Файл: Определение рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности: Программы для ЭВМ: Автоматизированная система обработки денежных переводов (АСОДП), Номер регистрации (свидетельства):2018615000, дата регистрации: 23.04.2018.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Размер потенциального рынка. Стандартные ставки роялти авторы работы30 рекомендует использовать для оборота, не превышающего 1,5 млн. долларов. При общем обороте от 1,5 до 2,5 млн. долл. целесообразно понизить на 10 % указанные в таблице ставки роялти; при обороте от 2,5 до 5 млн. долл. можно принять 20%-ое понижение и т. д..

Известны также поправки, предложенные в указанной работе. К табличным стандартным ставкам роялти в этой работе предлагаются следующие поправочные коэффициенты, учитывающие объем продаж

Поправки к ставкам роялти в зависимости от объема продаж

Таблица 21

Стоимость чистых продаж (млн. долларов США)

Поправочный коэффициент

Менее 0,25

2

0,25 — 0,5

1,5

0,5 — 1

1

1,1 — 2,5

0,75

2,6 — 5,0

0,5

5,1 — 10,0

0,25

Так как средний ежегодный прогнозный объем продаж правообладателя оцениваемого комплекса объектов интеллектуальной собственности приблизительно равен 174,58 млн. руб. или (при курсе доллара на дату оценки равном 62,2511 рублей) 2,8 млн. долларов, то относительно объема продаж поправочный коэффициент будет равен 0,5.

Таким образом, с учетом корректировок, итоговое значение ставки роялти на основе стандартных значений составляет:

20,12% * 1,3 * 0,75 * 0,5 = 9,81%

  1. Оценка ставки роялти на основе данных о рентабельности

Как отмечено выше, величина ставки роялти за использование товарного знака представляет собой долю Д лицензиара в прибыли от осуществления бизнеса под товарным знаком, "пересчитанную" в долю выручки. Значение этой доли в соответствии с "правилом 25 процентов" обычно принимают равным 25%. Вместе с тем, это значение является приближенным и используется, как правило, для проведения экспресс оценок. На практике значения "справедливой" доли лицензиата лежат в пределах от 15 до 35%[21].

Для выбора значения Д целесообразно воспользоваться приведенными выше результатами оценки коэффициента значимости объекта оценки и рассчитать значение Д по формуле:

где: - минимальное значение доли в известном из литературных источников диапазоне; - максимальное значение доли в известном из литературных источников диапазоне; — коэффициент значимости.

Тогда

Д = 0,15 + (0,35 — 0,15) х 0,72 = 0,294.

Далее значение ставки роялти можно рассчитать аналитическим методом по формуле, предложенной О.В. Новосельцевым.


)

где: — доля лицензиара в прибыли лицензиата; - рентабельность продаж.

В соответствии с предоставленным заказчиком бизнес-проектом, рентабельность продаж продукции, изготовленной с помощью объекта оценки, составляет 44,88%. Тогда значение ставки роялти, рассчитанное по вышеприведенной формуле, составит

  1. Расчет значения ставки роялти экспертным (статистическим) методом

Анализ сопоставимых лицензионных соглашений проведен оценщиком с использованием данных RoyaltyStat LLC «Intellectual Asset Management. Yearbook 2017». Ставки роялти в отрасли «Software» колеблются от 5% до 26%, медианное значение составляет 10%.

Таким образом ставка роялти рассчитанная экспертным (статистическим) методом составит 10%.

  1. Согласование результатов расчетов ставки роялти

В результате расчетов ставки роялти получено три значения.

  1. Применение стандартных ставок роялти дало результат 9,81%.
  2. Расчет на основе рентабельности – 9,11%.
  3. Расчет экспертным (статистическим) методом - 10%.

Каждый из использованных нами для оценки методов основан на рассмотрении диапазона значений эмпирических величин, определяемых исходя из обычаев делового оборота (практики лицензионной торговли). Выбор конкретного значения из соответствующих диапазонов осуществлен на основе анализа данных маркетинговых исследований, полученных из открытых источников. Учитывая эти обстоятельства, при оценке итогового значения ставки роялти эксперт считает целесообразным присвоить значениям, полученным в рамках трех методов равные весовые коэффициенты.

