Файл: Семья в современном обществе. Законодательство о семье.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема урока: «Семья в современном обществе. Законодательство о семье».
(для учащихся 11 класса, ОБЖ, 2 часа)
Тип урока: изучение нового материала
Цель:
-
Ознакомить учащихся с понятием «БРАК», «СЕМЬЯ». -
Раскрыть правовые основы заключения и расторжения брака. -
Выработать на начальном уровне умения практического применения норм права в различных жизненных ситуаций. -
Воспитывать уважение к праву и закону.
Задачи урока:
Дидактическая - уяснение учащимися основополагающих моментов, без которых невозможно создание счастливой семьи; Характеристика традиционности в семейных отношениях; Характеристика таких нравственных категорий как: любовь, Верность, память сердца.
Развивающая - формирование логического мышления учащихся; Умение анализировать поступки свои и др. родственников, давать им оценку
Воспитательная - формирование у учащихся чувства личной ответственности за благополучие в своей семье; Способствовать формированию духовно- нравственного воспитания у подрастающего поколения.
Оборудование урока: компьютер, широкоформатный монитор, презентация
План урока.
-
Семья как основа развития общества. -
Из истории семейного законодательства. -
Содержание Семейного кодекса РФ.
4. Права и обязанности родителей?
Организация урока.
1. Беседа о роли и значении семейно-брачных отношений в современном обществе. Раскрыть понятия «семья», «брак».
2 История заключения браков на Руси. Составление таблицы
3.Организация работы в группах «Любовная лодка разбилась о быт» найти правильное разрешение проблемы, сформулированной в виде вывода.
4. Содержание Семейного кодекса изучается по источникам. Ученики выделяют основные положения кодекса, регламентирующие семейно-брачные отношения:
• Установление порядка и условий вступления в брак;
• Возникновение личных и имущественных отношений, возникающих между членами семьи, супругами . родителями и детьми;
•
Многие социологи говорят, что институт брака в западных странах за последние 40 лет сильно ослабел. В качестве аргументов они называют легкость и частоту разводов. Вступление в брак в более позднем возрасте, увеличение числа людей, никогда не состоявших в браке, рост количества незарегистрированных браков, доступность контрацепции, рассматривая эти факторы как силы, подтачивающие основы семьи и сводящие на нет ее главную функцию – продолжение рода.
Многие россияне тоже выражают обеспокоенность по поводу того, в каких направлениях развивается семейная жизнь в последние десятилетия. Они считают, что институт семьи переживает кризис, и приводят многие признаки, толкуемые как симптомы упадка и дезинтеграции: количество разводов катастрофически возросло; уровень рождаемости снизился; увеличилось число матерей, не состоящих в браке; выросло количество неполных семей; матери, имеющие маленьких детей, существенно пополняют трудовую армию страны.
Без сомнения, значение брака изменилось, а вместе с ним изменился и институт семьи, но правомерно предположить, что семья будет продолжать адаптироваться к существующим условиям совершенно непредсказуемым образом.
Понятия «брак» и «семья» в обыденной жизни употребляются как синонимы. Их значение в сознании людей очень взаимосвязано. Но это скорее не тождественные, а пересекающиеся понятия, так как могут существовать самостоятельно друг без друга.
Брак – как считают юристы и социологи, особый общественный институт для регулирования отношений между его гражданами. Это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, своему потомству. Другими словами, брак – традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, один из способов самосохранения и развития общества.
Семьей в социологии называют социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, т. е. семью составляют люди и их взаимоотношения.
