ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
осуществления подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по новым направлениям развития техники и технологий с учетом потребностей производства;
привлечения научного потенциала высших образовательных учреждений и научных организаций для решения экономических и технологических проблем производства;
систематического повышения квалификации педагогических кадров в области передовых технологий непосредственно на производстве;
привлечения высококвалифицированных кадров производства в образовательный процесс и педагогическую деятельность;
обеспечения обучающихся рабочими местами для прохождения производственной практики;
оснащения интегрированных образовательных учреждений современным оборудованием, аппаратурой и инструментом.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
Формирование и развитие системы подготовки кадров включает в себя следующие приоритетные направления:
Обеспечение непрерывности образования
Осуществляется построение новой непрерывной и преемственной системы образования, включающей дошкольное, общее среднее и среднее специальное, профессиональное образование. Внедряется двухуровневая система высшего профессионального образования, предусматривающая подготовку бакалавров и магистров.
Развивается деятельность аспирантуры и докторантуры. Создаются конкурентоспособные образовательные учреждения по повышению квалификации и переподготовки кадров.
Проводится регионализация и реструктуризация образовательных учреждений. Осуществляется мониторинг развития и оценки эффективности системы непрерывного образования.
Обеспечивается приоритетность подготовки и переподготовки педагогических кадров для системы непрерывного образования.
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических и научно-педагогических кадров
Создается гибкая система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, предусматривающая высокое качество и стабильное развитие образования. Обеспечивается опережающая переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров, поддержание их профессиональных качеств на конкурентоспособном уровне.
В высших образовательных учреждениях создаются специальные факультеты по подготовке высококвалифицированных преподавателей
, а в областях республики - специальные центры по повышению квалификации и переподготовки учителей и специалистов для общего среднего и среднего специального, профессионального образования.
Реформирование содержания образовательного процесса
Реформируется на основе государственных образовательных стандартов содержание образования, включающее его гуманизацию, обучение и воспитание кадров на основе принципов национальной независимости, опоры на богатый духовный и интеллектуальный потенциал народа и общечеловеческие ценности. Особое внимание уделяется личности обучающегося, развитию у него культа образования и знаний, общепознавательной активности, формированию самостоятельности, чувства гордости и достоинства.
Проводится целенаправленная государственная политика по повышению авторитета, ответственности и профессионализма педагогических кадров. Внедряются прогрессивные педагогические технологии, новые учебные программы, формы и методы обучения.
Духовно-нравственное воспитание и просветительская работа
Разрабатываются и внедряются эффективные организационные и педагогические формы и средства духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, основанные на богатых национальных культурно- исторических традициях, обычаях народа и общечеловеческих ценностях. Обеспечивается приоритет воспитания и разностороннего развития личности. Совершенствуется просветительская работа, охватывающая все население страны с целью повышения общей и педагогической культуры.
Осуществляется тесное взаимодействие образовательных учреждений с родителями, семьей, махаллинскими комитетами, общественным центром ”Маънавият ва маърифат”, общественными организациями, фондами по формированию творческой, активной личности, преданной принципам независимости Узбекистана и способной внести реальный вклад в прогресс общества.
Одаренные дети и талантливая молодежь
Создаются методология, психолого-педагогические и организационные условия выявления и обучения, формируется республиканский банк данных и мониторинг одаренных детей и молодежи. Обеспечивается привлечение лучших педагогов и ученых для разработки специальных учебных программ и прогрессивных педагогических технологий, их активного участия в учебно-воспитательном процессе. Создаются элитные образовательные учреждения, как центры по изучению наук и техники, политики и экономики, культуры и искусства. Осуществляется целенаправленная деятельность по общей и профессиональной подготовке одаренных детей и талантливой молодежи за рубежом. Учащимся академических лицеев, в первую очередь одаренным и талантливым, предоставляется возможность проявить и развить свои природные способности, реализовать особые дарования, углубить свои познания в конкретных областях знаний и узких направлениях научных дисциплин.
