Файл: Урок математики в контексте системнодеятельностного подхода.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ход урока.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Самоопределение к деятельности

-Я попрошу в парах обменяться карточками – пожеланиями на урок.

- А у меня к вам такое пожелание:

Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.

 

Выбирают карточку с пожеланием  на урок из набора и дарят соседу по парте:

Желаю совершить

открытие!

 

Желаю хорошего настроения!

 

Желаю успехов!

 




II.Актуализация опорных знаний и мотивация

- Хотели бы  вы познакомиться  с маленькими хранителями больших тайн?

- Гномики строят дом. Может,  мы им поможем?

- Домик мы будем строить из необычных кирпичиков – карточек. Из набора карточек нужно выбрать только те, которые связаны с числом  7.

- Как вы думаете, почему?

Минутка чистописания:

цифра 7

 

 

 - Начинаем строительство.

 

Просмотр фрагмента мультфильма «Белоснежка и семь гномов».

 

 

 

 

 

 

 

-Гномов в сказке 7.

 

 

 

 

Выбирают подходящие карточки (приложение 1.) и выстраивают из них дом.

 

 

…. раз отмерь, один раз отрежь

 

3+4

…. дней недели

10-3

17 - 7

6_8

     я




 

III.Постановка учебной задачи

 

-Один этаж не достроен. Белоснежка останется без дома. Почему не выбрали карточку?

13 - 6

- Какое действие нужно выполнить в выражении?

- А разве мы не умеем  вычитать?

- Посмотрите на таблицу.

- Какие способы вычитания мы уже знаем?

Умеем вычитать

Не умеем

Наша задача

10-3

17 - 7

13 - 6

?

 

 

 

 

 

Тема нашего урока: Табличное вычитание

 

 

 

- Мы не знаем способ действия.

 

- Вычитание.

 

- Умеем.

 

Анализируют таблицу и формулируют учебную задачу.

 

Умеем вычитать

Не умеем

Наша задача

10-3

17 - 7

13 - 6

«Открыть» новый способ вычитания

 

 

IV. «Открытие» новых знаний

1. - Какой вопрос возникает?

 

- Какие есть предположения?

 

- Попробуем разобраться вместе. Как всегда обратимся  к нашему главному помощнику – учебнику. Страница 28.

2. - Гномы предлагают выполнить задание №2.

 

 

 

 

 

- Почему вычитание называют табличным?

Высказывают предположения.

 

 

 

 

 

Составляют по 2 разности к заданным суммам:

7+6=13

13-7=6

13-6=7 т.д.

Выделяют целое и части. Делают вывод:

Сумма – это целое. Если вычесть  одну часть, то получим другую часть. По сумме можно найти  значение разности.

 

3. - Один способ мы «открыли».

- Но как быть, если у нас нет подсказки – суммы?

(В случае затруднения предлагает обратиться к модели)

 

 Предлагается таблица сложения.

-Что это за таблица?

 

 

 

Высказывают собственные предположения и осуществляют пробное  моделирование действия с кружками разного цвета.

 

-Это таблица сложения. С помощью такой таблицы мы находили значение сумм однозначных чисел без перехода через десяток и с переходом через десяток.

 

 

4.

- Объясните, как, пользуясь таблицей, найти значение разности 13 – 6.

 

Обсуждение в группах с опорой на таблицу.

Образец рассуждения: 13- это целое (уменьшаемое)

6 – часть (вычитаемое).

Посмотрим по таблице, чему равна вторая часть. Это 7.  Значит 13-6=7

 

 

5.- Мы смогли «открыть» ещё один способ?

- Обобщите его.

 

 

 

 

 

7.Физминутка.

 

Шаг 1.Целое (уменьшаемое) раскладываем на части так, чтобы одна из частей равнялась вычитаемому (известной части).

Шаг 2.По таблице находим, чему равна вторая часть. Это и будет значение разности.

