ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
влияния канала восприятия и условий трансляции передач и др.
В работах исследователей из МГУ под руководством Г.М. Андреевой изучались проблемы социальной перцепции, внутригруппового взаимодействия и общения, опосредованного сов- местной деятельностью.
Сотрудники лаборатории, созданной А.А. Бодалевым, работая на стыке общей и социаль- ной психологии, продуктивно исследовали специфику восприятия и понимания человека че- ловеком, влияние профессии на познание людей.
Серьезный вклад в разработку проблемы общения внесли: структурный подход Б.Д. Пары- гина; системный подход Б.Ф. Ломова; теория отношений В.Н. Мясищева; концепция А.А. Бо- далева о коммуникативном ядре личности.
Значительная часть теоретических разработок направлена на выявление специфики и зако- номерности разных видов общения. За период 20-го столетия сформировался категориальный аппарат со своими понятиями, раскрывающими механизмы и закономерности общения.
Содержание и объем этих понятий в настоящее время уточняются и сопоставляются их со- отношения. Например, термином «коммуникация» («communication») американские психо- логи характеризуют и информационные процессы и межличностное общение, в то время как в
немецкой психологии используются отдельные термины «кommunikation» и «Verkehr», го- раздо более близкие по переводу к русскоязычным словам «коммуникация» и «общение» и помимо объема и содержания понятий: «общение» и «коммуникация», важно обозначить мно- гоплановость и многоаспектность процессов межличностного и межгруппового общения.
В отечественной и зарубежной литературе имеется множество работ, посвященных кон- фликтологии.
Таким образом,
можно констатировать, что исследования по психологии общения ведутся во всем мире весьма интенсивно [6].
Когда говорят об общении, то обычно имеют в виду процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, включающий обратную связь, в результате чего осуществляется обмен информацией, ее восприятие и познание участниками общения, а также их влияние друг на друга и взаимодействие по достижению изменений в деятельности. Схематично общение можно представить следующим образом: передатчик, отправитель; по- лучатель, приемник, адресат; канал связи; шум, сигнал; код, декодер.
К структуре общения относятся: коммуникативно-информационный компонент, означаю- щий прием и передачу сообщений и предполагающий обратную связь, в основе этого компо- нента лежит психологический контакт; познавательный аспект, основанный на процессе вос- приятия и понимания людьми друг друга; интерактивная (контактная) сторона, связанная с процессом воздействия, поведения.
Выделяют различные виды общения.
Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (устная и письменная речь) и невербальные (неречевые) средства общения.
Невербальные средства общения делятся на три группы: визуальные; акустические; так- тильные.
Функции общения многообразны. Выделяют такие функции, как информационно-комму- никативная, регулятивно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная.
Во время общения возникают те или иные «трудности». Следствием их обычно оказыва- ется полное или частичное недостижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которую общение сопровождало.
В социально-психологической литературе используется понятие «деловое общение», направленное на обеспечение переговоров, ведения совещаний и официальной переписки, на высокую эффективность публичных выступлений. В
конкретной профессиональной области деловое общение имеет свою специфику и называется профессиональным, а иногда служеб- ным, должностным, уставным.
Деловое общение – это вид общения, который является нормативно одобренным, жестко регламентированным и функционирующим в какой-либо сфере для решения определенных задач. Основой делового общения является деловая беседа. Беседы в ходе делового общения в отличие от повседневных бесед характеризуются прежде всего своей целенаправленностью. Обычно выделяют такие фазы деловой беседы, как ее начало, передача информации, аргумен- тирование, опровержение доводов собеседника, принятие решений. К числу основных видов делового общения относятся: публичное выступление, деловое совещание, деловые перего- воры и т.п.
Важным видом делового общения является управленческое общение. Управленческое об- щение можно определить как общение, вызванное необходимостью осуществления управлен- ческих функций с учетом обратной связи (Аверченко Л.К.). Как правило, оно реализуется в одной из стилей: официальном, профессионально-этическом, фамильярном.
Управленческое общение имеет целью добиться от подчиненных необходимого стиля по- ведения с помощью следующих форм воздействия: приказ, убеждение, внушение, критика, по- ощрение, похвала, наказание.
К числу главных критериев, характеризующих нормальное состояние общения и социаль- ных отношений, можно отнести прежде всего их соответствие стандартам. Отклонение от них приводит к деформации социальных отношений, что означает их несоответствие общеприня- тым правовым, экономическим, нравственным и культурным нормам, регулирующим отноше- ния в сфере государства,
экономики и общества.
С 90-х XX века произошли изменения в содержании различных видов деформации обще- ния и социальных отношений. Произошли изменения и в области изоляционной, жестко-нор- мативной, нравственной и криминальной деформации.
