ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ФГБОУ ВО
«ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт экономики, управления и права Кафедра социологии и психологии
Контрольная работа по дисциплине
на тему
Особенности психического развития людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: развитие психические процессов и состояний, особенности формирования и проявления в разных видах деятельности, особенности становления социальной и профессиональной сферы.
Иркутск, 2023 г.
Особенности психического развития людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: развитие психические процессов и состояний, особенности формирования и проявления в разных видах деятельности, особенности становления социальной и профессиональной сферы.
При всем разнообразии врожденных и приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства людей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект, а именно задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций, которые имеют различную степень выраженности. Недостаток в физическом развитии оказывает влияние на социальную позицию человека, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является нарушение ведущей деятельности и общения с окружающими. Отсутствие или сниженная мотивация к деятельности, страхи, которые связаны с передвижением и общением, желание ограничить и оградить себя от социальных контактов. Причиной этих нарушений зачастую является гиперопека, неправильное воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект.
Несмотря на то, что российское государство провозглашает и законодательно оформляет права инвалидов, существует много проблем связанных с отношением к людям с ограниченными возможностями здоровья. Современными российскими учеными отмечается неготовность общества к полноценному принятию инвалидов. Отмечается, что молодые инвалиды, даже не отстающие от здоровых сверстников в интеллектуальном развитии, замкнуты и отгорожены от людей. Причина –отсутствие базового чувства доверия к миру, устойчивой положительной самооценки и навыков общения. Это в значительной степени обусловлено недостаточной терпимостью и заботой общества об инвалидах.
Психогенное влияние болезни на психику. Следует признать, что интоксикационные воздействия на центральную нервную систему наблюдаются лишь при некоторых соматических заболеваниях, тяжелом их течении и специфическими для клиники внутренних болезней не являются. Основной же формой влияния соматического заболевания на психику человека является психологическая реакция личности на сам факт заболевания и его последствия, имеющиеся при болезни астению, болезненные ощущения и нарушения общего самочувствия.
Понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) закреплено в ФЗ-273 «Об образовании в РФ». Согласно действующему закону обучающийся с ОВЗ – это «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» (ст.1, 273-ФЗ).
Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.
Поддержка профессионального образования инвалидов направлена на осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами; развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей; интеграцию в общество.
Требования к доступности передвижения: наличие условий для возможности беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации.
Требования к специальным приспособлениям для пребывания в учебных и иных помещениях: наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров;
наличие специальных кресел и других приспособлений.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Для организации образовательного процесса с обучающимися с нарушением опорно-двигательного аппарата необходимо использование альтернативных устройств ввода информации. Рекомендуется использовать специальные возможности операционной системы Windows, таких как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий Windows при вводе с помощью клавиатуры или мыши.
Малейшее сенсорное возбуждение, если оно внезапно, может вызвать резкое усиление спазма, поэтому: следует избегать резких внешних воздействий; преподаватель должен приближаться к студенту со стороны лица, а если это невозможно, нужно словесно обозначить свои действия; нельзя сажать людей с ДЦП спиной к двери и лицом к окну. Дверь и окно должны быть сбоку. Следует увеличить время, отведённое на выполнение заданий, и категорически исключить задания на время. При нарушении моторики рук, необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий студенту не давать развернутый речевой ответ.
Общая характеристика обучающийся с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Врожденные и приобретенные заболевания и
повреждения функций опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5-7%
обучающихся. Принято выделять следующие виды патологии функций
опорно-двигательного аппарата (О.Г. Приходько):
заболевания нервной системы: детский церебральный паралич; полиомиелит.
врожденная патология функций опорно-двигательного аппарата:
врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформациистон; аномалии развития позвоночника (сколиоз); недоразвитие и дефекты
конечностей; аномалии развития пальцев и кисти; артрогрипоз (врожденное
уродство).
Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата:
травматические повреждения спинного мозга,головногомозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез,опухоли костей, остеомиелит); системные заболевания скелета(хондродистрофия,рахит).
Основную группу людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата составляют люди с последствиями церебрального паралича(89%). Для этих людей характерны сочетания двигательных расстройств с психическими и речевыми нарушениями.
Другие категории людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, как правило, не имеют нарушений познавательной деятельности.
Но все обучающиеся с нарушением опорно-двигательного нуждаются в особых условиях жизни, обучения, последующей трудовой деятельности, интеграции в социум.
У обучающихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата ведущим дефектом является двигательный (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Выделяют три степени тяжести двигательного дефекта при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата:
Легкая:
- физическое нарушение дает возможность свободно передвигаться, не вызывает трудностей в социальной адаптации,позволяет интегрироваться в общество с наименьшими ограничениями;
Средняя:
- потребность в частичной помощи со стороны ближайшего окружения в передвижении и самообслуживании;
Тяжелая:
- полная зависимость от помощи окружающих.
Список использованной литературы:
«ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт экономики, управления и права Кафедра социологии и психологии
Контрольная работа по дисциплине
ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
на тему
Особенности психического развития людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: развитие психические процессов и состояний, особенности формирования и проявления в разных видах деятельности, особенности становления социальной и профессиональной сферы.
