Файл: Программа по подготовке кадров.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Непрерывное образование создает необходимые условия формирования творческой, социально активной, духовно богатой личности и опережающей подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных кадров.

Принципы создания и развития непрерывного образования

Принципы функционирования непрерывного образования:

приоритетность образования - первоочередной характер его развития, престижность знания, образованности и высокого интеллекта;

демократизация образования - расширение самостоятельности учебных заведений в выборе методов обучения и воспитания, переход к государственно-общественной системе управления образованием;

гуманизация образования - раскрытие способностей человека и удовлетворение его разнообразных образовательных потребностей, обеспечение приоритетности национальных и общечеловеческих ценностей, гармонизации отношений личности, общества и окружающей среды;

гуманитаризация образования - формирование у обучающихся эстетически богатого мировоззрения, высокой духовности, культуры и творческого мышления;

национальная направленность образования, заключающаяся в его органичном единстве с национальной историей, народными традициями и обычаями, сохранении и обогащении культуры народов Узбекистана, признании образования важнейшим инструментом национального развития, уважения к истории и культуре других народов;

неразрывность обучения и воспитания, направленность этого процесса на формирование всесторонне развитой личности;

выявление одаренной молодежи, создание условий для последовательного получения фундаментальных и специальных знаний на самом высоком уровне образования.

Направления реформирования непрерывного образования

Реформы в сфере непрерывного образования предусматривают:

кардинальное улучшение кадрового потенциала системы образования, повышение престижности профессии воспитателя, учителя, преподавателя и научного работника;

развитие различных видов государственных и негосударственных образовательных учреждений;

структурную перестройку системы образования, коренное изменение образовательных и профессиональных программ с учетом современных мировых достижений образования, науки, техники и технологий, экономики и культуры;


обеспечение перехода к обязательному общему среднему и среднему специальному, профессиональному образованию;

создание учебных заведений нового типа, как центров специального, профессионального образования, интегрированных с наукой и производством;

подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, в том числе управленческих, по новым профессиям и специальностям, связанным с широким освоением прогрессивных технологий, структурными преобразованиями в экономике, расширением масштабов иностранных инвестиций, развитием предпринимательства, малого и частного бизнеса;

развитие духовных и нравственных качеств обучающихся на всех уровнях и ступенях образования на основе принципов национальной независимости и приоритета богатого интеллектуального наследия народа и общечеловеческих ценностей;

совершенствование системы управления образованием, развитием форм общественного управления, регионализация общеобразовательных учреждений;

разработку и реализацию мер по усилению роли семьи, родителей, общественных организаций, махалли, благотворительных и международных фондов в получении образования, а также духовно-нравственном, интеллектуальном и физическом воспитании детей и молодежи;

создание и внедрение системы объективной оценки качества образовательного процесса и подготовки кадров;

формирование механизмов обеспечения системы образования финансовыми, материально-техническими и другими ресурсами;

создание и освоение на практике реальных механизмов интеграции непрерывного образования с наукой и производством;

расширение и развитие сотрудничества с зарубежными и международными образовательными и научными организациями;

создание организационных и педагогических условий для получения образования лицами некоренной национальности на родном языке в местах их компактного проживания;

совершенствование правового, экономического, экологического и медико-гигиенического образования и воспитания обучающихся на всех уровнях образования.

Система и виды непрерывного образования

Дошкольное образование

Общее среднее образование

Среднее специальное, профессиональное образование



Высшее образование

Послевузовское образование

Повышение квалификации и переподготовка кадров

Внешкольное образование

Функционирование системы непрерывного образования обеспечивается на основе государственных образовательных стандартов, преемственности образовательных программ различного уровня и включает в себя следующие виды образования:

дошкольное образование;

общее среднее образование;

среднее специальное, профессиональное образование;

высшее образование;

послевузовское образование;

повышение квалификации и переподготовка кадров;

внешкольное образование.

Отличительной особенностью Национальной модели подготовки кадров является введение, как самостоятельных ступеней, девятилетнего общего среднего и трехлетнего среднего специального, профессионального образования, которые обеспечивают преемственность перехода от общеобразовательных к профессиональным образовательным программам.

Общеобразовательные программы охватывают: дошкольное, начальное (I-IV классы), общее среднее образование (I-IX классы), среднее специальное, профессиональное образование.

Профессиональные образовательные программы включают среднее специальное, профессиональное, высшее (бакалавриат, магистратура) и послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовку кадров.

