Файл: Урок математики в контексте системнодеятельностного подхода.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||||||||
I.Самоопределение к деятельности | -Я попрошу в парах обменяться карточками – пожеланиями на урок. - А у меня к вам такое пожелание: Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. | Выбирают карточку с пожеланием на урок из набора и дарят соседу по парте:
| |||||||||||||
II.Актуализация опорных знаний и мотивация | - Хотели бы вы познакомиться с маленькими хранителями больших тайн? - Гномики строят дом. Может, мы им поможем? - Домик мы будем строить из необычных кирпичиков – карточек. Из набора карточек нужно выбрать только те, которые связаны с числом 7. - Как вы думаете, почему? Минутка чистописания: цифра 7 - Начинаем строительство. | Просмотр фрагмента мультфильма «Белоснежка и семь гномов». -Гномов в сказке 7. Выбирают подходящие карточки (приложение 1.) и выстраивают из них дом.
| |||||||||||||
III.Постановка учебной задачи | -Один этаж не достроен. Белоснежка останется без дома. Почему не выбрали карточку?
- Какое действие нужно выполнить в выражении? - А разве мы не умеем вычитать? - Посмотрите на таблицу. - Какие способы вычитания мы уже знаем?
Тема нашего урока: Табличное вычитание | - Мы не знаем способ действия. - Вычитание. - Умеем. Анализируют таблицу и формулируют учебную задачу.
| |||||||||||||
IV. «Открытие» новых знаний | 1. - Какой вопрос возникает? - Какие есть предположения? - Попробуем разобраться вместе. Как всегда обратимся к нашему главному помощнику – учебнику. Страница 28. 2. - Гномы предлагают выполнить задание №2. | - Почему вычитание называют табличным? Высказывают предположения. Составляют по 2 разности к заданным суммам: 7+6=13 13-7=6 13-6=7 т.д. Выделяют целое и части. Делают вывод: Сумма – это целое. Если вычесть одну часть, то получим другую часть. По сумме можно найти значение разности. | |||||||||||||
3. - Один способ мы «открыли». - Но как быть, если у нас нет подсказки – суммы? (В случае затруднения предлагает обратиться к модели) Предлагается таблица сложения. -Что это за таблица? | Высказывают собственные предположения и осуществляют пробное моделирование действия с кружками разного цвета. -Это таблица сложения. С помощью такой таблицы мы находили значение сумм однозначных чисел без перехода через десяток и с переходом через десяток. | ||||||||||||||
4. - Объясните, как, пользуясь таблицей, найти значение разности 13 – 6. | Обсуждение в группах с опорой на таблицу. Образец рассуждения: 13- это целое (уменьшаемое) 6 – часть (вычитаемое). Посмотрим по таблице, чему равна вторая часть. Это 7. Значит 13-6=7 | ||||||||||||||
| 5.- Мы смогли «открыть» ещё один способ? - Обобщите его. 7.Физминутка. | Шаг 1.Целое (уменьшаемое) раскладываем на части так, чтобы одна из частей равнялась вычитаемому (известной части). Шаг 2.По таблице находим, чему равна вторая часть. Это и будет значение разности. Зарядка с гномиком (роль гнома исполняет ребенок) | |||||||||||||
V.Первичное закрепление | - Пользуясь алгоритмом выполните вычитание в задании №5 стр. 28. | Выполняют задания с проговариванием. | |||||||||||||
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | | Выполнение задания №6 стр.29. I вариант – 1строка, II -2 строка. Самопроверка по эталону. | |||||||||||||
VII.Включение в систему знаний и повторение | 1.- У наших гномов есть друзья – трудолюбивые муравьи. Про них наша задача №7(а) стр.29. - Что говориться о муравьях? - Что значит в «противоположных направлениях»? Давайте покажем - Прочитайте текст ещё раз и выделите данные числа и искомые. - Запишем данные в схему задачи. Расскажите, что известно в задаче. -Что нужно найти? - Как найти часть? - Составьте и запишите выражение. - Объясните, как будем искать значение выражения? - Ответили на вопрос задачи? - Запишите ответ. | Чтение задачи Высказывания детей. Выходят два ученика и встают спинами друг к другу и двигаются в противоположных направлениях. Также двигались и муравьи. -Известно целое и вторая часть. -Нужно найти вторую часть. Надо из целого вычесть известную часть. 14 – 8 Дети объясняют устно. | |||||||||||||
| 2. -Гномы, любят все измерять, сравнивать. Нам они тоже предлагают измерить отрезки (задание 8 с.29) и начертить отрезок, длина которого равна разности длин этих отрезков. | Измеряют отрезки. Находят разность и чертят отрезок. | |||||||||||||
VIII.Рефлексия деятельности и мотивация к следующему уроку | - Какую учебную задачу мы ставили перед собой? - Справились мы с ней? - Что интересного заметили в таблице?
