Файл: История развития менеджмента (Теоретические аспекты менеджмента предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты системы менеджмента предприятия. Понятие системы менеджмента
1.2.История развития и возникновения менеджмента
Глава 2. Анализ системы менеджмента на предприятии ООО ««Гранд-энергоресурс»»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Исследование системы менеджмента предприятия
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы менеджмента ООО «Гранд-энергоресурс»
- положительным моментом является рост за период с 2015г. по 2017г. среднегодовой выработки на одного работающего на 55,0%, что говорит об увеличении производительности труда в организации;
- за этот же период также наблюдается увеличение фондоотдачи в ООО «Гранд-энергоресурс» на 46,5%, которое произошло за счет роста стоимости основных производственных фондов на 12,25 и товарной продукции на 64,4%.
Однако при всех положительных тенденциях в работе в отчетном году оно было убыточным, который составил 7603 тыс.руб., что говорит об неэффективной работе организации в целом.
2.2. Исследование системы менеджмента предприятия
Основными функциями управления в ООО «Гранд-энергоресурс» являются планирование, организация, мотивация и контроль.
Рассмотрим, как эти функции реализуются на предприятии ООО «Гранд-энергоресурс».
Планирование. На предприятии ООО «Гранд-энергоресурс» на данный момент основной целью деятельности общества является получение прибыли. Разрабатывает планирование на предприятии ООО «Гранд-энергоресурс» директор и он закрепил за собой право изменять намеченный план в любой момент. Он разрабатывает план работы предприятия на год. В его обязанности входит также определение оптимального объема продаж для увеличения прибыли предприятия.
Стратегической целью деятельности предприятия является ежегодный рост продаж товаров на 15%.
Миссия ООО «Гранд-энергоресурс» выглядит следующим образом: ООО «Гранд-энергоресурс» - это организация, первостепенная цель которой – удовлетворение потребности наших клиентов в высококачественных товаров наравне с высококачественным обслуживанием, чтобы каждый покупатель чувствовал себя единственным и незаменимым для каждого нашего сотрудника.
В ООО «Гранд-энергоресурс» ценят в своих сотрудниках лояльность, умение брать на себя ответственность и ориентированность на результат. Если сотрудник обладает такими качествами – он будет оценен.
Целями стратегии развития ООО «Гранд-энергоресурс» являются:
∙ освоение новых рынков сбыта посредством открытия филиалов в разных районах Самарской области;
∙ увеличение розничного товарооборота так же за счет повышения качества обслуживания покупателей.
Информационной базой для определения стратегических целей являются прогнозы внешней и внутренней среды ООО «Гранд-энергоресурс». Важным источником информации для определения целей являются специальные маркетинговые исследования, которые проводятся начальником отдела продаж ООО «Гранд-энергоресурс».
В качестве целей в ООО «Гранд-энергоресурс» выбираются объемы будущей деятельности, т. е. объемы розничного товарооборота, доля рынка и др. Одним из принципов формирования стратегии развития ООО «Гранд-энергоресурс» является определение потенциальных покупателей в различных микрорайонах г. Самарской области.
Одним из этапов этапом формирования стратегии развития ООО «Гранд-энергоресурс» является определение внутреннего потенциала торговой организации.
Система экономических оценок стратегического потенциала торговой организации включает показатели:
∙ Потенциальная годовая производственная мощность в расчетных единицах, развернутая по видам основной и побочной продукции;
∙ Потенциальный годовой валовой объем выпускаемой продукции, работ, услуг (выручка), в рублях;
∙ Потенциальная величина добавленной стоимости, в рублях;
∙ Потенциальный чистый годовой доход/объем произведенной чистой продукции;
∙ Потенциальная годовая прибыль от производственной деятельности при возможных вариантах ценовой стратегии предприятия, в рублях;
∙ Потенциальная чистая прибыль после уплаты налогов, в рублях.
Расчеты показателей осуществляет главный бухгалтер. Значение показателей анализируются за 3-4 года, что позволяет более точно определить тенденции в развитии ООО «Гранд-энергоресурс». Для анализа ситуации на потребительском рынке и уровня конкуренции на нем для ООО «Гранд-энергоресурс» внедрило маркетинговую информационную систему.
В состав маркетинговой информационной системы входят следующие подсистемы:
∙ подсистема внутренней отчетности;
∙ подсистема слежения за внешней средой;
∙ подсистема маркетинговых исследований. Подсистема внутренней отчетности является основой маркетинговой информационной системы. В ней обращаются сведения о заказах, продажах, цена, запасах, дебиторской и кредиторской задолженностях и т.п.
∙ Анализ внутренней информации позволяет заведующему выявить перспективные возможности и существующие проблемы предприятия. Подсистема слежения за внешней средой получает данные о новых технологиях, конкурентах, экономике, изменениях в законодательстве.
Из проведенного выше анализа функции планирования на предприятии ООО «Гранд-энергоресурс» можно сделать вывод о том, что данная функция в полной мере реализуется на предприятии не нуждается в доработке.
Организация. Рассмотрим подробный анализ действующей организационной структуры (рисунок 1).
Директор - заключение договоров с поставщиками, анализ продаж, заказ продукции по полученным от продавцов заявкам. Директор ООО «Гранд-энергоресурс» имеет право без доверенности представительствовать от имени Общества, представлять интересы Общества во всех российских и иностранных учреждениях, заключать трудовые договора с работниками Общества, выдавать доверенности, издавать приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками Общества.
Главный Бухгалтер - подготовка и ведение финансовой отчетности, контроль за своевременным оформлением документов, проведение ревизий, оформление трудовых договоров. Ежедневно выполняет снятие наличных денежных средств из кассы магазина.
Консультант - работа с покупателями, выкладка товара, составление заявок на поставки, прием товара от водителя, проведение ревизий.
Кассир - продажа товара, выкладка товара рядом со своим рабочим местом. Выполняет Z-отчет в конце каждой смены.
Грузчик - прием и разгрузка товара, помощь в расстановке товара в торговом зале.
Уборщица - уборка всех помещений, содержание витрин в чистом виде.
Охранник - контроль за покупателями, предотвращения хищения и порчи имущества, охрана общественного порядка.
Проведя анализ, основные функции каждой категории работников можно сделать вывод, что многие процессы дублируются. Мы можем это увидеть в таблице 1.
Таблица 1
Анализ выполнения основных функции работников
Ген. директор |
Гл. бухгалтер |
Начальник отдела продаж |
Консультант |
Кассир |
Грузчик |
Охранник |
Уборщица |
|
Маркетинговые исследования |
О |
- |
И |
- |
- |
- |
- |
- |
Балансирование доходов и расходов |
О |
И |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Измерение прибыли |
К |
И |
О |
- |
- |
- |
- |
- |
Поиск и выбор поставщиков |
О |
- |
И |
- |
- |
- |
- |
- |
Заключение договоров с поставщиками |
О |
К |
И |
- |
- |
- |
- |
- |
Обеспечение доставки товара |
К |
- |
И |
- |
- |
- |
- |
- |
Оперативное управление финансовыми потоками |
К |
О |
И |
- |
- |
- |
- |
- |
Долгосрочное управление финансами |
П,К |
О |
И |
- |
- |
- |
- |
- |
Управление кредиторской и дебиторской задолженностью |
К |
И |
О |
- |
- |
- |
- |
- |
Поиск персонала |
П |
О |
И |
- |
- |
- |
- |
- |
Найм персонала |
П |
И |
О |
- |
- |
- |
- |
- |
Развитие персонала |
П |
О |
И |
- |
- |
- |
- |
- |
Учет кадров |
К |
О |
И |
- |
- |
- |
- |
- |
Проведение инвентаризации |
П |
К |
О |
И |
И |
- |
- |
- |
Продажа товара |
К |
К |
О |
И |
И |
- |
- |
- |
Заказ товара |
П |
К |
О |
И |
- |
- |
- |
- |
Прием товара от поставщика |
К |
К |
О |
И |
И |
- |
- |
- |
Составление отчетности |
П |
И |
О |
- |
- |
- |
- |
- |
Расчет З/П |
К |
И |
О |
- |
- |
- |
- |
- |
Отпуск на кассовом узле покупателей |
К |
- |
О |
И |
И |
- |
- |
- |
Уборка и поддержание чистоты в помещении магазина |
К |
- |
О |
И |
И |
И |
- |
- |
Оформление торгового зала |
П |
К |
О |
И |
И |
И |
- |
- |
Поддержание общественного порядка |
К |
- |
О |
- |
- |
- |
И |
- |
Предотвращение краж |
К |
- |
О |
И |
И |
И |
И |
- |
П- планирование; К - контроль; О - организация (работу сотрудников или внешних контрагентов); И - исполнение.
