Файл: Бизнесинформатика т. 15 1 2021 47 doi 10. 173232587814X. 2021 47. 58.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА Т. 15 № 1 – 2021 53
ком. «Ее величество» статистическая устойчивость никогда не прощает неуважения, невнимательности и медлительности. Но за понимание и такт она мо- жет наградить «по-царски»: организация получает мощный генератор новых практик. Именно в этих ситуациях появляется эффект самоорганизации, ко- торый является основой инноваций и прорывных решений.
4. Статистическая устойчивость
и цифровизация
В традиционных организациях основой ценности создаваемого продукта являлись физические свой- ства самого продукта (например, уровень потреби- тельского качества) или организация деятельности бизнеса (например, поставка «точно в срок»). В цифровых организациях продукт становится циф- ровым, его ценность основана на данных. При этом чем больше данных и программного кода связано с цифровым продуктом, тем больше появляется возможностей извлечь из него ценность [6]. В этом случае и бизнес-модели взаимодействия с другими организациями становятся цифровыми, то есть они уже принципиально основаны на данных. Цифро- выми становятся и цепочки создания ценности, в которые организация оказывается включенной на- ряду с другими цифровыми организациями. Дан- ные становятся «воздухом», которым «дышат» циф- ровые организации, а новые технологии (например, большие данные, интернет вещей, машинное об- учение и искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность, блокчейн) помогают им его производить, усваивать и использовать для по- строения новых форм организации бизнеса.
Систематическое использование информации и новых технологий оказывает сильное влияние на па- ритет процессов порождения изменений (рост раз- нообразия) и координации действий участников
(рассеяние) (таблица 1).
Анализ влияния цифровизации на баланс про- цессов порождения изменений и координации действий участников (таблица 1) показывает, что цифровизация способствует росту изменчивости и разнообразия организации. При этом одним из ограничивающих факторов роста изменчивости яв- ляется развитость процессов координации, то есть способности организации координировать свои действия в нарастающем потоке изменений. Уве- личивая изменчивость и разнообразие, цифровиза- ция смещает паритет в сторону LS-режима и делает вновь образовавшиеся практики нежизнеспособны- ми. Они распадаются, и в организации вновь восста- навливается паритет процессов порождения измене- ний и координации. Такой паритет проявляет себя как статистическая устойчивость организации. Рас- смотрим пример из реальной практики.
Во многих производственных компаниях клас- сическая реализация логистической цепи поставок материально-технических ресурсов (МТР) включа- ет этапы планирования производственной потреб- ности в МТР, подготовку и выполнение закупки, транспортировку, хранение, отпуск в производство, использование. Информатизация процесса реали- зована классическими ERP-системами по модели
MRP II. В связи с тем, что имеется разрыв между ре- альным состоянием дел (поставкой, объемом МТР на складах, отпуском) и информацией в системе, а также в связи с задержками в поступлении и обра- ботки информации в ERP-системе в логистической цепи образуются запасы, демпфирующие как об- ласти неопределенности, так и издержки оппорту- нистического поведения. Именно с помощью этих демпферов организация устойчива в части обеспе- чения потребности производства в МТР. Для каж- дой заявки МТР фиксируются ключевые показате- ли, которые отслеживает менеджмент при принятии решений. А для процесса в целом фиксируются не- которые параметры – средняя продолжительность закупки, допустимый объем страхового запаса и т.п., которые определяют организационно-распоряди- тельные решения по процессу.
Цифровая трансформация меняет этот процесс как в части обеспечения достоверности информа- ции, так и в части снижения издержек оппортуни- стического поведения. В процессе трансформации осуществляется 100% маркировка и автоматическое
(без ручного ввода) отслеживание МТР (штрих- коды или РФИД-метки, считыватели), выполняет- ся переход на полностью роботизированные скла- ды, обеспечивается электронный документооборот, запускаются инфороботы по выполнению всех ру- тинных и стандартных операций. В каждый момент времени обеспечивается полная и достоверная ин- формация о текущем состоянии выполнения заяв- ки на поставку МТР и их движении, которая выпол- няет роль обратной связи для контуров управления процессов. На основе этой информации работают системы принятия управленческих решений, мно- гие из которых реализуются с использованием ис- кусственного интеллекта.
БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА Т. 15 № 1 – 2021 54
Таблица 1.
