Файл: Отчетность это сведения об имущественном и финансовом положении организации и о конечных результатах ее хозяйственной деятельности в определенном периоде.doc
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
упрощенной бухгалтерской отчетности по российским стандартам бухгалтерского учёта приведены в Приложении № 5 к Приказу Минфина от 02.07.2010 N 66н. Действующие упрощенные формы годовой бухгалтерской отчетности организации состоят из следующих документов [5]:
- упрощенная форма бухгалтерского баланса (ОКУД 0710001),
- упрощенная форма отчета о финансовых результатах (ОКУД 0710002правилам.
Требование соблюдения отчетного периода означает, что в качестве отчетного года в России установлен период с 1 января по 31 декабря включительно, то есть отчетный год совпадает с календарным.
Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода (31 декабря для годового бухгалтерского отчета и другие последние дни месяцев для периодической бухгалтерской отчетности, например, для отчетности за январь-февраль в високосные годы – 29 февраля).
Требование правильного оформления связано с соблюдением формальных принципов отчетности: составление ее на русском языке, в валюте Российской Федерации (в рублях), подписание руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.п.).
В ПБУ 4/99 определены подходы к раскрытию существенной информации, ориентированные на ее важность для заинтересованных пользователей.
При ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимы знание и использование нормативных документов, определяющих порядок ведения бухгалтерского
учета в организациях.
Кроме того, организация должна руководствоваться:
1. Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (приложение 2) и Инструкцией по его применению (приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н);
2. Нормативными документами, определяющими порядок учета себестоимости продукции (работ, услуг);
3. Другими нормативными документами по бухгалтерскому учету различных сфер деятельности организации (инвестиционная деятельность, совместная деятельность и другое) и видов имущества (основные средства, товарно-материальные ценности, ценные бумаги, нематериальные активы и другое).
2. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, порядок составления и представления
В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую отчетность.
Промежуточная отчетность включает:
1. Форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;
2. Форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Помимо указанных форм в составе промежуточной отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств и другое), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ) и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) готовая Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:
В случае если организация собственноручно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности.
Рекомендуемые формы отчетности организаций, а также указания о порядке их заполнения утверждаются Минфином РФ.
Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов РФ.
Кроме того, в пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются: широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами организации, и другое; степень выполнения плана, обеспечения заданных темпов роста; уровень эффективности использования ресурсов организации и другое. Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятий, природоохранных мероприятий и другой информации, интересующей
возможных пользователей годовой бухгалтерской отчетности.
Все большая ориентация отечественной бухгалтерской отчетности на внешних пользователей, а также на предоставление недостаточно детальной информации акционерам существенно приблизила ее к отчетности западных стран.
Начиная с 2011 года годовая бухгалтерская отчетность в соответствии с приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (16) включает:
1. бухгалтерский баланс – форма № 1
2. отчет о прибылях и убытках – форма № 2
3. отчет об изменениях капитала – форма № 3
4. отчет о движении денежных средств – форма № 4
5. пояснения по бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
6. отчет о целевом использовании полученных средств – форма № 6
7. пояснительную записку
8. итоговую часть аудиторского заключения.
Субъекты малого предпринимательства имеют право формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в соответствии с общими правилами. Вместе с тем им разрешается формировать по следующей упрощенной системе:
Во-первых, в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
Во-вторых, в приложениях формы № 5 приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов её деятельности.
Следует также отметить, что в составе бухгалтерской отчетности форму отчета о целевом применении полученных средств составляют
только общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие, кроме выбывшего имущества, оборотов по продаже товаров (работ, услуг).
Для того, чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, при ее составлении должно быть обеспечено соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное соответствие данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета; запись хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.
Перед составлением бухгалтерской отчетности необходимо:
1. провести инвентаризацию имущества и обязательств организации;
2. внести исправления в учет, если в нем были допущены ошибки;
3. осуществить закрытие счетов;
4. провести реформацию баланса;
5. отразить операции, которые были произведены после 31 декабря отчетного года (события после отчетной даты).
Записи по исправлению ошибок, выявленных при инвентаризации, должны отражаться в учете и отчетности того месяца, в котором инвентаризация была закончена, а если ошибки выявлены в следующем году – записями от 31 декабря отчетного года.
