Файл: Систематизация средневековой философской мысли в трудах Формы Аквинского.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Нефтекамский филиал ФГБОУ ВО
«Башкирский государственный университет»
Колледж
Реферат по дисциплине «Основы философии»
Тема: «Систематизация средневековой философской мысли в трудах Формы Аквинского»
Выполнил(а) студент(ка): Андрианов Р.Е.
Группа: ИС-31к
Нефтекамск – 2022
ВВЕДЕНИЕ 1
Глава 1 Изучить биографию Фомы Аквинского 2
1.1 Ранние годы 2
1.2 Образование 2
Глава 2 Труды Фомы Аквинского Шаги истины 4
2.1 Теология и философия 4
2.2 Происхождение 5
2.3 Материи и форме 6
2.4 О человеке и его душе 6
2.5 Познание 8
2.6 Этика 9
2.7 Политика и закон 10
Глава 3 Рассмотреть труды 12
3.1 Труды 12
Заключение 13
Список использованных источников 13
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы заключается в том, что Фома Аквинский считается величайшим представителем схоластической философии, своим именем давший название самому известному в истории религиозно-философскому течению – томизму. И по сей день труды Аквинского является действенной силой, как философские учения Платона, Аристотеля, Канта и Гегеля.
Цель данного реферата изучить данное направление в области философии.
Задачи реферата:
1) Изучить биографию Фомы Аквинского
2) Изучить идеи Аквинского
3) Рассмотреть труды
Глава 1 Изучить биографию Фомы Аквинского
1.1 Ранние годы
Сын Ландальфа, графа Аквинского, родился около 1225 года в итальянском городе Роккасека в Королевстве Сицилия. Томас был младшим из девяти детей в семье. Хотя родители мальчика происходили из рода императоров Фридриха I и Генриха VI, семья принадлежала к низшему сословию знати.
Перед рождением своего сына святой отшельник предсказал матери мальчика, что ребенок войдет в орден братьев-проповедников и станет великим ученым, достигнув невероятной степени святости. Согласно традициям того времени, в возрасте 5 лет мальчика отправляют в аббатство Монте-Кассино, где он учится у монахов-бенедиктинцев.
Томас останется в монастыре до 13 лет, что вынудит его вернуться в Неаполь после изменения политической обстановки в стране.
1.2 Образование
Следующие пять лет Томас проводит в бенедиктинском монастыре, завершая свое начальное образование. В этот период он усердно изучает труды Аристотеля, которые впоследствии станут отправной точкой его собственных философских поисков. В этом монастыре, который тесно сотрудничал с Неаполитанским университетом, Томас заинтересовался монашескими орденами с передовыми взглядами, проповедующими жизнь в служении духовенству.
Около 1239 года Томас учился в Неаполитанском университете. В 1243 году он тайно вступил в Доминиканский орден и вступил в должность в 1244 году. Узнав об этом, семья похищает его из монастыря и держит в плену в течение года. Однако Томас не отказывается от своих взглядов и, будучи освобожденным в 1245 году, возвращается в доминиканский приют для сирот.
С 1245 по 1252 год Фома Аквинский продолжал учиться у доминиканцев в Неаполе, Париже и Кельне. Когда он оправдывает пророчество святого отшельника, он становится образцовым учеником, хотя, по иронии судьбы, его скромность часто приводит к ложным представлениям о нем как о близком человеке.
Глава 2 Труды Фомы Аквинского Шаги истины
2.1 Теология и философия
Фома Аквинский различал области философии и теологии: первая тема - это "истины разума", а вторая - "истины откровения". Философия находится на службе теологии и имеет гораздо меньшее значение, чем ограниченный человеческий разум по сравнению с божественной мудростью. Теология - это священное учение и наука, основанная на знаниях, которыми обладают Бог и те, кто благословлен. Приобщение к божественному знанию достигается через откровение.
Теология может что-то заимствовать из философских дисциплин, но не потому, что она считает это необходимым, а только ради ясности позиций, которые она преподает.
Аристотель различал четыре последовательные стадии истины: опыт (эмпирия), искусство (техника), знание (эпистема) и мудрость (София).