Влияние цифровизации на паритет
процессов порождения изменений (рост разнообразия)
и координации действий участников (рассеяние)
Изменения,
связанные
с цифровизацией
Смещение паритета в сторону
LS-режима
Смещение паритета в сторону
HS-режима
Рост глубины и масштаба аналитики
Интеллектуальная аналитика на больших данных позволяет увидеть то, чего раньше видеть не могли: чаще открываются новые угрозы и возможности, которые требуют все более сложной реакции. Фактически цифровизация открывает большое количество новых потенциальных внешних и внутренних возмущений и увеличивает скорость их развития
Та же интеллектуальная аналитика позволяет в сложной ситуации быстрее находить приемлемое для всех участников решение. Она создает единую картину, ускоряющую координацию участников
Рост масштаба и глубины интеграции
Информационное пространство выходит за границы самой цифровой организации и открывается (в рамках прав доступа) другим участникам цепочек создания ценности.
При этом увеличивается не только масштаб, но и глубина интеграции информации. Информационные связи в цепочках становятся более сильными, что приводит к тому, что изменения в одной организации становятся общими для организаций всей цепочки. Цифровая организация становится более чувствительной к внешним изменениям
Именно та же интеграция информационного пространства является основой для быстрой синхронизации происходящих изменений в цепочках создания ценности (оркестровка цепочек создания ценности). Более сильные информационные связи в цепочках способны передавать не только изменения, но и варианты синхронизации усилий участ- ников цепочки
Рост количества участников координации
Управление цепочками создания ценности резко расширяет количество участников координации, а значит происходит резкий рост разнообразия и изменчивости их интересов, ожиданий и намерений
Современные информационные технологии позволяют повысить эффективность координации: быстро найти необходимых участников и сформировать рабочую группу, быстро создать рабочее информационное пространство и организовать групповую работу, привлекать и повторно использовать накопленные знания, принимать решения и контролировать их исполнение. При этом надо учитывать, что эффективная координация требует постоянного роста квалификации и развития экспертной и лидерской мотивации участников
Рост сложности моделей опережающий рост интеллекта
Работа с большими данными приводит к появлению большого разнообразия моделей операционной деятельности, а также к усложнению причинно- следственных связей в этих моделях. Использование этих моделей для принятия решений потребует больших интеллектуальных ресурсов. Если рост интеллекта будет постоянно отставать от роста сложности моделей, то принятие решений будет постоянно сопровождаться ошибками, их исправлениями и дополнительными изменениями
Постоянный рост сложности и разнообразия моделей деятельности будет стимулировать развитие наших интеллектуальных способностей, как это всегда было в истории.
Режим статистической устойчивости – это не хаос, а другой порядок, которому соответствует и новое мышление, основанное на синтезе интуитивного и рационального мышления. Систематическое использование этого нового мышления способно усилить наши интеллектуальные возможности
Рост скорости процессов и их индивидуализация
Цифровизация позволяет радикально повысить производительность операционных процессов, выходя на уровень цепочек создания ценности, которые выходят за границы организации. При этом реализация каждого заказа в процессе становится все более индивидуальной.
Это приводит к тому, что скорость реализации изменений растет и сама реализация изменений становится все более сложной и разнообразной
Часть решений на нижнем уровне, особенно в условиях роста скорости и индивидуализации процессов, возьмут на себя системы искусственного интеллекта. Принятие решений на более верхних уровнях в условиях роста скорости и разнообразия останется за человеком.
Новое мышление «в сложности» способно уменьшить влияние этих изменений
БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА Т. 15 № 1 – 2021 55
Таким образом, с точки зрения исполнения каж- дой конкретной заявки на МТР система ведет себя совершенно непредсказуемым образом, прини- мая оперативные решения на любом этапе. На- пример, если фиксируется задержка поставки по рамочному договору, система может автомати- чески генерировать заявки на закупку в розничной сети. Когда предыдущему производственному эта- пу потребовалось меньше МТР, чем было заплани- ровано, вносятся изменения по всей цепочке по- ставок. Наиболее умные системы могут учитывать и другие факторы. Например, снижение темпера- туры окружающего воздуха приведет к увеличению потребления электроэнергии для котельных и до- полнительный расход материалов на техобслужива- ние и ремонт оборудования, которое обслуживает- ся по наработке. Таким образом, реализуется режим статистической устойчивости, когда неустойчи- вость каждого экземпляра процесса позволяет ре- ализовать устойчивое обеспечение производства
МТР. Управление этим процессом больше похоже на устойчивость/неустойчивость истребителя, чем устойчивость транспортного самолета.
