Файл: Понятие и признаки правового государства (Происхождение и сущность государства).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 2
В форме государства выделяют три элемента:
1) форма правления, которая определяет порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и с населением, а также способы осуществления ими своих полномочий (по сути, отвечает на вопрос, кто правит в государстве)[60];
2) форма государственного (или государственно-территориального) устройства, которая характеризует распределение власти по территории государства, отражает его территориальную структуру, соотношение между государством в целом и его составными территориями;
3) государственно-правовой (или политический) режим, который представляет собой систему средств и способов осуществления государственной власти. Форма государства, характеристики ее элементов обусловливаются прежде всего историческим развитием государства, национальным менталитетом, потребностями общества на определенном этапе его развития[61].
Рассмотрим составные элементы формы государства подробнее.
Форма государственного правления, это неотъемлемая часть любого государства, которая определяет структуру высших государственных органов власти, порядок их формирования, сроки, их компетенция, а также порядок взаимодействия между собой, обществом и степень участия самого электората в формировании данных государственных органов.
В истории существует две основные формы государственного правления:
1) монархия;
2) республика[62].
Монархия, иначе единовластие, форма государственного правления, при которой вся власть осуществляется единолично, в большинстве случаев имеет фактор передачи ее по наследству. Существуют виды данной формы правления:
1) Абсолютная (классическая) монархия
2) Конституционная монархия
3) Теократическая монархия[63].
Абсолютная монархия. Основным признаками данной формы правления является: наличие монарха, который является главой государства и обладает всей полнотой власти в стране, при этом пожизненно; верховная власть передается по наследству; отсутствие юридической ответственности у монарха, благодаря чему, отстранить его от власти, путем импичмента невозможно; власть в государственных органах, в большинстве случаев принадлежит чиновникам, которые назначают и увольняются по воле монарха[64].
Конституционная монархия. Особый вид монархии, который подразделяется на парламентскую и дуалистическую. Признаки парламентской монархии заключаются в том, что: формирование правительства, происходит за счет партий, то есть из числа представителей, которые получили большинство голосов на выборах в парламент; глава победившей партии – глава государства; монарх, в большинстве случаев, не играет серьезной роли в таком государстве, а является в большей степени символом; нормативно–правовые акты, принимаются исключительно парламентом и подписываются монархом; правительство по конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом[65].
Дуалистическая монархия обладает собственными характерным чертами, которые в большей степени отличают ее от парламентской: власть в стране имеет характер двойственности, то есть, она юридически поделена между правительством, формируемое монархом и парламентом. При этом правительство формируется независимо от партийного состава в парламенте и не несет ответственности перед ним[66]. Монарх при такой форме правления, в большей степени выражает интересы феодалов, когда парламент напротив, поддерживает буржуазию и другие слои населения.
Теократическая монархия. Форма правления, при которой, монарх осуществляет одновременно власть главы государства, являясь при духовным лидером – главой церкви в государстве. Благодаря этому, страны, которым присуще данная форма правления, имеют специфический характер управления в государстве, а так в формировании государственных органов.
На протяжении многих веков, монархия оставалась одной из самых популярных форм государственного правления в Европе, Российской империи, в Азии, пока на смену ей не пришла такая форма государственного правления как – республика[67].
Республика – форма правления, при которой власть в стране осуществляется путем выборных органов, имеющих срочный характер. Общими признаками любой республики является наличие в ней:
1) Выборной власти;
2) Срочность полномочий государственных органов;
3) Зависимость от электората[68].
Выделяют следующие виды республик: парламентская, президентская, смешанная.
Президентская республика. При такой республике главой государства является президент, избираемый независимо от парламента, путем проведения выборов[69].
Парламентская республика. Данный тип республики, по своему названию, говорит о том, что, большей полнотой власти в стране обладает законодательный орган – парламент. Исходя из этого, законодательный орган осуществляет формирование правительства, которое несет ответственность перед ним. При этом парламент может выразить вотум недоверия деятельности правительства, главы правительства, министра, путем голосования. Официально, в такой республике, главой государства является президент, избираемый парламентом или народом, однако на деле главой государства является глава правительства, а президент же исполняет лишь представительные функции[70].
Смешанная республика. Особый вид республики, который заключается в том, что: правительство несет двойственную ответственность, как перед президентом, так и перед парламентом. При этом можно отметить, что большую роль в такой республике играет общество (электорат) благодаря которому, выбирается президент и формируется парламент, путем проведения прямого голосования на выборах. В такой республике, главой государства является президент, назначающий главу правительства и министров[71].
Он имеет право, как главы государства председательствовать на заседаниях кабинета министров, утверждать его решения, ратифицировать законодательные акты. Парламент же, осуществляет свою деятельность как законодательного органа по созданию нормативно – правовых актов, которые впоследствии, подписываются президентом[72].