Выполнил: | Ларионов А.Ю, студент гр. …….. | ЭПбз-22-1 |
Проверил: | Ларионова Л.А, должность | Преподаватель |
Иркутск, 2023 г.
Особенности психического развития людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: развитие психические процессов и состояний, особенности формирования и проявления в разных видах деятельности, особенности становления социальной и профессиональной сферы.
При всем разнообразии врожденных и приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства людей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект, а именно задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций, которые имеют различную степень выраженности. Недостаток в физическом развитии оказывает влияние на социальную позицию человека, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является нарушение ведущей деятельности и общения с окружающими. Отсутствие или сниженная мотивация к деятельности, страхи, которые связаны с передвижением и общением, желание ограничить и оградить себя от социальных контактов. Причиной этих нарушений зачастую является гиперопека, неправильное воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект.
Несмотря на то, что российское государство провозглашает и законодательно оформляет права инвалидов, существует много проблем связанных с отношением к людям с ограниченными возможностями здоровья. Современными российскими учеными отмечается неготовность общества к полноценному принятию инвалидов. Отмечается, что молодые инвалиды, даже не отстающие от здоровых сверстников в интеллектуальном развитии, замкнуты и отгорожены от людей. Причина –отсутствие базового чувства доверия к миру, устойчивой положительной самооценки и навыков общения. Это в значительной степени обусловлено недостаточной терпимостью и заботой общества об инвалидах.
Психогенное влияние болезни на психику. Следует признать, что интоксикационные воздействия на центральную нервную систему наблюдаются лишь при некоторых соматических заболеваниях, тяжелом их течении и специфическими для клиники внутренних болезней не являются. Основной же формой влияния соматического заболевания на психику человека является психологическая реакция личности на сам факт заболевания и его последствия, имеющиеся при болезни астению, болезненные ощущения и нарушения общего самочувствия.
Понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) закреплено в ФЗ-273 «Об образовании в РФ». Согласно действующему закону обучающийся с ОВЗ – это «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» (ст.1, 273-ФЗ).
Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.
Поддержка профессионального образования инвалидов направлена на осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами; развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей; интеграцию в общество.
Требования к доступности передвижения: наличие условий для возможности беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации.
Требования к специальным приспособлениям для пребывания в учебных и иных помещениях: наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров;
наличие специальных кресел и других приспособлений.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Для организации образовательного процесса с обучающимися с нарушением опорно-двигательного аппарата необходимо использование альтернативных устройств ввода информации. Рекомендуется использовать специальные возможности операционной системы Windows, таких как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий Windows при вводе с помощью клавиатуры или мыши.
Малейшее сенсорное возбуждение, если оно внезапно, может вызвать резкое усиление спазма, поэтому: следует избегать резких внешних воздействий; преподаватель должен приближаться к студенту со стороны лица, а если это невозможно, нужно словесно обозначить свои действия; нельзя сажать людей с ДЦП спиной к двери и лицом к окну. Дверь и окно должны быть сбоку. Следует увеличить время, отведённое на выполнение заданий, и категорически исключить задания на время. При нарушении моторики рук, необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий студенту не давать развернутый речевой ответ.
Общая характеристика обучающийся с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Врожденные и приобретенные заболевания и
повреждения функций опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5-7%
обучающихся. Принято выделять следующие виды патологии функций
опорно-двигательного аппарата (О.Г. Приходько):
заболевания нервной системы: детский церебральный паралич; полиомиелит.
врожденная патология функций опорно-двигательного аппарата:
врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформациистон; аномалии развития позвоночника (сколиоз); недоразвитие и дефекты
конечностей; аномалии развития пальцев и кисти; артрогрипоз (врожденное
уродство).
Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата:
травматические повреждения спинного мозга,головногомозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез,опухоли костей, остеомиелит); системные заболевания скелета(хондродистрофия,рахит).
Основную группу людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата составляют люди с последствиями церебрального паралича(89%). Для этих людей характерны сочетания двигательных расстройств с психическими и речевыми нарушениями.
Другие категории людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, как правило, не имеют нарушений познавательной деятельности.
Но все обучающиеся с нарушением опорно-двигательного нуждаются в особых условиях жизни, обучения, последующей трудовой деятельности, интеграции в социум.
У обучающихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата ведущим дефектом является двигательный (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Выделяют три степени тяжести двигательного дефекта при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата:
Легкая:
- физическое нарушение дает возможность свободно передвигаться, не вызывает трудностей в социальной адаптации,позволяет интегрироваться в общество с наименьшими ограничениями;
Средняя:
- потребность в частичной помощи со стороны ближайшего окружения в передвижении и самообслуживании;
Тяжелая:
- полная зависимость от помощи окружающих.
Список использованной литературы:
-
Мжаванадзе Н.Ш. Психолого-педагогическое сопровождение детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, Сыктывкар, 2013г., 90с. -
Психолого-педагогические основы обучения студентов с ОВЗ в вузе / под ред. Б.Б. -
Айсмонтаса: учеб. пособие для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с ОВЗ. – М.: МГППУ, 2013. – 196 с