Файл: Научный руководитель др филос наук профессор В. В. Шалин дипломная работа интеграция российского образовательного процесса на основе болонских соглашений в европейскую систему подготовки кадров для социальной работы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра социальной работы, психологии и педагогики

высшего образования

Допустить дипломника к защите в ГАК

«____» ______________________2008г.

Научный руководитель – д-р филос. наук профессор В.В. Шалин ______________

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ИНТЕГРАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ БОЛОНСКИХ СОГЛАШЕНИЙ В ЕВРОПЕЙСКУЮ СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Работу выполнил Гомцян Овсеп Арамаисович

Факультет – управления и психологии
Специальность – Социальная работа
Нормоконтролер Ю.А. Лебедева

Краснодар 2008

Содержание

Введение …………............3

1 Состояние, проблемы и теоретические аспекты решения подготовки специалистов для социальной работы через интеграцию в Европейское образовательное пространство……………………………………………………..6

  1. Формирование системы подготовки социальных работников в РФ.........6

  2. Подготовка социальных работников в Европе ……..10

  3. Практический опыт Европейского сообщества на примере Германии..21

1.4 Болонский процесс как реализация проблем интеграции……………...29

1.4.1 Основные параметры и динамика Болонского процесса……….…....29

1.4.2 Многоуровневая система высшего образования……………………..36

1.4.3 Европейская система академических кредитов……………………....41

1.4.4 Программы академической мобильности……………………………..44

1.4.5 Европейское приложение к диплому………………………………….49

1.4.6 Обеспечение качества образования……………………………………55

1.4.7 Вхождение России в Болонский процесс…………………..................61

2 Научное осмысление и выявление доминантных проблем интеграции в Болонский процесс (социологическое исследование)………………………...........64

Заключение…………………………………………………………………………...74

Список использованных источников……………………………………………….78

Приложение А………………………………………………………………………..88


Приложение Б………………………………………………………………………..91

Приложение В………………………………………………………………………..95


Введение
Актуальность темы исследования. В начале XXI века сфера образования стала одной из наиболее значимых социальных структур. Однако её роль не только велика, но и весьма неоднозначна. Сегодня сфера образования явля­ется одновременно и наиболее стабильной социальной системой, и одним из самых дестабилизирующих обществен­ную жизнь факторов. Важнейшей причиной этого состоя­ния является тот факт, что современная образовательная парадигма выполняет функцию конструирования социаль­ной реальности, претерпевающей в это же время серьёзные качественные изменения.

Основой изменений в образовании в настоящее время является Болонский процесс, направленный на создание единого общеевропейского образовательного пространства, обусловленный историческими предпосылками и потребностью в развитии более качественного образования. В 2003 г. в него включилась Россия, что поставило университеты в эпицентр решения многих задач, стоящих перед отечественной системой образования.

Россия взяла на себя обязательства привести всю систему высшего образования в соответствии с принципами Болонского процесса, которые требуют модернизации образования, выработки новых форм существования и перехода к единым доминантам европейского образовательного сообщества без ущерба для отечественной системы образования к 2010 году, в связи с чем появились специальные работы, посвященные Болонскому процессу (В.И. Байденко [1]; В.А. Белов, М.Л. Энтин, Г.И. Гладков [13] и др.; Ю.С. Давыдов [33]; В.Б. Касевич [18] и др.), осмыслению и разрешению проблем, появившихся в образовании, науке и культуре в процессе интеграции в общеевропейское пространство (М.Ю. Алашкевич, В.И. Байденко [2], О.В. Боев и др., В.М. Филипп­пов [88]), в частности, проблеме сохранения фундаментальности и традиций российских университетов (Л.А. Вербицкая, В.А. Садовничий [80], В.Е. Третьяков и др.), изучению динамики Болонского процесса (Л.С. Гребнев [28], Г.А. Лукичев [64], Е.В. Шевченко, В.Н. Чистохвалов [93] ), барьеров вхождения российской высшей школы в Болонский процесс (О.Н. Беленов, Е.В. Морозова), организационно-педагогическим условиям вхождения отечественной высшей школы в общеевропейское образовательное пространство (Е.А. Баева).

В последнее время активизировалась полемика студенческого сообщества, профессорско-преподавательского состава и работодателей по рассмотрению

отдельных параметров Болонского процесса, особенностей реализации их в образовательной практике. Появляется необходимость и возможность научно осмыслить и систематизировать накопленный материал, дать анализ тенденций развития системы подготовки кадров для социальной работы в условиях вступления в Болонский процесс, что определило выбор темы дипломной работы.

Проблема исследования сформулирована следующим образом: влияние интеграции Российского образовательного процесса в Болонский процесс на развитие Европейской системы подготовки кадров для социальной работы, на ментальность студентов, профессорско-преподавательского состава и работодателей в восприятии современных образовательных процессов.

Цель исследования – определение основных тенденций и особенностей развития системы подготовки кадров для социальной работы в связи с интеграцией Российского образовательного процесса на основе Болонских соглашений.

Объект исследования – система подготовки кадров для социальной работы.

Предмет исследования – развитие системы подготовки кадров для социальной работы в контексте вхождения в единое Европейское образовательное пространство.

Гипотеза исследования – интеграция России в европейское образовательное пространство на основе Болонского процесса решит многие проблемы формирования профессионалов нового типа.

Задачи исследования:

1. Представить генезис системы подготовки кадров для социальной работы как в России, так и в Европе.

2. Выявить тенденции и особенности развития российской системы подготовки кадров для социальной работы в процессе вхождения в единое Европейское образовательное пространство.

3. Определить проблемное поле интеграции в общеевропейское образовательное сообщество, трудности этого процесса.

4. Выявить отношение студенческого сообщества, профессорско-преподавательского состава и работодателей к Болонскому процессу.

Методы исследования: в ходе дипломной работы использовались общенаучные методы (анализ, синтез), теоретический анализ, анализ документов. Основным методом социологического исследования являлся метод опроса, а именно анкетирования. В качестве экспертов выступали студенты первого курса социальной работы, профессорско-преподавательский состав кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования, а также работодатели Департамента социальной защиты населения Краснодарского края.


Структура дипломного исследования. Структура дипломной работа представляет собой введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложений. Общий объем дипломной работы составляет 97 страниц машинописного текста. Список использованных источников включает 97 наименований.


1 Состояние, проблемы и теоретические аспекты решения подготовки специалистов для социальной работы через интеграцию в Европейское образовательное пространство


    1. Формирование системы подготовки социальных работников в РФ


Утверждение в начале 90-х гг. XX в. в России специаль­ности "Социальная работа", развитие системы социальных служб вызвали необходимость профессиональной подготовки специалистов по социальной работе и появление соответству­ющих специальностей в системе образования. Это способство­вало открытию новых учебных заведений, новых факульте­тов по подготовке социальных педагогов и социальных ра­ботников в вузах.

Профессиональная подготовка осуществляется в различ­ных формах: с отрывом от производства (очная), без отрыва от производства (очно-заочная, заочная), экстер­нат. Формируется многоуровневая система подготовки кад­ров, в которую включены следующие компоненты:

1. Базовая профессиональная подготовка, которая осуще­ствляется по государственному заказу и на договорной основе. Специалистов готовят средние профессиональные учебные за­ведения: педагогические и медицинские училища, соци­альные колледжи; высшие учебные заведения: университе­ты, академии, отраслевые вузы. Вузы разрабатывают свои модели профессионального образования данных специалис­тов, учебные планы и программы на базе Государственных образовательных стандартов с учетом специфики региона и его потребностей в кадровом обеспечении социальной прак­тики. Завершается базовая подготовка получением диплома.

2. В формирующейся системе в последние годы активно развиваются также подготовка, переподготовка и повыше­ние квалификации уже работающих социальных педагогов и социальных работников [93].


Основными формами здесь являются:

  • курсовая переподготовка в ИПК, на ФПК при вузах;

  • семинары и научно-практические конференции;

конкурсы "Лучший по профессии" и др.

Подготовка специалистов высшей квалификации осуще­ствляется через аспирантуру.

В России сложилась сеть учебных заведений, занимающихся подготовкой и переподготовкой социальных работников в настоящее время их число увеличилось до 120. Профессио­нальная подготовка специалистов по социальной работе осу­ществляется в более чем 80 высших учебных заведениях – государственных, муниципальных и частных [97]. Сегодня можно говорить о формировании многоступенчатой, многоуровне­вой системы подготовки и переподготовки социальных работ­ников. Профессиональная подготовка специалистов для соци­альных служб осуществляется в государственных универси­тетах, педагогических и медицинских вузах, технических и технологических высших учебных заведениях. Ведущее мес­то в этой сети учебных заведений занимает Московский го­сударственный социальный университет, на базе которого создано Учебно-методическое объединение вузов России по образованию в области социальной работы. Изучение опыта работы этих вузов показывает, что они творчески подошли к разработке и реализации учебных планов и учебных про­грамм; уделяют должное внимание современным обучающим технологиям; подготовили и издали лучшие учебники и учеб­ные пособия по теории, технологии социальной работы, социальному проектированию и социальному моделированию; в наибольшей мере использовали зарубежный опыт в облас­ти подготовки профессиональных социальных работников. Профессорско-преподавательский состав этих вузов разра­ботал первый Энциклопедический словарь по социальной ра­боте, первую в России Энциклопедию социальной работы.

На базе УМО МГСУ за прошедшее время были разрабо­таны и утверждены Министерством образования РФ два по­коления государственных образовательных стандартов выс­шей профессиональной подготовки специалистов социаль­ной работы [93]. Второе поколение стандартов было утверждено 10 марта 2000 г., и всем вузам предложено работать по этому стандарту.

В соответствии с этими стандартами в России осуществ­ляется подготовка бакалавров, дипломированных специалис­