Зарядка с гномиком (роль гнома исполняет ребенок)

V.Первичное закрепление

- Пользуясь  алгоритмом выполните вычитание в задании №5 стр. 28.

Выполняют задания с проговариванием.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 

Выполнение задания №6 стр.29.

I вариант – 1строка, II -2 строка. Самопроверка по эталону.

VII.Включение в систему знаний и повторение

1.- У наших гномов есть друзья – трудолюбивые муравьи. Про них наша задача №7(а) стр.29.

- Что говориться о муравьях?

- Что значит в «противоположных направлениях»?

Давайте покажем

- Прочитайте текст ещё раз и выделите данные числа и искомые.

- Запишем данные в схему задачи. Расскажите, что известно в задаче. 

-Что нужно найти?

- Как найти часть?

 - Составьте и запишите выражение.

- Объясните, как будем искать значение выражения?

- Ответили на вопрос задачи?

- Запишите ответ.

 

 

 

Чтение задачи

Высказывания  детей.

Выходят два ученика и встают спинами друг к другу и двигаются в противоположных направлениях.

Также двигались и муравьи.

 

 

 

 

-Известно целое и вторая часть.

 

-Нужно найти вторую часть.

Надо из целого вычесть известную часть.

14 – 8

Дети объясняют устно.

 

2.

-Гномы, любят все измерять, сравнивать. Нам они тоже предлагают измерить отрезки (задание 8 с.29) и начертить отрезок, длина которого равна разности длин этих отрезков.

Измеряют отрезки. Находят разность и чертят отрезок.

VIII.Рефлексия деятельности и мотивация к следующему уроку

- Какую учебную задачу мы ставили перед собой?

- Справились мы с ней?

- Что интересного заметили в таблице?

13-6

    1 способ

     2 способ

 3 способ

13-6=7

6+7=13

13-6=7

6 7

13-6=7

     3 3

- Ещё один способ табличного вычитания мы рассмотрим на следующем уроке.

- У кого сбылось пожелание на урок?

Отметьте на волшебных линеечках: правильность, активность

- Кто помогал нам совершать «открытия»?

 

Вспоминают учебную задачу и оценивают степень своего участия в уроке.

 

 

 

Предполагают, что есть ещё один способ вычитания.

 

 

 

 

 

Отмечают и оценивают свою  работу и работу одноклассников.


 

Приложение 1. (к уроку)

Карточки- «кирпичики»

Не имей…рублей, а имей … друзей

. раз отмерь, один раз отрежь

. дней недели

10 - 3

 

3 + 4

13 - 6

6 . 8

      …. Я

 

 

17-7

19 - 1

 

 

 

Приложение 2.

Критерии  результативности урока

•         Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

•         Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

•         Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

•         Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

•         Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

•         На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

•         Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

•         Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

•         Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

•         Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

•         Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

•         На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

 

 

Приложение 3

Структура урока «открытия» нового знания


Урок «открытия» нового знания


Название 
и ориентиро-вочные
временные рамки этапа



1-й этап

Самоопределение к деятельности


2-й этап

Актуализация 
знаний 
и мотивация



3-й этап

Постановка учебной задачи


4-й этап

«Открытие» 
детьми нового знания



(1–2 мин)


(4–5 мин)


(4–5 мин)


(7–8 мин)


Цель


Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.


Готовность

Мышления и осознание потребности к построению нового способа действий.


Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока


Построение детьми нового способа действий и формирование 
способности 
к его выполнению


Опорный 
сигнал 
прохождения этапа




"хочу" + "могу"


Актуализация
+
затруднение 
в индивидуальной деятельности



Где и почему?
(возникло 
затруднение)
Что сделать? 
(для преодоления
затруднения)
Цель урока
Тема урока


Как? 
(построить новый способ действия)
Виды «открытий»:
Факт → единичная
информация
Правило →алгоритм
Понятие →существ. 
признаки
Закономерность →связь
между понятиями,
свойство


Описание 
этапа



Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»).

