Этот коллективный труд стал своеобраз- ным итогом более полувекового развития направления «Психология общения», во многом определяемого школой А.А. Бодалева.
Можно констатировать, что социальная психология общения – это фактически состоявшаяся отрасль. Об этом говорит не только обилие публикаций в контексте теории и практике социальной психологии общения, но и
реальная её востребованность. Тем не менее до конца нерешёнными теоретические вопросы остаются. Имеется в виду такие, как: понятие, структура и т. д.
В области психологии общения накоплено большое количество исследований, раскрываю- щих его структуру и закономерности. В сфере исследований психологии общения сложились целые научные школы.
По мнению Т.И. Пашуковой, во второй половине XX века обнаружились значительные раз- личия в изучении общения у американских и западно-европейских психологов.
В американской социально-психологической школе внимание обращалось на индивида как субъекта общения. В европейской социально-психологической традиции индивид рассматри- вался как носитель системного качества группы или общества в целом. исследователи прини- мали в расчет роль социальной среды общающихся индивидов.
Ко второй половине XX столетия в западной психологии сложились группы школ, объеди- ненные сходными теоретическими идеями. К этим направлениям или ориентациям относят необихевиористскую, психоаналитическую ориентацию, когнитивистскую и интеракционизм.
В каждой из них был выделен свой предмет исследования и внимание привлекали вполне определенные аспекты общения. Для понимания природы и функций общения большое значе- ние имеют результаты, полученные в психологии массовой коммуникации.
Зарубежные психологи, обращаясь к вопросам эффективности массовой коммуникации, много внимания уделяли феноменам и закономерностям восприятия аудиторией коммуника- тора, сообщения,