- Ещё один способ табличного вычитания мы рассмотрим на следующем уроке. - У кого сбылось пожелание на урок? Отметьте на волшебных линеечках: правильность, активность - Кто помогал нам совершать «открытия»? | Вспоминают учебную задачу и оценивают степень своего участия в уроке. Предполагают, что есть ещё один способ вычитания. Отмечают и оценивают свою работу и работу одноклассников. |
Приложение 1. (к уроку)
Карточки- «кирпичики»
Не имей…рублей, а имей … друзей | …. раз отмерь, один раз отрежь | …. дней недели | 10 - 3 |
3 + 4 | 13 - 6 | 6 . 8 | …. Я |
17-7 | 19 - 1 | | |
Приложение 2.
Критерии результативности урока
• Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
• Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
• Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
• Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
• Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
• На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
• Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
• Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
• Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
• Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
• Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
• На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Приложение 3
Структура урока «открытия» нового знания
Урок «открытия» нового знания | ||||
Название и ориентиро-вочные временные рамки этапа | 1-й этап Самоопределение к деятельности | 2-й этап Актуализация знаний и мотивация | 3-й этап Постановка учебной задачи | 4-й этап «Открытие» детьми нового знания |
(1–2 мин) | (4–5 мин) | (4–5 мин) | (7–8 мин) | |
Цель | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Готовность Мышления и осознание потребности к построению нового способа действий. | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению |
Опорный сигнал прохождения этапа | "хочу" + "могу" | Актуализация + затруднение в индивидуальной деятельности | Где и почему? (возникло затруднение) Что сделать? (для преодоления затруднения) Цель урока Тема урока | Как? (построить новый способ действия) Виды «открытий»: Факт → единичная информация Правило →алгоритм Понятие →существ. признаки Закономерность →связь между понятиями, свойство |
Описание этапа | Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»). Исходя из решенных ранее задач, выделяется содержательная область («могу»). | Воспроизводятся ЗУН, достаточные для построения нового способа действий. Активизируются соответствующие мыслительные операции, внимание, память и т.д. Предлагается индивидуальное задание, требующее нового способа действия. Возникшее затруднение фиксируется учащимися (мотив). | Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом (где?), а затем выявляют и фиксируют в речи причину затруднения (почему?). На этой основе они ставят цельдеятельности, предлагают вариант формулировки темыурока, который уточняется учителем. | Учащиеся выбирают методрешения учебной задачи – свойство, понятие, алгоритм, модель и т.д., и на его основе выдвигают и обосновывают гипотезы. Используются предметные действий с моделями, схемами и пр. В итоге, новый способ действий фиксируется в речи и знаково. |
Рекомендации к проведению | Доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, загадка и т.д. Беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д. | Коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие, беседа. Индивидуальные формы работы: задание для самостоятельного выполнения, математический диктант и т.д. Фиксация в громкой речи различных вариантов решения и отсутствия изученного способа их обоснования. | Коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог. Включение эмоционального компонента: «яркое пятно», похвала и т.д. | Коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д. Использование двигательной активности, материальных и материализованных моделей. |
Название и ориентировочные временные рамки этапа | 5-й этап Первичное закрепление | 6-й этап Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | 7-й этап Включение в систему знаний и повторение | 8-й этап Рефлексия деятельности (итог урока) |
(4–5 мин) | (4–5 мин) | (7–8мин) | (2–3 мин) | |
Цель | Усвоение нового способа действий. | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха. | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Самооценка результатов деятельности,осознаниемметода построения, границ применения нового знания |
Опорный сигнал прохождения этапа | Внешняя речь | Самоконтроль и самооценка (усвоения) + переживание ситуации успеха | Применение (нового знания) + повторение и закрепление (ранее изученного) | Соотнесение цели и результатов деятельности + самооценка (результатов деятельности) |
Описание этапа | Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства: сначала фронтально, затем в парах или группах. | Учащиеся самостоятельно выполняют задания на новый способ действий, сами проверяют их, пошагово сравнивая с образцом, и убеждаются, что новый способ действий ими освоен. Ситуация успеха фиксируется знаково (например, плюсом). Те, кто допустил ошибки, выявляют их причину и исправляют на следующем этапе урока. | Учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными. Системно включаются задания на тренировку и доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей, коррекцию ошибок, подготовку к изучению следующих тем. | На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия результатов деятельности и поставленной цели, намечаются дальнейшие шаги и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). |
Приложение 4.
Схема анализа урока в рамках деятельностного подхода
1. Была ли создана учителем в начале урока ситуация успеха? В чем она выражалась? И какими средствами реализовывалась?
2. Какими средствами пользовался учитель для создания учебной ситуации, которая привела к постановке учебной задачи:
использование известных знаний, способов работы детей;
формы организации учебной работы учащихся;
создание условий для активной (пассивной) позиции ученика;
позиция учителя и его роль на данном этапе;
использование учебных действий (рефлексивного контроля и оценки) для создания ситуации дефицита способностей у детей (уровень освоенности).
3. Возникла ли в результате разворота логики учителя нужная задача у детей или нет?
Могут ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса (в любой форме: графической, знаковой, словесной).
Уровень владения детьми способностью вести учебную дискуссию как на уровне группы, так и на уровне класса:
умение детей аргументировано говорить, ставить вопросы на понимание, выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов.