Файл: Материалы для подготовки к егэ по теме Российская империя при Александре iii и в начале правления Николая ii (до 1900 г.).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Материалы для подготовки к ЕГЭ по теме «Российская империя при Александре III и в начале правления Николая II (до 1900 г.)»

      

Пояснительный текст к блоку

Обобщающий символ — наглядно показанное «сворачивание».реформ в начале царствования Александра III.                                                                               

         Внутренняя политика и общественные отношения. Александр III пришел к власти по­сле убийства своего отца. Он был убежденным сторонником сохранения самодержавия и причину подъема революционного движения видел в излишнем либерализме Александра II. Новый император начал проводить преобразования, призванные ограничить или ликвидиро­вать некоторые либеральные реформы предшествующего царствования (контрреформы). Главным вдохновителем и идеологом этого курса был воспитатель царя обер-прокурор Сино­да К.П. Победоносцев (1).  

         Самый большой удар был нанесен по местному самоуправлению. «Положение о земских участковых начальниках» ограничило крестьянское самоуправление (2). Новое «Земское по­ложение» усилило роль дворян в земствах (3). Новое «Городовое положение» усилило кон­троль губернаторов над городскими думами и изменило положение о выборах в пользу круп­ных предпринимателей (4). Составной частью контрреформ стали также новации в сфере просвещения (см. Культура).

         Важным направлением деятельности правительства была русификация (меры по рас­пространению русского языка и культуры, ограничение прав евреев-иудаистов и поляков-католиков, ограничение автономии Финляндии и пр.) (5).

         Революционному народничеству был нанесен смертельный удар казнью первомартовцев и разгромом Исполнительного комитета «Народной воли» (6). Но на протяжении всего пе­риода предпринимались попытки создать новую революционную структуру и возобновить террор. В одной из таких групп принял участие старший брат В.И. Ленина Александр Улья­нов (был казнен вместе с соучастниками за подготовку покушения на императора) (7).

         В целом в оппозиционном движении господствовало либеральное народничество (глав­ный идеолог — Н.М. Михайловский) (8), но начал распространяться марксизм. Бывший на­родник Г.В. Плеханов создал в эмиграции группу «Освобождение труда» для пропаганды марксистских идей в России (9). В стране постоянно возникали (и разоблачались полицией) подпольные марксистские кружки (Федосеев, Бруснев, Благоев и другие). Постепенно марк­сизм стал завоевывать популярность в связи с ростом рабочего движения (так как в марк­сизме именно рабочим отводилась главная роль в ниспровержении существующего строя). На многих оппозиционно настроенных интеллигентов большое впечатление произвела мощ­ная Морозовская стачка на текстильной фабрике в Орехово-Зуево (1885) (10).


         В 1894 г. на престол вступил сын Александра III Николай П. Вопреки надеждам части общества, он оказался не большим либералом, чем его отец. Во время торжеств на коронации императора в Москве (1895) возникла ужасная давка, погибло много людей («Ходынка») (11).

         В середине 1890-х гг. марксизм превратился во влиятельное в России идейно-политическое учение. Революционные марксисты в 1895 г. создали в Петербурге «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» (В.И. Ленин, Ю.О. Мартов и др.) (12), но он был разгромлен полицией, а лидеры сосланы. Ряд оставшихся на свободе второстепенных деяте­лей петербургского «Союза» и марксисты из других городов в 1898 г. на I съезде в Минске провозгласили создание Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) (13). Но фактически партия создана не была, так как не были приняты ее программа и устав. В 1900 г. эмигрировавшие лидеры революционных марксистов Ленин и Мартов, а также дея­тели группы «Освобождение труда» начали издание газеты «Искра», которая нелегально доставлялась в Россию и способствовала налаживанию связей между марксистами (14).

         Революционные марксисты вели ожесточенную полемику с «экономистами» (Е.Д. Кус­кова и другие), которые полагали, что рабочие должны бороться только за улучшение своего экономического положения (15), и легальными марксистами (П.Б. Струве и другие), ценившими в марксизме лишь критику пережитков капитализма и отвергавшими идею пролетар­ской революции (16).

         Внешняя политика. Основное направление внешней политики — европейское (взаимо­отношения с ведущими европейскими державами — Англией, Францией, Германией, Авст­ро-Венгрией). Постепенно в качестве одного из важнейших направлений выдвигается даль­невосточное.

         В начале правления Александра III Россия находилась в союзе с Германией и Австро-Венгрией («Союз трех императоров») (17). Однако соперничество на Балканах и Ближнем Востоке, торгово-экономические противоречия и образование явно враждебного России Трой­ственного союза Германии, Австро-Венгрии и Италии (1879-1882) способствовали краху россий­ско-германского партнерства. Взамен Россия пошла на сближение с Францией, с которой у нее не было противоречий из-за сфер влияния и которая могла давать царскому правитель­ству выгодные кредиты. В 1893 г. окончательно оформился русско-французский союз (18).

         Весьма враждебными были отношения России с Англией из-за соперничества на Сред­нем Востоке (Иран, Афганистан, Тибет) и Дальнем Востоке (Китай, Корея). В обоих регионах Россия стремилась к расширению сферы своего влияния. В Китае опорной базой России стал арендованный у Китая Порт-Артур, была построена Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД). Укрепление позиций России в Китае и Корее вызывало противодействие не только Англии, но США и особенно Японии (19).



         Вместе с тем Россия в начале правления Николая II демонстрировала миролюбие. В 1898 г. по инициативе России была созвана международная конференция в Гааге, обсудив­шая проблему гонки вооружений и создавшая третейский суд по разрешению международ­ных споров (20).

         Хозяйство. До начала 1890-х гг. экономическое развитие России не отличалось ста­бильностью, но в 1892 г. министром финансов стал С.Ю. Витте (21), реализовавший про­грамму резкого ускорения промышленного роста страны. В рамках этой программы государ­ство начало осуществлять масштабное железнодорожное (Транссиб) и иное строительство, раздавая заказы частным компаниям на выгодных условиях (22). Были приняты эффектив­ные меры по привлечению иностранного капитала (23). В 1897 г. Витте осуществил удачную финансовую реформу, которая ввела свободный обмен бумажных денег на золотые монеты (24). Бюджет наполнялся за счет увеличения налогового бремени крестьян и введенной Вит­те в 1894 г. государственной винной монополии (25).

         Сельское хозяйство переживало кризис, вызванный неспособностью многих помещиков наладить управление в новых условиях, а также крестьянским малоземельем и нищетой большинства крестьян (недостаток земли из-за быстрого роста численности населения и со­хранения части земли в руках помещиков + разорительные налоги) (26). В 1891 г. Россия пережила жестокий голод (27), и позже голодные годы стали повторяться с удручающей пе­риодичностью.

         Культура. При Александре III политика контрреформ ярко проявилась в сфере образо­вания. Новый университетский устав ограничил автономию университетов (28), так назы­ваемый «циркуляр о кухаркиных детях» фактически запретил принимать в гимназии детей крестьян и городской бедноты (29). В сфере печати ужесточилась цензура, был закрыт по­следний демократический журнал «Отечественные записки», редактировавшийся М.Е. Сал­тыковым-Щедриным (30).

         В сфере художественной культуры в целом господствовал критический реализм, но в конце столетия появилось новое направление, характеризуемое обобщенными терминами модернизм, декадентство, авангард. Для него свойственно подчеркивание одиночества чело­века и абсурдности окружающего мира (31). В архитектуре преобладал русско-византийский стиль (Исторический музей и пр.) (32).
ТРЕНИНГ

1. Работа с хронологией


Заполните таблицу.

№ п/п

Событие

Дата

1.

I съезд РСДРП

 

2.

Введение должности земских начальников

 

3.

Гаагская конференция

 

4.

Заключение русско-французского союза

 

5.

Морозовская стачка

 

6.

Мощный промышленный подъем в России («виттевская индустриализация»)

 

7.

Начало царствования Николая II

 

8.

Образование   петербургского    «Союза   борьбы    за   освобождение   рабочего класса»



9.

Финансовая реформа

 

10.

«Ходынка»

 

 2. Работа с персоналиями

  Заполните  таблицу.  (В  правом столбце указано минимальное количество фактов, которые надо знать.)

 Исторический деятель

Кто такой(ие)?

Что сделал? Что с ним произошло?

Антокольский, Опекушин

 



Балакирев, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков

 

 

Даль, Буслаев, Афанасьев

 

 

В.И. Ульянов (Ленин), Ю.О. Мартов

 

1.

2.

Д.И. Менделеев

 

 

Ермолова, Комиссаржевская, Ленский

 

 

Зинин, Бутлеров

 

 

К.П. Победоносцев

 

1.

Кускова, Прокопович

 

 

Моисеенко, Волков

 

 

Н.К. Михайловский

 

 

П.И. Чайковский

 

 

Перов, Репин, Крамской, Суриков

 

 

Плеханов, Игнатов, Засулич, Дейч, Аксельрод

 

1.

Пржевальский, Миклухо-Маклай

 

 

СМ. Соловьев, В.О. Ключевский

 

 

СЮ. Витте

 

1.

2.

3.

4.

Сеченов, Мечников, Тимирязев

 

 

Струве, Бердяев, Булгаков, Туган-Барановский

 

 

Третьяков, Бахрушин

 

 

Федосеев, Бруснев, Благоев

 

 

Шервуд, Тон

 

 

Яблочков, Лодыгин

 

 


 3. Работа со схемой

Изобразите на схеме взаимоотношения в треугольнике государство крестьянские хозяйствапромышленность, сложившиеся к концу XIX в.

 
Государство

Крестьянство

Промышленность

 



4. Работа с картой

Найдите на карте:

         1) районы быстрого промышленного роста: Центральный, Южный, Бакинский;

         2) город Орехово-Зуево.

 5. Работа с понятиями

  Дайте определение понятий.

 1. Контрреформы  - _______________________________________________________ ________________________________________________________________________

2. «Циркуляр о кухаркиных детях» - _________________________________________ ________________________________________________________________________

3. Отработочная система - _________________________________________________ ________________________________________________________________________

4. Прусский путь развития капитализма в сельском хозяйстве - ________________ ________________________________________________________________________

5. Американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве - ______________ ________________________________________________________________________

6. Кулачество - ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________

7. Разлoжeниe (расслоение) крестьянства - __________________________________

________________________________________________________________________

8. Кустарные промыслы - __________________________________________________ ________________________________________________________________________

9. «Тройственный союз» - _________________________________________________ ________________________________________________________________________

10. Винная монополия - ___________________________________________________ ________________________________________________________________________

11. Марксизм - ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________

12. «Легальный марксизм» - ________________________________________________ ________________________________________________________________________

13. «Экономизм» - ________________________________________________________ ________________________________________________________________________

14. Русификация - ________________________________________________________ ________________________________________________________________________

 6. Работа с источниками

 Определите, о каких странах идет речь в отрывках из дипломатических документов.

          1.  «Ст. 1. Выс. дог. стороны обещают друг другу мир и дружбу, и они не вступят ни в какой союз или обязательство, направленные против одного из их государств. Они обязуются приступить к обмену мнениями по политическим и экономическим вопросам общего харак­тера, которые могли бы возникнуть, и они, кроме того, обещают взаимную поддержку друг другу в границах своих собственных интересов.