Исходя из решенных ранее задач, выделяется содержательная область («могу»).


Воспроизводятся ЗУН, достаточные для построения нового способа действий. 

Активизируются соответствующие мыслительные операции, внимание, память и т.д.

Предлагается индивидуальное задание, требующее нового способа действия.

Возникшее затруднение фиксируется учащимися (мотив). 


Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом (где?), а затем выявляют и фиксируют в речи причину затруднения (почему?). 

На этой основе они ставят цельдеятельности, предлагают вариант формулировки темыурока, который уточняется учителем.


Учащиеся выбирают методрешения учебной задачи – свойство, понятие, алгоритм, модель и т.д., и на его основе выдвигают и обосновывают гипотезы

Используются предметные действий с моделями, схемами и пр. 

В итоге, новый способ действий фиксируется в речи и знаково.


Рекомендации к проведению


Доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, загадка и т.д. 

Беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.


Коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие, беседа. 

Индивидуальные формы работы: задание для самостоятельного выполнения, математический диктант и т.д. 

Фиксация в громкой речи различных вариантов решения и отсутствия изученного способа их обоснования.


Коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог. 

Включение эмоционального компонента: «яркое пятно», похвала и т.д.


Коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д. 

Использование двигательной активности, материальных и материализованных моделей. 

Название 
и ориентировочные
временные рамки этапа


5-й этап

Первичное 
закрепление


6-й этап

Самостоятельная работа с самопроверкой 
по эталону


7-й этап

Включение
в систему 
знаний и повторение


8-й этап

Рефлексия
деятельности
(итог урока) 



(4–5 мин)


(4–5 мин)


(7–8мин)


(2–3 мин)


Цель


Усвоение 

нового способа действий.


Интериоризация

нового способа действий
индивидуальная

рефлексия достижения цели, создание

ситуации успеха


Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного


Самооценка результатов

деятельности,осознаниемметода построения, границ применения нового знания 


Опорный 
сигнал
прохождения этапа



Внешняя речь

Самоконтроль 
и самооценка 
(усвоения) 
+
переживание 
ситуации успеха

Применение (нового знания) 
+
повторение и закрепление
(ранее изученного)

Соотнесение цели и результатов деятельности
+
самооценка
(результатов 
деятельности) 


Описание 
этапа


Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства: сначала фронтально, затем в парах или группах.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания на новый способ действий, сами проверяют их, пошагово сравнивая с образцом, и убеждаются, что новый способ действий ими освоен. 

Ситуация успеха фиксируется знаково (например, плюсом). Те, кто допустил ошибки, выявляют их причину и исправляют на следующем этапе урока.

Учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными.

Системно включаются задания на тренировку и доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей, коррекцию ошибок, подготовку к изучению следующих тем.

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками деятельности на уроке.

В завершение фиксируется степень соответствия результатов деятельности и поставленной цели, намечаются дальнейшие шаги и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). 


              

Приложение 4.

Схема  анализа урока в рамках деятельностного подхода

     1. Была ли создана учителем в начале урока ситуация успеха? В чем  она выражалась? И какими средствами реализовывалась?

     2.  Какими  средствами  пользовался   учитель  для  создания   учебной  ситуации, которая привела к постановке учебной задачи:

 использование известных знаний, способов работы детей;

 формы организации учебной работы учащихся;

 создание условий для активной (пассивной) позиции ученика;

 позиция учителя и его роль на данном этапе;

 использование учебных действий (рефлексивного контроля и оценки)    для создания ситуации дефицита способностей у детей (уровень освоенности).

     3. Возникла ли в результате  разворота логики учителя нужная задача  у детей или нет?

            Могут ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса  (в любой форме: графической, знаковой, словесной).

    Уровень  владения детьми  способностью вести  учебную дискуссию как на уровне  группы, так  и на  уровне класса: 

умение детей аргументировано говорить,  ставить  вопросы  на понимание,  выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов.