ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ав- тором в ряде публикаций, в частности, в таких учебных пособиях, как «Социальная психоло- гия», переизданная десятки раз, монографии «Социальная психология организованной пре- ступности», а также ряде статей, например, таких, как «Криминогенное общение как механизм организованной преступности» и т. д. [11].
На смену традиционным пришли современные средства криминогенного общения. Речь прежде всего идёт о шифровании информационных сообщений с помощью математических методов преобразования информации, передачи информации через специальные интернет ка- налы. Такое происходит не только в условиях свободы, но и в исправительных учреждениях при обмене информацией.
Характеристика современных средств криминогенного общения раскрыта в опубликован- ных статьях авторах [11].
К числу основных видов криминогенного общения так же относится массовое общение в условиях различных видов толпы. Массовое общение, обладая свойством психологического воздействия, влияет на поведение и деятельность участников толпы. Это свойство общения сознательно используется организаторами, зачинщиками и подстрекателями эксцессов, владе- ющими техникой воздействия. Что касается чрезвычайных происшествий, возникающих по неосторожности или в силу биологических факторов (эпидемии), или природных стихийных бедствий, то в данном случае массовое общение, как правило, строится стихийно, непроиз- вольно, хотя и не всегда.
В настоящее время эффект, наблюдаемый в условиях толпы можно сравнить с эмоциональ- ным ускорителем, эффектом «снежного кома», цепной реакцией, резонансом, индукционным процессом.
Основным средством психологического воздействия, осуществляемого участниками толпы, является слово, причем в основном экспрессивным, эмоциональная лексика: крик, свист, призывы, междометия, например, типичный крик «Наших бьют!». В результате проис- ходит внушение, заражение и т.д.
Массовое общение выступает в качестве механизма
всех видов толпы: простой, стяжатель- ской, панической и действующей агрессивной, т.е. массовых беспорядков.
Что касается конфликтов, в том числе межэтнических, последствий массовой миграции, управляемых конфликтов, «цветных» революций, информационно-психологической войны, то это не просто отдельная тема анализа, но и предметное поле во многом состоявшихся от- раслей: социально-психологической конфликтологии и безопасности.
Автор в ряде публикаций, например, таких, как «Социально-психологические технологии работы с различными группами населения». -М., 2019; «Психология социальной работы». -М., 2019, «Социальная психология безопасности: теория и практика» и др. изложил сущность мас- совых информационных технологий [14].
К их числу относятся:
При этом в качестве субъектов массовых информационных технологий работы с населением выступают не только официальные, но и общественные структуры, если иметь в виду функциони- рование социальной рекламы, социальных
сетей, развитие гражданского общества и т. д.
В данном случае речь должна идти о политике, социальной ответственности государства на всех уровнях перед населением, а не о реставрации пропаганды в её неприемлемом виде.
Массовые социально-психологические технологии воздействия посредством СМИ – это комплекс методов и приемов для оказания влияния на социальные представления населения.
В связи с этим следует решить вопрос о разработке и использовании идеологии в деле устранения деструктивного влияния массовых информационных технологий на социальные представления населения.
Практический аспект социальной психологии отношений и общения складывается из диа- гностики, развития коммуникативной компетентности, позитивных социальных представле- ний, а также обеспечения информационной безопасности.
Диагностика отношений и общения относится к числу востребованных.
В частности, диагностика социальных отношений клиентов социальных служб – одна из часто используемых на практике социально-психологических технологий. Здесь имеют место как определённые достижения, так и трудности.
Для развития социально-психологической компетентности персонала обычно используют тренинг.
Тренинг делового общения способствует развитию социально-психологической компе- тентности. Он проводится на основе довольно четкой программы, которая определяет круг ре- шаемых проблем, цели и задачи курса, основную тему каждого занятия, примерный комплекс игр и упражнений, используемых в ходе тренинга.
Основой для составления программы социально-психологического тренинга служит опре- деление общих и конкретных целей и задач, которые должны быть решены в курсе: это может быть
повышение коммуникативной компетентности в целом, приобретение специальных навыков и умений и т.п. В зависимости от того, какая сфера делового общения выбирается в качестве центра внимания, формулируется основная тема тренинга - переговоры, ведение де- ловых бесед, организация совещания, разрешение конфликта, публичное выступление и мно- гие другие.
В ходе социально-психологического тренинга делового общения используются ролевые игры, дискуссия, кейс-стадии, а также видеотренинг.
Основной этап проведения социально-психологического тренинга включает в себя работу ведущего и участников группы по реализации поставленных задач средствами двух основных методов: ролевой (или имитационной) игры и дискуссии. Возможен и третий метод трени- ровки способностей – психогимнастический. Психогимнастика используется для отработки широкого спектра психологических умений, начиная с развития внимания и заканчивая повы- шением уровня сенситивности участников группы в тренинге, – регуляция эмоционального настроя членов группы.
Информационная безопасность-это отражение профиля, т. е. состояния национальной ин- формационной системы, которое определяет степень её готовности и возможностей преодоле- ния как внешних, так и внутренних угроз, вызовов и рисков.
Информационная безопасность необходима на всех уровнях, начиная с национального и кончая личностным. Поэтому можно говорить о национальной, региональной, организацион- ной, семейной, групповой, межличностной и личностной информационной безопасности. Их эффективность проявляется и оценивается по-разному с учётом соответствующих функций, задач и показателей [10].
Задачами информационной безопасности являются:
Актуальность проблемы информационной безопасности прежде всего связана с ролью ин- формации в современном обществе.
Особе значение в современных условиях приобретает социальная информация. Своевре- менно овладеть достоверной, объективной социальной информацией становится важнейшей задачей социальной практики.
Высокая ответственность за конечный результат принимаемого решения заставляет умело отбирать нужную, социально значимую, полезную информацию, использовать различные ис- точники и каналы доведения ее до общества.
К сожалению, социально-информационную технологию и ресурсы можно использовать не только в прогрессивных целях, но и для достижения политического, экономического, духов- ного, военного превосходства либо давления одного государства (партии, социальной группы, личности и т.д.) на другое, применяя при этом незаконные и безнравственные способы. Име- ются в виду «цветные революции», «мягкое оружие», тотальный информационный контроль, информационно-психологическая война и т.д. [12]. При этом следует учитывать тот факт, что в последнем случае влияние информации может быть исключительно сильным, способным привести к самым серьезным деформациям, вплоть до изменения психики, доведения ее до болезненного состояния, т.е. нанесения человеку серьезного социального, психологического и психического ущерба (травмы) в результате возникновения интернет- и других видов инфор- мационной зависимости [12; 13
На смену традиционным пришли современные средства криминогенного общения. Речь прежде всего идёт о шифровании информационных сообщений с помощью математических методов преобразования информации, передачи информации через специальные интернет ка- налы. Такое происходит не только в условиях свободы, но и в исправительных учреждениях при обмене информацией.
Характеристика современных средств криминогенного общения раскрыта в опубликован- ных статьях авторах [11].
К числу основных видов криминогенного общения так же относится массовое общение в условиях различных видов толпы. Массовое общение, обладая свойством психологического воздействия, влияет на поведение и деятельность участников толпы. Это свойство общения сознательно используется организаторами, зачинщиками и подстрекателями эксцессов, владе- ющими техникой воздействия. Что касается чрезвычайных происшествий, возникающих по неосторожности или в силу биологических факторов (эпидемии), или природных стихийных бедствий, то в данном случае массовое общение, как правило, строится стихийно, непроиз- вольно, хотя и не всегда.
В настоящее время эффект, наблюдаемый в условиях толпы можно сравнить с эмоциональ- ным ускорителем, эффектом «снежного кома», цепной реакцией, резонансом, индукционным процессом.
Основным средством психологического воздействия, осуществляемого участниками толпы, является слово, причем в основном экспрессивным, эмоциональная лексика: крик, свист, призывы, междометия, например, типичный крик «Наших бьют!». В результате проис- ходит внушение, заражение и т.д.
Массовое общение выступает в качестве механизма
всех видов толпы: простой, стяжатель- ской, панической и действующей агрессивной, т.е. массовых беспорядков.
Что касается конфликтов, в том числе межэтнических, последствий массовой миграции, управляемых конфликтов, «цветных» революций, информационно-психологической войны, то это не просто отдельная тема анализа, но и предметное поле во многом состоявшихся от- раслей: социально-психологической конфликтологии и безопасности.
Автор в ряде публикаций, например, таких, как «Социально-психологические технологии работы с различными группами населения». -М., 2019; «Психология социальной работы». -М., 2019, «Социальная психология безопасности: теория и практика» и др. изложил сущность мас- совых информационных технологий [14].
К их числу относятся:
-
массовые информационные технологии воздействия с помощью СМИ; -
технологии социального образования по развитию гражданского общества; -
технологии социально-правового просвещения; -
технологии социальной рекламы; -
технологии социальных сетей; -
технологии преодоления деформации социальных представлений о ценностях как носи- телях культуры и межкультурного взаимодействия.
При этом в качестве субъектов массовых информационных технологий работы с населением выступают не только официальные, но и общественные структуры, если иметь в виду функциони- рование социальной рекламы, социальных
сетей, развитие гражданского общества и т. д.
