Файл: Понятие и признаки правового государства (Происхождение и сущность государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первоочередной внешней функций государства, безусловно, является военная функция. Она отмечается, пожалуй, в работах всех ученых, исследующих вопросы внешних функций государства. Также это обосновывается историческими фактами, поскольку защита страны от внешних врагов была актуальной на каждом этапе исторического развития России.

В современном мире данная функция несет в себе не только сущность защиты от внешних врагов, но и необходимости создания и поддержания мира во внутригосударственном взаимодействии., необходимости сохранения и поддержания суверенитета, а также целостности границ.

Возникновение международных организаций также обусловлено грамотной реализацией внешних функций государства. Решение международных конфликтов дипломатическими способами, без применения вооруженной силы, а также посредством предупреждения военных столкновений и конфликтов направлено на становление все более цивилизованных и взаимовыгодных взаимоотношений среди государств.

Следующая внешняя функция - функция обороны. Данная функция на прямую взаимосвязана с предыдущей функций и осуществляется также политическими, дипломатическими и иными методами взаимодействия с другими странами для предупреждения возможных конфликтов. Данная функция может раскрываться двумя способами, которые зависят от установленного в государстве мирного или военного времени[86]. На момент военного времени данная функция направлена на защиту границ государства, посредством вооруженной борьбы с нападающим государством. В мирное время данная функция также реализуется, только посредством подготовки страны к возможным вооруженным нападениям[87].

Большинство современных государств восприняло оборонительную доктрину, суть которой состоит в создании оптимальной достаточности сил и средств для предотвращения возможной агрессии со стороны другого государства. Такой подход снижает возможность возникновения войн, предполагая в будущем перспективу их постепенного исчезновения[88].

Дипломатическая функция, то есть поддержание приемлемых отношений со другими странами, появилась одновременно с рождением государства. Долгое время ее сущность сводилась к поиску и налаживанию контактов только со странами-союзниками, сильными в экономическом и военном отношении.

В настоящее время двойные стандарты все больше уходят в прошлое и дипломатическая функция Российского государства направлена на развитие отношений со всеми государствами, независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют. Нормальные добрососедские отношения – это тот минимум общения на международной арене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества[89].


Еще одной функцией современного Российского государства является поддержка мирового правопорядка. В настоящее время данная функция заключается в политическом сотрудничестве государств с тем, чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты. Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН[90].

С данной функцией тесно связана борьба с международным терроризмом и преступностью. Решение этих проблем вышло на важное место в конце XX – начале XXI вв. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой[91]. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью. Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций.

Внешнеэкономическая функция, связанная с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств в сфере экономики, была характерна для Российского государства на протяжении всей его истории. Во многом она была взаимосвязана с военной составляющей, речь о которой шла выше. Многие войны и конфликты с другими государствами возникали из-за экономических противоречий[92].

В настоящее время эта функция проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей. Государство, являясь членом мирового сообщества, вовлекается в систему мирового хозяйства. Государство поддерживает и развивает культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению. Это сотрудничество осуществляется в различных формах и на различных уровнях[93].

Одной из наиболее «молодых» функций государства является экологическая. Вплоть до конца XX в. вопросы защиты окружающей среды практически не выделялись в особое направление деятельности. В современную эпоху экологическое состояние природы вызывает большую обеспокоенность в связи с чем выделяются средства на поддержание благоприятной экологической обстановки, разрабатываются научно-обоснованные программы защиты природы, принимаются различные меры по совершенствованию нормативных актов по охране природы[94].

Таким образом, внешние функции Российского государства прошли длительный путь эволюции, который сопровождался появлением новых направлений деятельности и напрямую зависел от сущности самого государства.


3.2. Характеристика внутренних функций государства

Внутренние функции государства – это основные направления деятельности государства по решению задач внутри страны и общества. К внутренним функциям государства относятся: политическая, организационно-правовая, экономическая, социальная, экологическая[95].

Рассмотрим каждую функцию государства более подробно.

Политическая функция заключается в сохранении и укреплении государственной власти, обеспечении политической стабильности, выработке программно-стратегических целей и задач развития общества, формировании органов государственной власти, обеспечении защиты конституционного строя и государственного суверенитета, осуществлении правотворческой деятельности.

Правовая функция заключается в правотворчестве, установлении правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охране правопорядка, охране прав и свобод человека и гражданина. Охрана правопорядка - это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами[96].

Касаясь функции обеспечения народовластия, стоит отметить, что в политической области действует целая система политических институтов, учреждений, государственных органов, через которые осуществляется эта функция. Это, прежде всего, те представительные органы, которые народ выбирает и наделяет полномочиями от своего имени осуществлять власть[97]. То есть государство обязуется защищать и охранять права, интересы граждан и организаций.

Экономическая функция обеспечивает нормальное развитие и функционирование экономики. Государственная программа по развитию экономики предусматривает финансирование исследований в сфере науки и промышленности, особенно в области тех направлений, которые наиболее приоритетны для государства.

Функция налогообложения тесно связана с экономической функцией. В новых условиях развития России налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От правильности построения системы налогообложения зависит эффективное развитие народного хозяйства. Содержание функции налогообложения содержит формирование казны государства, а также её пополнение с помощью любых видов налогов[98].


Главным назначением социальной функции является обеспечение общественного благополучия, создание равных условий и возможностей для всех граждан страны, особенно защите интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети).

Содержание этой функции многообразно: от охраны государством здоровья, поддержки и развитии образования, науки, культуры, труда людей, до установления размера пенсий. Для выполнения социальной функции государство создает фонды, расходуемые на различные выплаты[99].

Преодоление, смягчение роста безработицы, бедности, стабилизация уровня жизни являются одними из важнейших сторон социальной функции государства. Для устранения данных проблем государством разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения[100].

Основное содержание экологической функции – это государственная деятельность по обеспечению охраны окружающей среды и улучшение её качества[101]. Необходимость данной функции обусловлена тем, что на сегодняшний день в стране происходит научно-техническая революция, последствия которой могут неблагоприятно повлиять на окружающую среду и самого человека.

Научно-техническая революция, хоть и создает блага для человека, но и вместе с этим она же связана с тем, что природа вовлекается в производство, что в последствии приводит к различного рода загрязнениям воды и воздуха, тем самым создавая угрозу как для человека, так и для мира растительного и животного[102]. Кроме того, Россия, обладая огромными природными ресурсами, но пока не имеет достаточного опыта, чтобы грамотно эти ресурсы использовать, что является одной из основных проблем, касающихся экологической функции[103].

Таким образом, внутренние функции государства сконцентрированы на решение задач внутри конкретной страны. Вне зависимости от формы правления или государственного устройства государство выполняет ряд основных внутренних задач.

Таким образом, подводя итог главе второй данной курсовой работы «Основные функции государства: внешние и внутренние» приходим к выводу, что правовая система является совокупностью взаимосвязанных элементов, которые в обязательном порядке должны быть согласованы между собой, это зависит от правильного распределения средств и выбора юридических и регулятивных методов воздействия, а также осуществляемых государством функций. При использовании норм права происходит организация общества в рамках одной направленности юридической и общественной мысли, что положительно сказывается на поведении людей, общественной жизни и государственных институтах и механизмах.


Правовое государство и гражданское общество являются самыми главными эталонами и целями, к которым направлены все реформы современной России. Достижение этих целей возможно посредством грамотной реализации внутренних и внешних функций государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив научную литературу и многочисленные нормативно-правовые акты, проведя комплексный анализ понятия, признаков и функций государства, мы пришли к определенным выводам.

Многообразие теорий происхождения государства характеризует собой многогранность, сложность и многофакторность процесса происхождения государства, как части социальной эволюции общества. Основные теории возникновения государства, как правило, рассматривали один или несколько факторов/детерминант, которые могли стать первоосновой рождения государства, однако, такой подход выглядит однобоко и недостаточно полно раскрывает природу явления и причин его обуславливающих.

Именно структурная многообразность данного процесса стало причиной развития современных теорий происхождения государства в русле комплексного совокупного рассмотрения ряда факторов, как не одной первопричины, а взаимодействия их совокупного влияния. Однако большинство теорий сходится в том, что государство является объективной естественной общественной необходимостью, которое способствовало формированию и развитию сложных социальных, политических и экономических связей, одновременно, специфика этих связей стала причинами создания, развития и функционирования государства.

Таким образом, государство – это социальная историческая необходимость, сформировавшаяся в сложной комбинации исторических, производственных, культурных, природных и прочих условий.

Государство – это организация политической власти господствующего класса, слоя или группы общества, которая, опираясь на аппарат принуждения, осуществляет управление этим обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

К основным признакам государства относятся: территория, народ, аппарат власти, аппарат принуждения, публичная власть, государственный суверенитет, система налогов и финансов, государственная символика.

Классификация функций государства претерпевает изменения, поскольку функции служат средством достижения целей, а цели, как мы ранее сказали, на определенных этапах развития государства разные. Следовательно, понятие и признаки государственных функций еще будут меняться.