Файл: Определение рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности: Программы для ЭВМ: Автоматизированная система обработки денежных переводов (АСОДП), Номер регистрации (свидетельства):2018615000, дата регистрации: 23.04.2018.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 229

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Другие авторы эти виды платежей объединяют. Так, например, роялти - представляют собой оплату управленческих и прочих услуг франчайзера по содержанию и развитию франчайзинговой системы[9].

Отмеченное выше разнообразие подходов к определению понятия роялти вызывает и некоторую неопределенность при установлении ставки роялти. Как уже отмечено выше значение ставки роялти может быть определено исходя из практики делового оборота. В частности, из судебной практики известно, что ставка роялти за использование товарного знака в сфере реализации напитков обычно находится в пределах от 1,5 до 5 процентов от объема продаж продукции.

Известны также материалы Постановления Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 7419/07 от 11 ноября 2008 года, в котором приводится ссылка на практику использования ставки роялти при заключении российской компанией международных лицензионных соглашений в пределах от 4 до 10%[10]. Вместе с тем, конкретные условия лицензионных соглашений являются закрытой информацией, поэтому оценщики обычно прибегают к процедуре экспертной оценки в рамках той или иной методики.

Несколько более открытой является информация о ставках роялти по договорам коммерческой концессии (франчайзинга)[11]. В частности, по данным специализированного сайта www.frshop.ru (магазин франшиз) среднемировая ставка роялти составляет 4 % от оборота, а в России меньше. Вместе с тем, франчайзинг отличается многообразием форм взаимоотношений и форм расчетов, включающих первоначальные платежи, оплату за рекламу и другие услуги, а также текущие платежи роялти. Например, франчайзи ТС "Копейка" не выплачивают роялти, а оплачивают первоначальный взнос, а также должны закупать товар с некоторой торговой наценкой, а франчайзинговое предложение сети РОСТИКС (см. выше) предполагает первоначальный взнос, роялти в размере 6%, а также рекламный пай в размере от 2 до 5% от товарооборота.

При оценке стоимости изобретений чаще всего используют таблицы стандартных ставок роялти[12], в которых приведены известные из морового опыта значения ставок роялти для отдельных отраслей и видов продукции.

Кроме того, для оценки численного значения ставки роялти нами использована альтернативная методика расчета ставки роялти, описанная, в частности, в работе О.В. Новосельцева, который приводит формулу, связывающую величину ставки роялти с рентабельностью продаж продукции через долю лицензиара в прибыли лицензиата[13]. В рамках этого подхода величина ставки роялти за использование товарного знака может быть рассмотрена как «пересчитанная» в качестве доли выручки доля лицензиара в прибыли от осуществления бизнеса под товарным знаком. Для «пересчета», как правило, используют так называемый метод двадцати пяти процентов[14], согласно которому потенциальному лицензиару причитается 25 % от чистого дохода, полученного от использования принадлежащего ему патента на изобретение. Это правило подтверждается многочисленными исследователями, в частности работами R. Goldscheider[15] согласно которым для подавляющего большинства лицензионных соглашений стоимость лицензии находится в пределах от 15 до 35 % от чистого дохода, получаемого лицензиатом.


Также известны данные о размерах ставок роялти при лицензионных соглашениях, относящихся к различным сферам деятельности, предоставляемые в ежегодном исследовании компании «RoyaltyStat LLC»[16], см. рис. 16.

С учетом вышеизложенного, для оценки рыночного значения ставки роялти за использование объекта оценки нами разработана комплексная методика, включающая следующие расчеты:

Рисунок 16

  1. Оценка значения ставки роялти на основе стандартных ставок роялти.
  2. Оценка значения ставки роялти на основе данных о рентабельности.
  3. Оценка значения ставки роялти рассчитанная экспертным (статистическим) методом.

Оценка значения ставки роялти проведена для следующих условий предполагаемого лицензионного соглашения, (см. табл. 10.3).

