Файл: Потребности, мотивы и направленность личности в общении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, объекту своих манипуляций. При такой ориентации человек стремится понять («вычислить») собеседника, чтобы получить нужную информацию. Любые качества партнера приобретают для человека значимость постольку, поскольку они пригодны «для дела» и могут быть использованы для достижения цели. При этом сам человек, как правило, остается «закрытым», скрывает свои истинные цели и чувства или же использует определенные способы самоподачи, ориентированные на то, чтобы продемонстрировать качества и особенности, которые могут быть выгодными в данной ситуации и принести успех при взаимодействии с данным конкретным партнером. Таким образом, личность, для которой характерна данная направленность в общении, склонна рассматривать любую ситуацию как «целевую» и для достижения цели способна манипулировать не только партнером, но и собой.19

Манипулятивная направленность предполагает ориентацию человека на развитие и даже на творчество в общении, но одностороннюю - только для себя за счет другого.

Типичные примеры ответов, характеризующие данную направленность: «Доверять собеседнику можно, чтобы достичь цели», «Мне нравится такое общение, когда собеседник полностью раскрылся, а я нет», «Если в общении назревает конфликт, то мои действия зависят от силы соперника», «Если я считаю, что собеседник не прав, то посмотрю, как будут развиваться события».

4. Альтероцентристская направленность - добровольная «центрация» на партнере, ориентация на его цели, потребности, чувства и т.п., бескорыстное жертвование своими собственными интересами и игнорирование своих целей. Данная направленность сопряжена с тем, что принято называть альтруизмом, со стремлением человека понять запросы другого, максимально удовлетворить их, с готовностью помочь, оказать поддержку, способствовать развитию и благополучию партнера, не ожидая ничего взамен, а нередко даже в ущерб своему собственному развитию и благополучию.

Специфика данной направленности может быть пояснена следующими типичными примерами ответов: «В общении я стараюсь занять позицию друга, который сочувствует и помогает», «Считаю правильным, если собеседник ожидает от меня, что я не брошу его в трудную минуту».

5. Конформная направленность - отказ от равноправия в общении в пользу партнера, ориентация на подчинение силе авторитета, на «объектную» позицию для себя, на некритическое согласие и избегание противодействия. Человек, обладающий данной направленностью в общении, склонен к подражанию, к реактивному взаимодействию. Он, как правило, легко внушаем, готов «подстроиться» под партнера, отказаться от собственной точки зрения. Ему свойственна готовность к компромиссам, желание любыми способами избежать конфликтов и столкновений, уйти от «борьбы».
7

6. Индифферентная направленность - доминирование ориентации на решение сугубо деловых вопросов, на деловую коммуникацию и предметное взаимодействие, «уход» от общения как такового. При такой направленности и партнер как личность, и само общение со всеми его проблемами по существу игнорируются.4

Тем самым можно сказать что, направленность личности – это ведущее психологическое свойство личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и деятельности.

Основной ролью направленности личности является принадлежность осознанным мотивам. Функцией мотива состоит в том, чтобы придавать направленность производимой деятельности. Недостаточно лишь запустить деятельность и постоянно «подпитывать». Ее необходимо вести, реализовывать.

Заключение

«По своим психологическим характеристикам многие из внутренних побуждений личности, - пишет российский психолог И.А. Джидарьян, - могут быть определены как самостоятельные потребности - потребность в самоутверждении, в уважении, взаимопонимании, в высоком престиже и т. д., тем не менее каждая из них отчетливо обнаруживает свою общность с потребностью в общении как потребностью человека в другом человеке. Самосознание личности, в своих развитых формах, выступающее как потребность человека в самом себе - в самопознании, самооценке, самовыражении, в самоподдержке, в самоконтроле за своим поведением и поступками и т. д., имеет своим основанием более широкую потребность в общении, потребность человека в другом человеке».

В результате общения происходят определенные контакты, межличностные отношения, осуществляется объединение (или размежевания) людей, вырабатываются правила и нормы поведения. Успешность любых контактов зависит от налаживания взаимопонимания между партнерами по общению. В реальных межличностных контактах раскрывается весь спектр качеств личности, ее коммуникативный потенциал, социальная значимость, оказываются человеческие симпатии и антипатии, любовь и дружба, совместимость и несовместимость, привлекательность и вражда. В связи с этим чрезвычайно важно знать те взаимоотношения, которые сложились между членами контактной группы, ведь от них, в конечном итоге, зависит вся система общения отдельной личности, развитие ее коммуникативного потенциала, средства, используемые в процессе взаимодействия.



Потребность человека в общении обусловлена общественным способом его жизнедеятельности и необходимостью взаимодействовать с другими людьми. Наблюдение за детьми, которые первые годы своей жизни провели среди животных и не имели возможности общаться с себе подобными, свидетельствуют о многочисленных нарушениях в их развитии как психическом и физическом, так и социальном. Общение, таким образом, становится основным условием выживания человека и обеспечивает реализацию функций обучения, воспитания и развития индивида.

