Файл: Потребности, мотивы и направленность личности в общении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7
В межличностном взаимодействии устанавливается «диалогическая» связь равноправных партнеров, в которой нет поляризаций сторон в том смысле, что один «производит», а другой «потребляет». Это всегда двустороннее, взаимное обогащение, поскольку, делясь своими чувствами, мыслями, знаниями с другими, «отдавая» себя другим, человек сам становится духовно богаче, достигает более высоких уровней нравственной и психологической зрелости. Со всей наглядностью и очевидностью эта закономерность выступает в чувствах любви, дружбы, товарищества, которые представляют наиболее глубокие и индивидуализированные формы проявления потребности человека в другом человеке.
В процессе удовлетворения потребности в общении через специфические механизмы идентификации, сопереживания, чувствования, синхронизации, внушения, подражания и т. д. возникает возможность, оставаясь в рамках своего «Я», как бы шагнуть в субъективный мир другого человека, приобщиться к общечеловеческому опыту (например, в процессе «потребления» произведений искусства, литературы). Вот почему в потребности общения содержится ключ к пониманию того, как осуществляется переход человека, носителя индивидуальной субъективности, индивидуальной сущности, в человека, носителя общественной сущности, и наоборот.
Экспериментальные исследования различных аспектов возникновения и развития потребности в общении на разных стадиях онтогенеза, и прежде всего на ранних его этапах, убедительно показывают огромную роль потребности в общении в общем прогрессе личности - в развитии важнейших личностных структур и форм поведения.1
Прежде всего, отмечается чрезвычайно раннее проявление этой потребности в онтогенезе человека, когда ни о каких других формах духовных потребностей не может быть и речи. Хотя потребность в общении нельзя считать врожденной, трудно отрицать наличие некоторых ее предпосылок. Не вызывает сомнений, например, факт избирательного отношения новорожденных к воздействиям, исходящим непосредственно от человека, главным образом звуковым (человеческий голос) и зрительным (человеческое лицо). Можно предполагать, что ребенок рождается с определенной предрасположенностью к восприятию чисто человеческих раздражителей, прежде всего речевых. Есть основание допустить, что уже в дородовой период обеспечивается некоторая психологическая подготовленность будущего младенца к человеческой среде обитания - к совместной жизни с другими индивидами, поскольку для новорожденного мир сразу же выступает как мир человека и человеческих отношений.
Разумеется, для развития и формирования потребности в общении, как, впрочем, и других психологических образований личности растущего ребенка, решающее значение приобретает система его практических действий с окружающими взрослыми людьми. И хотя в генезисе потребности в общении активно проявляют себя врожденные предпосылки, она возникает и формируется на основе и благодаря практическим действиям, деловой активности младенца, организуемой и направляемой со стороны взрослого.3
Тем самым можно сказать что, общение само по себе непосредственно связано с деятельностью и рассматривается в двух планах: как аспект совместной деятельности и как ее продукт. Любой вид или форма человеческой деятельности проявляются через общение и наоборот. Потребность - это динамическая сила, исходящая от организма. Удовлетворение потребности предполагает взаимодействие с социальными ситуациями и их преобразование в целях достижения адаптации, а целью любой деятельности человека - это удовлетворение потребностей.
Очень важно учитывать тот факт, что в процессе общения активны все участники взаимодействия.
Потребность человека в общении, предметом которой выступает личность другого человека в качестве ему подобного, но обладающего богатством собственной субъективности реализуется прежде всего как межличностное взаимодействие.
В процессе этого взаимодействия происходит обмен идеями, мыслями, чувствами, размышлениями, переживаниями, интересами, настроениями, чертами характера.
2. Направленность личности: формирования, формы и виды.
Направленность - важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как социального и духовного существа, главные тенденции его поведения.
Направленность личности - ведущее психологическое свойство личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и деятельности.
Как бы ни различались трактовки личности в психологии, практически все исследователи считают, что ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующей характеристикой является направленность личности. Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности.11
Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на проявление темперамента или на развитие способностей), но и на психические состояния (например, преодоление стресса) и всю область протекания психических процессов.
Направленность воплощается в различных формах - ценностных ориентациях, симпатиях или антипатиях, вкусах, склонностях, привязанностях и проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека: профессиональной, семейной, политической и т.д. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, т.е. вся система се характеристик.20
В общем плане направленность личности в психологии определяют как систему устойчивых потребностей, интересов, идеалов, т.е. всего того, чего хочет человек. Направленность задает главные тенденции поведения. Человек с ярко выраженной позитивной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью, высокой социальной активностью.
Несмотря на различие трактовок личности во всех подходах выделяется ее направленность в качестве ведущей характеристики. В разных концепциях эта характеристика раскрыта по-разному: как «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А.С. Прангишвили). Таким образом, направленность выступает как обобщенное свойство личности, которое определяет ее психологический склад.16
Совокупность устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности деятельность и являются относительно независимыми от данных ситуаций, называются направленностью личности человека. Она всегда социально обусловлена и формируется посредством воспитания.
