Файл: Физиологическая классификация физических упражнений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реферат на тему: Физиологическая классификация физических упражнений

Содержание:

  1. Введение

  2. Место и роль классификации физических упражнений в истории физического воспитания        

  3. Наиболее распространенные классификации упражнений  

  4. Физиологическая классификация упражнений

  5. Заключение

  6. Список литературы

Введение

Представляется, что анализ предмета классификация физических упражнений весьма актуален и представляет научный и практический интерес. Поскольку в настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, проблема изучения классификаций физических упражнений остается актуальной. 

Классификация физических упражнений уже анализировалась разными авторами в различных публикациях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в Интернете. Однако изучение литературы и источников показывает недостаточное количество полных и подробных исследований классификации упражнений. 

Знание особенностей классификации физических упражнений позволяет улучшить подготовку специалистов в системе физического воспитания. Учет этой темы в теории и методике физической культуры имеет большое значение на современном этапе развития системы физического воспитания и воспитания. 

Место и роль классификации физических упражнений в истории физического воспитания        

Классификация физических упражнений - это их разделение на группы (классы) по определенному критерию классификации. С помощью классификации учитель, педагог, тренер могут определять характерные свойства тех или иных физических упражнений, их учебно-воспитательный потенциал, а значит, более целенаправленно и эффективно отбирать те упражнения, которые в большей степени соответствуют решению конкретных педагогических задач, индивидуальные и возрастные особенности. занимающихся, характер физической культуры и условия проведения занятий. 

В настоящее время известно более 300 классификаций упражнений. В связи с тем, что теория и практика физического воспитания постоянно пополняется новыми данными, классификации не остаются неизменными. Задача совершенствования классификации состоит в систематизации всего многообразия существующих физических упражнений, исходя из представленных ими объективных возможностей для формирования физической культуры личности в целом и отдельных ее компонентов. Немаловажно и то, что классификация предусматривает возможность появления и прогнозирования новых форм физических упражнений Кручевича.    


В истории физического воспитания существует множество различных классификаций упражнений. Часто классификации строились на чисто формальной основе (например, упражнения со снарядами, на снарядах и без снарядов - из немецкого поворота 18 века и гимнастика Сокол 19 века) или частных, незначительных признаков, определяемых узким постановка задач по физическому воспитанию (например, по анатомическому признаку шведской гимнастики XIX века с ее узкой направленностью на развитие внешних форм тела или на чисто утилитарной основе, как классификация Эберта во Франции).       

Полностью разработанной общей классификации физических упражнений пока не создано. Задача состоит в том, чтобы систематизировать все многообразие физических упражнений исходя из объективных возможностей, которые они предоставляют для выполнения задач комплексного физического воспитания, и сгруппировать их так, чтобы можно было выбирать упражнения с максимальной эффективностью. Немаловажно и то, что классификация предусматривает возможность появления новых форм упражнений.  

При общем обзоре совокупности физических упражнений в специальной литературе часто прибегают к их группировке по принадлежности к исторически сложившимся видам гимнастики, спорта, игр и туризма. Внутри тех же групп вводится более дробное деление (например, гимнастика подразделяется на основную, или общеподготовительную, спортивную, вспомогательную спортивную, производственную). Однако такая классификация не отличается достаточной четкостью, не отражает в необходимой степени все более глубокого взаимопроникновения и изменений ранее установленных средств и методов физического воспитания и имеет другие недостатки. Матвеев.   

При этом следует учитывать, что каждое физическое упражнение имеет не одну, а несколько характерных черт. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях. 

В связи с этим невозможно создать единую классификацию упражнений, подходящую для каждого случая. Существование ряда классификаций, основанных на различных характеристиках, не лишено смысла, если характеристики, хотя бы в некоторой степени, имеют научные дополнения. 

Наиболее распространенные классификации упражнений  

Слово классификация происходит от латинского слова classis - категория и facere - делать. Система распределения любых однородных объектов или понятий по классам, отделам и т. д. По определенным общим характеристикам или свойствам.  



Слово классификация имеет два значения. Один из них - это разделение любых понятий (предметов, предметов, явлений, действий и т. д.) На отдельные категории. Вторые означает систему соподчинения этих понятий, разделенная на категорию (отделы, категории, группы и т.д.), и составлен на основе, принимая во внимание общих черт, они имеют и закономерные связи между ними, т.е. ясно показывая их определенные иерархия. Классифицированные категории организованы (систематизированы) в таком порядке, что объекты, объекты, явления, действия, методы сначала распределяются по более крупным группам (классам) на основе общих черт, присущих всем, включая расположенные ниже, подчиненные категории и затем - на более мелкие, также подчиненные группы, с учетом их особенностей. При составлении категорий учитывается одна общая черта, присущая классам предметов, но важная, часто фундаментальная в спорте. Такая система подчинения выделенных категорий обычно представляется в виде схемы (классификации) и используется как наглядное средство установления связей между классифицированными понятиями.         

Один из основоположников теории физического воспитания А.Д. Новиков считал, что общая систематика физических упражнений должна быть единой для всех звеньев системы физического воспитания, иначе она теряет свое научное и практическое значение.  

Систематика физических упражнений как важнейшее условие их педагогического использования является одним из основных элементов системы физического воспитания.

Классификация физических упражнений в любом виде спорта играет существенную роль в определении объективности нагрузки, получаемой организмом спортсмена по объему и интенсивности во время тренировочного процесса.