Проведенный анализ раскрывает огромные возможности потребности в общении с точки зрения развития и формирования зрелой личности. Важно подчеркнуть, что процессами межличностного общения затрагиваются прежде всего побудительные, установочные, мотивационные, эмоциональные сферы личности общающихся индивидов, т. е. наиболее значимые и глубокие структуры личности, формирование которых какими-либо другими способами и средствами представляет значительные трудности или даже вообще не может быть достигнуто. В этом смысле общение выполняет в целостном развитии личности уникальную и ничем другим невосполнимую роль.

Итак, социализация человека не возможна без его потребности в общении. В процессе социализации человек приобретает ценностные ориентиры, позволяющие ему сравнивать себя с другими людьми, учитывать их установки и оценки, взаимодействовать, проявлять собственное «Я» и пр.


Список литературы:

  1. Авереченко Л.К.Психология управления. - М.: «Инфра-М», 2011. - 147с.

  2. Дружинин В.Н.Психология. - СПб.: «Питер», 2012. - 672 с.

  3. Зарецкая Е.Н.Деловое общение. - М.: «Дело», 2012. - 695 с.

  4. Зверинцев А.Б.Коммуникационный менеджмент. - СПб.: «СОЮЗ», 2007. - 286 с.

  5. Зиглер Д.Теория личности. - СПб.: «Питер», 2007. - 607 с.

  6. Кузин Ф.Ю.Культура делового общения. - М.: «Инфра-М», 2010. - 319с.

  7. Куликов Л.В.Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: «Питер», 2009. - 464 с.

  8. Леонтьев А.Н.Мотивы и эмоции. - М.: «Наука», 2008. - 208 с.

  9. Маклаков А.Общая психология. - СПб.: «Питер», 2011. - 592 с.

  10. Маслоу А.Мотивация и личность. - СПб.: «Питер», 2009. - 352 с.

  11. Немов Р.С.Социальная психология. - СПб.: «Питер», 2008. - 432 с.

  12. Попов А.Л.Психология. - М.: «Флинта», 2011. - 491 с.

  13. Райгородский Д.Я.Психология руководства. - Самара: «Бахрах - М», 2011. - 768 с.

  14. Руденко А.М.Управленческая психология. - Ростов н/Д: «Феникс», 2010. - 345 с.

  15. Тертель А.Л.Психология. Курс лекций. - М.: «Проспект», 2006. - 246 с.

  16. Хансейкер Ф.Л.Тренинг делового общения. - М.: «Вильямс», 2007. - 455с.

  17. Чалдини Р.Психология влияния. - СПб.: «Питер», 2011. - 286 с.

  18. Шарипов Ф.В.Психологические основы менеджмента. - М.: « Владос - Пресс», 2008. - 293 с.

  19. Шейнов В.П.Психологическое влияние. - Минск: «Харвест», 2007. - 800с.

  20. Шибутани Т.Социальная психология. - М.: «Инфра - М», 2012. - 538 с.





88 Леонтьев А.Н. Мотивы и эмоции. - Москва.: «Наука», 2008. - c.103

1515 Тертель А.Л. Психология. Курс лекций. - Москва.: «Проспект», 2006 г., c.73

66 Кузин Ф.Ю. Культура делового общения. - Москва.: «Инфра-М», 2010 г., c.99

1717 Чалдини Р. Психология влияния. - СПб.: «Питер», 2011 г., c.123

88 Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: «Питер», 2009 г., c.167

1414 Руденко А.М. Управленческая психология. - Ростов н/Д: «Феникс», 2010 г., c.147

99 Маклаков А. Общая психология. - СПб.: «Питер», 2011 г., c.401

77 Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: «Питер», 2009 г., c.39

11 Авереченко Л.К. Психология управления. - Москва: «Инфра-М», 2011 г., c.23

33 Зарецкая Е.Н. Деловое общение. - Москва: «Дело», 2012 г., c.483

1111 Немов Р.С. Социальная психология. - СПб.: «Питер», 2008 г., c.391

2020 Шибутани Т. Социальная психология. - Москва: «Инфра - М», 2012 г., c.59

1616 Хансейкер Ф.Л. Тренинг делового общения. - Москва: «Вильямс», 2007 г., c.369

1818 Шарипов Ф.В. Психологические основы менеджмента. - Москва: « Владос - Пресс», 2008 г., c.133

1212 Попов А.Л. Психология. - М.: «Флинта», 2011 г., c.302

22 Дружинин В.Н. Психология. - СПб.: «Питер», 2012 г., c.123

1111 Немов Р.С. Социальная психология. - СПб.: «Питер», 2008 г., c.381

1919 Шейнов В.П. Психологическое влияние. - Минск: «Харвест», 2007 г., c.746

77 Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: «Питер», 2009 г., c.423

44 Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. - СПб.: «СОЮЗ», 2007 г., c.65