Файл: Потребности, мотивы и направленность личности в общении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Контрольная работа

На тему: Потребности, мотивы и направленность личности в общении.

Содержание:


Введение

3

  1. Потребности и мотивы личности в общении

5

  1. Направленность личности: формирования, формы и виды

13

Заключение

20

Список литературы

22


Введение

Актуальность темы работы следует из того, что направленность личности в общении отражает мотивы ее поведения и деятельности, общий жизненный замысел, соотношение целей и средств их достижения, ее ценностные ориентации. Ценностное отношение, как и ценность, объективно само по себе и одновременно субъективно, так как существует в сознании субъекта.

Без направленности не обойтись при анализе мыслительной деятельности и внимания. В.В. Богословский отмечал: «Направленность личности - это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека».

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.

В настоящее время, мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В первом случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, то есть определяющих поведение (К. Мадсен, Ж. Годфруа), во втором случае — как совокупность мотивов (К. К. Платонов), в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность.

Поскольку проблема потребностей, мотивов и направленности личности в общении весьма актуальна сегодня, целью нашей контрольной работы является раскрытие сущности потребностно-мотивационной сферы личности в общении.

Целью работы является изучение потребностей, мотивов и направленности личности в общении.

Объект - изучение потребностей личности.

Предмет - мотивы и направленность личности в общении.

В соответствии поставленной целью определено решение следующих задач:

- изучить потребности личности в общении;


- рассмотреть направленность личности в общении;

- проанализировать мотивы личности в общении;

Поставленная цель, задачи определили структуру работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.

1.Потребности и мотивы личности в общении

Общение - одно из важнейших явлений человека, поскольку порождает такие феномены, как обмен информацией, восприятие людьми друг друга, руководство и лидерство, сплоченность и конфликтность, симпатия и антипатия и т.д.

Общение непосредственно связано с деятельностью и рассматривается в двух планах: как аспект совместной деятельности и как ее продукт (В. Слободчиков, Е. Исаев). Вместе с тем деятельность посредством общения не просто организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми. По мнению Г. Андреевой, такое широкое понимание связи общения и деятельности соответствует пониманию самого общения как важного условия присвоения индивидом достижений исторического развития человечества, будь то на микроуровне, в непосредственном окружении, или на макроуровне, во всей системе социальных связей.8

Понятие «общение» толкуется в психологической литературе по-разному: как особый вид деятельности; как специфическая социальная форма информационной связи; как форма взаимодействия субъектов; как самостоятельная и сведенная к деятельности категория; как процесс межличностного взаимодействия; как обмен мыслями, чувствами и переживаниями; как существенный аспект человеческой деятельности; как реальность человеческих отношений, что предполагает любые формы совместной деятельности людей; как универсальная реальность бытия человека, порождается и поддерживается различными формами человеческих отношений.

Любой вид или форма человеческой деятельности (игра, руководство, воспитание) проявляются через общение и наоборот. И даже общение с самим собой происходит таким образом, что человек мысленно продолжает разговор с партнером, с которым недавно общался.

То есть индивид действует так, будто принадлежит к какому-то сообществу: он заранее обдумывает сценарий разговора, предусматривает возможные аргументы и контраргументы участников общения, тактические приемы убеждения, возможные типы контактов и т.д.

Потребность - это динамическая сила, исходящая от организма. Удовлетворение потребности предполагает взаимодействие с социальными ситуациями и их преобразование в целях достижения адаптации; в то же время и сами ситуации, и потребности других людей могут выступать и как побуждение (потребность), и как препятствие (давление).



Цель любой деятельности человека - это удовлетворение потребностей. Человек работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. Человек, не имеющий потребностей - мертвый человек.15

Эволюция превращает существо с низким уровнем развития в высокоорганизованное. Основным признаком этого превращения является появление на определенном этапе высших потребностей.

Потребности не остаются неизменными, они меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, его знаний о действительности и отношений к ней.

Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей - одна из центральных задач формирования личности.

Как известно, термин «мотив» толкуется разными психологами по-разному. В нашем случае понятие мотива тесно связано с понятием потребности. А.Н. Леонтьев пишет об этом так: «В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет - свою побудительную и направляющую деятельность функцию, т. е. становится мотивом». Таким образом, мотив деятельности совпадает с ее предметом. Следовательно, для каждого участника взаимодействия мотивом общения служит другой человек, его партнер по общению.6

В случае коммуникации с взрослым мотивом общения, побуждающим ребенка обратиться к взрослому, совершить инициативный акт общения, или ответить ему, совершить реактивное действие, является сам взрослый человек. Но окружающие очень сложны и разнообразны. Кроме того, они постоянно изменяются под влиянием различных событий и обстоятельств. В разные периоды детства ребенок способен увидеть в своем партнере лишь часть его действительных качеств. Взрослея, ребенок постигает других людей в их все более существенных и глубоких свойствах. Параллельно изменяется и то в партнере, что мотивирует социальные акты детей на различных ступенях дошкольного детства. Так возникают разные категории мотивов общения и происходит развитие каждой из них.
17