Таким образом, средневзвешенное значение ставки роялти за использование оцениваемого изобретения составляет:

R = 9,81% * 0,333 + 9,11% * 0,333 + 10% * 0,333 = 9,64 %

6.1.3. Определение ставки дисконтирования

Для определения ставки дисконтирования использовался кумулятивный метод построения. В данном случае в качестве безрисковой ставки принята ставка по бескупонной доходности по результатам торгов ОФЗ по графику, построенному в соответствии с методикой, разработанной совместно с Банком России, на срок, сопоставимый с периодом ликвидности оцениваемым объектом (15 лет, по данным СРД-21, 2017), в размере 8,00%[22]. Поправки на риск определяются на основе анализа факторов, приведенных ниже в таблице. Премия за риски, связанные с инвестированием средств, составляет от 0% до 20% для каждого из них.


Под риском управления проектом понимаются риски, связанные с периодом эксплуатации. В целом при установлении премии за данный вид риска следует принимать во внимание все факторы, оказывающие влияние на эффективность управления периодом эксплуатации. В целом, управление любым проектом несет на себе риски недобросовестных действий или непрофессионализма. Учитывая масштаб рассматриваемого периода эксплуатации, данный вид риска принят на уровне - 10,0%.

Риск конкуренции - это риск появления конкурентных проектов в ближайшем окружении. При реализации риска конкуренции возможна частичная потеря потенциальных покупателей. Учитывая наличие небольшого количества конкурентного ПО, в данном случае можно говорить о незначительном уровне риска, поэтому принимаем его на уровне 5%.

Риск неликвидности связан со спецификой инвестирования средств в нематериальные активы. Ликвидность показывает, насколько быстро актив может быть превращен в денежные средства. Ликвидность подобных объектов по состоянию на дату оценки характеризуется как низкая, поскольку в целом в Российской Федерации рынок нематериальных активов развит слабо. Поэтому величина риска неликвидности принята на уровне - 10%.

Под прочим риском понимается риск, связанный с самой сферой инвестиций в конкретную сферу экономики и ее стабильностью, а также с инвестиционным рейтингом региона по уровню инвестиционного потенциала. Учитывая нарастающую активность по импортозамещению в частности в банковской области, что повышает привлекательность инвестиций в проект по внедрению оцениваемой программы, риск принят на уровне среднего значения диапазона - 10%.

Таблица 22

Риски

Премия, %

Безрисковая ставка (номинальная)

8,00

Риск управления проектом

10,00

Риск конкуренции

5,00

Риск неликвидности

10,00

Прочие риски

10,00

Величина ставки дисконтирования (номинальная)

43,00

Источник информации: расчеты оценщика

При проведении расчетов рассматриваются реальные величины стоимостных измерений (без учета инфляции), поэтому необходимо от номинальной ставки дисконтирования перейти к реальной ставке. Пересчет номинальной ставки в реальную осуществлялся следующим образом:

где: - номинальная ставка; - реальная ставка; - индекс инфляции (годовой темп инфляции).

Определение уровня инфляции


Индекс инфляции на прогнозный период в РФ, определен на основании Консенсус-прогноз Центра развития ГУ ВШЭ в размере 4,1%[23].

Таблица 23

Показатель

Значение

Номинальная ставка

43,00%

Индекс инфляции

4,10%

Реальная ставка дисконтирования

37,37%

Источник информации: расчеты оценщика

6.1.4. Итоговый расчет рыночной стоимости оцениваемого объекта

В таблице ниже представлен итоговый расчет стоимости объекта оценки в рамках доходного подхода.

Несмотря на то, что максимально возможный юридический срок службы изобретения составляет с учетом даты приоритета ориентировочно 12 лет, Оценщик считает, что фактический срок службы оцениваемого изобретения, т.е. срок в течение которого именно это изобретение будет вносить наиболее существенный вклад в прибыль от реализации технологии составит не более 5 лет, далее высока вероятность появления конкурентов, которые могут значительно сузить рынок, на котором функционирует программа, а также высока вероятность перехода клиринговых расчетов на технологии block chain, которые активно продвигаются ведущими банками.