Формально изоляционная деформация исчезла. Но фактически она продолжает существовать в силу действия санкций. Вроде бы канула в лету и жестко-нормативная деформация. На самом деле происходит нечто другое – трансформация одних видов массовой деформации в другие. На первое место вышли нравственная и криминальная деформация, что находит свое выражение прежде всего в деформации социальных представлений о моделях достижения успеха [10].
С точки зрения социальной психологии в качестве механизма приготовления и совершения преступления, прежде всего, выступает криминогенное общение.
Криминогенное общение – это особый вид общения, который используется для подготовки, конспирации и совершения преступлений.
По своей структуре криминогенное общение аналогично нормальному, обыкновенному.
Но по целям, содержанию и функциям - антипод.
Практика применения иносказания, тайнописи, т.е. эзоповского языка, основанного на его трансформации, имеет давнюю историю. Специальные средства общения используются в ряде сфер профессиональной деятельности, в том числе в правоохранительных структурах, деятель- ности дипломатических, специальных служб при организации работы и обеспечения контр-
мер, связанных с обеспечением информационной безопасности.
Автор в ряде публикаций (монографии, учебных пособиях, учебнике «Пенитенцирная пси- хология». М., 2021, статьях) изложил трансформацию этого явления. Приходится констатиро- вать, что преступность идёт в ногу, так сказать, со временем, не отстаёт от научно-техниче- ского прогресса. Об этом со всей очевидностью говорят результаты «модернизации» средств криминогенного общения. «Цифровизация» и здесь сказала своё весомое слово. Правда, лучше было бы, если в данном случае всё обстояло наоборот. Регресс здесь уместен. Но, увы. Вместо традиционных в настоящее время стали использоваться современные средства, что значи- тельно увеличивает возможности криминального мира. Поэтому со всей остротой встаёт за- дача, связанная с разработкой технологий по противодействию современным средствам кри- миногенного общения. В этом заключается актуальность рассматриваемой проблемы.
Однако современные средства криминогенного общения оставались долгое время вне поля зрения исследователей.
Только в 2015 году в статье «Организованная преступность и коррупция» автор предельно четко показал, что криминогенное общение – это ключ для понимания природы организованной преступности. Более ёмко этот вывод был раскрыт затем в 2016г. в соответствующей монографии.
Современные средства криминогенного общения в той или иной степени затрагивались
В работах исследователей из МГУ под руководством Г.М. Андреевой изучались проблемы социальной перцепции, внутригруппового взаимодействия и общения, опосредованного сов- местной деятельностью.
Сотрудники лаборатории, созданной А.А. Бодалевым, работая на стыке общей и социаль- ной психологии, продуктивно исследовали специфику восприятия и понимания человека че- ловеком, влияние профессии на познание людей.
Серьезный вклад в разработку проблемы общения внесли: структурный подход Б.Д. Пары- гина; системный подход Б.Ф. Ломова; теория отношений В.Н. Мясищева; концепция А.А. Бо- далева о коммуникативном ядре личности.
Значительная часть теоретических разработок направлена на выявление специфики и зако- номерности разных видов общения. За период 20-го столетия сформировался категориальный аппарат со своими понятиями, раскрывающими механизмы и закономерности общения.
Содержание и объем этих понятий в настоящее время уточняются и сопоставляются их со- отношения. Например, термином «коммуникация» («communication») американские психо- логи характеризуют и информационные процессы и межличностное общение, в то время как в
немецкой психологии используются отдельные термины «кommunikation» и «Verkehr», го- раздо более близкие по переводу к русскоязычным словам «коммуникация» и «общение» и помимо объема и содержания понятий: «общение» и «коммуникация», важно обозначить мно- гоплановость и многоаспектность процессов межличностного и межгруппового общения.
В отечественной и зарубежной литературе имеется множество работ, посвященных кон- фликтологии.
Таким образом,
можно констатировать, что исследования по психологии общения ведутся во всем мире весьма интенсивно [6].
Когда говорят об общении, то обычно имеют в виду процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, включающий обратную связь, в результате чего осуществляется обмен информацией, ее восприятие и познание участниками общения, а также их влияние друг на друга и взаимодействие по достижению изменений в деятельности. Схематично общение можно представить следующим образом: передатчик, отправитель; по- лучатель, приемник, адресат; канал связи; шум, сигнал; код, декодер.
К структуре общения относятся: коммуникативно-информационный компонент, означаю- щий прием и передачу сообщений и предполагающий обратную связь, в основе этого компо- нента лежит психологический контакт; познавательный аспект, основанный на процессе вос- приятия и понимания людьми друг друга; интерактивная (контактная) сторона, связанная с процессом воздействия, поведения.
