Файл: Контрольная работа по дисциплине Введение в профессиональную деятельность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт инженерно-педагогического образования

Кафедра энергетики и транспорта

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Введение в профессиональную деятельность»

на тему «Уровневая система образования в Российской Федерации»
Работу выполнил:

Работу проверил:

Екатеринбург

РГППУ

2022

СОДЕРЖАНИЕ




ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РФ 4

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ 7

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ 11

4. РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17


ВВЕДЕНИЕ


Переход к уровневой системе образования повлек за собой изменения во многих методиках преподавания. Педагогическая наука отреагировала на эти процессы потоком исследований, посвященных осмыслению путей реформирования образования. В них показано, что решение проблем образования требует совершенно иного уровня мышления, привычки оперировать иными категориями, руководствоваться иными представлениями о жизненных идеалах и ценностях.

Научный поиск в решении данной проблемы направлен на устранение противоречий, характерных для современной высшей военной школы: между новым качеством жизни и действующей системой образования; между социальными требованиями к личности специалиста и отсутствием соответствующей профессиональной подготовки в вузе; между желанием обучаемых в технических вузах приобрести дополнительное высшее (гуманитарное) образование и многое другое.

Переход к уровневой системе высшего профессионального образования продиктован интересами личности. Уровневая система позволяет построить более гибкие, индивидуализированные (личностно-ориентированные) образовательные программы. После получения степени бакалавра человек может скорректировать свою образовательную траекторию: в случае необходимости пойти на работу или продолжить образование, если это потребуется, в магистратуре или по программе подготовки специалиста с одногодичным сроком обучения либо в структурах дополнительного профессионального образования. Данная система позволяет более рационально использовать финансовые ресурсы обучающихся.


Цель исследования – изучение уровневой системы образования в Российской Федерации.

Задачи исследования:

- рассмотреть и изучить образование как социальный феномен;

- рассмотреть и дать характеристику уровням системы образования.

- рассмотрение роли образования в развитии общества.


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РФ


Согласно статье 10 Федерального закона РФ «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов1.

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни.

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

Уровни общего образования:

- дошкольное образование;

- начальное общее образование;

- основное общее образование;

- среднее общее образование.

Уровни профессионального образования:

- среднее профессиональное образование;

- высшее образование - бакалавриат;

- высшее образование - специалитет, магистратура;

- высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Общее образование предполагает такое содержание образования, которое является единым для всех учащихся независимо от их будущей профессии.

Профессиональное же образование ориентировано по содержанию как раз на потребности, содержание и условия той или иной профессиональной деятельности. Естественно, в содержание институционального профессионального образования обязательно входит и общеобразовательный компонент.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.

В российской системе образования существуют следующие виды образовательных учреждений.



Дошкольные учреждения (ясли, детские сады). Они, однако, не охватывают всех детей дошкольного возраста - их посещает около 65% детей1. Поэтому основная ответственность на этом возрастном этапе ложится на семейное воспитание и обучение.

Образовательные учреждения начального общего, основного общего и среднего или полного общего образования.

Колледжи и другие учреждения среднего профессионального образования.

Высшие учебные заведения (вузы, учреждения высшего профессионального образования).

Учреждения дополнительного образования взрослых и детей.

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детдома, интернаты).

Таким образом, образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование, образовательные учреждения, которые могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими.

Стоит отметить, что образовательные учреждения имеют право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ


Общее образование является обязательным. Родители или законные представители несовершеннолетних обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Согласно ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования1. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

По согласию родителей, комиссии по делам несовершеннолетних и органа местного самоуправления
, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста 15 лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних совместно с родителями и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.

Общее образование может быть получено:

- в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

- в форме семейного образования.

Срок на освоение каждого уровня общего обязательного образования определяется федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС): Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС ОО); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО); Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС CОО).

Основными направлениями развития общего образования являются1:

- сохранение, поддержка и развитие государственных и муниципальных образовательных учреждений общего образования и обеспечение образовательных потребностей населения, в том числе за счет малокомплектных образовательных учреждений общего образования в сельской местности, в районах Крайнего Севера, на Дальнем Востоке, в Сибири;

- совершенствование педагогических технологий, создание условий, обеспечивающих вариативность образования и развитие различных форм его получения;

- разработка преемственных типовых программ с федеральными и национально-региональными компонентами и соответствующих им комплектов учебников для начального, основного и полного (среднего) общего образования, учебного оборудования, в том числе с использованием информационных технологий;

- совершенствование структуры и содержания образования граждан, сочетающих общее образование с трудовой деятельностью;

- развитие гуманитарной, экологической и практической направленности общего образования;

- совершенствование системы профессиональной ориентации;

- развитие возможностей для образования одаренных обучающихся с учетом их индивидуальности;

- обеспечение общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья
;

- совершенствование обучения лиц с девиантным поведением в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

- совершенствование механизмов государственной итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений.

Цель дошкольного образования - формирование у ребенка общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, а также сохранение и укрепление здоровья. Ребенок может получить такое образование в дошкольной образовательной организации.

На этапе начального общего образования происходит развитие индивидуальных способностей ребенка, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности и т.п.). Как правило, такое образование ребенок получает в общеобразовательной организации (школе).

По общему правилу на обучение принимают детей в возрасте от шести с половиной лет при отсутствии показаний по состоянию здоровья, но не позже достижения восьми лет. Срок получения начального общего образования составляет четыре года (с 1 по 4 классы), а для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным образовательным программам начального общего образования увеличивается не более чем на два года.

Основное общее образование преследует цели:

• формирования нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни;

• овладения ребенком основами наук, государственным языком РФ, навыками умственного и физического труда;

• развития склонностей, интересов.

Чаще всего такое образование ребенок получает в школе. Продолжительность получения данного образования составляет пять лет (с 5 по 9 классы), а для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным образовательным программам основного общего образования увеличивается не более чем на год.

По завершении освоения образовательных программ основного общего образования проводится государственная итоговая аттестация, которая является обязательной.

Основными целями среднего общего образования являются:

- развитие у ребенка интереса к познанию и творческих способностей;

- формирование навыков самостоятельной учебной деятельности;

- подготовка к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.