История заключения браков на Руси
Прилоржение№1
(сообщения учащихся)
Заполнения таблицы
| на Руси | Российском государстве до XVII века | Начало XX века | II половина XX века XIвека |
Возраст вступления в брак | 12, 13 лет | 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин | 16 лет – для женщин и 18 лет мужчин | с 18лет |
Принцип вступления в брак | Выбирали родители жениха или невесту | Родители приносили присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к браку. | взаимного согласия будущих супругов. | Обоюдное согласие |
Закон вступления в брак | Сговор между родителями и имел юридическое значение | 1714 г. царь Петр пробует ввести образовательный ценз для дворян вступающих в брак, требуя при венчании справки о знании арифметики и геометрии 1722г Во всех приходах священников обязуют регистрировать все акты гражданского состояния. 1775г | 1917 г. вышел декрет "О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состоятся" 22 октября 1918 г был принят первый "Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве" зарегистрированный в отделе ЗАГСа, | 1925 г. был вынесен новый кодекс законов о семье и браке. В 1944 г указ: о запрещении установления отцовства детей рожденных вне брака и усложнена процедура развода: брак отныне расторгался лишь в случае признания судом необходимости его прекращения. 1968 г. впервые был принят общесоюзный семейно-правовой акт "Основы законодательства о браке и семье Союза ССP и республик" С 1969 г. принимается Кодекс о браке и семье РСФСР. В соответствии с этим кодексом признавался только зарегистрированный брак. в 1994 г. Государственной Думой РФ и была создана рабочая группа по подготовке нового Семейного кодекса, который был принят Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 г. и вступил в действие с 1 марта 1996 г. |
Обязательное условие | приданное | Запрещаются браки лиц старше 80 лет. Место жительства супругов определяется по месту жительства мужа, ей вменяется в обязанность следовать за ним, в противном случае она могла быть водворена в дом мужа принудительно. | | Заключение брака по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния. При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца |
Новшество | | С 1775г женщина получает возможность обращаться в суд с требованием защиты от жестокого обращения. личные права и обязанности супругов, принимаются попытки регулировать внутренние отношения супругов в браке | Препятствиями к браку признавались следующие обстоятельства: наличие у одного из супругов душевного заболевания, состояние жениха и невесты в запрещенных степенях родства уравнение в правах законных и незаконнорожденных детей принят декрет "О расторжении брака". | Заключение контракта В1996 году, с принятием Семейного кодекса РФ, каждая российская пара получила право на заключение брачного договора, то есть "соглашения, позволяющего супругам либо лицам, собирающимся вступить в брак, определить взаимные имущественные права и обязанности на период брака, а также в случае его расторжения". Приложение№2 |
Функции семьи
Семья в настоящее время является важнейшим социальным институтом. Именно семья выполняет ряд основных функций в обществе.
- Какие функции выполняет семья?
Функции семьи:
Обеспечивает продолжение человеческого рода
Берет на себя воспитание детей
Удовлетворяет потребности человека в любви и взаимопомощи
Играет важную роль в организации домашнего хозяйства, ведения семейного бюджета.
Выполняя эти функции, семья придает устойчивость и стабильность обществу.
Послушайте легенду, которую написал В.А.Сухомлинский. Он обращает нас к народной мудрости. Ответьте на вопрос: «Что является главными признаками семьи?»
Когда Бог создал мир, он научил все живые существа продолжать свой род- производить себе подобных. Поселил Бог мужчину и женщину в поле, научил их строить шалаш, дал мужчине в руки лопату, а женщине –горсть зерна. Живите и продолжайте свой род,- сказал Бог,- а я пойду по хозяйству. Приду через год, посмотрю, как тут у вас.
Приходит Бог к человеку с архангелом Гавриилом ровно через год. Приходит рано утром, на восходе солнца. Видит, сидят мужчина и женщина у шалаша, перед ними созревает хлеб на ниве, рядом с ними колыбель, а в колыбели- ребенок спит.А мужчина и женщина смотрят то на небо, то в глаза друг другу. И когда глаза их встретились, видел Бог в них какую-то неведомую силу, непостижимую для него красоту, видел в них что-то такое, что ему самому Господу, неведомо было. И спросил Господь архангела Гавриила: «Что это?»
- Это любовь, Господи,- ответил архангел Гавриил.