Выделяют различные виды общения.
Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (устная и письменная речь) и невербальные (неречевые) средства общения.
Невербальные средства общения делятся на три группы: визуальные; акустические; так- тильные.
Функции общения многообразны. Выделяют такие функции, как информационно-комму- никативная, регулятивно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная.
Во время общения возникают те или иные «трудности». Следствием их обычно оказыва- ется полное или частичное недостижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которую общение сопровождало.
В социально-психологической литературе используется понятие «деловое общение», направленное на обеспечение переговоров, ведения совещаний и официальной переписки, на высокую эффективность публичных выступлений. В
конкретной профессиональной области деловое общение имеет свою специфику и называется профессиональным, а иногда служеб- ным, должностным, уставным.
Деловое общение – это вид общения, который является нормативно одобренным, жестко регламентированным и функционирующим в какой-либо сфере для решения определенных задач. Основой делового общения является деловая беседа. Беседы в ходе делового общения в отличие от повседневных бесед характеризуются прежде всего своей целенаправленностью. Обычно выделяют такие фазы деловой беседы, как ее начало, передача информации, аргумен- тирование, опровержение доводов собеседника, принятие решений. К числу основных видов делового общения относятся: публичное выступление, деловое совещание, деловые перего- воры и т.п.
Важным видом делового общения является управленческое общение. Управленческое об- щение можно определить как общение, вызванное необходимостью осуществления управлен- ческих функций с учетом обратной связи (Аверченко Л.К.). Как правило, оно реализуется в одной из стилей: официальном, профессионально-этическом, фамильярном.
Управленческое общение имеет целью добиться от подчиненных необходимого стиля по- ведения с помощью следующих форм воздействия: приказ, убеждение, внушение, критика, по- ощрение, похвала, наказание.
К числу главных критериев, характеризующих нормальное состояние общения и социаль- ных отношений, можно отнести прежде всего их соответствие стандартам. Отклонение от них приводит к деформации социальных отношений, что означает их несоответствие общеприня- тым правовым, экономическим, нравственным и культурным нормам, регулирующим отноше- ния в сфере государства,
экономики и общества.
С 90-х XX века произошли изменения в содержании различных видов деформации обще- ния и социальных отношений. Произошли изменения и в области изоляционной, жестко-нор- мативной, нравственной и криминальной деформации.
Формально изоляционная деформация исчезла. Но фактически она продолжает существовать в силу действия санкций. Вроде бы канула в лету и жестко-нормативная деформация. На самом деле происходит нечто другое – трансформация одних видов массовой деформации в другие. На первое место вышли нравственная и криминальная деформация, что находит свое выражение прежде всего в деформации социальных представлений о моделях достижения успеха [10].
С точки зрения социальной психологии в качестве механизма приготовления и совершения преступления, прежде всего, выступает криминогенное общение.
Криминогенное общение – это особый вид общения, который используется для подготовки, конспирации и совершения преступлений.
По своей структуре криминогенное общение аналогично нормальному, обыкновенному.
Но по целям, содержанию и функциям - антипод.
Практика применения иносказания, тайнописи, т.е. эзоповского языка, основанного на его трансформации, имеет давнюю историю. Специальные средства общения используются в ряде сфер профессиональной деятельности, в том числе в правоохранительных структурах, деятель- ности дипломатических, специальных служб при организации работы и обеспечения контр-
мер, связанных с обеспечением информационной безопасности.
Автор в ряде публикаций (монографии, учебных пособиях, учебнике «Пенитенцирная пси- хология». М., 2021, статьях) изложил трансформацию этого явления. Приходится констатиро- вать, что преступность идёт в ногу, так сказать, со временем, не отстаёт от научно-техниче- ского прогресса. Об этом со всей очевидностью говорят результаты «модернизации» средств криминогенного общения. «Цифровизация» и здесь сказала своё весомое слово. Правда, лучше было бы, если в данном случае всё обстояло наоборот. Регресс здесь уместен. Но, увы. Вместо традиционных в настоящее время стали использоваться современные средства, что значи- тельно увеличивает возможности криминального мира. Поэтому со всей остротой встаёт за- дача, связанная с разработкой технологий по противодействию современным средствам кри- миногенного общения. В этом заключается актуальность рассматриваемой проблемы.
Однако современные средства криминогенного общения оставались долгое время вне поля зрения исследователей.
Только в 2015 году в статье «Организованная преступность и коррупция» автор предельно четко показал, что криминогенное общение – это ключ для понимания природы организованной преступности. Более ёмко этот вывод был раскрыт затем в 2016г. в соответствующей монографии.
Современные средства криминогенного общения в той или иной степени затрагивались