ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 262
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Порыв купола чаще всего происходит во время раскрытия, так как нагрузка на ткань в это время максимальная.
На любой круглый парашют нашиты силовые.ленты, которые как бы делят купол на ячейки. Отказом считается порыв, повреждающий более одной силовой ленты (то есть занимающий более двух ячеек).
Для «крыла» отказом считается любой порыв, в результате которого купол становится недостаточно устойчив и стабилен. Из-за двухоболочковой конструкции крыла порыв верхней оболочки не виден снизу, если только он не подсвечен солнцем. Наличие такого порыва можно определить по нестабильному состоянию купола (одна или несколько секций подскладывают-ся, не держат давление).
Так как устранить порыв в воздухе невозможно, необходимо использовать запасной парашют.
Порыв строп
Для круглых парашютов отказом считается порыв шести или более строп в разных местах или не менее четырех строп, расположенных рядом. Вследствие порыва строп купол не работает всей площадью и нестабилен.
Для «крыльев» порыв даже одной стропы может стать неустранимым отказом, если это стропа первого или второго ряда, так как при этом начинает подскла-дываться передняя кромка, закрывая сопла. Если порваны стропы третьего и четвертого ряда, это менее критично, и в некоторых случаях, если купол не слишком быстрый, можно работать на таком поврежденном парашюте (не принимайте это как рекомендацию). Скорее всего, возникнет вращение купола, так как стропы крайне редко рвутся симметрично.
Порыв стропы управления парашюта-«крыло» при правильной регулировке не приводит к вращению, и куполом можно управлять с помощью задних свободных концов. Если вращение все же возникает, его можно компенсировать задними свободными концами. Если парашютист не уверен в том, что сможет управлять и безопасно приземлить купол с помощью задних лямок, лучше приземляться на запаске.
Причиной порыва строп может служить их сильный износ (истирание) в процессе эксплуатации, а также повреждение в результате физического, термического или химического воздействия. Обычно стропы рвутся при перегрузке, возникающей во время раскрытия, чаще всего в месте крепления к сво- бодным концам.
Устранить порыв строп невозможно и необходимс применять запасной парашют.
Закрутка строп
Для круглых парашютов не критична. Купол, наполняясь, сгоняет закрутку к свободным концам.
Чтобь быстрее раскрутиться, следует тянуть свободные концы в противоположные стороны и вращать ногам* в сторону закрутки.
Для «крыльев» ситуация опаснее. Закрутка обычнс возникает под слайдером и не дает ему спуститься дс конца вниз, в результате купол остается зажатым и снижается с увеличенной вертикальной скоростью. Пр* закрутке невозможно управлять куполом.
Закрутка может быть задана при укладке (перекос свободных концов, закручивание пучка строп, переворачивание камеры) или раскрытии парашюта (неравномерный выход камеры из ранца, вращение или перекос тела парашютиста).
В отличие от круглых парашютов, у «крыльев» тянуть свободные концы в стороны нельзя, так как пр* этом закрутка уходит вверх, загоняя туда же слайдер. Необходимо, наоборот, сдвинуть свободные концы поближе, чтобы согнать закрутку на них и позволить слайдеру опуститься ниже, что позволит куполу полностью расправиться. Затем можно раскручиваться, вращая ногами и отталкиваясь руками от строп над витками закрутки. Все это время не следует забывать о контроле высоты.
При закрутке нельзя пользоваться стропами управления, так как после втягивания стропы из-за трения в закрученном жгуте она не будет возвращаться вверх, сохраняя управляющее воздействие на купол, что может усугубить опасность положения.
Если закрутка задана перекосом свободных концов или втянута стропа управления, купол
Продолжает закручивать стропы. Если купол продолжает вращаться и закручивать стропы, то закрутка называется прогрессирующей, ее устранение практически невозможно.