Мы видим, что планирование и исполнение заявок на МТР становится все более индивидуальным и ме- нее предсказуемым, то есть происходит рост разноо- бразия в потоке заявок на МТР (LS-режим). При этом система планирования успевает не только оператив- но спланировать исполнение новой заявки, но и при необходимости оперативно скорректировать планы уже исполняющихся заявок, то есть рассеивает раз- нообразие в потоке заявок (HS-режим). Такая систе- ма планирования МТР обеспечивает паритет роста и рассеивания разнообразия потока заявок и делает его статистически устойчивым. Интересно, что именно в таком режиме статистической устойчивости начина- ют проявляться элементы самоорганизации: систе- ма начинает «подсказывать» планировщикам новые возможные методы планирования, специфичные для данного бизнеса и сильно отличающиеся от широко распространенных моделей MRP II.
Существование режима статистической устойчиво- сти цифровой организации – это не проблема, а объ- ективное свойство, с которым бессмысленно бороть- ся. Со статистической устойчивостью надо научиться жить, и, похоже, она может стать новой нормой циф- ровых организаций.
В исследовании природы экспоненциальных орга- низаций [1] явно показано, что их взрывной рост всег- да сопровождается ростом изменчивости, который постоянно выводит их на грань устойчивости своего бизнеса. Экспоненциальные организации научились жить в режиме статистической устойчивости, кото- рый позволяет им балансировать на грани устойчиво- сти и поддерживать высокий уровень инновационно- сти своего бизнеса. Именно в режиме статистической устойчивости методом проб и ошибок эти компании сумели нащупать источники своего взрывного ро- ста. Интересно, что экспоненциальные организации сознательно поддерживают режим статистической устойчивости даже тогда, когда они превращаются из стартапов в большие компании. Даже тогда, когда экспоненциальные организации стабилизируют свои отдельные операционные бизнес-процессы, они все равно сохраняют высокую готовность к переходу в режим статистической устойчивости и готовности к изменениям.
Заключение
Систематическая цифровизация выводит органи- зацию в режим статистической устойчивости, когда предсказуемость действий ее отдельных участников начинает исчезать, но предсказуемость в целом еще сохраняется. С точки зрения традиционного менед- жмента, ориентированного на долгосрочную пред- сказуемость и классическую устойчивость форм ор- ганизации, статистическая устойчивость – это хаос и источник рисков, с которым необходимо бороться. С точки зрения менеджмента цифровых организаций, ориентированного на высокий уровень изменчиво- сти и быстрый рост, статистическая устойчивость – это генератор новых практик и источник новых воз- можностей. В этом режиме организация может ба- лансировать на грани устойчивости и поддерживать высокий уровень изменчивости и инновационности.
Часто цифровизацию воспринимают как традици- онный реинжиниринг бизнес-процессов, но только на базе новых технологий. В этом случае статисти- ческая устойчивость традиционно рассматривается как источник рисков и с ней начинают бороться. На самом деле статистическая устойчивость – это необ- ходимое условие как проведения трансформации в цифровую организацию, так и ее дальнейшей жиз- недеятельности, поэтому ее надо стимулировать и поддерживать.
Цифровизация стимулирует развитие неустойчи- вости организации, и как бы подталкивает ее к краю обрыва. Но именно здесь, на краю обрыва, открыва- ется ее новая природа: оказывается, организация – это не машина, а организм, к которому менеджменту предстоит адаптироваться. Если природа за нас, то кто против нас? Горе тому, кто борется с природой.
БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА Т. 15 № 1 – 2021 56
Литература
1. Исмаил С., Мэлоун М., Геест Ю. Взрывной рост: Почему экспоненциальные организации в десятки раз продуктивнее вашей (и что с этим делать) / Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2017.
2. Шваб К. Четвертая промышленная революция / Пер. с англ. М.: Эксмо-Пресс, 2020.
3. Вызов 2035 / И.Р. Агамирзян и [др.]. М.: Олимп–Бизнес, 2016.
4. Industry 4.0: Building the digital enterprise. 2016 Global Industry 4.0 Survey / PwC, 2016. [Электронный ресурс]: https://www.pwc.com/
gx/en/industries/industries-4.0/landing-page/industry-4.0-building-your-digital-enterprise-april-2016.pdf (дата обращения 15.10.2020).
5. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. [Электронный ресурс]: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVu
Pgu4bvR7M0.pdf (дата обращения 15.10.2020).
6. Ананьин В.И., Зимин К.В., Лугачев М.И., Гимранов Р.Д., Скрипкин К.Г. Цифровое предприятие: трансформация в новую реальность // Бизнес-информатика. 2018. № 2 (44). С. 45–54. DOI: 10.17323/1998-0663.2018.2.45.54.
7. Ананьин В.И., Зимин К.В., Гимранов Р.Д., Лугачев М.И., Скрипкин К.Г. Реальное время управления предприятием в условиях цифровизации. 2019. Т. 13. № 1. С. 7–17. DOI: 10.17323/1998-0663.2019.1.7.17 8. Талеб Н.Н. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости / Пер. с англ. М: КоЛибри, 2020.