Кроме того, обычный прогнозный период в маркетинговых исследованиях составляет 5 лет, см. например, маркетинговое исследование «Рынок комбикормов. Текущая ситуация и прогноз 2018-2023 гг.», проведенное компанией «Альто-групп» (http://alto-group.ru/).

С учетом вышеизложенного, Оценщиком выбран прогнозный период 5 лет без учета постпрогнозного периода.

Таблица 24

Показатели

IIIкв. 2018-IIкв. 2019

IIIкв. 2019-IIкв. 2020

IIIкв. 2020-IIкв. 2021

IIIкв. 2021-IIкв. 2022

IIIкв. 2022-IIкв. 2021

1 период финансовой проекции

2 период финансовой проекции

3 период финансовой проекции

4 период финансовой проекции

5 период финансовой проекции

Расчет денежного потока на основе "метода 25 процентов"

Прибыль до налогообложения, млн. руб.

3,10

32,20

57,43

77,44

99,65

Доля (часть) прибыли лицензиара в прибыли лицензиата, %

25

25

25

25

25

Денежный поток, приходящийся на программный продукт, млн. руб.

0,78

8,05

14,36

19,36

24,91

Расчет денежного потока на основе метода освобождения от роялти

Выручка, млн. руб.

25,30

80,00

126,47

174,35

222,91

Ставка роялти,%

9,64

9,64

9,64

9,64

9,64

Денежный поток, приходящийся на программный продукт, млн. руб.

2,44

7,71

12,19

16,81

21,49

Денежный поток, приходящийся на программный продукт, принятый для расчетов млн. руб.

1,61

7,88

13,27

18,08

23,20

Ставка дисконтирования

37,37%

37,37%

37,37%

37,37%

37,37%

Коэффициент дисконтирования

0,7280

0,5299

0,3858

0,2808

0,2044

Дисконт. денежный поток, приходящийся на программный продукт, млн. руб.

1,17

4,18

5,12

5,08

4,74

ИТОГО, млн. руб.

20,29


Источник информации: расчеты оценщика

Исходя из всего вышеизложенного, рыночная стоимость объекта оценки в рамках доходного подхода составляет округленно:

20 288 000 (Двадцать миллионов двести восемьдесят восемь тысяч) рублей.

  1. СОГЛАСОВАНИЕ ПОДХОДОВ

Согласно статье 3 ФЗ-135 (в ред. Федерального закона от 30.06.2008 г. №108-ФЗ), под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

  • одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
  • стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
  • объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
  • цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
  • платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Открытый рынок — рынок, на котором может торговать любой субъект и цены которого определяются только спросом и предложением.

Также при этом открытый рынок предполагает большое число продавцов и покупателей, отсутствие ценовой дискриминации, полную мобильность всех ресурсов и абсолютную информированность производителей и потребителей. Очевидно, что эти условия конкуренции близки к идеальным. На практике Исполнитель сталкивается с рынком несовершенной конкуренции.

В условиях несовершенной конкуренции действия участников рынка могут быть непредсказуемы. Большую роль в формировании цены начинают играть число конкурентов, информированность участников рынка, доступность ресурсов и прочие факторы.

Общеизвестно, что применение трех подходов дает представление о стоимости одного и того же объекта с разных позиций:

  • продавца/производителя (затратный подход);
  • покупателя (сравнительный подход);
  • инвестора (доходный подход).

В условиях совершенной конкуренции (открытого рынка) мнения всех участников рынка сходятся в одной точке, поэтому процедура согласования отпадает сама собой.

В реальности (в условиях несовершенной конкуренции) каждый участник рынка диктует свои условия, имеет собственное представление о сценарии развития событий, имеет часто нерациональные мотивы поведения, и полная сходимость результатов трех подходов, мнений трех, как правило, отсутствует.