Закрутка над слайдером может возникнуть уже после нормального раскрытия, то есть на полностью рабочем куполе, в результате действий парашютиста: при слишком резком вводе стропы управления купол начинает быстро разворачиваться, а тело парашютиста, имеющее намного большую массу (более инертное), не успевает развернуться столь быстро. Купол закручивает стропы над слайдером. Если закрутка не прогрессирует и достаточно высоты, можно попытаться раскрутиться.
Если на высоте принятия решения раскрутиться не удалось, необходимо воспользоваться запаской.
При закрутке, особенно прогрессирующей, на вы-сокозагруженных парашютах спортсмена может вращать вокруг купола, причем частота вращения может нарастать. В таких случаях не следует медлить с отцепкой, так как при достижении некоторой критической частоты вращения центробежная сила будет такой, что парашютисту не хватит сил дотянуться до подушки отцепки и спасти его сможет только страхующий прибор (раскрыв запаску во вращении с очень высокой вероятностью спутывания двух куполов). Дергать подушку в таких случаях следует двумя руками.
Самоотцепка свободного конца
Один свободный конец отцеплен, и парашютиста с парашютом связывает только второй. В таком положении парашют никак не может работать, необходимо отцепить второй конец и раскрыть запаску.
Причинами могут стать неправильное снаряжение (слишком короткие троса отцепки), неграмотная эксплуатация системы (троса отцепки необходимо подтягивать до упора при укладке или перед надеванием] системы), непреднамеренное выдергивание троса отцепки в воздухе другим парашютистом при групповой работе и др.
Прочие проблемы
Помимо отказов парашюта при прыжке, возможны прочие проблемы, которые по своей потенциальной опасности и необходимым действиям парашютиста
; можно приравнивать к отказам, хотя они, строго говоря, таковыми не являются.
Затенение
В свободном падении позади тела парашютиста создается зона затенения, закрытая от набегающего потока. На парашютных системах с жесткой медузой нередко возникает ситуация, когда после выдергивания парашютистом кольца медуза, выпрыгнув из ранца, попадает в зону затенения и, прикрытая от набегающего потока, не вытаскивает из ранца основной парашют. Для устранения проблемы необходимо изменить положение тела, например выставить в сторону напряженную руку
(тело повернет набок) или встать в небольшое пикирование, чтобы плотный встречный поток воздуха смог подхватить вытяжной парашют. Для профилактики ситуации можно сразу доворачивать тело вбок при раскрытии (на круглых парашютах), раскрываться в небольшом пикировании (ПО-16, ПО-17) или использовать жесткую медузу с достаточно мощной пружиной.
Мягкая медуза была придумана, чтобы исключить попадание в затенение, так как парашютист вручную бросает медузу на расстоянии вытянутой руки в стороне от своего тела. Но ив этом случае возможна оплошность. Начинающий парашютист может собственноручно закинуть мягкую медузу себе за спину, в зону затенения. Мягкая медуза может попасть за спину и вследствие неграмотной укладки стренги, если часть, уложенная в медузе, слишком короткая.
Штопор
Очень быстрое и неконтролируемое вращение тела в горизонтальной плоскости называется штопором. Такое иногда случается с начинающими спортсменами-парашютистами.
В принципе, для остановки быстрого вращения достаточно сделать ввод на спираль в противоположную сторону. Проблема в том, что начинающий спортсмен еще не умеет этого делать.
Раскрытие в таком сильном вращении может привести к проблемам с парашютом, особенно если это парашют-«крыло».
Устранить данную ситуацию в программе обучения AFF помогает инструктор, находящийся рядом со студентом. В классической «второй программе» парашютист учится задавать и останавливать вращение, прыгая сначала с небольшими задержками раскрытия и с парашютом, допускающим раскрытие из любого положения. Только после освоения данных навыков спортсмен начинает осваивать более строгие типы куполов.