Наиболее распространенные классификации упражнений:

  1. Классификация упражнений по преобладающей целевой направленности их использования.

  2. Классификация упражнений по преимущественному влиянию на развитие индивидуальных качеств (способностей) человека.

  3. Классификация упражнений по преимущественному проявлению определенных двигательных навыков и умений.

  4. Классификация упражнений по структуре движений. При этом упражнения делятся на циклические, ациклические и смешанные. 

  5. Классификация упражнений по преимущественному влиянию на развитие отдельных групп мышц.

  6. Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц.

  7. Классификация упражнений по различию механизмов энергообеспечения мышечной деятельности участвующих в работе.

  8. Классификация упражнений по интенсивности работы.


Давайте их рассмотрим.

Классификация упражнений по преобладающей целевой направленности их использования, по назначению при подготовке и демонстрации достижений, предусмотренных этапными целями, реализуемыми в процессе физического воспитания. Исходя из этого, упражнения подразделяются на общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, общеукрепляющие, оздоровительные, лечебные, профилактические и другие. В свою очередь, в зависимости от их важности в соответствующем виде физической активности они могут иметь разные разновидности. Например, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специальные подготовительные и общеподготовительные.      

Имеет смысл различать подготовительные и целевые (а точнее этапно-целевые) упражнения. Последние (целевые) представляют собой упражнения, при выполнении которых в процессе физического воспитания поэтапно выявляются определенные достижения, соответствующие программным целям, которые реализуются в результате того или иного этапа. Часто это спортивные и соревновательные упражнения. Но не только они и не всегда.   

Определенные этапные достижения в процессе физического воспитания демонстрируются и в единой программе-нормативной, и в тестовой, и в контрольной, и в других упражнениях, которые становятся предметом совершенствования и поэтому приобретают значение условно-целевого. Что касается подготовительных упражнений, то они, как следует из их названия, являются средством подготовки к достижениям, демонстрируемым в поэтапных целевых упражнениях. 

Комплекс подготовительных упражнений подразделяется на группы общеподготовительных и специальных подготовительных упражнений. Первые отличаются от целевых структурно, а часто и проявляемыми физическими способностями, но тем не менее могут способствовать продвижению к целевым достижениям (в частности, за счет так называемой косвенной положительной передачи двигательных навыков, и особенно за счет содействия росту общей физической формы). Специальные подготовительные упражнения более или менее похожи на целевые упражнения, совпадают с ними в определенных фрагментах или воспроизводят их характерные особенности в целом. Вместе с тем, специальные подготовительные упражнения также имеют определенные отличия от целевых упражнений, возникающие из-за необходимости постепенно и эффективно влиять на формирование и совершенствование двигательных навыков и развитие физических качеств, определяющих достижения в целевых упражнениях. Специальные подготовительные упражнения, которые имеют особенности, которые, возможно, очень похожи на те, которые будут характерны для целевых упражнений, разработанных для нового достижения, логично назвать упражнениями модель-цель, поскольку в указанном смысле они моделируют целевые упражнения (подробнее о они будут рассмотрены в следующих главах).    


Соревновательные упражнения - двигательные действия, являющиеся предметом спортивной специализации и выполняемые в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта.

Специальные подготовительные упражнения - это упражнения, представляющие собой определенные варианты соревновательного упражнения. Обязательной особенностью этих упражнений является значительная схожесть с соревновательными действиями как по форме, так и по характеру проявления усилий. 

Общие подготовительные упражнения - это все другие упражнения, которые входят в спортивную тренировку и служат, в первую очередь, общей тренировке спортсмена.

Одной из распространенных и практически оправданных в настоящее время является классификация физических упражнений по требованиям, которые они преимущественно предъявляют к физическим качествам человека, и по некоторым дополнительным характеристикам. Соответственно есть: скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной интенсивностью, или мощностью, усилиями (спринтерский бег, метание, прыжки, подъем штанги и др.); виды упражнений, требующие преимущественного проявления выносливости в движениях циклического характера (бег на средние и длинные дистанции, беговые лыжи, ходьба, плавание, гребля на соответствующие дистанции и др.);  виды упражнений, требующие проявления преимущественно координационных и других способностей в условиях строго заданной программы движений (гимнастические и акробатические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание, синхронное плавание и др.); виды упражнений, требующие комплексного проявления физических качеств в условиях переменных режимов двигательной активности, постоянной смены ситуаций и форм действий (борьба, бокс, фехтование, спортивные игры и др.).

Исходя из этого, выделяют упражнения на развитие сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, эстетических и волевых способностей и т. д.

Классификация упражнений по преимущественному проявлению определенных двигательных навыков и умений. Здесь обычно выделяют акробатические, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и другие упражнения.    

Классификация упражнений по структуре движений. При этом упражнения делятся на циклические, ациклические и смешанные. В группу циклических упражнений входят ходьба, бег, плавание, гребля, езда на велосипеде и лыжах, коньках и др. Их характерными чертами являются регулярность, повторение и соединение самих циклов. Ациклические упражнения включают: метание диска и молота, толкание ядра, прыжки с места, гимнастические упражнения на предметах, рывок и толкание штанги и т. д. Здесь каждое упражнение представляет собой законченное действие, и если его повторять много раз, оно будет не становятся цикличными, так как повторение не следует из сути самого действия. К смешанным упражнениям относятся те, в которых сочетаются циклические и ациклические действия. В эту группу входят бег в прыжках в длину, прыжки с шестом, метание копья и т. д.