ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 263
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тонкие купола, особенно капроновые, очень легко прожигаются искрами. По этой причине вблизи парашютов запрещается курить.
Резиновые детали разрушаются не только от механических воздействий, но и от света и мороза.
Вредные факторы:
• сырость и плесень;
• солнечная радиация;
• агрессивные вещества — кислоты, горюче-смазочные материалы, краски. Эти вещества несложно найти на аэродромах, особенно вблизи стоянок авиатехники.
От большинства вредных воздействий во, время хранения и транспортировки парашют может спасти
\ сумка из плотного брезента, авизента, или более со- \ временных материалов, таких, как кордура.
Если с парашютом не планируется прыгать некоторое время (по крайней мере, две недели или больше), его желательно распустить.
Может показаться смешным, но сохранности куполов угрожают еще и кузнечики. Летом они оказываются в куполе после приземления и, желая выбраться наружу, прогрызают небольшие дырки.
Из основных частей парашюта самой недолговечной являются стропы. Современные спортивные купола рассчитаны на несколько тысяч прыжков, со| временем, конечно их летные характеристики заметно ухудшаются от того, что ткань выбивается и начинает сильнее пропускать воздух. Но стропы служат много меньше: ресурс Microline — 800 прыжков, Vectran — 600, Dacron — 1000. Производители парашютов выпускают комплекты строп для замены. Выполнить работу по замене строп может квалифицированный риггер аэроклуба, а также фирмы, производящие парашюты.
Наиболее часто стропы разрушаются в месте их крепления к кольцам свободных концов (рис. 82).
Если на рапид-линках (молье), к которым привязаны стропы, не установлены бампера, при раскрытии парашюта стропа оказывается между двумя соударяющимися железками — рапид-линком и кольцом слайдера. В таких условиях стропа разрушается очень быстро. Кроме того, ударяясь о рапид-линк, кольцо слайдера сминается, на нем могут появиться зазубрины, которые в дальнейшем будут пилить стропы. По этим причинам, если на парашюте не используются софт-линки, применение бамперов крайне желательно.
Рапид-линки необходимо затягивать ключом или плоскогубцами. Гайка рапид-линка, затянутая от руки,
Рис. 82. Соединение строп со свободными концами (сверху вниз): рапид-линк, рапид-линк с матерчатым бампером, софт-линк со временем может раскрутиться. Если используются софт-линки, их колечки (или мягкие флажки) следует пришивать.
Стропы управления парашютов следует периодически раскручивать — лучше всего при каждой укладке, если позволяет время. Если этого не делать, однажды может получиться так, что одна стропа будет закручена сильно, а вторая почти не закручена. Закрученная стропа имеет меньшую длину, что отразится на управлении куполом.
РАНЦЫ
Большинство современных ранцев сшито из синтетических материалов, которые гораздо толще и прочнее ткани куполов. Однако их также следует беречь от влаги, света и агрессивных веществ.
Металлическая фурнитура большинства ранцев сделана из сплавов, подверженных коррозии.
Заржавевшая железная деталь становится шершавой и начинает разрушать трущиеся о нее ленты и ткань. Возможна деформация люверсов (на клапанах, камере), при грубом обращении с ранцем люверсы могут вылезать из своих мест. В этих случаях их необходимо заменить,.
Ленты подвесной системы могут истираться, например при неудачном приземлении на бетон или асфальт. При этом также могут быть повреждены металлические пряжки.
Следует избегать попадания материи между двумя железными деталями в тех местах, где это возможно.
Наиболее быстро изнашиваемые детали ранцев, за состоянием которых надо постоянно следить и своевременно производить замену: все резинки, липучки, петли зачековки контейнеров.
На старых ранцах производства Ивановского завода «Полет» использовались жесткости из плексигласа. Они выдерживали тридцать—пятьдесят прыжков, затем ломались. На современных ивановских ранцах жесткости не ломаются, но так же плохо выполняют свою задачу из-за плохой подгонки клапанов. В результате такие ранцы не отвечают спецификации freefly-ready, так как клапаны могут самопроизвольно открываться воздушным потоком или просто при надевании спортсменом парашютной системы.
Freefly-ready — неофициальная характеристика па-., рашютных систем, означающая пригодность системы к прыжкам с увеличенной скоростью свободного падения, например фрифлай (freefly), фристайл (freestyle). Некоторые парашютные системы имеют не очень хоро- • lira подогнанные клапаны, на некоторых — невозможно полностью спрятать под клапаны стренгу. На таких i системах указанные детали может выдуть воздушным -.
t
потоком, что приведет к непреднамеренному преждевременному раскрытию парашюта. Если при обычных прыжках со скоростью падения порядка 50 м/с незапланированное раскрытие опасно лишь своей неожиданностью, то при падении вниз головой со скоростью »70 м/с перегрузки могут привести к серьезным послед- ствиям. Прибор ППК-У также иногда может преждевременно срабатывать в свободном падении и раскрывать парашют, поэтому его использование для скоростных видов прыжков запрещено.
СТРАХУЮЩИЕ ПРИБОРЫ
Cypres, Astra, Vigil
Для надежной и точной работы прибора следует своевременно производить регламентные работы и замену элементов питания.
Ранцы с установленным в них прибором типа Cypres нельзя ставить «вверх ногами», как некоторые делают при укладке мягкой медузы в ее карман. При этом может возникнуть сильный перегиб провода
Cypres около пульта управления. Вообще нельзя допускать сильных перегибов проводов Cypres, особенно вблизи разъемов. При установке и снятии прибора с системы не допускается тянуть за провода.
Прибор следует беречь от воды: если планируются прыжки на воду, его следует снять с парашютной системы. Cypres-2 допускает попадание в воду, но после этого необходимо поменять фильтр.
Центральный блок устанавливается в контейнере запасного парашюта и мало подвергается внешним воздействиям. Пульт управления имеет защищенный металлический корпус, но тем не менее с ним следует аккуратно обращаться — у него есть хрупкий ЖК-дисплей.
В любом случае следует внимательно прочитать инструкцию, там можно найти для себя много нового.
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 19
ППК-У
При эксплуатации ППК-У необходимо следить за отсутствием сильных перегибов шланга со стороны его соединения с прибором, где гибкая металлическая оболочка шланга уходит под жесткую металлическую муфту (рис. 83). Это особенно актуально на спортивных системах, где при распущенном основном и уложенном запасном парашютах прибор болтается на шланге без какой-либо поддержки как раз в его самом слабом месте.
При взведении прибора следует тянуть за петлю так, чтобы трос шел параллельно оси шланга вблизи его окончания, иначе трос будет усиленно изнашиваться и закручиваться кольцами. Были случаи, когда при взведении прибора укладчик, с большим усилием потянув за трос перпендикулярно направлению его выхода из шланга, отрывал крепежную пластину на ранце Д-1-5У.
■
Данный прибор, как и любое механическое устройство, боится ударов. Хотя его надежность достаточно высока, все же не следует бросать парашют с установленным ППК-У на твердую поверхность. Если на крышке прибора разбито или треснуло стекло, продолжать его эксплуатацию нельзя. Прибор следует беречь от воды. Если на внутренней стороне стекла циферблатов сконденсировалась влага, прибор нужно отправить на регламентные работы.
Чтобы пружина не теряла своей упругости, она не должна быть в сжатом состоянии слишком долго, то есть, если планируется длительное время не использовать прибор, надо вытащить шпильку и дать ему сработать.
Максимальное усилие пружина создает в начале рабочего хода, поэтому при монтаже прибора на пара-
Рис. 83. Повреждение оплетки шланга ППК-У
Рис. 84. Варианты монтажа соединения петли ППК-У к шпильке запасного парашюта на спортивных системах: ранцы «Комфорт»
Ивановского завода «Полет» (слева) и «Ретал-М» Томилинского завода «Звезда» (справа)
шютную систему необходимо сдвигать регулировочную гайку по возможности ближе к краю шланга, устраняя слабину троса при подсоединенной петле. Кроме того, были случаи, когда излишняя слабина троса ППК-У приводила к заклиниванию системы отсоединения прибора при использовании промежуточного троса на некоторых современных парашютных системах (подобная схема установки
ППК-У используется на ранцах «Ретал», «Спирит», «Статус») (рис. 84). ППК-У часто ругают за ненадежность, говорят, что он срабатывает, когда не надо, и не срабатывает, когда надо. На самом деле этот прибор очень надежен, и его сбои являются результатом неграмотного или неаккуратного обращения, несвоевременно проводимых регламентных работ, то есть несоблюдения инструкции по эксплуатации. Инструкция предусматривает проведение регламента № 1 не реже одного раза в полгода или каждые 100 срабатываний; регламента № 2 — не реже раза в год или каждые 10 срабатываний.
