Файл: Понятие и признаки правового государства (Происхождение и сущность государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Именно структурная многообразность данного процесса стало причиной развития современных теорий происхождения государства в русле комплексного совокупного рассмотрения ряда факторов, как не одной первопричины, а взаимодействия их совокупного влияния. Однако большинство теорий сходится в том, что государство является объективной естественной общественной необходимостью, которое способствовало формированию и развитию сложных социальных, политических и экономических связей, одновременно, специфика этих связей стала причинами создания, развития и функционирования государства[16].

Таким образом, государство – это социальная историческая необходимость, сформировавшаяся в сложной комбинации исторических, производственных, культурных, природных и прочих условий.

1.2. Сущность государства

С точки зрения сфер деятельности (объектов воздействия), функции государства разделяются на внутренние (сосредоточенные внутри границ государства) и внешние (проявляющиеся во взаимоотношениях с другими государствами).

Одной из основных внутренних функций Российского государства (как, впрочем, и любого другого государства) является функция легализованного (узаконенного) принуждения, охраны основ общественного и государственного строя, поддержание общественного порядка. С помощью данной функции в классовом, социально неоднородном обществе обеспечивается порядок, стабильность, сохранение общества как такового[17].

Функция принуждения состоит в установлении правовых норм, в предупреждении правонарушений, в пропаганде, поддержке и развитии достоинств существующего строя, поощрении законопослушного поведения, в деятельности государства по разъяснению необходимости, целесообразности соблюдения требований закона и, конечно, в борьбе с преступностью[18].

Составным элементом внутреннего убеждения граждан в необходимости соблюдения правовых норм является осознание справедливости. Подобное осознание предоставляет возможность понять социальный смысл требований правовых норм, надлежащим образом оценить поведение конкретных субъектов, избрать нравственно-оптимальный вариант собственного поведения[19].

В центре правоохранительных действий государства находится в первую очередь личность, личность как гражданин, как член общества, как свободный индивид, а также само государство и его различные структуры. Поэтому, охраняя законные права и интересы личности, государство одновременно охраняет свои интересы, интересы всего общества.


Таким образом, функция охраны правопорядка – это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. Государство обязано обеспечить с помощью полиции, суда, прокуратуры и т.д., конституционный порядок в обществе.

Неукоснительное соблюдение требований правовых норм. Поддержание стабильного правопорядка в стране является важнейшей задача всего государства, всей системы его правоохранительных органов[20].

Следующая функция – экономическая. Данная функция – это целенаправленное воздействие государства на экономику. Российское государство (как и любое другое) является крупнейшим собственником различных ресурсов, которыми оно распоряжается[21].

Государство, выполняя экономическую функцию, создает определенный экономический климат, воздействует на экономическую сферу жизни общества. Важными аспектами экономической функции являются:

- выработка и реализация государством экономических (целевых) программ;

- проведение финансовой и денежной политики.

Экономическая функция государства находит свое отражение в статьях 8, 34 Конституции РФ. Функция налогообложения является производной от экономической функции государства, её основы закреплены статьёй 57 Конституции РФ[22].

Идеологическая функция – любое государство пропагандирует, отстаивает, придерживается какой-либо идеологии. Эта функция необходима, поскольку общение государства с населением только через приказы, запреты и т.д., может оказаться неэффективным. С помощью идеологии государство создает представление людей о необходимом, о важном, о наказуемом и т.д. Значительное внимание уделяется консолидации общества.

Культурная функция – направление деятельности государства по духовному, культурному развитию общества, развитию образования и науки.

Социальная функция – оказание государством различных услуг своим гражданам (подданным). Она заключается в следующих действиях:

- в обеспечении населения медицинскими услугами;

- в предоставлении образовательных услуг;

- в установлении и выплате пенсий, пособий, дотаций;

- в оказании различных услуг на льготных условиях незащищенным слоям общества (нетрудоспособным, инвалидам, многодетным, сиротам)[23].

Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ[24].


Многообразные отношения, отличающиеся друг от друга степенью организованности, в своей совокупности составляют систему социальной справедливости. Не являясь элементами социальной справедливости, мораль и право выражают самостоятельные и специфические по социальной природе сферы общественной жизни и системы общественных отношений и норм.

Согласованно функционируя, они действуют в одном направлении. По своей сущности понятие социальной справедливости можно представить как некое средство объединения в одной плоскости действия политики, морали и права. Содержание социальной функции отражено в большинстве статей Конституции Российской Федерации (ст.7, 38-41, 43[25] и др.).

В заключение данного раздела работы подчеркнем, что только эффективно выполняя свои внутренние функции, государственная власть может обеспечить:

- системное сохранение производственно-экономического и природносырьевого, научно-технического и кадрового потенциала страны;

- поддержку базовых отраслей и предприятий, малого и среднего бизнеса; - усиление инвестиций в инфраструктуру.