Таблица 17

Фактор

Значение

Объект интеллектуальной собственности

программа для ЭВМ

Тип лицензии

Исключительная

Территория

Российская Федерация

Средний ежегодный прогнозный объем продаж, млн.руб.

174,58

Средняя прогнозная рентабельность продаж*

44,88%

Использование других объектов ИС

Не учитывается

*за последние 3 прогнозных года

Источник информации: Данные заказчика, расчеты оценщика

Алгоритм расчета. Расчет ставки роялти для оцениваемого объекта ИС осуществлен по следующему алгоритму.

  1. Выбор диапазона значений ставки роялти.
  2. Выбор расчетной формулы.
  3. Выбор критериев оценки и показателей значимости
  4. Оценка коэффициента значимости
  5. Расчет значения ставки роялти на основе стандартных диапазонов.
  6. Расчет значения ставки роялти через рентабельность продаж продукции.
  7. Расчет значения ставки роялти экспертным (статистическим) методом.
  8. Согласование результатов расчета ставки роялти
  9. Выбор диапазона значений ставки роялти

В рамках классификаций, используемых в таблицах стандартных ставок роялти, объект оценки, по мнению Оценщика, может быть отнесен к категории «Software», которой соответствует диапазон 5-26 %.

Для оценки численного значения ставки роялти нами использована разработанная и апробированная ранее методика, основанная на оценке рыночного значения ставки роялти из известного из практики делового оборота диапазона значений на основе оценки критериев значимости объекта оценки.


  1. Выбор расчетной формулы

Для экспертной оценки ставки роялти из выбранного диапазона эксперт считает целесообразным использовать следующую формулу:

где - минимальное значение ставки роялти из выбранного диапазона; - максимальное значение ставки роялти из выбранного диапазона; Кзнач - коэффициент значимости, отражающий привлекательность оцениваемого изобретения для потенциальных лицензиатов.

  1. Выбор критериев оценки и показателей значимости

Выбор критериев оценки значимости объекта оценки произведен с учетом проведенного нами анализа результатов исследований, приведенных в открытых источниках информации.

В качестве таких параметров сравнения нами выбраны такие критерии, как степень фундаментальности изобретений (новаторство); многоаспектность (по цепочке понятий); актуальность; экономичность; применимость в различных отраслях техники. Эти параметры используют, в частности, в известной методике, приведенной в работе[17]. Каждый из этих критериев оценивается экспертным путем по 5-балльной шкале, где 1 - очень плохо, а 5 - очень хорошо.

Баллы присваиваются соответствующему критерию на основании описания ОИС.

  1. Оценка коэффициента значимости

Оценка коэффициента значимости произведена по следующему алгоритму:

- с использованием метода равномерной оптимальности[18][19] определены нормированные значения показателей Kio значимости.

где - значение - го коэффициента значимости; - максимальное значение показателя из выбранного диапазона; - минимальное значение показателя из выбранного диапазона.

- для каждого критерия экспертным способом выбраны весовые коэффициенты, определяемые как процентная доля критерия в итоговом коэффициенте значимости

- итоговый коэффициент значимости определен по формуле

где - нормированные значения показателей значимости; - весовой коэффициент - го критерия значимости (определяется экспертным способом).

По показателю «новаторство» Оценщик счел объективным присвоить объекту оценки 3 балла из 5, поскольку у оцениваемого ПО были обнаружены прямые аналоги, хотя и по многим параметрам уступающие объекту оценки.

Поскольку использование оцениваемой программы ограничивается только финансовым сектором экономики, по критерию «многоаспектность» было выбрано значение ниже среднего - 2 балла из 5.


Область применения, к которой относится объект оценки, в настоящее время активно развивается. Оцениваемое ПО является весьма востребованным на дату оценки, однако, учитывая тот факт, что объект оценки еще не доведен до стадии продажи, и нет данных об осуществленных объемах продаж, Оценщик присвоил показателю «актуальность» 3 балла из 5.