Рассердился Бог, разгневался, потому что человек без его ведома создал нечто такое, что ему, самому Богу, неизвестно было, и сказал он человеку:
- Вот тебе мое наказание, Человек, ты будешь стареть, и каждый час жизни будет по крупинке уносить твою силу и молодость. А я приду через 50 лет и посмотрю, что в твоих глазах останется.
Пришел Бог с архангелом Гавриилом через 50 лет. Видит – вместо шалаша стоит изба рубленная, на пустыре сад вырос, на нивах хлеб созревает, сыновья поле пашут, дочери пшеницу- жнут, а внуки на лугу играют. Перед избой сидят старик и старуха, смотрят то на алую утреннюю зарю, то друг другу в глаза. И когда взгляды их встречались, видел Бог в них нечто такое, что ему неведомо было. И вновь спросил Господь архангела Гавриила:
-Что это?
-А это, Господь, верность,- ответил архангел Гавриил.
Еще больше разгневался Бог.
-Мало тебе старости, Человек? Так умирай же, умирай в муках и уходи в землю, превращайся в прах и тлен. А я приду и посмотрю, что с твоей любовью и верностью станется.
Пришел Бог с архангелом Гавриилом через три года. Видит, сидит старик над маленьким надгробным холмиком и смотрит то на алую утреннюю зарю, то на холмик тот могильный. И. Когда его взгляды к холму обращались, видел Господь в них нечто такое, что ему самому было неведомо. И вновь спросил Господь архангела Гавриила:
-Ну, а это что?
- А это, Господь, память сердца, -ответил Гавриил.
Повернулся Господь лицом к пшеничной ниве и увидел: у золотых колосьев стоят двое мужчина и женщина и смотрят то на алое небо, то в глаза друг другу…
Постоял Господь, подумал и ушел с Земли. И с той поры Богом на земле стал Человек, в глазах у которого любовь.
-Хотели бы вы иметь крепкую и счастливую семью?
(ответы детей)
-От чего это зависит?
(обучающиеся высказывают свои предположения)
Подавляющее большинство супругов заключают брак по любви?
Почему же до 60% браков распадается?
Групповая работа (класс делится на 2 группы)
Моделирование проблем современной молодой семьи.
Составьте список домашних дел и обязанностей в семье без детей.
Примерный список дел: поход в магазин, уборка квартиры, мытьё посуды, приготовление пищи ,глажка белья, мелкий ремонт, оплата коммунальных услуг и т.д…
Задание группам:
Разбить список на женские и мужские обязанности.
В ходе обсуждения возникают противоречия, которые следует обсудить.
Предполагаемые выводы:
-
Нет чисто женских и мужских дел. -
Часть дел можно выполнять вместе, никто из супругов не должен пытаться переложить часть дел на другого, за семейное благополучие должны отвечать оба. -
Каждый из супругов должен выполнять все виды домашних работ.
Самооценка готовности к семейной жизни
«Используя составленный список домашних дел, оцените свои умения и навыки их выполнения»
0 баллов – не умею;
1 балл – умею плохо;
2 балла – хорошо выполняю
Подсчитайте средний балл и получите уровень своей практической готовности к самостоятельной семейной жизни.
Задание группам
Сформулируйте условия создания гармоничных отношений в семье.
Предполагаемые выводы:
-
Супруги готовы брать ответственность за быт в семье -
Супруги умеют договариваться -
Желание построить гармоничные отношения, учитывать интересы друг друга. -
Готовность поступиться своими привычками ради сохранения брака -
Преданность отношениям.
Знакомство с законодательством
С 1 марта 1996 года введен в действие новый Семейный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 года (Закон Российской Федерации от 29.12.95 № 223-ФЗ).
Основные принципы семейного законодательства рассматриваются в статье 1 (статьи, приводимые в тексте относятся к Семейному кодексу Российской Федерации). Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.
Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан [статья 1].
Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста [статья 12].