Выполнение внутренних функций в рамках государственной стратегии дает возможность преодолеть фрагментарность, провести последовательную национальную политику, реализовать курс на преодоление больших различий в уровне регионального развития[26].

Без активного выполнения государством внутренних функций невозможно рассчитывать на динамичное развитие отраслей экономики, на становление крупных корпораций, информационного общества. Оно способно гарантировать благоприятные условия предпринимательству, местному самоуправлению, эффективно использовать федеральные целевые программы и многие стимулирующие рычаги для поощрения структурных, новейших технологических изменений, инновационного развития[27].

На наш взгляд, в свете трагических событий, связанных с террористическими актами в нашей стране и в мире с полной определенностью можно говорить как об отдельной функции государства – функции по борьбе с терроризмом. Международный терроризм является острейшей проблемой человечества в современных условиях. Он прямо или косвенно влияет на внутреннюю и международную политику всех государств мира, представляет собой серьезную угрозу для безопасности отдельных государств и всего мирового сообщества в целом.


1.3. Признаки государства

Проблематика выделения признаков государства вытекает из наличия множества понятий «государства»[28]. На наш взгляд, это, в свою очередь, происходит из-за того, что исследователи и правоведы производя попытки выделить главный элемент, который является связующим с понятием государство, выделяют совершенно не идентичные термины.

Рассмотрим самые популярные из них. Во-первых, термин «полис», начинающий свое существование еще в древней Греции, и обозначающий социально-эконмическую и политическую организацию общества. Во-вторых, «terra», термин обозначающий землю/ часть суши. И, в-третьих, «stato», что дословно обозначает положение/порядок[29].

Итак, мы можем сказать, что в разные эпохи, разные люди связывали государство совершенно с разными понятиями: с обществом, землей, порядком. Перейдем к разбору понятия «государство».

Существуют десятки философских, исторических и юридических школ, которые различным образом определяют понятие и признаки государства[30]. Все существующие взгляды данной работе объединены и разделены на две группы:

а) группа правового государства – понятия государства, в которых провозглашен приоритет личности над государством

б) патерналистическая группа – понятия государства, в которых интересы государства приоритетны по сравнению с интересами общества[31].

Дальнейшая работа по проблеме, затронутой в работе, будет опираться на следующем определении «государства».

Государство – это организация политической власти господствующего класса, слоя или группы общества, которая, опираясь на аппарат принуждения, осуществляет управление этим обществом для обеспечения его нормальной деятельности[32].

Нам удалось выделить восемь признаков государства.

1. Территория – это пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. Структура территории следующая:

- земля и недра;

- континентальный шельф – часть материковой плиты под уровнем моря до дна;

- внутренние воды – моря, реки, озера, находящиеся полностью в пределах границы одного государства;

- территориальные воды – 12 морских миль от линии наибольшего отлива;

- воздушное пространство – 110 км от поверхности до стратосферы;

- территории военных и гражданских судов в открытом море или воздухе;


- территории посольств[33].

2. Народ – это совокупность граждан, обладающая следующими характеристиками: подчинение государственной власти; наличие права учувствовать в деятельности государства по средствам выборов; имеют специальный институт формирования, т.е. гражданство.

3. Аппарат власти – это система управленческих, исполнительно-распорядительных и контролирующих органов, с помощью которых государство выполняет свои основные функции[34].

4. Аппарат принуждения – это силовые структуры, имеющие ресурсы для принудительного исполнения государственных решений, включающие в себя:

- Милитаризированную государственную службу - это государственная служба на должностях в органах государственного, управления, в вооружённых силах, в органах внутренних дел в органах государственной безопасности, в органах налоговой полиции и налоговой инспекции, в органах федерального агентства правительственной связи и информации, в органах федеральной пограничной службы, т.е. всех силовых милитаризованных ведомствах;

- Систему принудительных государственных учреждений (как правило, ФСИН)[35].

5. Публичная власть – это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, осуществляется специальным аппарат управления и опирается на аппарат принуждения[36].

6. Государственный суверенитет, который делится на три составляющие: Суверенитет государства - независимость государства во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних делах. Суверенитет народа – полновластие народа в решении важнейших вопросов организации своей жизни. Суверенитет нации – возможность и способность нации определять характер своей жизни, вплоть до образования собственного независимого государства[37].

7. Система налогов и финансов, которая обеспечивается двумя факторами: единой системой эмиссии денег и государственной валютой. Под эмиссией денежных средств понимают выпуск банкнот, кредитных продуктов, векселей, акций. Право на дополнительный выпуск имеют исключительно некоммерческие государственные структуры (государственные банки, казначейства). Центробанк организует выпуск кредитной массы, в то время как казначейство эмитирует денежные знаки и монеты[38].

8. Государственная символика: флаг, герб и гимн РФ. Использование государственной символики регулируется достаточно жестко - это официальное представительство государственных должностных лиц, государственные церемониальные мероприятия, государственные издания[39].