Файл: Материалы для подготовки к егэ по теме Российская империя при Александре iii и в начале правления Николая ii (до 1900 г.).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Материалы для подготовки к ЕГЭ по теме «Российская империя при Александре III и в начале правления Николая II (до 1900 г.)»
Пояснительный текст к блоку
Обобщающий символ — наглядно показанное «сворачивание».реформ в начале царствования Александра III.
Внутренняя политика и общественные отношения. Александр III пришел к власти после убийства своего отца. Он был убежденным сторонником сохранения самодержавия и причину подъема революционного движения видел в излишнем либерализме Александра II. Новый император начал проводить преобразования, призванные ограничить или ликвидировать некоторые либеральные реформы предшествующего царствования (контрреформы). Главным вдохновителем и идеологом этого курса был воспитатель царя обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев (1).
Самый большой удар был нанесен по местному самоуправлению. «Положение о земских участковых начальниках» ограничило крестьянское самоуправление (2). Новое «Земское положение» усилило роль дворян в земствах (3). Новое «Городовое положение» усилило контроль губернаторов над городскими думами и изменило положение о выборах в пользу крупных предпринимателей (4). Составной частью контрреформ стали также новации в сфере просвещения (см. Культура).
Важным направлением деятельности правительства была русификация (меры по распространению русского языка и культуры, ограничение прав евреев-иудаистов и поляков-католиков, ограничение автономии Финляндии и пр.) (5).
Революционному народничеству был нанесен смертельный удар казнью первомартовцев и разгромом Исполнительного комитета «Народной воли» (6). Но на протяжении всего периода предпринимались попытки создать новую революционную структуру и возобновить террор. В одной из таких групп принял участие старший брат В.И. Ленина Александр Ульянов (был казнен вместе с соучастниками за подготовку покушения на императора) (7).
В целом в оппозиционном движении господствовало либеральное народничество (главный идеолог — Н.М. Михайловский) (8), но начал распространяться марксизм. Бывший народник Г.В. Плеханов создал в эмиграции группу «Освобождение труда» для пропаганды марксистских идей в России (9). В стране постоянно возникали (и разоблачались полицией) подпольные марксистские кружки (Федосеев, Бруснев, Благоев и другие). Постепенно марксизм стал завоевывать популярность в связи с ростом рабочего движения (так как в марксизме именно рабочим отводилась главная роль в ниспровержении существующего строя). На многих оппозиционно настроенных интеллигентов большое впечатление произвела мощная Морозовская стачка на текстильной фабрике в Орехово-Зуево (1885) (10).
В 1894 г. на престол вступил сын Александра III Николай П. Вопреки надеждам части общества, он оказался не большим либералом, чем его отец. Во время торжеств на коронации императора в Москве (1895) возникла ужасная давка, погибло много людей («Ходынка») (11).
В середине 1890-х гг. марксизм превратился во влиятельное в России идейно-политическое учение. Революционные марксисты в 1895 г. создали в Петербурге «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» (В.И. Ленин, Ю.О. Мартов и др.) (12), но он был разгромлен полицией, а лидеры сосланы. Ряд оставшихся на свободе второстепенных деятелей петербургского «Союза» и марксисты из других городов в 1898 г. на I съезде в Минске провозгласили создание Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) (13). Но фактически партия создана не была, так как не были приняты ее программа и устав. В 1900 г. эмигрировавшие лидеры революционных марксистов Ленин и Мартов, а также деятели группы «Освобождение труда» начали издание газеты «Искра», которая нелегально доставлялась в Россию и способствовала налаживанию связей между марксистами (14).
Революционные марксисты вели ожесточенную полемику с «экономистами» (Е.Д. Кускова и другие), которые полагали, что рабочие должны бороться только за улучшение своего экономического положения (15), и легальными марксистами (П.Б. Струве и другие), ценившими в марксизме лишь критику пережитков капитализма и отвергавшими идею пролетарской революции (16).
Внешняя политика. Основное направление внешней политики — европейское (взаимоотношения с ведущими европейскими державами — Англией, Францией, Германией, Австро-Венгрией). Постепенно в качестве одного из важнейших направлений выдвигается дальневосточное.
В начале правления Александра III Россия находилась в союзе с Германией и Австро-Венгрией («Союз трех императоров») (17). Однако соперничество на Балканах и Ближнем Востоке, торгово-экономические противоречия и образование явно враждебного России Тройственного союза Германии, Австро-Венгрии и Италии (1879-1882) способствовали краху российско-германского партнерства. Взамен Россия пошла на сближение с Францией, с которой у нее не было противоречий из-за сфер влияния и которая могла давать царскому правительству выгодные кредиты. В 1893 г. окончательно оформился русско-французский союз (18).
Весьма враждебными были отношения России с Англией из-за соперничества на Среднем Востоке (Иран, Афганистан, Тибет) и Дальнем Востоке (Китай, Корея). В обоих регионах Россия стремилась к расширению сферы своего влияния. В Китае опорной базой России стал арендованный у Китая Порт-Артур, была построена Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД). Укрепление позиций России в Китае и Корее вызывало противодействие не только Англии, но США и особенно Японии (19).
Вместе с тем Россия в начале правления Николая II демонстрировала миролюбие. В 1898 г. по инициативе России была созвана международная конференция в Гааге, обсудившая проблему гонки вооружений и создавшая третейский суд по разрешению международных споров (20).