Немаловажным этапом подготовительной работы составления отчетности
- упрощенная форма бухгалтерского баланса (ОКУД 0710001),
- упрощенная форма отчета о финансовых результатах (ОКУД 0710002правилам.
Требование соблюдения отчетного периода означает, что в качестве отчетного года в России установлен период с 1 января по 31 декабря включительно, то есть отчетный год совпадает с календарным.
Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода (31 декабря для годового бухгалтерского отчета и другие последние дни месяцев для периодической бухгалтерской отчетности, например, для отчетности за январь-февраль в високосные годы – 29 февраля).
Требование правильного оформления связано с соблюдением формальных принципов отчетности: составление ее на русском языке, в валюте Российской Федерации (в рублях), подписание руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.п.).
В ПБУ 4/99 определены подходы к раскрытию существенной информации, ориентированные на ее важность для заинтересованных пользователей.
При ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимы знание и использование нормативных документов, определяющих порядок ведения бухгалтерского
учета в организациях.
Кроме того, организация должна руководствоваться:
1. Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (приложение 2) и Инструкцией по его применению (приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н);
2. Нормативными документами, определяющими порядок учета себестоимости продукции (работ, услуг);
3. Другими нормативными документами по бухгалтерскому учету различных сфер деятельности организации (инвестиционная деятельность, совместная деятельность и другое) и видов имущества (основные средства, товарно-материальные ценности, ценные бумаги, нематериальные активы и другое).
2. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, порядок составления и представления
В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую отчетность.
Промежуточная отчетность включает:
1. Форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;
2. Форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Помимо указанных форм в составе промежуточной отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств и другое), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ) и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) готовая Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:
-
бухгалтерского баланса; -
отчета о прибылях и убытках; -
приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; -
аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; -
пояснительной записки.
В случае если организация собственноручно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности.
Рекомендуемые формы отчетности организаций, а также указания о порядке их заполнения утверждаются Минфином РФ.
Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов РФ.
Кроме того, в пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются: широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами организации, и другое; степень выполнения плана, обеспечения заданных темпов роста; уровень эффективности использования ресурсов организации и другое. Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятий, природоохранных мероприятий и другой информации, интересующей
возможных пользователей годовой бухгалтерской отчетности.
Все большая ориентация отечественной бухгалтерской отчетности на внешних пользователей, а также на предоставление недостаточно детальной информации акционерам существенно приблизила ее к отчетности западных стран.
Начиная с 2011 года годовая бухгалтерская отчетность в соответствии с приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (16) включает:
1. бухгалтерский баланс – форма № 1
2. отчет о прибылях и убытках – форма № 2
3. отчет об изменениях капитала – форма № 3
4. отчет о движении денежных средств – форма № 4
5. пояснения по бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
-
форма № 5
6. отчет о целевом использовании полученных средств – форма № 6
7. пояснительную записку
8. итоговую часть аудиторского заключения.
Субъекты малого предпринимательства имеют право формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в соответствии с общими правилами. Вместе с тем им разрешается формировать по следующей упрощенной системе:
Во-первых, в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
Во-вторых, в приложениях формы № 5 приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов её деятельности.
Следует также отметить, что в составе бухгалтерской отчетности форму отчета о целевом применении полученных средств составляют
только общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие, кроме выбывшего имущества, оборотов по продаже товаров (работ, услуг).
Для того, чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, при ее составлении должно быть обеспечено соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное соответствие данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета; запись хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.
Перед составлением бухгалтерской отчетности необходимо:
1. провести инвентаризацию имущества и обязательств организации;
2. внести исправления в учет, если в нем были допущены ошибки;
3. осуществить закрытие счетов;
4. провести реформацию баланса;
5. отразить операции, которые были произведены после 31 декабря отчетного года (события после отчетной даты).
Записи по исправлению ошибок, выявленных при инвентаризации, должны отражаться в учете и отчетности того месяца, в котором инвентаризация была закончена, а если ошибки выявлены в следующем году – записями от 31 декабря отчетного года.
Немаловажным этапом подготовительной работы составления отчетности