Файл: Понятие и признаки правового государства (Происхождение и сущность государства).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Российская Федерация на современном этапе развития нацелена на формирование гражданского общества и укрепления основ правового государства. Одной из основных задач, направленных на реализацию поставленных целей является совершенствование механизма правового регулирования, закрепление новой юридической мысли путем вынесения новых нормативно-правовых актов, в рамках современных тенденций, взглядов и совершенствования сложившейся правовой системы в целом. Грамотная политика формирования правовой системы, понятие, признаков и функций государства, безусловно, послужит положительных фактором для ускорения достижения поставленных целей и катализатором активного развития всех институтов государства.
Становление и закрепление в государстве общей правовой культуры, юридического профессионализма и правовой подготовленности приобретают все большее значение в современных условиях существования и развития правового государства. Безусловно, одной из задач, стоящих на пути становления усовершенствованной правовой системы в России является анализ основных функций государства, с выявлений их фундаментальных основ и особенностей. Государство – это социальная историческая необходимость, сформировавшаяся в сложной комбинации исторических, производственных, культурных, природных и прочих условий.
Большинство теорий сходится в том, что государство является объективной естественной общественной необходимостью, которое способствовало формированию и развитию сложных социальных, политических и экономических связей, одновременно, специфика этих связей стала причинами создания, развития и функционирования государства.
Переход к производству определил социальную организацию социума: социальному расслоению. Государство возникло, как необходимость в руководстве и поддержании производящей экономики и обеспечило существование человечества в новых условиях.
Основными источниками для разработки темы исследования в первую очередь станет Конституция РФ, являющаяся главным нормативно-правовым актом, включающим в себя основы правового регулирования основных институтов и государственных сфер. В том числе будут изучении и проанализированы труды таких авторов как: Бялт В.С., Гавриков В.П., Комаров С.А., Пиголкин А.С.,Афанасьев В.С., Гринько А.А., Желонкин А.Д., Иванова Ю.А., Краснова Е.Л., Кочкалова Л.И., Мануковская А.Н., Оганисян А.Г., Парганаева Д.Н., Попова Т.В., Сулимнко Н.С., Суханова Е.С., Теремина Т.Ю., Туманова С.Н., Фаворская К.Ю., Чернова Э.Р. Публикации данных авторов послужили важной методологической основой для написания настоящей курсовой работы.
Степень разработанности выбранной нами темы находится на достаточно высоком уровне, что подтверждается многочисленными работами современных и отечественных авторов, постоянными периодическими изданиями, в которых очень часто освящаются вопросы понятия, признаков и основных функций государства.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в сфере государственного регулирования в процессе осуществления внешних и внутренних функций.
Предметом курсовой работы являются нормы действующего законодательства, а также теоретические разработки, направленные на анализ и совершенствование функций государства.
Цель работы представляет собой комплексное исследование признаков государства и их особенностей.
В процессе исследования были поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию "государство";
- выявить основные признаки государства;
- проанализировать типы и форы государства;
- охарактеризовать основные внешние функции государства;
- охарактеризовать основные внутренние функции государства.
Решая поставленные задачи, мы использовали такие методы, как: структурный, аналитический, сравнительно-правовой, формально-юридический, логический.
Данные методы позволят нам наиболее последовательно и полно рассмотреть поставленные вопросы в рамках цели и задач исследования.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, содержащих семь параграфов, заключения, а также списка использованных источников. Объем работы составляет 47 страниц.
1. Происхождение и сущность государства
1.1. Происхождение государства
Сегодня существует множество теорий происхождения государства, которые зародились относительно недавно – в ХХ веке – и рассматривают другие возможные детерминанты и факторы, повлекшие возникновение государства. Среди множества теорий можно выделить ирригационную теорию происхождения государства.
К. Виттфогеля в своей работе «Восточный деспотизм» объясняет возникновение первых деспотичных государств: Египта и Вавилона – в русле крупнейших рек, поскольку эти земли могли приносить колоссальный урожай и быть весьма плодородными, но только при условии организованного орошения засушливой местности[1].
«Гидравлическая» цивилизация рождается из необходимости к совместному труду над культивацией поливного земледелия на обширных территориях. Трудности, связанные со строительство ирригационных систем и соблюдением всех технологий, преодолевались за счёт выделения особого управленческого класса людей, которые могли поддерживать и контролировать процесс[2].
Из этого слоя управленцев и вырос аппарат управления, который сформировал государство, как систему взаимоотношения людей, возникающих из необходимости совместного ирригационного труда[3]. Эта теория, основанная на объективных исторических данных о первых древнейших государствах, даёт обоснованное представление о возможных причинах зарождения централизованной политической системы управления, опосредованной масштабами и техническими особенности ирригационной экономики.
Однако данная теория неприменима к вопросу образования других государств, например, на территории Японии и Южной Америки. Другая весьма дискуссионная теория выдвинута и обоснована французский социологом Клод Леви-Строссом, которая получила название теория инцеста[4].
