Файл: Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, «Доктрина Трумэна», согласно которой, мир должен принять американскую систему, а США обязаны вступить в бой с любым революционным движением, любыми притязаниями СССР. Определяющим при этом фактором был конфликт двух образов жизни. Трумэн считал, что одни образ базировался на правах личности, свободных выборах, законных институтах и гарантиях от агрессии. Другой – на контроле над прессой и СМИ, навязывании воли меньшинства большинству, на терроре и угнетении. Данная политика положила началу конца политике невмешательства США в политику других стран.

Одним из инструментов реализации «Доктрины Трумэна» стал «план Маршалла». План Маршалла – программа помощи Европе после Второй Мировой войны. Был выдвинут в 1947 году американским госсекретарём Джорджем К. Маршаллом. Вступил в силу в 1948 году. План был направлен на оказание безвозмездной помощи Европе, которая будет направлена не против кокай-либо страны или доктрины, а против голода, бедности, отчаяния и хаоса. Во время конференции в Париже по принятию плана, на ней собрались 16 государств Западной Европы. Также были приглашены страны Центральной и Восточной Европы, однако по настоянию правительства СССР, которое в данном плане видело угрозу своим интересам в этих государствах. Руководители стран Центральной и Восточной Европы отказались от участия в плане. Позже от плана отказалась Финляндия. Политические условия получения помощи открывали преемственность плана с «доктриной Трумэна». Страны – участницы плана обсудили размеры помощи, которая была необходима каждой их них. В США в ответ на готовность принять помощь был создан специальный государственный орган, который изучал экономику страны и возможность оказать помощь. Правительственный комитет по изучению экономики и её возможности оказать помощь. План начал осуществляться после принятия конгрессом США закона «Об экономическом сотрудничестве», предусматривающий 4-х летнею программу экономической помощи Европе.

Если говорить непосредственно о цифрах в которых выражалась помощь. Общая сумма ассигнований составила 13 млрд. долларов США. В Великобританию было направлено 2,8 млрд. долларов, Францию 2,5 млрд. долларов, Италию 1,3 млрд., Западную Германию 1,3 млрд. и в Нидерланды 1 млрд. Позже план был применен к некоторым странам Восточной Азии, в том числе к Японии.

Одним из условий предоставления помощи, было выведения коммунистов из состава правительства стран, подписавших соглашение о помощи. Таким образом План Маршалла содействовал установлению мира в Западной Европе после войны. Целью плана было заявлено помощь страна Западной Европы восстановить экономику, устранение торговых барьеров, модернизация промышленности и вытеснение коммунистов из правительств стран участниц плана.


Коминформ или Коминформбюро (1947 - 1956 гг.) (Информационное бюро коммунистических и рабочих партий) – международная организация коммунистических партий. Для публичной координации позиций коммунистических партий после роспуска Коммунистического интернационала в 1943 году, необходима была новая официальная организация. Новая форма координации организации не должны была казаться системой централизованного управления. Поэтому было решено создать «информационный» орган. Основанное 22 сентября 1947 года на конференции в польском г. Шклярска-Поремба и первоначально включало коммунистические партии девяти стран: СССР, БНР, ВНР, ПНР, Румынии, Чехословацкой Республики, СФРЮ, Франции, Италии. Позже присоединилась Албанская партия труда. В создании Коминформа активное участие принимал А.А. Жданов. После ухудшения отношений между И. Тито и И. Сталиным югославскую партию исключили из бюро.

Создание Коминформ было не только попыткой объединить коммунистические партии в особенности Европы, но и своеобразным ответом СССР на план Маршала предложенный США Европе. Историк М.Наринский считал, что план Маршалла был подготовлен таким образом, что полностью исключал участие в нем СССР, и фактически исключал участие стран Восточной Европы. По существу, участие в плане Маршалла предполагало страной-участницей выбор своей политической ориентации на СССР или США.

Причины начала «Холодной войны» принято делить на три основные сферы деятельности государства: идеология, политика и экономика. В каждой сфере были сформированы свои причины начала противостояния. Если обобщать каждую сферу, то причины будут примерно так звучать: идеологические причины – навязывание миру своих идей и ценностей; политические – различие политических режимов; экономические – борьба за рынки сбыта продукции. В общем причины примерно так и выглядели. Если же посмотреть более глубже на причины каждой сферы, то можно увидеть более точные основания начала противостояния.

Каждое государство победитель Второй Мировой войны проповедовало свои идеи и цели. Великобритания обвиняла Советы в навязывании коммунистических идей и методов другим странам, а также во вмешательство в их внутреннюю политику. СССР же считал, что Великобритания хочет установить мировое господство.

