Файл: Урок математики в контексте системнодеятельностного подхода.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

      ГАУ ДПО «Институт развития образования Республики Башкортостан»

Проектная работа

Тема «Урок математики в контексте

системно-деятельностного подхода».

Выполнил(а): Захарова А. П.

слушатель курсов повышения

квалификации «Преподавание математики

в условиях реализации ФГОС»


1.Цель и задачи проекта

Цель проекта: разработка и реализация плана-конспекта урока математики в рамках системно – деятельностного подхода на основе требований ФГОС НОО

Задачи проекта:

1. Изучить требования ФГОС НОО и программно-методические материалы для организации и проведения современного урока математики в начальной школе.

2. Изучить типологию уроков при деятельностном подходе к обучению.

3. Отобрать активные формы, методы, приемы организации учебно-воспитательного процесса;

4. Разработка проблемных заданий.

5. На основе урока  математики показать  возможность  развития личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных

универсальных  учебных  действий

 

6. Проведение урока математики и оценка успешности реализации учебных задач на основе системно – деятельностного подхода.

 

Целевая группа проекта: учащиеся начальных классов

1.1Объект исследования: процесс и результаты внедрения ФГОС НОО

1.2Предмет исследования: методическое обеспечение современного урока математики.

2. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

Системно-деятельностный   подход  - методологическая  основа  стандартов начального общего образования нового поколения.  Системно-деятельностный   подход  нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является  урок, то необходимо знать принципы построения  обобщенной модели урока, примерную типологию  уроков,   критерии оценивания  урока, необходимые условия для работы в рамках  системно-деятельностного подхода. Задания, предлагаемые ученикам, требуют творческого участия («придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать» и др.), развивают ум, волю, чувства, эмоции, формируют способность ставить перед собой цель, самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самоконтроль и самооценку.

Типология уроков 
в  рамках системно-деятельностного подхода.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1. Уроки «открытия» нового знания;

2. Уроки рефлексии;

3. Уроки общеметодологической направленности; 

4. Уроки развивающего контроля. 

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у обучащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий. Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок систематизации знаний.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно - методических линий.

         4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

1. Предъявление контролируемого варианта. 

2. Наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии. 

3. Сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму. 

4. Оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.  

         Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

1. Написание учащимися варианта контрольной работы. 

2. Сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы.

3. Оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями. 

         Разделение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен 

сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

         Обобщенная модель урока на основе деятельностного подхода может выглядеть следующим образом:

1. Актуализация знаний.

Основные задачи учителя.

Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;

 развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;

 формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предоставление материала, позволяющего

осуществить переход к изучению нового материала.

Вспоминают соответствующие учебные

задачи, делают содержательные обобщения

 

 

2. Этап целеполагания – постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

Основные задачи учителя.

Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;

 овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;

 формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предоставляет ―конфликтный‖ материал, создает готовность к предстоящей деятельности.

Проявляют познавательную инициативу. Главное – осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности.

 

3. Этап планирования.

Основные задачи учителя.

Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

 определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи
;

 воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;

 формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах.

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предложение учащимся самим составить план.

Работа в группах.

Обобщение результатов наблюдения,

составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия ―нового‖ знания.

 

4 этап. “Открытие” нового знания.

Основные задачи учителя:

Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;

 воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;

 формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

 формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;

 овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов;

 формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;

 воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь.

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Отличается ли наш вывод от правила в учебнике?

Выполнение, каких действий приведет нас к решению учебной задачи?

Демонстрирует коллективно составленный алгоритм.

Обсуждают в группах варианты решения учебной

задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое ―открытие.

Оценивают правильность своих выводов, решений.

Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий –алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы.

Выводы о полноте и правильности, сравнение с правилом в учебнике. Внесение изменений в индивидуальные алгоритмы.


 

5 этап. Учебные действия по реализации плана.

Основные задачи учителя.

Развитие общеучебных умений и навыков;

развитие способности к комментированию, обоснованию своих действий;

овладение умениями соотносить свои действия с планом – осуществлять самоконтроль, корректировку действий.

Учитель стимулирует доброжелательное взаимодействие учащихся при выполнении учебных действий.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предлагает задания на ―новое знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать

учебные действия ―ведущему (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества – работы в парах, группах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок.

Проговаривание вслух алгоритма действий в ходе совместного выполнения типовых заданий.

Отрабатывают действия, соответствующие мыслительным операциям анализа, синтеза,

сравнения, обобщения.

Осуществляют работу в малых группах.

 

 

6 этап. Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя.

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предлагает вспомнить тему и задачи

урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Можно предложить ребятам назвать наиболее понравившиеся вопросы, ответы учеников.

 

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности:

называют тему и задачи урока, отмечают

наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные

суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы.

Могут отметить продуктивную работу группы.


         В целом системно-деятельностный подход в обучении означает, что в этом процессе ставится и решается основная задача образования — создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности через активизацию внутренних резервов. Для реализации системно-деятельностного подхода необходимо перейти от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных ситуаций реальной жизни. Соответственно, специфические для каждого учебного предмета действия и операции должны быть дополнены универсальными (метапредметными) учебными действиями.