Управление системой образования
Осуществляется государственное регулирование структурных изменений и динамики развития государственных и негосударственных образовательных учреждений системы непрерывного образования и подготовки кадров. Определяется сфера компетенции органов управления образованием всех уровней в соответствии с Законом ”Об образовании”. Развивается нормативно-правовая база образования. Обеспечивается расширение прав и самостоятельности учебных заведений в финансово- хозяйственной деятельности и организации образовательного процесса. В соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Республики Узбекистан, проводится аттестация и аккредитация образовательных учреждений. По итогам аккредитации предоставляется право на осуществление образовательной деятельности.
Внедряется эффективная система общественного управления образовательными учреждениями путем создания попечительских и наблюдательных советов, включающих представителей организаций- учредителей, местных органов власти, деловых кругов, общественных организаций, фондов и спонсоров.
Формирование системы контроля качества профессионального образования
Создается государственная служба аттестации качества профессионального образования, независимая от органов управления образованием. Разрабатываются государственные образовательные стандарты, отвечающие перспективным требованиям экономического и социального развития страны. Вводится система рейтинговой оценки деятельности учебных заведений, качества педагогических, профессорско-педагогических кадров, а также знаний обучающихся. Развиваются государственные формы контроля качества подготовки кадров. Совершенствуется система итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений.
Финансирование системы образования
Совершенствуется система финансирования, вводится многовариантная (из бюджетного и внебюджетных источников) система финансирования образования и подготовки кадров, развивается самофинансирование образовательных учреждений, стимулируется привлечение частных, а также иностранных инвестиций в сферу образования. Формируется механизм предоставления образовательных кредитов для граждан республики с гибкой системой их последующего погашения. Усиливается роль доноров и спонсоров в материальной поддержке системы непрерывного образования и подготовки кадров.
Обеспечивается увеличение доходов образовательных учреждений за счет платных образовательных услуг, предпринимательской, консультативной, экспертной, издательской, производственной, научной и другой деятельности в соответствии с уставными задачами.
Материально-техническое обеспечение
Осуществляется создание сети академических лицеев, профессиональных колледжей и их размещение, исходя из демографических и географических особенностей каждого региона. Осуществляется максимальный охват обучающихся без отрыва от семьи.
Принимаются меры по капитальному ремонту существующих и строительству новых образовательных учреждений с обеспечением их оснащения в соответствии с нормативными требованиями и с учетом уровня современной техники и технологий.
Поддерживается создание специализированных производств по оснащению учебно-воспитательных учреждений необходимым оборудованием, инвентарем, принадлежностями, техническими, программными и дидактическими средствами обучения. Производится компьютеризация и информатизация образовательного процесса на всех уровнях.
Создание информационного пространства образовательной системы
Развивается информационное обеспечение образовательного процесса на базе современных информационных технологий, компьютеризации и компьютерных сетей. Повышается роль средств массовой информации в образовательном процессе, обеспечивается интеллектуализация образовательных программ телевидения и радио. Развивается издательская база науки и образования, формируется устойчивая система обеспечения учебной, учебно-методической, научной, энциклопедической и справочной литературой.
Развитие рынка образовательных услуг
Формируется конкурентный рынок образовательных услуг путем развития маркетинга в сфере образования и подготовки кадров. Обеспечивается развитие государственных и негосударственных образовательных учреждений, создается конкурентная среда в сфере образования и подготовки кадров, осуществляется государственное регулирование рынка образовательных услуг. Развивается система платных консультационных и дополнительных (не предусмотренных основными образовательными программами) образовательных услуг.
Обеспечение социальных гарантий и государственная поддержка в сфере образования
Реализуется государственная политика по повышению престижа и социального статуса педагогической деятельности. Создаются необходимые условия для учебы, оздоровления и отдыха обучающихся и педагогов.
Образовательные учреждения и органы здравоохранения принимают необходимые меры для сохранения и укрепления здоровья детей и учащейся молодежи. Обеспечиваются условия для реализации оздоровительной направленности учебно-воспитательного процесса, внедрения норм здорового образа жизни. Совершенствуются организационно-методические подходы для повышения медико-гигиенической культуры обучающихся, роста и физкультурно-спортивной активности и уровня физического развития. Создается адаптивная среда для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и отклонения в развитии.