Файл: Адаптация ребенка к школе (Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1. Сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования
1.2. Психологическая характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста
1.3. Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе
II. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
2.1. Методы исследования уровня адаптации первоклассников к школе, их организация
2.2. Психолого-педагогические условия адаптации первоклассников к школе
ВВЕДЕНИЕ
Поступление в школу является важным периодом в жизни ребенка. Поэтому очень важно правильно определить, с какого возраста отдавать ребенка в школу. К.Д. Ушинский еще в XIX веке писал по этому поводу: «... лучше начать ученье несколько позднее, чем несколько раньше, хотя, как то, так и другое, имеют свои дурные стороны»[1].
Решая этот вопрос необходимо учитывать индивидуальное развитие ребенка: физическое развитие, развитие психомоторных и умственных способностей, его готовность к принятию социальной роли школьника, а также социальную и психологическую готовность к обучению в школе.
При поступлении в школу ребенок проходит этап адаптации, осваивает новую для себя социальную роль, знакомится с новым коллективом и первым учителей. Вся жизнедеятельность первоклассника определяется новым видов деятельности – учением, что оказывает значительное влияние на формирование личности в целом.
Следовательно, ребенку важна и необходима помощь со стороны взрослых в этот важный и трудный для него период жизни, т.к. формирование положительного отношения к учебе, которое происходит в период адаптации, приводи в будущем к успешному обучению в школе.
Проблемой вопроса адаптации к школе занимались многие ученые и педагоги: Ш.А.Амонашвили, Н.Г.Лусканова, Р.В.Овчарова, И.А.Коробейников, С.А. Беличева, Л.С. Выготский, М.М. Безруких.
Успеваемость в процессе обучения в дальнейшем будет зависеть от отношения к учебе. Следовательно, проблема привыкания обучающихся к самой школе, к организации процесса обучения не теряет на сегодняшний момент своей актуальности, требуя постоянного сосредоточенного внимания и дальнейшей работы в данном направлении.
Актуальность исследовательской работы определяется тем, что в настоящее время наблюдаемые затруднения, по полученным данным разных авторов, испытывают от 15 до 40% обучающихся начальных классов общеобразовательных школ, причем отмечается возрастающая тенденция к росту их количества.
Из выявленной проблемы изучения адаптации у обучающихся младшего школьного возраста был определен выбор темы исследования.
Цель исследования: изучение уровня адаптации первоклассников и разработка педагогических условий их адаптации к школе.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в первом классе общеобразовательной школы.
Предмет исследования: процесс адаптации учащихся к обучению в школе.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность процесса адаптации первоклассников к школе на основе изученной научной литературы.
2. Выявить уровень адаптации первоклассников к школе.
3. Разработать педагогические условия адаптации первоклассников к школе.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы и специальной литературы, изучение передового опыта и методической литературы по проблеме исследования, беседа, эмпирические методы -анкетирование, тестирование, наблюдение.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1. Сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования
Понятие «адаптация» рассматривается в рамках различных наук, поэтому существует большое количество подходов к определению сущности адаптации.
В переводе с латинского языка адаптация означает приспособление. В данном понимании адаптация используется в различных естественных науках, в первую очередь в биологии как механизм приспособления живых организмов к изменяющимся условиям окружающей среды.
Помимо биологического подхода существует социальный подход к пониманию процесса адаптации. Социальная адаптация рассматривается с одной стороны как постоянный процесс активного приспособления индивида как личности к условиям социальной среды и с другой стороны как полученный результат данного процесса.
В pаботе Р.М.Лукьяновой говорится, что при прохождении социальной адаптации происходит процесс усвоения человеком определенных стандартов, социальных норм и правил, стереотипов поведения и социального взаимодействия, которые позволяют личности приспособиться к условиям социальной среды[2].
С позиции рассмотрения М.Р.Битяновой, адаптация определяется как способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Адаптированным ребенок считается приспособленным к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциалов в новой педагогической среде[3].
В психологии под термином «адаптация» определяется перестройка психики конкретного индивида под воздействием объективных факторов окружающей его среды, способность приспосабливаться к различным ее условиям без ощущения внутреннего дискомфорта.
В педагогике понятие «адаптация» включает в себя и психологический, и социальный компонент. Психологическая адаптация включает в себя процесс приспособления психических процессов личности к новым требованиям окружающей среды. Социальный компонент адаптации подразумевает необходимость приспособления к новому коллективу, нормализации процессе общения и взаимодействия, выстраивания межличностных отношений.
Результатом процесса адаптации является адаптивность – определенный уровень адаптации личности, показателями которого могут выступать достигнутый социальный статус, уровень удовлетворенности личности, психологического благополучия, эмоциональной стабильности и другие.