Незацепление/обрыв вытяжного фала
При прыжках на принудительное раскрытие (стягивание чехла) парашют раскрывается с помощью вытяжной веревки (фала), зацепленной карабином за трос в летательном аппарате. Карабин имеет специальную защелку для предотвращения случайного отстегивания. При этом вытяжного парашюта нет, его заменяет веревка. Если в момент отделения от летательного аппарата карабин не был пристегнут (отстегнулся из-за' неправильного зацепления) или веревка по какой-то причине оборвалась, парашют не может раскрыться. Попав в данную ситуацию, парашютист должен применить запасной парашют.
То же самое может произойти при прыжках на стабилизацию, действия парашютиста аналогичны.
Зависание за самолетом
При прыжках на принудительное раскрытие парашюта возможен случай, когда парашютист, отделившись от самолета, висит на парашюте, а парашют зацеплен за самолет. Проблема может возникнуть из-за неправильной укладки (использование обрывной стропы более прочной, чем необходимо), а также из-за какого-либо зацепа в самолете.
Возможные способы устранения:
• выпускающий отрезает ножом вытяжной фал или другую часть парашюта, зацепленную за самолет (наиболее вероятный вариант);
• парашютист с помощью своего стропореза отрезает свободные концы или стропы парашюта;
• выпускающий спускает парашютисту нож с грузом на веревке, имеющейся в специальном спасательном комплекте на борту самолета, после чего парашютист отрезается от парашюта;
• выпускающий подает парашютисту веревку с карабином и грузом на конце (из спасательного комплекта), парашютист цепляет карабин к подвесной системе, после чего выпускающий втягивает зависшего парашютиста обратно в самолет (для этого потребуется очень много усилий, без помощников просто не обойтись. Вариант маловероятен).
После возникновения зависания парашютист должен установить визуальный контакт с выпускающим, дать ему понять, что он может выполнять адекватные действия. Ни в коем случае не раскрывать запасной парашют до устранения зависания, так как при этом в худшем случае можно вывести из строя самолет. Если происходит отрезание, приготовиться к вводу в действие запаски и раскрыть ее сразу же после того, как основной парашют отделен от самолета (или парашютиста).
Зацеп медузы за стропы
В некоторых случаях парашют во время раскрытия мотается и резко ныряет в какую-либо сторону, что может быть вызвано укладкой либо являться особенностью данной модели парашюта. При этом вытяжной парашют может зацепиться за стропы вблизи кромки купола и начать стягивать купол. Такие случаи возможны на парашютах УТ-15 и «крыльях» с жесткой медузой основного купола (студенческих систем и парашютов ПО Ивановского завода «Полет»). Для куполов с мягкой медузой описанная ситуация нехарактерна.
Если в результате захвата парашют нестабилен, следует воспользоваться запаской.
Захват у парашюта-«крыло» боковых строп, идущих к «ушам», либо строп управления приводит к вращению, и если контролировать такой купол не удается, то лучше приземляться на запасном. При захвате медузой переднего ряда строп происходит деформация сопла и с большой вероятностью начинается подскладывание захваченной секции. Купол может оставаться достаточно стабильным и управляемым, но при попадании в болтанку в приземных слоях воздуха может сложиться. Поэтому, если захват не устранен, следует применить запасной парашют.
Для устранения захвата строп медузой при наличии запаса высоты можно попытаться резко кинуть купол в сторону, с которой произошел захват, и сразу же —"' в другую. Например, если захвачен первый ряд, можно взять парашют в нижний режим, резко отдать стропы управления и снова задавить их. Парашют при этом сделает клевок вперед и сразу же — торможение, при этом медуза может по инерции выйти из строп и освободить их.
Нерасчековка петли управления (клеванты)
Эта проблема возникает, как правило, из-за неправильной зачековки клевант. Также причиной может стать использование клевант, носики которых слишком туго вставляются в зачековочные петли строп управления.
