Файл: История развития менеджмента (Теоретические аспекты менеджмента предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На сегодняшний день мы можем говорить о восьми этапах, через которые прошла наука управления. Начало первого из этих этапов (который называют Тейлоризмом) можно отнести к началу XX века, фундамент которого был заложен известным американским инженером и основоположником научной организации труда и управления. Главной задачей его учения являлось улучшение качества труда и получение лучшего результата правильно используя трудовые резервы организации Им была издана книга, в которой он рассказывал способы и методы правильного устройства организации труда[18].

Его труд был принят во внимание широкой общественностью в Соединенных Штатах, и многие управленцы оценили его важность и правильность суждений, но впоследствии, время показало, что его схема устройства организации труда, в том виде, каком он описал в своей книге, возможна лишь в ограниченном виде, учитывая различные нюансы структур организаций по той причине, а также по причине непонимания её основ многими руководителями. Только благодаря трудам Тейлора спустя немного времени начинают выходят в свет ученые труды и статьи по управлению Фрэнка, Гилберта, Ганита[19].

Следующий шаг в формировании управления можно отнести к нюансам в развитии науки об управлении, основываясь на научных статьях и публикациях Тэйлора, однако с абсолютно иными усовершенствованными почти до неузнаваемости подходами к данному вопросу. В то же время возникает и испытывается на деле школа менеджмента, которую называют административной. Основателями данной школы управления в то время стали Анри Ф., Линдал Ю, а также Слоун П. Заслуга Анри Ф. состояла в том, что он первым внес предложение использовать на практике его теорию управления, которая полностью раскрывала его главные функции и имеющиеся нюансы по данной теме[20].

Следующий за ним – третий этап в развитии науки управления, который получил название «неоклассическим», в этот период начинает в полной мере формироваться так называемая школа «человеческих отношений». Её формирование принято связывать такими именами как Файоль А, Слоун П. и Э Мейо. В данный период развития менеджмента утверждается социологическая система групповых решений.

Период с 1940-го года по 60-й принято считать четвертым этапом формирования управления. В данный период совершается развитие административной идеи, которая в основном нацелена на развитие концепции организации управления основываясь на последних достижениях таких наук, как психология и социология, по той причине, что- в конечном счете она оказывает огромное влияние на людей в системе менеджмента[21].


От предыдущего этапа формирования идей менеджмента отличается пятый. Отличие состоит том, что в этот период формируется современное обоснование количественных методов решений менеджмента под действием частого употребления в практике математических и экономических методов и ЭВТ. Данный процесс благополучно формируется и в наш период развития управленческой мысли. Основываясь на таких суждениях, во многих организациях начали происходить случаи установления среди различных видов и сферами производства и моделями менеджмента. Его публикации всецело раскрывают теорию и практику стратегии менеджмента, и способы реализации методов управления на современном этапе развития менеджмента.

Следующий период формирования менеджмента 1980-е года. Седьмой этап выделяется возникновением в менеджменте новых видов структур – его подвидов. В то время было сделано открытие «организационной структуры», которая в менеджменте является сильным механизмом и было использовано по большей части в Японии, а также в других странах совместно с важными методами управления[22].

Рассмотрим более подробно управленческие революции. Самые главные моменты развития практики управления получили название «управленческих революций». По определению А.И. Кравченко управленческая революция представляет собой «переход от одного качественного состояния менеджмента к другому». Первая управленческая революция связана с периодом формирования государств, которые владели рабами. Это государства на Древнем Востоке – в Шумере, Египте, Аккаде. В это время, 4-5 тыс. лет назад происходило превращение касты священников в касту религиозных менеджеров. Это удалось благодаря тому, что жрецы удачно переформулировали религиозные принципы. Если раньше богам нужны были человеческие жертвы, то теперь нет. Богам начали приносить символические жертвы: подношение денег, скота, масла, ремесленных изделий. Все это вместо человеческой жизни[23].

В результате появился новый тип деловых людей – еще не коммерческий делец, но уже и не религиозный деятель. Дань с населения собирается под видом религиозного обряда и не пропадает даром. Она копилась и обменивалась, а также пускалась в дело. Жрецы вскоре стали самым богатым классом. Деньги для них были всего лишь побочным результатом религиозной и государственной деятельности. Ведь жрецы еще и заведовали сбором налогов, а также управляли государственной казной, распределяли государственный бюджет, ведали всеми имущественными делами[24].


Результатом деятельности жрецов явилась письменность. Запомнить весь объем деловой информации стало просто невозможно, а также приходилось делать сложные расчеты. Известно, что до наших дней были сохранены таблички, на которых жрецы Шумера вели юридические, исторические и деловые записи. Они аккуратно вели деловую документацию, бухгалтерские расчеты. На сегодняшний день эти функции – содержание управленческого процесса.

Вывод: в результате первой управленческой революции менеджмент сформировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, а позже превратился в социальный институт.

Вторая революция в области менеджмента случилась примерно через тысячу лет после первой и была связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Чтобы управлять обширными владениями была необходима административная система, с помощью которой можно было бы успешно руководить страной не по личной прихоти или племенному праву, а на основе написанных законов. Знаменитый свод Хаммурапи, который содержит 285 законов управления различными сферами жизни общества стал ценным памятником древневосточного права и этапом в истории менеджмента. Огромное значение этого свода Хаммурапи состоит в том, что он создал первую формальную систему администрирования. Кроме того он создал оригинальный лидерский стиль. Образ заботливого опекуна и защитника народного – лидерский стиль. Для традиционных стилей правление этот стиль стал нововведением[25].