В данном случае речь должна идти о политике, социальной ответственности государства на всех уровнях перед населением, а не о реставрации пропаганды в её неприемлемом виде.
Массовые социально-психологические технологии воздействия посредством СМИ – это комплекс методов и приемов для оказания влияния на социальные представления населения.
В связи с этим следует решить вопрос о разработке и использовании идеологии в деле устранения деструктивного влияния массовых информационных технологий на социальные представления населения.
Практический аспект социальной психологии отношений и общения складывается из диа- гностики, развития коммуникативной компетентности, позитивных социальных представле- ний, а также обеспечения информационной безопасности.
Диагностика отношений и общения относится к числу востребованных.
В частности, диагностика социальных отношений клиентов социальных служб – одна из часто используемых на практике социально-психологических технологий. Здесь имеют место как определённые достижения, так и трудности.
Для развития социально-психологической компетентности персонала обычно используют тренинг.
Тренинг делового общения способствует развитию социально-психологической компе- тентности. Он проводится на основе довольно четкой программы, которая определяет круг ре- шаемых проблем, цели и задачи курса, основную тему каждого занятия, примерный комплекс игр и упражнений, используемых в ходе тренинга.
Основой для составления программы социально-психологического тренинга служит опре- деление общих и конкретных целей и задач, которые должны быть решены в курсе: это может быть
повышение коммуникативной компетентности в целом, приобретение специальных навыков и умений и т.п. В зависимости от того, какая сфера делового общения выбирается в качестве центра внимания, формулируется основная тема тренинга - переговоры, ведение де- ловых бесед, организация совещания, разрешение конфликта, публичное выступление и мно- гие другие.
В ходе социально-психологического тренинга делового общения используются ролевые игры, дискуссия, кейс-стадии, а также видеотренинг.
Основной этап проведения социально-психологического тренинга включает в себя работу ведущего и участников группы по реализации поставленных задач средствами двух основных методов: ролевой (или имитационной) игры и дискуссии. Возможен и третий метод трени- ровки способностей – психогимнастический. Психогимнастика используется для отработки широкого спектра психологических умений, начиная с развития внимания и заканчивая повы- шением уровня сенситивности участников группы в тренинге, – регуляция эмоционального настроя членов группы.
Информационная безопасность-это отражение профиля, т. е. состояния национальной ин- формационной системы, которое определяет степень её готовности и возможностей преодоле- ния как внешних, так и внутренних угроз, вызовов и рисков.
Информационная безопасность необходима на всех уровнях, начиная с национального и кончая личностным. Поэтому можно говорить о национальной, региональной, организацион- ной, семейной, групповой, межличностной и личностной информационной безопасности. Их эффективность проявляется и оценивается по-разному с учётом соответствующих функций, задач и показателей [10].
Задачами информационной безопасности являются:
-
обеспечение права личности и общества на получение информации; -
обеспечение объективной информации; -
обеспечение информационной безопасности на основе национальной информацион- ной платформы; -
борьба с криминальными опасностями в сфере информационных и телекоммуникацио- ных систем, с современными средствами криминогенного общения, с телефонным террориз- мом, отмыванием денег и т.п.; -
защита личности, организации, общества и государства от информационно-психологи- ческих, деструктивных угроз; -
борьба с клеветой, слухами, фейками, дезинформацией; -
защита интеллектуальной собственности; -
сохранение традиционных ценностей; -
преодоление интернет и других видов информационной зависимости.
Актуальность проблемы информационной безопасности прежде всего связана с ролью ин- формации в современном обществе.
Особе значение в современных условиях приобретает социальная информация. Своевре- менно овладеть достоверной, объективной социальной информацией становится важнейшей задачей социальной практики.
Высокая ответственность за конечный результат принимаемого решения заставляет умело отбирать нужную, социально значимую, полезную информацию, использовать различные ис- точники и каналы доведения ее до общества.
К сожалению, социально-информационную технологию и ресурсы можно использовать не только в прогрессивных целях, но и для достижения политического, экономического, духов- ного, военного превосходства либо давления одного государства (партии, социальной группы, личности и т.д.) на другое, применяя при этом незаконные и безнравственные способы. Име- ются в виду «цветные революции», «мягкое оружие», тотальный информационный контроль, информационно-психологическая война и т.д. [12]. При этом следует учитывать тот факт, что в последнем случае влияние информации может быть исключительно сильным, способным привести к самым серьезным деформациям, вплоть до изменения психики, доведения ее до болезненного состояния, т.е. нанесения человеку серьезного социального, психологического и психического ущерба (травмы) в результате возникновения интернет- и других видов инфор- мационной зависимости [12; 13