9. Коротков Э.М. Антикризисное управление. М: ИНФРА-М, 2003.
10. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. М.: ИНФРА-М, 2016.
11. Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/ (дата обращения: 15.12.2020).
12. Гапоненко А.Л., Савельева М.В. Теория управления. М: Юрайт, 2020.
13. Пригожин И., Сенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / Пер. с англ. М.: URSS, 2008.
14. Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам / Пер. с англ. М.: URSS, 2014.
15. Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г., Потапов А.Б. Синергетика – новые направления. М.: Знание, 1989.
16. Малинецкий Г.Г. Математические основы синергетики: Хаос, структуры, вычислительный эксперимент. М.: URSS, 2017.
17. Maturana H.R., Varela F.J. Autopoiesis and cognition: The realization of the living. Dordrecht: D. Reidel Publishing, 1980.
18. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: Синергетика и теория социальной самоорганизации. СПб:
Лань, 1999.
19. Нелинейная динамика (синергетика) в химических, биологических и биотехнологических системах / Б.М. Кершенгольц и [др.].
Якутск: Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова, 2009.
Об авторах
Ананьин Владимир Игоревич
старший преподаватель кафедры управления бизнес-процессами, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 119571, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82, стр.1;
E-mail: v.ananiin@gmail.com
Зимин Константин Вячеславович
главный редактор журнала Information Management; член правления Союза директоров по ИТ России, 123056, Москва, ул. Селезневская, д. 34;
E-mail: konst.zimin@gmail.com
Лугачев Михаил Иванович
доктор экономических наук, профессор; научный руководитель кафедры экономической информатики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,
119991, г. Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, стр. 46;
E-mail: mlugachev@gmail.com
ORCID: 0000-0002-6871-3328
Гимранов Ринат Дамирович
начальник управления информационных технологий, ПАО «Сургутнефтегаз», 628415, г. Сургут, ул. Григория Кукуевицкого, д. 1, корп. 1;
E-mail: gimranov_rd@mail.ru
BUSINESS INFORMATICS Vol. 15 No 1 – 2021 57
Statistical sustainability of a digital organization
Vladimir I. Ananyin
a
E-mail: v.ananiin@gmail.com
Konstantin V. Zimin
b
E-mail: konst.zimin@gmail.com
Mikhail I. Lugachev
c
E-mail: mlugachev@gmail.com
Rinat D. Gimranov
d
E-mail: gimranov_rd@mail.ru a
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Address: 82 build. 1, Prospect Vernadskogo, Moscow 119571, Russia b
The Russian Union of CIO
Address: 34, Seleznevskaya Street, Moscow 123056, Russia e
Lomonosov Moscow State University
Address: 1 build. 46, GSP-1, Leninskie Gory, Moscow 119991, Russia d
PJSC Surgutneftegaz
Address: 1 block 1, Grigoriya Kukuevitskogo Street, Surgut 628415, Russia
Abstract
An important feature of a digital organization is its ability to change rapidly. For an organization to remain capable of rapid change, it must be on the brink of resilience, since a resilient organization always resists change. The article examines the borderline state of the organization, which is on the verge of its stability and instability. In this state, the organization begins to lose predictability in the details of behavior, but still retains predictability in general. The authors called this borderline state the statistical sustainability of the organization. The phenomenon of statistical sustainability of an organization is very similar to the property of stability of the frequency of mass events and average values described in mathematical statistics by a similar term. To analyze the nature of the statistical sustainability of the organization, the authors used the ideas of strange attractors and modes with sharpening from the theory of complex systems. A strange attractor is an area of the organization’s behavior that, outside this area, is an area of stability for the organization, and inside it is an area of complete unpredictability. The theory of complex systems has shown that it is in the regions of strange attractors that the conditions for the variability of systems are created, and the theory of modes with aggravation shows the conditions under which this variability can lead to self-organization, that is, the spontaneous emergence of new structures.
This article shows that systematic digitalization objectively leads to the formation of the statistical sustainability of the organization and creates the preconditions for maintaining the organization’s ability to make rapid changes. In traditional management, the statistical sustainability of an organization is viewed as a threat and a source of risk. Therefore, in the context of systematic digitalization, traditional approaches to management should be significantly refined.
Key words: digital organization; variability; stability/instability of the organization; exponential organization; self- organization; strange attractor; diversity; scattering; digital transformation; statistical sustainability.
Citation: Ananyin V.I., Zimin K.V., Lugachev M.I., Gimranov R.D. (2021) Statistical sustainability of a digital organization.