Перед каждым боевым применением (то есть во время прыжка) прибор положено -сработать два раза вхолостую. Регламент № 1 подразумевает осмотр, промывку и смазку вытяжного механизма, при необходимости — замену шланга и троса, проверку точности срабатывания. Регламент № 2 — то же самое плюс разборка корпуса, промывка, смазка часового механизма, регулировка, сборка, проверка в барокамере.
БЕЗОПАСНОСТЬ
Парашютные прыжки относят к потенциально опасной деятельности, однако данное занятие занимает далеко не первое место по травматизму и гибели. По статистике, количество прыжков, приведших к нежелательным последствиям, невелико по отношению к их общему числу, и оказывается, что прыгать с парашютом безопаснее, чем, например, играть в футбол или переходить проезжую часть.
Все это достигается благодаря серьезному подходу к вопросам безопасности и основательной подготовке парашютистов к возможным нештатным ситуациям.
К нештатным ситуациям при выполнении парашютных прыжков можно отнести:
• отказы парашютов;
• приземления вне площадки приземления;
• отказы авиационной техники;
• столкновения парашютистов в воздухе. Рассмотрим все эти случаи, необходимые действия парашютиста, а также меры, принимаемые для обеспечения безопасных прыжков.
ОТКАЗЫ ПАРАШЮТОВ
Чаще всего причинами возникновения отказов являются ошибки при укладке, нечеткие действия в свободном падении и под куполом, неграмотная эксплуатация парашютной системы, использование не- правильного снаряжения.
Парашютные системы различаются по требовательности к действиям парашютиста. Например, Д-1-
5У, имея минимальные возможности по управлению, в то же время прощает раскрытия из беспорядочного падения. Напротив, самые совершенные в плане аэродинамики эллиптические купола, особенно маленькой площади, требуют от пилота при раскрытии не то что отсутствия вращения — даже небольшой перекос тела может привести к отказу. Можно проследить такую тенденцию: чем меньше площадь парашюта, тем более четкие действия необходимы для его раскрытия и управления и тем выше вероятность отказов. Также действует общее техническое правило: чем проще система, тем она надежнее.
Полные отказы
К полным отказам относят случаи, когда основной парашют не вышел из чехла (камеры). По американской классификации такие отказы называют скоростными. Это означает, что скорость падения парашютиста в этих случаях высока и составляет более 30 м/с. Шансы выжить при приземлении с такой скоростью минимальны.
Невозможность выдернуть кольцо (броситьмедузу)
Парашютист не может найти кольцо (или бобышку медузы) или ему не хватает сил, чтобы выдернуть кольцо (достать медузу из кармана). Такое чаще случается с малоопытными парашютистами.
Возможна ситуация, когда парашютист не может найти бобышку мягкой медузы там, где она должна находиться (бобышка оторвана или убрана глубоко в карман медузы). Если при этом в руку попалась стренга, тянуть за нее не следует, иначе можно расчековать ранец, оставив медузу в кармане. В результате возникнет отказ типа дуга (см. ниже).
Если до высоты принятия решения раскрыть основной парашют не удалось, необходимо ввести в действие запасной.
Нерасчековка ранца
Причиной является нарушение правил укладки (не-расколлапсирована медуза, неправильно вставлена шпилька, слишком короткая петля и др.) Действия по устранению отказа могут быть следующими:
• для парашютов с жесткой медузой основного парашюта — додернуть кольцо;
• при зависании на медузе — додернуть рукой стренгу (для этого, возможно, понадобится принять в воздухе положение сидя);
• побить локтями по ранцу.
Если устранить отказ не удалось, необходимо применить запаску.