Если вторая клеванта расчекована, то возникает вращение. Скорость вращения не слишком высокая, и паниковать не следует. Если высоты достаточно, то для устранения проблемы можно попытаться двумя руками освободить нерасчекованную клеванту. Даже если это не удается, можно, компенсировав вращение второй стропой управления (например, намотав на руку или зачековав ее), управлять куполом с помощью задних лямок. Конечно, если парашютист не уверен, что сможет безопасно посадить парашют, ему следует воспользоваться запаской.
Саморасчековка петли управления
Ситуация возникает, когда петли управления плохо держатся на свободных концах либо при неправильной зачековке строп управления.
При раскрытии одна стропа управления расчековы-вается, из-за чего сразу же начинается вращение купола. Если это привело, к закрутке строп, то действовать надо соответственно (см. выше). Если закрутки нет, парашютисту надо всего лишь расчековать вторую клеванту и работать штатно.
Раскрытие двух куполов
Основной и запасной парашют могут оказаться раскрытыми одновременно по нескольким причинам: вследствие ложного срабатывания страхующего прибора; низкого открытия парашютистом основного парашюта (одновременно со срабатыванием прибора на запаске); случайной расчековки запасного парашюта, возможной на некоторых системах. При ручном разблокировании страхующего прибора на запаске па-рашютист-перворазник может забыть или не успеть своевременно это сделать, и прибор расчекует ранец запасного парашюта. Для круглых парашютов данная ситуация не очень опасна. На заре развития парашютных прыжков даже считалось нормой после штатного раскрытия основного распускать запасной парашют, чтобы мягче приземляться.
Для нейтральных круглых парашютов, а также управляемых, имеющих небольшую горизонтальную скорость (Д-1-5У, ПТЛ-72), одновременная работа двух куполов серьезной проблемы не представляет, хотя и лишает парашютиста возможности управлять основным парашютом. Два купола в данном случае, как правило, держатся на некотором расстоянии друг от друга, если же они стремятся к сближению, парашютист должен потянуть за дальние от себя стропы запаски, чтобы она отошла от основного. Два наполненных круглых купола не имеют тенденции к спутыванию, возможна только одна неприятная ситуация — попадание запасного парашюта (он меньше по размерам) внутрь основного. Наиболее вероятно это может произойти при одновременном наполнении куполов. В таких условиях возникает «пульсация» — запаска затеняет основной парашют, он складывается, увеличивается вертикальная скорость, основной парашют снова наполняется и так далее — скорость снижения при этом меняется скачками от нормальной до увеличенной. Бороться с этим практически бесполезно. Если парашютисту повезет, то приземление произойдет при нормальной вертикальной скорости. Но конечно, надо рассчитывать на худший вариант.
Для парашютов типа «крыло» данная проблема имеет свои особенности.
Если в парашютной системе используется круглая запаска, то основной парашют либо будет наматываться на запасной, стараясь «задушить» его (и заодно — себя), либо, при ровном раскрытии, будет тянуть вперед и вниз, а запаска — назад, вертикальная скорость при этом высока. В купольной акробатике такая фигура называется «самосвал».
Запасной парашют ПЗ-81 может работать совместно с медленными классическими куполами-«крыло», в случае же использования более-менее скоростного основного купола ПЗ-81 можно приравнять к круглой запаске.
При совместной работе двух парашютов-«крыло» также возможно наматывание — ситуация не из приятных, поскольку чревата по крайней мере серьезны- ми травмами. Если же оба купола нормально наполнились, они могут принять один из трех вариантов взаимного расположения (как они выглядят, можно посмотреть в описании купольной акробатики в разделе «Спортивные прыжки»):
а) «Этажерка» или «биплан». Запасной парашют, упирается в основной сзади. Скорость снижения увеличена немного. Приземление в данном случае относительно безопасно. Отцеплять основной парашют не стоит, так как при отцепке его свободные концы будут выстреливать вверх, цепляясь за стропы и купол запаски. «Этажерка» управляется — рулить при этом нужно передним
(основным) куполом. При попытке управлять запаской она постарается «слезть» с основного купола и прейти в «веер» или «колокол».