В результате анализа функции организации на предприятии ООО «Гранд-энергоресурс» были отмечены следующие недостатки:
∙ В связи с большой загруженностью у начальника отдела продаж на выполнения свое работы нет достаточного времени;
∙ существуют незначительные недостатки в организационной структуре, в связи с разделением обязанностей среди сотрудников не по должностной инструкции, нет четкого разделения функциональных обязанностей между всеми работниками.
Все вышеперечисленные недостатки в работе организации приводят к следующим негативным последствиям: создание определенного напряжения между работниками внутри организации. А это говорит о неотлагательной необходимости перемен в организации.
Контроль. По книге учета доходов и расходов бухгалтер ежеквартально составляет отчет о прибылях и убытках для внутренней отчетности предприятия.
Рассмотрим, какие функции контроля имеются в магазине ООО «Гранд-энергоресурс»:
Общий - контроль вышестоящей организации за управляемой системой в целом. Например, финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики и граждан, затрагивает лишь сферу соблюдения ими финансовой дисциплины, т. е. выполнения денежных обязательств перед государством, таких как:
∙ налоги и другие обязательные платежи;
∙ соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов;
∙ соблюдение установленных законодательством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.
Плановый контроль - проводится в запланированном порядке, это инвентаризация, т.е. ведомость снятия остатков по магазину (складу).
На предприятии ООО «Гранд-энергоресурс» происходит плановый контроль, как правило, не реже чем 1 раз в год по утверждению директора.
Бухгалтерский учет товаров. Главный бухгалтер ООО «Гранд-энергоресурс» обеспечивает контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех осуществленных хозяйственных операций, предоставление оперативной информации о финансовом состоянии магазина, составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности и проведение экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности объединения.
Мотивация. Для выявления мотивации персонала ООО «Гранд-энергоресурс» был проведен опрос сотрудников, результаты опроса представлены в таблице 2.
Из таблицы 2 видно, что персонал хочет получить возможность карьерного роста, персоналу не хватает признания результатов работы, похвалы, возможности проявлять инициативу.
Таблица 2
Результаты анализа ответов сотрудников на письменный опрос
№ |
Факторы |
Довольны, % |
Не довольны, % |
1 |
Выполнение руководством декларируемых мероприятий (например, своевременная з/пл, предоставление отпуска и т. д.) |
85 |
15 |
2 |
Социальные льготы |
60 |
40 |
3 |
Наличие четко очерченных обязанностей с четкими критериями оценки результата |
67 |
33 |
4 |
Уровень заработной платы |
71 |
29 |
5 |
Комфортное рабочее время |
69 |
31 |
6 |
Возможность карьерного роста |
35 |
65 |
7 |
Похвала, признание результатов работы |
34 |
66 |
8 |
Возможность проявлять инициативу |
43 |
57 |
9 |
Наделение ответственностью и полномочиями |
84 |
16 |
10 |
Атмосферой в коллективе |
69 |
31 |
Проведя анализ предприятия ООО «Гранд-энергоресурс» мы можем сделать вывод, что функции организации и контроля не требуют дополнения. Проблема прослеживается в функции мотивации. В следующей главе мы рассмотрим некоторые рекомендации по улучшению и дополнению этой функции.
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы менеджмента ООО «Гранд-энергоресурс»
Рассмотрим поэтапно разработанную программу создания эффективной системы мотивации в компании ООО «Гранд-энергоресурс» для внедрения ее и решения возникших перед компанией проблем в области стимулирования персонала: