ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В книге «Социальное изменение», в четвертой части которой представлена гипотеза культурного лага, − это не только исследование по теме «техника и общество». Огборн обратился к изучению проблематики социальной эволюции и механизмов общественных трансформаций.
Он целенаправленно опровергает биологические трактовки социальной эволюции, фокусируя внимание на человеческой культуре. Здесь, несомненно, сказалось влияние этнографов и антропологов, в частности Ф. Боаса, лекции которого Огборн посещал в Колумбийском университете.
Принципиальное значение для Огборна имеет доказанный этнографическими полевыми исследованиями факт, что все люди, включая и представителей примитивных обществ, в основном обладают одинаковыми физическими и интеллектуальными способностями. Соответственно, нет достаточных оснований дляутверждения о сколько-нибудь существенном влиянии на человечество на протяжении последнего тысячелетия его истории факторов биологической эволюции. Зато важнейшую роль на протяжении этого временного отрезка играют социальные революции, а механизмы трансформации культуры надо искать внутри нее самой.
Огборн прибегает к важному различению материальной и адаптивной культуры. Ключевые движущие силы социальной эволюции – механические изобретения и научные открытия – приводят к аккумуляции и диффузии новых форм в сфере материальной культуры. Эти изменения происходят довольно быстро, тогда как нематериальная культура должна к ним адаптироваться − процесс, занимающий определенное время. Возникает отставание, некоторый временной лаг. Накопление этих отставаний приводит к росту социальных проблем, связанных с трудностями адаптации.
Согласно Огборну, основной паттерн социальных изменений состоитв том, что научные открытия и технические изобретения стимулируют перемены в экономической орÐ