Очень важно учитывать тот факт, что в процессе общения активны все участники взаимодействия. Следовательно, если между ребенком и взрослым разворачивается общение, то не только взрослый оказывается мотивом социального поведения ребенка: ребенок тоже обязательно становится объектом - а значит, и мотивом - деятельности общения у взрослого человека. Эти два мотива принадлежат разным людям: один - ребенку, а другой - его партнеру, но они функционируют в едином взаимодействии этих людей и поэтому взаимно обусловливают друг друга. Изучая мотивы общения детей с взрослыми и сверстниками, мы столкнулись с переплетением их встречных мотивов, настолько тесным, что в большинстве случаев разделить их можно только путем сложного анализа. Мы постоянно вынуждены говорить не только о том, что привлекает ребенка в партнере, но и о том, что он получает от него, становясь мотивом (объектом) активной коммуникативной деятельности последнего.

Анализируя результаты экспериментальных работ, ученые пришли к выводу, что мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение с взрослыми, связаны с тремя его главными потребностями:

1) потребность во впечатлениях,

2) потребность в активной деятельности,

3) потребность в признании и поддержке.

Общение с взрослым составляет лишь часть более широкого взаимодействия ребенка и взрослого, в основе которого лежат указанные нужды детей.8

Основополагающий для марксистской теории личности тезис о том, что отдельные индивиды таковы, какова их практическая деятельность, органически взаимосвязан с положением о том, что эти индивиды развиваются и формируются в практическом общении, благодаря различным взаимоотношениям и взаимодействиям друг с другом. Общение, как деятельность вообще, не только способ бытия развивающейся личности, но и один из важнейших способов освоения человеческой жизни.

Проблема общения в связи с его детерминирующим влиянием на процесс развития и формирования личности может быть рассмотрена в двух аспектах.

С одной стороны, общение - материально-практическое взаимодействие между индивидами и в этом значении вплетено «в язык реальной жизни». Люди с необходимостью вступают - и не могут не вступать - в определенные отношения друг с другом уже в силу общественного способа своего существования, в котором любое отношение индивида как личности, в том числе и к самому себе, опосредовано его отношением к другому человеку.


Общение - компонент, атрибут деятельности как специфически человеческой формы активности. Сама деятельность содержит в себе объективную необходимость общения между индивидами в форме «обмена» (К. Маркс) способностями, знаниями, опытом, результатами деятельности и т. д. Будучи непосредственно вплетенным в различные виды деятельности в качестве их существенного и обязательного момента, общение необходимо включено в процесс детерминации развития личности как субъекта деятельности. Таким образом, реализация принципа деятельности, сформулированного в советской психологии, применительно к развитию личности предполагает анализ детерминирующего влияния на личность субъект-субъектных отношений.14

При таком анализе учитывается тот факт, что общественно-исторический опыт человечества реально представлен не только предметно - в орудиях труда, в памятниках культуры и искусства и т. д., но и субъективно - в живом опыте реально существующих индивидов. В свою очередь, развитие личности в деятельности предстает как присвоение ею своей общественной сущности, заключенной не только в предметах и способах оперирования с ними, но и в опыте живых людей. Деятельность служит той всеобщей формой бытия человека, посредством которой присваивает свою общественную сущность одновременно и предметно, через взаимодействие с предметным миром, и субъектно, т. е. через взаимодействие с другими индивидами в процессе производства «совокупного» (К. Маркс) общественного продукта.9

Проблема общения выступает в психологии еще в одном аспекте. Он связан с тем, что общение как межличностное взаимодействие выступает содержанием одной из фундаментальных человеческих потребностей - потребности человека в личности другого индивида.

Духовные потребности, к которым, кроме потребности в общении и трудовой деятельности, относятся также нравственные, эстетические, познавательные и другие, выражают основные тенденции развития личности, представляя внутренний потенциал ее целостного самоосуществления. При таком понимании процесс развития личности раскрывается не как совокупность пассивных изменений в структуре ее психологической организации под влиянием внешних воздействий, а как активный процесс самоорганизации и самодетерминации, где сама личность выступает деятельным, творческим началом этих изменений.

Потребность человека в общении, предметом которой выступает личность другого человека в качестве ему подобного, но обладающего богатством собственной субъективности реализуется прежде всего как межличностное взаимодействие. В процессе этого взаимодействия происходит обмен идеями, мыслями, чувствами, размышлениями, переживаниями, интересами, настроениями, чертами характера и т. д., т. е. всем тем, что выступает достоянием внутреннего мира общающихся индивидов и определяет богатство их субъективного опыта.