Так как для начала функционирования организации, которая собирается использовать программу, практически не нужны инвестиции, показатель «экономичность» был выбран Оценщиком в размере 3 баллов из 5.

Так как 30 марта 2018 года Банк России зарегистрировал АО «ФедПэй» в качестве оператора платёжной системы (ПС) FedPay (регистрационный номер оператора 0049 в реестре операторов платёжных систем), показатель «Применимость» выбран в размере 5 из 5 баллов.

Результаты расчета показателей и соответствующих весовых коэффициентов приведены в таблице ниже.

Таблица 18

Показатель

Новаторство

Многоаспектность

Актуальность

Эффективность

Применимость

ИТОГО

Бальное значение параметра

3

2

3

5

5

Значение параметра

0,6

0,4

0,6

1

1

Вес

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

К знач

0,12

0,08

0,12

0,2

0,2

0,72

Источник информации: расчеты оценщика

  1. Расчет значения ставки роялти на основе стандартных диапазонов.

С учетом значения рассчитанного выше коэффициента значимости объекта оценки, значение ставки роялти, полученное на основе диапазона стандартных ставок роялти, составляет округленно

R = 5% + (26% - 5%) * 0,72 = 20,12%

Согласно рекомендациям, изложенным в работах Н.Ю. Пузыни, Н.Н. Карповой, Г.Г. Азгальдова[20] и других специалистов, при оценке ИС для целей заключения лицензионных соглашений, рекомендуется использовать поправки к стандартным ставкам роялти. К числу наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на цену лицензии авторы указанных выше работ относят, в частности, такие как:

  • объем передаваемых прав;
  • ценность технологии;
  • степень разработанности технологии;
  • объем продаж;

Характер влияния некоторых из этих факторов, для которых известны рекомендации по их количественной оценке, рассмотрен ниже.

Объем передаваемых прав. Наиболее высокие ставки роялти применяют при исключительных лицензиях. Менее высокие значения ставок роялти применяют для неисключительных (простых) лицензий, так как в этом случае не исключается конкуренция между другими лицензиатами.

В работе Н.Н. Карповой и Г.Г. Азгальдова приведены следующие поправочные коэффициенты для корректировки ставки роялти

Таблица 19

Степень ценности технологии

Лицензия

Исключительная

Неисключительная

патентная

беспатентная

патентная

беспатентная

Особо ценная

1,4 - 1,8

1,1 - 1,5

0,9 - 1,1

0,7 - 0,9

Средней ценности

1,1 - 1,5

0,9 - 1,1

0,7 - 0,9

0,5 - 0,7

Малоценная

0,7 - 0,9

0,5 - 0,7

0,4 - 0,5

0,2 - 0,4

Описание ПО дает основания полагать, что объект оценки находится между категориями средней и особой ценности. Оценщиком выбран поправочный коэффициент 1,3.

Стадия жизненного цикла промышленного образца. Цена лицензии (размер роялти) зависит и от того, на какой стадии жизненного цикла инновации находится запатентованное изобретение. В частности, в качестве ориентира могут быть использованы рекомендуемые в работе Н.Н. Карповой и Г.Г. Азгальдова значения вероятности достижения заданных производственных параметров.

Таблица 20

Степень разработанности технологии

Вероятность, %

Технология внедрена на уровне опытной установки (или выпущены опытные образцы новой модели продукции)

70-80

Технология внедрена в экспериментальном порядке на 1-2 предприятиях (продукция выпускается экспериментально на 1-2 предприятиях)

80-90

Технология используется в массовом производстве (продукция запущена в серийное производство)

90-100

В соответствии с таблицей, а также предоставленными заказчиком данными, по степени разработанности технологии поправочный коэффициент можно принять равным 0,75 как среднее значение диапазона «уровень опытной установки».