Хозяйство. До начала 1890-х гг. экономическое развитие России не отличалось стабильностью, но в 1892 г. министром финансов стал С.Ю. Витте (21), реализовавший программу резкого ускорения промышленного роста страны. В рамках этой программы государство начало осуществлять масштабное железнодорожное (Транссиб) и иное строительство, раздавая заказы частным компаниям на выгодных условиях (22). Были приняты эффективные меры по привлечению иностранного капитала (23). В 1897 г. Витте осуществил удачную финансовую реформу, которая ввела свободный обмен бумажных денег на золотые монеты (24). Бюджет наполнялся за счет увеличения налогового бремени крестьян и введенной Витте в 1894 г. государственной винной монополии (25).
Сельское хозяйство переживало кризис, вызванный неспособностью многих помещиков наладить управление в новых условиях, а также крестьянским малоземельем и нищетой большинства крестьян (недостаток земли из-за быстрого роста численности населения и сохранения части земли в руках помещиков + разорительные налоги) (26). В 1891 г. Россия пережила жестокий голод (27), и позже голодные годы стали повторяться с удручающей периодичностью.
Культура. При Александре III политика контрреформ ярко проявилась в сфере образования. Новый университетский устав ограничил автономию университетов (28), так называемый «циркуляр о кухаркиных детях» фактически запретил принимать в гимназии детей крестьян и городской бедноты (29). В сфере печати ужесточилась цензура, был закрыт последний демократический журнал «Отечественные записки», редактировавшийся М.Е. Салтыковым-Щедриным (30).
В сфере художественной культуры в целом господствовал критический реализм, но в конце столетия появилось новое направление, характеризуемое обобщенными терминами модернизм, декадентство, авангард. Для него свойственно подчеркивание одиночества человека и абсурдности окружающего мира (31). В архитектуре преобладал русско-византийский стиль (Исторический музей и пр.) (32).
ТРЕНИНГ
1. Работа с хронологией
Заполните таблицу.
№ п/п | Событие | Дата |
1. | I съезд РСДРП | |
2. | Введение должности земских начальников | |
3. | Гаагская конференция | |
4. | Заключение русско-французского союза | |
5. | Морозовская стачка | |
6. | Мощный промышленный подъем в России («виттевская индустриализация») | |
7. | Начало царствования Николая II | |
8. | Образование петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» | |
9. | Финансовая реформа | |
10. | «Ходынка» | |
2. Работа с персоналиями
Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное количество фактов, которые надо знать.)
Исторический деятель | Кто такой(ие)? | Что сделал? Что с ним произошло? |
Антокольский, Опекушин | | |
Балакирев, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков | | |
Даль, Буслаев, Афанасьев | | |
В.И. Ульянов (Ленин), Ю.О. Мартов | | 1. 2. |
Д.И. Менделеев | | |
Ермолова, Комиссаржевская, Ленский | | |
Зинин, Бутлеров | | |
К.П. Победоносцев | | 1. |
Кускова, Прокопович | | |
Моисеенко, Волков | | |
Н.К. Михайловский | | |
П.И. Чайковский | | |
Перов, Репин, Крамской, Суриков | | |
Плеханов, Игнатов, Засулич, Дейч, Аксельрод | | 1. |
Пржевальский, Миклухо-Маклай | | |
СМ. Соловьев, В.О. Ключевский | | |
СЮ. Витте | | 1. 2. 3. 4. |
Сеченов, Мечников, Тимирязев | | |
Струве, Бердяев, Булгаков, Туган-Барановский | | |
Третьяков, Бахрушин | | |
Федосеев, Бруснев, Благоев | | |
Шервуд, Тон | | |
Яблочков, Лодыгин | | |
3. Работа со схемой
Изобразите на схеме взаимоотношения в треугольнике государство — крестьянские хозяйства— промышленность, сложившиеся к концу XIX в.
Государство
Крестьянство
Промышленность
4. Работа с картой
Найдите на карте:
1) районы быстрого промышленного роста: Центральный, Южный, Бакинский;
2) город Орехово-Зуево.
5. Работа с понятиями
Дайте определение понятий.
1. Контрреформы - _______________________________________________________ ________________________________________________________________________
2. «Циркуляр о кухаркиных детях» - _________________________________________ ________________________________________________________________________
3. Отработочная система - _________________________________________________ ________________________________________________________________________
4. Прусский путь развития капитализма в сельском хозяйстве - ________________ ________________________________________________________________________
5. Американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве - ______________ ________________________________________________________________________
6. Кулачество - ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________
7. Разлoжeниe (расслоение) крестьянства - __________________________________
________________________________________________________________________
8. Кустарные промыслы - __________________________________________________ ________________________________________________________________________
9. «Тройственный союз» - _________________________________________________ ________________________________________________________________________
10. Винная монополия - ___________________________________________________ ________________________________________________________________________
11. Марксизм - ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________
12. «Легальный марксизм» - ________________________________________________ ________________________________________________________________________
13. «Экономизм» - ________________________________________________________ ________________________________________________________________________
14. Русификация - ________________________________________________________ ________________________________________________________________________
6. Работа с источниками
Определите, о каких странах идет речь в отрывках из дипломатических документов.
1. «Ст. 1. Выс. дог. стороны обещают друг другу мир и дружбу, и они не вступят ни в какой союз или обязательство, направленные против одного из их государств. Они обязуются приступить к обмену мнениями по политическим и экономическим вопросам общего характера, которые могли бы возникнуть, и они, кроме того, обещают взаимную поддержку друг другу в границах своих собственных интересов.