В причинах политического толка, определяющую роль играло борьба двух режимов – демократического и коммунистического. Премьер-министр Великобритании открыто заявлял, что коммунистические страны строят тоталитаризм, противоречащий демократии, а сам Советский Союз стремится занять господствующие позиции в мире. Каждое государство победитель опасалось, что бывшие союзники при помощи силы будут принуждать другие страны к следованию их политики. Отдельного внимания стоит противоречия между США и СССР на дипломатическом уровне. Эти противоречия вылились в неспособность договориться о после военном устройстве мира, и последующие споры при создании ООН.



Причины экономические сводились к борьбе за рынки сбыта, нефть и военные базы. Кроме того, шло активное развитие идеи геополитического контроля. Действовал принцип «чем больше территории, тем сильнее государство». Это было одной из причин почему страны антигитлеровской коалиции не спешили выводить войска из других государств. Вывод войск мог означать потерю контроля на территории и ресурсами.

Под водя итоги можно сказать, что предпосылками к началу «Холодной войны» - это усиление коммунистической власти в Центральной и Восточной Европе, заинтересованность политиков в создание образов врагов, борьба за пути развития стран, освобожденных от фашизма. Более явные предпосылками выступали: Фултонская речь У. Черчилля, Доктрина Трумэна, план Маршалла.

Причинами же были в трех направления развития государств: идеология, политика, экономика. В каждой из сферы были свои причины для начала противостояния. Например, в идеологической сфере – это распространение влияния США и СССР, борьба идеологий, рост популярности коммунистической идеологии. В политической сфере – это наличие в мире сторонников двух систем, необходимость ослабить военную мощь противника, политичная нестабильность. Экономические причины: борьба за рынки сбыта и добычи ресурсов. При этом ядерный паритет и гонку вооружений можно отнести как к экономическим причинам, так и к политическим».


Задача 3. В соревновании с капиталистическим миром СССР ценой многолетних усилий добился в 60—70-е гг. паритета в военной области. А почему государство не смогло добиться паритета за это же время на другом направлении — в области; экономики? Ведь то оружие, которое страна имела, могло быть произведено лишь при высокоразвитой экономике, огромных достижениях в науке и технике и т.п. Обоснуйте свой ответ.
Ответ: «перед экономикой СССР стояли другие цели, нежели достижение равенства с Западными странами в ней. После войны стояла цель, и задача восстановить государство, разоренное войной. Нужно учитывать, что основные боевые действия прошли по территории, которая была экономически развита. На ней были сосредоточенны производства легкой и тяжелой промышленности, а также сельское хозяйство. После начала «холодной войны», поскольку усложнились отношения с бывшими союзниками, государство было сконцентрировано на защите своих граждан от внешних потенциальных угроз, путем усовершенствования уже существующего или создания нового оружия. Поскольку в то время в понимании людей война была традиционной (с применением вооружения).


При всем при этом экономика СССР была 2 в мире, практически до конца своего существования, вплоть до 1988 года, когда Япония ее подвинула. Стоит отметить, что из-за разницы экономического устройства Западных стран и СССР многие сферы экономики не могли быть развиты в равной степени. Например, развитие частной собственности или частного капитала.

После того как послевоенная экономика вышла на довоенный уровень, начался новый виток ее развития путем внедрения научно-технического прогресса. Это хорошо видно по статистическим данным: в период 50-х начала 60-х гг. это был бум развития экономики СССР, произведенный национальный продукт вырос в 5,3 раза, промышленность в 6,1 раза, сельскохозяйственное производство в 2,2 раза, среднемесячная зарплата в 2 раза. При всем при этом экономика СССР оставаясь сильной, теряла в качественной эффективности: убытки, низкое качество продукции, рассредоточение капиталовложений и т.п. все это тормозило рост экономики.

Смотря на все это с 1965 года начали внедрять новые идеи в экономическое управление. А.Н. Косыгин предлагал идею о внедрение в партийно-административное воздействие экономических стимулов, т.е. элементов рыночной экономики. Смотря на применение экономической реформы, можно сказать что ее реализация пошла на пользу экономики. 8 пятилетний план был успешно выполнен, был увеличен рост промышленной продукции почти в половину, замедлилось падение среднегодовых темпов роста промышленности.

Однако эту реформу в конце 60-х было решено свернуть, поскольку консервативная часть управления государства видела в ней угрозу. Директивная реформа быстро свела на нет реформы, которые предполагали расширение демократии и самостоятельность трудовых коллективов. А после событий в Праге и Польше во второй половине 60-х, в реформе видели угрозу власти и политической стабильности и было приято решение свернуть ее в конце 60-х гг.

Помимо этого, повышению уровня экономического роста мешало большое капиталовложение в военно-промышленный комплекс и малое вложение в аграрно-промышленный комплекс, также отрицательно сказывалась невысокая степень открытости советской экономики, при том что внешнеторговый оборот был высоким».