Дошкольное образование

Дошкольное образование обеспечивает формирование здоровой, развитой личности ребенка, пробуждая тягу к учению, подготавливая к систематическому обучению. Оно осуществляется до шести-семи лет в государственных и негосударственных детских дошкольных учреждениях и в семье. В реализации цели и задач дошкольного образования активно участвуют махалля, общественные и благотворительные организации, международные фонды.

Для развития дошкольного образования следует осуществить:

приоритетную подготовку квалифицированных кадров - воспитателей и педагогов;

поиск и внедрение эффективных психолого-педагогических методик дошкольного образования;

организационное, психолого-педагогическое и методическое обеспечение семейного воспитания детей;

разработку и производство современных учебно-методических пособий и технических атрибутов, игрушек и игр;


создание условий для духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе богатого культурно-исторического наследия народа и общечеловеческих ценностей;

обеспечение возможности выбора вариативных программ для различных видов дошкольных учреждений, получение квалифицированных консультационных услуг по всем вопросам дошкольного образования;

разработку механизмов поддержки и развития сети дошкольных воспитательных и оздоровительных учреждений.

Общее среднее образование

Общее среднее образование, со сроком обучения 9 лет (I-IX классы школы), является обязательным. Оно включает в себя начальное образование (I-IV классы) и обеспечивает получение систематических знаний по основам наук, развивает потребность в овладении знаниями, формирует базовые учебные, научные и общекультурные знания, духовно- нравственные качества на основе национальных и общечеловеческих духовных ценностей, трудовые навыки, творческое мышление, осознанное отношение к окружающему миру и выбору профессии.

По завершению общего среднего образования выдается аттестат государственного образца с указанием образовательных дисциплин и оценок по ним.

Для формирования новой структуры и содержания общего среднего образования необходимо:

разработать и внедрить государственные образовательные стандарты, обеспечивающие качественное общее среднее образование в рамках I-IX классов школы, с учетом логической связи с последующими образовательными программами в академических лицеях и профессиональных колледжах;

подготовить кадры высококвалифицированных педагогов;

развить сеть образовательных учреждений в соответствии с географическими и демографическими особенностями территорий, потребностями личности, общества и государства;

внедрить дифференцированный подход к обучению в соответствии со способностями и возможностями учащегося;

создать передовые педагогические технологии обучения, современные учебно-методические комплексы и дидактическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

создать сеть центров профессиональной ориентации и психолого- педагогической консультации обучающихся.

Среднее специальное, профессиональное образование

Обязательное среднее специальное, профессиональное образование со сроком обучения три года, на базе общего среднего образования, является самостоятельным видом в системе непрерывного образования. Направление среднего специального, профессионального образования - академический лицей или профессиональный колледж выбирается учащимися добровольно.


Академический лицей дает среднее специальное образование в соответствии с государственным образовательным стандартом, обеспечивает интенсивное интеллектуальное развитие, углубленное, профильное, дифференцированное, профессионально ориентированное обучение с учетом возможностей и интересов учащихся.

В академических лицеях обучающиеся имеют возможность по избранному ими направлению обучения (гуманитарному, техническому, аграрному и др.) повысить уровень знаний и сформировать специальные профессиональные навыки, направленные на углубленное изучение наук с целью продолжения обучения в конкретном высшем образовательном учреждении, или их реализацию в трудовой деятельности.

Профессиональный колледж дает среднее специальное, профессиональное образование в рамках соответствующего государственного образовательного стандарта; обеспечивает углубленное развитие профессиональных наклонностей, умений и навыков учащихся, обретение одной или нескольких специальностей по выбранным профессиям.

Профессиональные колледжи по свой оснащенности, подбору педагогического состава, организации процесса обучения являются образовательными учреждениями нового типа, предоставляющими возможность овладения одной и более современными профессиями и приобретения углубленных теоретических знаний по учебным дисциплинам.

Обучение в академических лицеях и профессиональных колледжах обеспечивает углубление знаний и приобретение учащимися выбранных специальностей. Выпускникам академических лицеев и профессиональных колледжей выдаются дипломы государственного образца, дающие право на продолжение обучения на следующих ступенях образования, или занятие трудовой деятельностью по приобретенным специальностям и профессиям.

Для организации и развития среднего специального, профессионального образования необходимо:

разработать и внедрить нормативную базу функционирования академических лицеев и профессиональных колледжей;

осуществить подготовку и переподготовку, в том числе за рубежом, квалифицированных педагогических кадров с привлечением специалистов высших образовательных учреждений, производства, науки и культуры;

разработать и внедрить государственные стандарты среднего специального