В процессе школьного обучения адаптивность зависит от двух основных факторов – адаптивной модели образовательной организации и адаптивности образовательной среды, созданной в школе для психологического и социального благополучия обучающихся.
Адаптивная модель образовательной организации – это разнообразие образовательных услуг, наличие условий для успешного приспособления обучающихся к образовательному процессу, учет психологических и индивидуальных особенностей детей[4].
Адаптивность образовательной среды – это комплекс характеристик, включающих различные условия для успешной адаптации детей к обучению в школе. Они включают в себя как материально-технические, так и психолого-педагогические и кадровые условия.
Адаптивность образовательной среды включает также благоприятный психологический климат в коллективе, открытость образовательной организации как системы, разнообразие образовательных программ.
Таким образом, основным понятием данного исследования является «адаптация». Проанализировав различные подходы к изучению адаптации, можно сделать вывод о том, что под ней понимается приспособление личности к условиям окружающей среды на физиологическом, психологическом и социальном уровне. Адаптация ребенка к школе – это процесс приспособления к условиям обучения в образовательной организации.
1.2. Психологическая характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста
К старшему дошкольному возрасту создаются предпосылки для овладения новым видом деятельности – учением. У детей формируется произвольность познавательных процессов, коммуникативные умения и навыки, эмоционально-волевая сфера, новые интересы и познавательные мотивы[5].
Начало обучения в школе приходится на кризис семи лет. Л.С. Выготский указывал, что данный кризис «открывает школьный возраст». В данный период происходит изменение всего психологического облика ребенка, перестройка отношений с социальным окружением[6].
Кризис проявляется во внешних изменениях поведения, в появлении заметных трудностей при воспитании, в нарушении правил поведения, т.е. изменениях, которые демонстрируют трансформации, происходящие в психической жизни детей.
Показателем кризиса является утрата детской непосредственности. Можно говорить о том, что ребенок становится скрытым от понимания его взрослыми, у него появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим.Далее происходят заметные изменения в эмоционально-мотивационной сфере.
В период кризиса 7 лет наблюдаются глобальные изменения в социальной ситуации развития ребёнка, т.е. происходит осознание ребенком своего места в системе человеческих отношений. Кризис 7 лет –период рождения социального «Я». У ребенка данного возраста наблюдается формирование внутренней позиции школьника и готовность к выполнению деятельности, обеспечивающей реализацию этой позиции – учению.
К 7 годам у детей формируется готовность к школьному обучению, которая включает педагогический и психологический аспект. Педагогическая готовность определяется уровнем владения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для освоения процесса обучения в школе. Психологическая готовность к школьному обучению рассматривается как комплекс интеллектуальной, личностной, мотивационной, социальной готовности[7].
Главной и основной стороной личностной готовности проявляется наличие способности устанавливать отношения партнерства ребенка с другими детьми, что способствует развитию полноценной учебной деятельности, являющейся коллективной.
Волевая готовность рассматривается во взаимодействии с уровнем развития способности контролировать поступки усилием воли, выражающейся в умении слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с установленным правилом, использовать предложенный образец, уметь сосредотачивать и удерживать внимание на определенном виде деятельности в течение длительного промежутка времени.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению требует сформированности определенного уровня познавательного развития, наличие умственной активности.
Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению рассматривается как сложное, комплексное образование, являющееся некоторым итогом полноценно прожитого дошкольного детства. При недостаточном уровне развития одного из параметров психологической готовности у детей могут быть трудности адаптации к школе.
1.3. Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе
На процесс адаптации детей к школе значительное влияние оказывают различные факторы, к которым можно отнести несоответствие функциональных возможностей детей требованиям к образовательному процессу и всему режиму школьного обучения, недостаточный уровень функциональной подготовленности детского организма к школе – отсутствие школьной зрелости.
Под функциональной готовностью понимает уровень развития и функционального состояния отдельных систем, способных обеспечить адекватную реакцию организма на конкретное воздействие окружающей среды. Функциональная готовность рассматривается как частичная незрелость некоторых функций, непосредственно связанных с обучением.
При низком уровне функциональной готовности у детей могут возникнуть трудности адаптации, которые проявляются в негативном отношении к школе и к процессу обучения. Результатом данного отношения являются различные личностные свойства, что в дальнейшем позволяет отнести таких детей к группе риска.
В.С. Мухина отмечает, что среди детей с низким уровнем функциональной готовности часто выявляется неблагоприятный неврологический статус. Наиболее ярко последствия функциональной незрелости детей проявляются во втором классе при увеличении учебной нагрузки и повышении требований к школьной деятельности и показателям успешности детей. Фактором, влияющим на процесс адаптации к школе, является также общий уровень развития организма. По мнению К.Н. Поливанова, Г.А. Цукерман, адаптационный процесс протекает более успешно у тех детей, у которых оптимальный уровень физиологической зрелости, соответствующий возрастным нормативам.