Вывод: суть второй революции заключалась в появлении светской манеры управления, возникновении формальной системы организации и регулирования отношений людей, а также зарождении основ лидерского стиля, методов мотивации поведения.

Третья управленческая революция произошла примерно еще через тысячу лет. Царь Навуходоносор (605-562 гг. до н.э.) являлся автором системы производственного контроля на текстильных фабриках Навуходоносор применял цветные ярлыки. Таким образом помечалась пряжа, которая поступала в производство каждую неделю. Такой метод контроля позволял точно установить, насколько долго находилась на фабрике партия сырья.

Вывод: достижением Навуходоносора является строительная деятельность и разработка технически сложных проектов, а также эффективные методы управления и контроля качества продукции. Это характеризуется третьей революцией в менеджменте.

Четвертая революция в менеджменте буквально совпадает с великой индустриальной революцией 18-19 веков, которая дала жизнь европейскому капитализму. Индустриальная революция оказала огромное влияние на теорию и практику управления, чем все предыдущие революции. Капиталисты были заменены сотнями и тысячами акционеров. Вместо одного руководителя появились несколько наемных менеджеров. Утвердилась новая форма собственности[26].


Такая система собственности помогла ускорить развитие промышленности. Она смогла привести к отделению управления от менеджмента в самостоятельную экономическую силу.

Таким образом, началом четвертой революции явилась буржуазная революция, которая принесла с собой новую фигуру в истории – собственника, а в помощь ему появился и наемный менеджер. Можно сказать, что начало эпохи ознаменовалось появлением капиталиста, а ее конец – появлением менеджера.

Пятая управленческая революция. Промышленная революция и классический капитализм в целом все-таки оставались временем буржуа. Менеджер все еще не являлся профессионалом. Только эпоха монополистического капитализма дала первые школы бизнеса и систему профессионального обучения специалистов. С появлением профессиональных менеджеров можно было сказать о радикальном перевороте в обществе, который и считался пятой управленческой революцией. Менеджеры перешли из профессиональной страты в отдельный от капиталистов социальный класс.

Итак, на сегодняшний день можно отметить то, что навыки и компетенция менеджеров являются основными элементами любого успешного бизнеса и напрямую влияют на его показатели и эффективность. Однако чертой российского менеджмента все-таки должна стать опора на трудолюбие работника, старательность и пунктуальность. Эти качества необходимо поощрять для достижения высокого результата в их развитии.

В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления. Большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем[27].

Поэтому изучение истории развития теории и практики менеджмента крайне актуально. В современных условиях перестройки экономики на основе рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является выработка основных теоретических и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.


Глава 2. Анализ системы менеджмента на предприятии ООО ««Гранд-энергоресурс»»

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

Основным видом деятельности является: розничная торговля бытовыми электротоварами, радио- и телеаппаратурой.

Организационно-правовая форма - общества с ограниченной ответственностью. Тип собственности - частная собственность.

Организационная структура ООО «Гранд-энергоресурс» представлена на (рис. 1).

Рисунок 1. Линейно-функциональная структура управления ООО «Гранд-энергоресурс»

Линейная структура управления подразумевает наличие такой системы, в которой имеется четкое разделение менеджмента по продуктам и функциям.

Материально-техническое снабжение организации осуществляется по прямым договорам с предприятиями через систему оптовой и розничной торговли, в том числе за наличный расчет. Выполнение работ и оказание услуг осуществляются по ценам и тарифам, устанавливаемым организацией самостоятельно, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Анализируя основные технико-экономические показатели ООО «Гранд-энергоресурс» в динамике за последние три года с 2015 по 2017 гг. следует отметить, что (таблица 2):

- товарная продукция (услуги и работы) за анализируемый период выросли на 64,4% или 168833 руб., что привело к увеличению ее себестоимости на 65,1%;

- реализованная продукция (услуги и работы) в отпускных ценах без НДС и ее себестоимость также увеличились соответственно на 41,0% и 41,9%;

Таблица 2

Основные организационно-экономические показатели деятельности ООО «Гранд-энергоресурс»

Показатели

годы

Темпы роста %

2015

2016

2017

Товарная продукция в отпускных ценах без НДС, руб.

261986

542796

430819

164,4

Себестоимость товарной продукции, руб.

262267

518306

432997

165,1

Реализованная продукция в отпускных ценах без НДС и акциза, руб.

206108

433160

290616

141,0

Себестоимость реализованной продукции, руб.

206389

408670

292794

141,9

Затраты на 1 руб. реализованной продукции, руб.

1

0,94

1,01

101,0

Незавершенное производство, руб.

55878

109636

140203

250,9

Среднегодовая выработка одного работающего, руб./чел

1323,2

2687,1

2051,5

155,0

Среднегодовая выработка одного рабочего, руб./чел.

2239,2

4639,3

3590,2

160,3

Фонд оплаты труда, руб.

45887

46346

47273

103,0

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.

25027

26576

28076

112,2

Фондоотдача ОПФ руб./чел.

10,47

20,42

15,34

146,5

Фондоемкость ОПФ руб./чел.

0,1

0,05

0,07

70,0

Балансовая прибыль, руб.

-281

24490

-2178

-

Чистая прибыль,руб.

-4704

6585

-7603

-

Прибыль на 1 руб. реализованной продукции, руб.

-0,02

0,02

-0,03

-