Business Informatics, vol.
15, no 1, pp. 47–58. DOI: 10.17323/2587-814X.2021.1.47.58
References
1. Ismail S., Malone M.S., van Geest Y. (2014) Exponential organizations: Why new organizations are ten times better, faster, and cheaper than yours
(and what to do about it). Diversion Books.
2. Schwab K. (2017) The fourth industrial revolution. London: Penguin Books.
58
BUSINESS INFORMATICS Vol. 15 No 1 – 2021 3. Agamirzyan I.R., et. al (2016) Challenge 2035. Moscow: Olymp Business (in Russian).
4. PwC (2016) Industry 4.0: Building the digital enterprise. 2016 Global Industry 4.0 Survey. Available at: https://www.pwc.com/gx/en/industries/
industries-4.0/landing-page/industry-4.0-building-your-digital-enterprise-april-2016.pdf (accessed 15 October 2020).
5. The Government of the Russian Federation (2017) The program “Digital economy of the Russian Federation.” Approved by Order of the
Government of the Russian Federation No 1632-r of 28 July 2017. Available at: http://static.government.ru/media/files/
9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (accessed 15 December 2020) (in Russian).
6. Ananyin V.I., Zimin K.V., Lugachev M.I, Gimranov R.D., Skriprin K.G. (2018) Digital organization: Transformation into the new reality.
Business Informatics, no. 2, pp. 45–54. DOI: 10.17323/1998-0663.2018.2.45.54.
7. Ananyin V.I., Zimin K.V., Gimranov R.D., Lugachev M.I, Skriprin K.G. (2019) Real time enterprise management in the digitalization era.
Business Informatics, vol. 13, no 1, pp. 7–17. DOI: 10.17323/1998-0663.2019.1.7.17.
8. Taleb N.N. (2007) The black swan: The impact of the highly improbable. New York: Random House.
9. Korotkov E.M. (2003) Anti-crisis management. Moscow: INFRA-M (in Russian).
10. Sheremet A.D., Negashev E.V. (2016) Methodology of financial analysis of commercial organizations’ activities. Moscow: INFRA-M
(in Russian).
11. The Russian Federation (1994) Federal Law of the Russian Federation No 68-FZ of 21 December 1994 “On the protection of the population and
territories from natural and man-made emergencies.” Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/ (accessed 15
December 2020) (in Russian).
12. Gaponenko A.L., Savelieva M.V. (2020) Theory of management. Moscow: Urait (in Russian).
13. Prigogine I., Stengers I. (1984) Order out of chaos: Man’s new dialogue with nature. Bantam New Age Books.
14. Haken H. (2006) Information and self-organization: A macroscopic approach to complex systems. Berlin, Heidelberg: Springer.
15. Kurdyumov S.P., Malinetsky G.G., Potapov A.B. (1989) Synergetics – new directions. Moscow: Znanie (in Russian).
16. Malinetsky G.G. (2017) Mathematical foundations of synergetics: Chaos, structures, computational experiment. Moscow: URSS (in Russian).
17. Maturana H.R., Varela F.J. (1980) Autopoiesis and cognition: The realization of the living. Dordrecht: D. Reidel Publishing.
18. Vasilkova V.V. (1999) Order and chaos in the development of social systems: Synergetics and theory of social self-organization. St. Petersburg: Lan’
(in Russian).
19. Kershengolts B.M., Chernobrovkina T.V., Shein A.A., Khlebhy E.S., Anshakova V.V. (2009) Nonlinear dynamics (synergetics) in chemical,
biological, and biotechnological systems. Yakutsk: Ammosov Yakut State University (in Russian).
Vladimir I. Ananyin
Senior Lecturer, Department on Business Processes Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration, 82 build.1, Prospect Vernadskogo, Moscow 119571, Russia;
E-mail: v.ananiin@gmail.com
Konstantin V. Zimin
Editor-in-Chief, Information Management Journal;
Member of the Board, The Russian Union of CIO, 34, Seleznevskaya Street, Moscow 123056, Russia;
E-mail: konst.zimin@gmail.com
Mikhail I. Lugachev
Dr. Sci. (Econ.), Professor;
Academic Supervisor of Department of Economic Informatics, Lomonosov Moscow State University, 1 build. 46, GSP-1, Leninskie Gory,
Moscow 119991, Russia;
E-mail: mlugachev@gmail.com
ORCID: 0000-0002-6871-3328
Rinat D. Gimranov
Head of IT Department, PJSC Surgutneftegaz, 1 block 1, Grigoriya Kukuevitskogo Street, Surgut 628415, Russia;
E-mail: gimranov_rd@mail.ru