У Фомы Аквинского мудрость становится независимым от других уровней высшим знанием о Боге. Он основан на божественных откровениях.
Фома Аквинский выделил три иерархически подчиненных вида мудрости, каждый из которых наделен своим собственным "светом истины".:
* мудрость благодати;
* богословская мудрость — мудрость веры, использующая разум;
метафизическая мудрость - это мудрость разума, постигающего сущность бытия.
Некоторые истины Откровения могут быть поняты человеческим разумом: например, что Бог существует, что Бог един. Другие не могут быть поняты: например, Божественная Троица, воскресение во плоти.
Исходя из этого, Фома Аквинский исключает необходимость проводить различие между сверхъестественным богословием, основанным на истинах откровения, которые один человек не может понять, и рациональным богословием, основанным на "естественном свете разума" (познание истины с помощью силы человеческого интеллекта)..
Фома Аквинский выдвинул принцип: истины науки и истины веры не могут противоречить друг другу; между ними царит гармония. Мудрость - это желание понять Бога, в то время как наука - это средство продвижения к этому.
2.2 Происхождение
Акт бытия, который является актом действия и совершением совершенства, остается в каждом "существе" как его самая сокровенная глубина, как его истинная реальность.
Существование каждой вещи несравненно важнее ее сущности. Отдельная вещь существует не из-за своей сущности, потому что сущность никоим образом не подразумевает существования, а потому, что она участвует в акте творения, то есть в воле Бога.
Мир - это совокупность субстанций, существование которых зависит от Бога. Только в Боге сущность и существование неразделимы и тождественны.
Фома Аквинский выделил два способа существования:
• само существование существенно или безоговорочно;
* существование является случайным или зависимым.
Только Бог является подлинным, истинным существом. Все остальное, что существует в мире, не имеет реального существования (даже ангелы, которые находятся на самом высоком уровне в иерархии всех созданий). Чем выше "творения" находятся на уровнях иерархии, тем большей автономией и независимостью они обладают.
Бог создает существа не для того, чтобы они существовали в дальнейшем, а для существующих субъектов (основ), которые существуют в соответствии со своей индивидуальной природой (сущностями).
2.3 Материи и форме
Сущность всех материальных вещей заключается в единстве формы и материи. Фома Аквинский, как и Аристотель, рассматривал материю как пассивный субстрат, основу индивидуации. И только из-за формы вещь является вещью определенного рода.
Фома Аквинский различал, с одной стороны, субстанциальные (посредством которых субстанция как таковая утверждается в своем существовании) и случайные (случайные) формы; с другой стороны, между материальными (имеющими собственное бытие только в материи) и субстанциальными (имеющими собственное бытие и действующими без материи) формами. Все духовные сущности представляют собой сложные существующие формы. Чисто духовные - ангелы - обладают сущностью и существованием. В человеке есть двойная сложность: он различает не только сущность и существование, но и материю и форму.
Фома Аквинский рассматривал принцип индивидуации: форма не является единственной причиной вещи (в противном случае все особи одного вида были бы неотличимы), поэтому было установлено, что в духовных существах формы индивидуализируются сами по себе (потому что каждый является отдельным видом); в телесных существах индивидуализация не происходит не их сущностью, а их собственной материальностью, которая количественно ограничена в индивиде.
Таким образом, "вещь" принимает определенную форму, которая отражает духовную уникальность в ограниченной материальности.
Совершенство формы считалось величайшим подобием самого Бога.
2.4 О человеке и его душе
Индивидуальность человека — это личное единство души и тела.
Душа — это животворящая сила человеческого организма; она нематериальна и самовсасывает; это субстанция, которая обретает свою полноту только в единстве с телом, благодаря чему телесность приобретает значение — она становится личностью. Мысли, чувства и постановка целей рождаются в единстве души и тела. Человеческая душа бессмертна.
Фома Аквинский считал, что сила понимания души (то есть степень ее познания Бога) определяет красоту человеческого тела
Конечная цель человеческой жизни - достичь блаженства, которое обретается в созерцании Бога в загробной жизни.
В соответствии со своим положением, человек является промежуточным существом между живыми существами или существами и ангелами. В ряду телесных созданий он является высшим существом, его отличают разумная душа и свободная воля. В силу последнего человек несет ответственность за свои действия. И корень его свободы - мудрость.
Человек отличается от животного мира способностью к познанию и, как следствие, способностью принимать свободные сознательные решения: именно интеллект и свободная (от всякой внешней необходимости) воля составляют основу истинных человеческих действий (в отличие от действий, свойственных как человеку, так и животному), относящиеся к этической сфере. В отношениях между двумя высшими человеческими способностями, интеллектом и волей, преимущество заключается в интеллекте (позиция, которая вызвала споры томистов и бестистов), поскольку воля обязательно следует за интеллектом, который представляет для них определенное существо как благо; однако, при выполнении действия при определенных обстоятельствах возникает потребность в разуме, а не в разуме. и с помощью определенных средств выдвинуть на первый план волевое усилие (о зле, 6). Помимо собственных усилий человека совершать добрые дела, необходима также божественная благодать, которая не устраняет уникальность человеческой природы, а, напротив, совершенствует ее. Божественный контроль над миром и предвидение
всех (включая индивидуальные и случайные) событий также не исключают свободы выбора: Бог как высшая причина допускает независимые действия вторичных причин, включая негативные моральные последствия, поскольку Бог может превратить зло, созданное независимыми агентами, в добро.
2.5 Познание
Фома Аквинский считал, что универсалии (то есть понятия о вещах) существуют тремя способами:
* "до вещей" (в понимании Бога как идеи для будущих вещей, как вечных идеальных прототипов существования).
• "в вещах", получая определенную реализацию.
• "в соответствии с вещами" - в человеческом мышлении как результат абстракции и обобщения (номинализм, концептуализм)
Сам Фома Аквинский придерживался позиции умеренного реализма, восходящей к аристотелевскому гильоморфизму, и отвергал позиции крайнего реализма, основанного на платонизме в его версии Августина.
Согласно Аристотелю, Фома Аквинский проводит различие между пассивным и активным интеллектом.
Фома Аквинский отрицал врожденные идеи и концепции, а интеллект до начала познания считался сродни Tabula rasa (лат. "Чистый лист"). Однако люди рождаются с "общими паттернами", которые начинают действовать в момент столкновения с сенсорным материалом.
* пассивный интеллект - это интеллект, в который попадает чувственно воспринимаемый образ.
* активный интеллект - абстрагирование чувств, обобщение; генезис понятия.
Познание начинается с чувственного опыта под воздействием внешних объектов. Объекты воспринимаются человеком не целиком, а частично. Входя в душу познающего, известное теряет свою материальность и может входить в него только как "вид". "Природа" объекта - это его узнаваемый образ. Вещь существует одновременно вне нас во всем своем существе и внутри нас как образ.
Истина - это "соответствие разума и вещи". То есть концепции, сформированные человеческим разумом, истинны в той степени, в какой они соответствуют их концепциям, предшествующим Богу в интеллекте.
На уровне внешних органов чувств формируются исходные когнитивные образы. Внутренние органы чувств обрабатывают исходные образы.
2.6 Этика
Бог одновременно является причиной всех вещей и одновременно конечной целью их стремлений; конечной целью морально хороших человеческих поступков является достижение блаженства, заключающегося в созерцании Бога (что, согласно Фоме, невозможно в реальной жизни). Все остальные цели оцениваются в соответствии с их упорядоченным согласованием с конечной целью, избегание которой является злом, коренящимся в отсутствии существования, а не независимой сущностью (о зле, 1). В то же время Томас отдавал должное деятельности, направленной на достижение земных, конечных форм блаженства. Началом правильных моральных поступков являются добродетели изнутри, законы и благодать извне. Томас анализирует добродетели (способности, которые позволяют людям использовать свои способности в долгосрочной перспективе) и пороки, с которыми они сталкиваются, согласно аристотелевской традиции, но он считает, что помимо добродетелей, дары, блаженство и плоды Святого Духа необходимы для достижения вечного счастья. .