Дуга
Дугой (у американцев — подкова) называют ситуацию, при которой парашют (купол и стропы) вышел из ранца, но зацепился верхней частью за детали парашютной системы, снаряжения или конечности парашютиста. Зацепленным обычно оказывается вытяжной парашют или его стренга. При этом чаще всего купол остается в камере (чехле), но может и выйти из нее.
Причиной данного отказа может быть неправильное положение тела при раскрытии (например, рас- крытие на спине или из сальто), некоторые элементы одежды и обуви (крючки, шнурки, резинки), неправильное бросание медузы.
Если есть запас высоты, можно попытаться устранить зацеп. Если это не удается либо недостаточно высоты, нужно применять запаску.
Несход чехла (камеры)
Обычно в процессе раскрытия после выхода чехла (камеры) из ранца стропы начинают выходить из сот, чехол удаляется от ранца. После вытягивания строп на всю длину чехол не может больше удаляться от ранца, останавливается, и его клапан рывком расчековывает-ся. Если этого не произошло, то, скорее всего, уже не удастся никакими действиями расчековать чехол. Круглые парашюты имеют длинные стропы, дерганье которых не окажет какого-либо заметного воздействия на чехол. Поэтому при несходе чехла можно сразу переходить к действиям по вводу запаски. На «крыльях» стропы короче, можно пытаться делать резкие рывки за свободные концы, но если камера сразу не расчеко-валась, то вряд ли удастся помочь ей в этом. Скорее, камера упадет на голову парашютиста^ Так что лучше не терять высоту на бесполезные действия, а использовать запасной парашют.
Частичные отказы
Отказ называется частичным, если хотя бы часть основного парашюта вышла из чехла (камеры).
Скорость падения парашютиста в этих случаях ниже, чем при полном отказе (менее 30 м/с). Это означает, что у парашютиста есть больше времени на действия по устранению отказа или вводу запаски.
Несход слайдера
Отказ характерен только для парашютов типа «крыло», так как на большинстве круглых куполов слайдер не используется. В данной ситуации слайдер висит под куполом или на стропах и не спускается вниз до основания строп. Происходит это из-за попадания строп или ткани купола в кольца слайдера и заклинивания. Также возможно попадание ограничительных таблеток в кольца слайдера — при использовании несоответствующих комплектующих.
Для устранения несхода слайдера можно прокачать купол, дергая за задние свободные концы или, что более эффективно, за петли управления, если они расче-кованы. Дергать надо резко и с большой амплитудой.
Особенностью некоторых моделей парашютов является то, что после выхода купола из камеры слайдер остается висеть под куполом некоторое время, но затем самостоятельно спускается. В качестве примера можно привести купола Spectre, Safire, Cobalt.
На некоторых куполах со стропами из СВМ и потертого уже дакрона слайдер не сходит самостоятельно и ему нужно помочь. Это вызвано относительно высоким коэффициентом трения названных материалов. Примеры таких парашютов: «Талка-3» («Радар»), некоторые экземпляры
ParafoiL Для данных парашютов это не является отказом. Хотя, если говорить более строго, это все же отказ, возникающий и устраняемый при каждом раскрытии данных парашютов.
В любом случае, если на высоте принятия решения слайдер все еще не сошел, необходимо применить запасной парашют.
Перехлест
Одна или несколько строп перекинуты через купол и стягивают его, не давая правильно работать.
Возникает перехлест, если неправильно или не полностью пролистан купол. Если не пролистаны
«уши» парашюта-«крыло» или часть кромки круглого парашюта, то при раскрытии эта часть пытается наполниться внутрь купола и выходит наружу в произвольном месте, захватывая часть строп.
Также перехлест может возникнуть, если парашют уложен без камеры (например, на купольную акробатику) и при раскрытии парашютист падает беспорядочно.
Для устранения перехлеста можно:
• попытаться сдернуть перехлестнувшие стропы (если перехлест близко к краю купола);
• обрезать стропорезом перехлестнувшие стропы, если их нельзя сдернуть и их обрезание не приведет к нарушению работы парашюта.
Для «крыльев» перехлест в большинстве случаев устранить не удается из-за особенностей двухоболочко-вого купола. Обрезать стропы в данном случае нельзя, так как это приведет к отказу типа
порыв строп.
Если на высоте принятия решения устранить отказ не удалось, необходимо раскрывать запаску.
Порывкупола