Так, Леви-Стросс особо подчёркивал значимость для всего человечества в первобытную эпоху отказ от кровосмешения и осознания пагубности и угрозы вырождения при инцесте со стороны первобытного общества. Важное влияние это табу оказывает на внешние отношения между родами и на внутриродовые отношения[5]. Эта концепция о внешних изменениях раскрывается в том, что одна социальная группа, приняв на себя табу кровосмешения, заключает необходимый социальный договор с другой группой, также принявшей этот запрет. Вслед за обменом женщинами для продолжения рода, начинается обмен ценностями, имуществом, товарами – начинается общение.
Происходит формирование единой культурной структуры: развиваются обычаи, правила и запреты. Таким образом, зародилась имущественная и культурная основа для возникновения государства. С другой стороны, осознание вредоносности инцеста не означало мгновенного его прекращения, поэтому родовая верхушка, следившая за соблюдением табу и карающая за отступление от него, стала предпосылками образования социальной и политической власти[6].
Так, внешние и внутренние изменения стали основой зарождающейся государственности. Эта теория на данный момент активно используется для описания межродовых и внутриродовых отношений первобытного общества и для описания одной из предпосылок формирования государства, но не центральной детерминанты.
Согласно другой современной теории, так называемой кризисной теории А. Б. Венгерова, государство становится итогом неолитической революции, то есть переход от присваивающей к производственной экономике. По мнению Венгерова, именно резкое изменение природных условий поставило человечество на грань гибели и вынудило его к творческому переосмыслению способа своего существования[7].
Переход к производству определил социальную организацию социума: социальному расслоению. Государство возникло, как необходимость в руководстве и поддержании производящей экономики и обеспечило существование человечества в новых условиях.
Дуалистическая теория происхождения государства В. С. Афанасьева и А. Я. Малыгина связывают зарождение государства также с произошедшей неолитической революцией. Помимо роли неолитической революции, они выделяют два пути развития и становления государства: восточный (универсальный) и западный (уникальный, так как свойственен только европейцам)[8].
Используя постулаты ирригационной теории, сторонники дуалистической теории объясняют возникновение государства в восточном пути развития на основе управленческого класса, который руководил оросительными работами и постепенно превратился в замкнутый политический элитарный аппарат централизованного управления. Для западного пути характерно происхождение государства на основе выделения частной собственности и классовой стратификации.
Наконец, интересным для рассмотрения является теория специализации. Профессор Кашина предприняла попытку структурировать универсальную для всех стран теорию происхождения государства[9]. В основу теории заложено представление о специализации, как об основном биологическом законе, господствующем в природе, который подразумевает специализацию функций отдельных элементов организма в ходе эволюции. В зависимости от сложности и организованности организма, он занимает соответствующее место в окружающем мире.
Законы биологической специализации переносятся на социальные законы развития общества. Так, специализация общества в экономической сфере стала первой из крупнейших специализаций труда. Те экономические особенности, которые принесли с собой частная собственность, накопление излишек и стратификация общества (как описывал Энгельс), привели к следующей крупной специализации труда: управленческой или политической специализацией. Выделения класса управленцев (сначала вождей, жречества, затем царей и так далее) было опосредовано экономическим развитием, но затем оно стало происходить параллельно и постепенно. Необходимость усложнения управления обусловлена усложнением многообразия социальных связей общества[10].
Дуалистическая природа подобного социального развития раскрывается во взаимодействии и взаимной зависимости дальнейшей стратификации общества в экономической и политической сфере[11]. Более того, первичная политическая специализация от простого управления зарождающимся государством в родоплеменном строе его внутренними экономическими и политическими процессами для поддержания порядка переходит к усложнению и структуризации политической власти: выделение законодательной от исполнительно власти, формирование отдельной законодательной ветви власти, зарождение институтов парламентаризма и демократии в целом и так далее[12].
Взаимодействие управляемых и управляющих порождает неминуемые социальные конфликты, которые, однако, могут быть преодолены, так как существует минимум общих ценностей и объективная организационная полезность аппарата управления для населения.
Таким образом, данная теория рассматривает государство, как результат возникновения, наряду с производственной специализацией, специализации в управленческой сфере. Данная теория стремится к попытке совокупного рассмотрения различных аспектов/детерминант (экономических, культурных и других) происхождения государство и «эволюции» общества в своем взаимодействии[13].
Однако во много теория заимствует положения материалистической теории, игнорируя некоторые «удачные» аспекты, например, психологической и договорной теории[14]. Данную теорию можно рассматривать, как резюмирующую несколько предшествующих теорий, однако, даже такая универсальная теория не смогла вобрать в себя все аспекты и факторы, приведшие к возникновению государства.
Несмотря на это, подобный резюмирующий (собирательный) подход к исследованию проблемы способен упростить изучение столь сложного вопроса, как возникновение государства. Многообразие теорий происхождения государства характеризует собой многогранность, сложность и многофакторность процесса происхождения государства, как части социальной эволюции общества[15]. Основные теории возникновения государства, как правило, рассматривали один или несколько факторов/детерминант, которые могли стать первоосновой рождения государства, однако, такой подход выглядит однобоко и недостаточно полно раскрывает природу явления и причин его обуславливающих.