б) «Веер». Два купола расположены бок о бок, планируют параллельно и могут упираться друг в друга «ушами» или находиться на некотором расстоянии. Скорость снижения по сравнению с нормальной увеличена не сильно, и приземляться в данном положении относительно безопасно.
«Веером» управлять можно, но без некоторых навыков достаточно сложно. При натяжении внешней стропы управления (например, левой клеванты левого купола) управляемый купол попытается отвернуться от второго и перейти в «колокол». Для предотвращения этого вторым куполом тоже следует управлять, плавно доворачивая его в ту же сторону. Резких движений делать нельзя. Если управлять куполами не удается, их положение нестабильно, а высоты достаточно (более 600 м), основной парашют можно отцепить. При отцепке из положения «веер» один из свободных концов основного купола может зацепиться за стропы запаски. Поэтому при отцепке этот конец надо будет отталкивать рукой, также можно перед отцепкой «развалить» купола в «колокол».
в) «Колокол». Купола направлены в противоположные стороны, при этом они поворачиваются вниз соплами, получившаяся фигура снижается с большой скоростью. Из данного положения можно попытаться перейти в «веер», потянув любой купол за стропу управления или заднюю лямку. Но лучше отцепить основной, даже если высоты осталось немного, так как запаска уже наполнена. Приземляться в «колоколе» нельзя — скорость снижения высока. Она зависит от размеров куполов, ее можно оценить
в 30 м/с. Из всех вариантов совместной работы основного и запасного парашютов выполнение отцепки в положении «колокол» наиболее безопасно.
Приземление в самолете
Что делать парашютисту, если он остался на борту один (не считая летчиков)? Возможны ситуации, когда кто-то из парашютистов не может совершить прыжок и вынужден приземляться в самолете
(вертолете). Вероятные причины:
• ухудшение самочувствия парашютиста;
• нарушение укладки парашюта (например, парашютист задел парашютом за детали самолета и расче-ковал ранец либо произошло ошибочное срабатывание страхующего прибора);
• возникновение внешних условий, не позволяющих совершить прыжок (например, диспетчер сообщает об ограничении высоты полета летательного аппарата, а парашютист из соображений безопасности не может прыгать с высоты, указанной диспетчером).
Согласно РПП-90 (Руководство по проведению прыжков), если хотя бы один парашютист остался на борту, выпускающий также должен остаться, даже если он планировал прыгать. Тем не менее ситуация,
когда парашютист остается в салоне летательного аппарата один, все же возможна, например при каких-то аварийных обстоятельствах либо если данная летная организация не принадлежит к РОСТО и имеет свои специфические инструкции для выпускающего и на момент возникновения проблем выпускающий уже отделился.
Что же делать парашютисту
Приземление в самолете
Что делать парашютисту, если он остался на борту один (не считая летчиков)? Возможны ситуации, когда кто-то из парашютистов не может совершить прыжок и вынужден приземляться в самолете
(вертолете). Вероятные причины:
• ухудшение самочувствия парашютиста;
• нарушение укладки парашюта (например, парашютист задел парашютом за детали самолета и расче-ковал ранец либо произошло ошибочное срабатывание страхующего прибора);
• возникновение внешних условий, не позволяющих совершить прыжок (например, диспетчер сообщает об ограничении высоты полета летательного аппарата, а парашютист из соображений безопасности не может прыгать с высоты, указанной диспетчером).
Согласно РПП-90 (Руководство по проведению прыжков), если хотя бы один парашютист остался на борту, выпускающий также должен остаться, даже если он планировал прыгать. Тем не менее ситуация,
когда парашютист остается в салоне летательного аппарата один, все же возможна, например при каких-то аварийных обстоятельствах либо если данная летная организация не принадлежит к РОСТО и имеет свои специфические инструкции для выпускающего и на момент возникновения проблем выпускающий уже отделился.
Что же делать парашютисту
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 19