Таким образом, в ходе исследования удалось рассмотреть основные формы государственного правления, их функциональные особенности, а также характерные черты, которые свойственны определенным из них.
Выделяют две основные формы территориального устройства государства: простую (унитарное государство) и сложную (федерации, конфедерации, империи и др.).
Унитарное государство (от лат. ипПаБ - «единство») - это централизованное государство, в составе которого нет других государств, государственных образований или других территориальных единиц, обладающих самостоятельностью и собственными признаками суверенитета, а на его территории созданы административно-территориальные единицы, которые подчиняются центральным органам власти и признаками суверенитета не обладают[73].
Федерация (от лат. foederatio - «объединение, союз») - сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, обладающих определенной степенью политической, юридической и экономической самостоятельности. В большинстве случаев объединение в федерацию носит добровольный характер[74].
Конфедерация - это, как правило, временный союз государств, объединенных одним или несколькими общими органами при сохранении каждым государством своего суверенного существования[75]. Со временем конфедерация или распадается, или становится федерацией.
Характеризуя форму территориального устройства Российской Федерации, следует отметить, что она является, как уже следует из ее названия, федерацией, образованной по смешанному национально-территориальному принципу.
Политический режим представляет собой определенную форму осуществления государственной власти, совокупность методов и приемов осуществления политической власти.
Первое направление - оно определяет политический режим как самостоятельный элемент формы государства, при этом не сводимый только к деятельности государства[76].
Представитель второго подхода - С.А. Кареева, разделяет понятия «государственный» режим и «политический» режим, так как считает государственный режим конкретным проявлением государственной организации, которое выражается в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе[77].
Сторонники третьего подхода видят государственный режим в виде части политического, более широкого, более объемного режима в разрезе существования легитимного и нелегитимного режима (например, В.С. Бялт)[78].
На основе своих структурных частей, политический режим имеет следующие основные признаки: методы формирования органов власти; соотношение законодательной, исполнительной и судебной власти, центрального правительства и местного самоуправления; порядок функционирования правоохранительных и карательных органов; исторические и культурные традиции, моральные обычаи народа в отношении к власти.
В структуру правовых режимов также входят иные элементы: гарантии реализации режимных требований; меры юридической ответственности, предусмотренные за их нарушение; субъекты и объекты права и варианты их взаимной связи; принципы права, цели и способы правового регулирования[79].
Приведенные структурные элементы тесно связаны между собой. Мы видим, что политический режим раскрывает характер отношений между государством и гражданами, между высшими органами государственной власти, которым относятся глава государства, правительство, парламент, высшие судебные органы; между государством и органами регионального и местного самоуправления[80].
М.В. Антонов считает, что неточно определенный режим вынуждает работать всю систему ниже, чем она может работать, может вызвать падение количественных и особенно качественных показателей деятельности[81].
Делая вывод можно сказать, что разные авторы видят структуру правовых режимов сложной, состоящей из разных компонентов. В структуру включены юридические средства, гарантии реализации требований режимов, необходимость принятия мер юридической ответственности в случаях их нарушений, принимать во внимание принципы права, цели и способы правового регулирования[82].
Таким образом, поводя итог второй главе курсовой работы «Типы и формы государства» приходим к выводу, что рассматривая подходы к типологиям, следует отметить их высокую научную ценность и возможность увидеть развитие общества и государства с разных позиций, что, несомненно, полезно при исследовании таких сложных и комплексных явлений, как общество, государство, право. Форма государственного правления – порядок организации государственной власти, включающий в себя способ образования высших и местных государственных органов и порядок их взаимоотношений между собой и с населением.
3. Основные функции государства: внешние и внутренние
3.1. Характеристика внешних функций государства
Характеристика функций государства имеют особое значение для теории государства и права. Исследование и изучение их развития всегда занимали особое место в работах многих ученых, занимающихся вопросами правового государства и гражданского общества. При анализе функций государства происходит выявление сущности государства. основных направлений деятельности, а также назначения в обществе и на мировой арене[83].
Безусловно, особого внимания заслуживают внешние функции государства, поскольку их анализ направлен на оценку эффективности взаимодействия государства с другими странами и народами, а также дает возможность оценить необходимые направления дальнейших политических изменений и продвижений на благо государства. Внешние функции предопределяют полноправное существование государства в мире, установление его "политического места" и основ взаимодействия различных отраслей государств между собой[84].
Внешние функции уже длительное время интересуют историков и правоведов. Это подтверждает то, что внешние функции государства стали образовывать и закрепляться достаточно давно, постоянно претерпевая изменения, совершенствования и дополнения в соответствии с складывающимися условиями взаимодействия и другими государствами[85].