Направленность - это установки, ставшие свойствами личности.
В направленность включаются несколько связанных форм, это:
- влечение - наиболее примитивная биологическая форма направленности;
- желание - осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;
- стремление - возникает при включении в структуру желания волевого компонента;
- интерес - познавательная форма направленности на предметы;
- склонность - возникает при включении в интерес волевого компонента;
- идеал - есть конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности;
- мировоззрение - система этических, эстетических, философских, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;
- убеждение - высшая форма направленности - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
18
Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. А функция мотива состоит в том, чтобы придавать направленность производимой деятельности. Недостаточно лишь запустить деятельность и постоянно «подпитывать». Ее необходимо вести, реализовывать. Еще одна функция мотива является смыслообразованием, благодаря которому понятие мотива выходит на личностный уровень. Смысл - это ответ на вопрос: зачем? Для чего нужен личности предмет ее потребности и деятельности? Человек является существом ориентированным на смысл. Если нет убедительного личностного смысла, то мотив как побудитель не сработает. Деятельности не будет и останется нереализованный мотив.
Выделяют три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая.
Личная направленность - создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.12
Направленность на взаимные действия - имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.
Деловая направленность - отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.
Направленность личности в общении рассматривается автором методики как совокупность более или менее осознанных личностных смысловых установок и ценностных ориентаций в сфере межличностного общения, как индивидуальная «коммуникативная парадигма», включающая представление о смысле общения, его средствах, желательных и допустимым способах поведения и т.п. Коммуникативная направленность предполагает определенное отношение к партнеру и одновременно к себе, определенный способ включения собственной личности во взаимодействие с другими. Она проявляется в форме готовности к восприятию воздействий партнера, с одной стороны, а также к определенным образом направленному коммуникативному поведению по отношению к нему, с другой стороны.
2
Можно говорить о существовании различных видов (типов) направленности личности в общении. С.Л. Братченко выделяет и описывает следующие шесть видов НЛО:
1. Диалогическая направленность - ориентация на равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии, ориентация на взаимопонимание, взаимную открытость и коммуникативное сотрудничество, стремление к взаимному самовыражению, развитию. Наиболее существенной особенностью данной направленности является конгруэнтность (соответствие, подобие) человека, которая определяет более ясную коммуникацию, отсутствие необходимости защищать себя, а, следовательно, большую свободу для слушания чужой позиции, для понимания партнера. Необходимым условием диалогического общения выступает высокая степень доверия личности к себе и к партнеру; такое общение детерминируется не столько снаружи (целью, условиями, ситуацией, стереотипами), сколько изнутри (индивидуальностью, настроением человека, его отношением к партнеру).
Ответы, иллюстрирующие специфику данного вида направленности: «Мне нравится такое общение, когда собеседники относятся друг к другу с пониманием и уважением», «Доверять собеседнику необходимо, чтобы мы могли общаться искренне», «Я стараюсь занять позицию в общении, которая отвечает интересам обеих сторон и основана на взаимном уважении».11
2. Авторитарная направленность - ориентация на доминирование в общении, стремление подавить личность партнера, подчинить его себе. Такая направленность сопряжена с «коммуникативной агрессивностью» и коммуникативной ригидностью человека, с когнитивным эгоцентризмом, отсутствием уважения к чужой точке зрения. При этом она, как правило, сочетается с «требованием» быть понятым (а точнее - требованием согласия с собственной позицией, требованием поддержки и безоговорочного принятия). Человек, у которого преобладает данный вид направленности, ориентирован прежде всего на себя и свои интересы, предпочитая стереотипное «общение-функционирование».
Ответы, характеризующие данную направленность: «Я ожидаю от собеседника понимания, согласия, поддержки», «Если в общении назревает конфликт, я твердо буду стоять на своем», «Доверие собеседника ко мне поможет мне лучше раскрыть себя».
3. Манипулятивная направленность - ориентация на использование партнера и всего общения в собственных целях для получения разного рода выгоды; отношение к партнеру как к средству
В межличностном взаимодействии устанавливается «диалогическая» связь равноправных партнеров, в которой нет поляризаций сторон в том смысле, что один «производит», а другой «потребляет». Это всегда двустороннее, взаимное обогащение, поскольку, делясь своими чувствами, мыслями, знаниями с другими, «отдавая» себя другим, человек сам становится духовно богаче, достигает более высоких уровней нравственной и психологической зрелости. Со всей наглядностью и очевидностью эта закономерность выступает в чувствах любви, дружбы, товарищества, которые представляют наиболее глубокие и индивидуализированные формы проявления потребности человека в другом человеке.
В процессе удовлетворения потребности в общении через специфические механизмы идентификации, сопереживания, чувствования, синхронизации, внушения, подражания и т. д. возникает возможность, оставаясь в рамках своего «Я», как бы шагнуть в субъективный мир другого человека, приобщиться к общечеловеческому опыту (например, в процессе «потребления» произведений искусства, литературы). Вот почему в потребности общения содержится ключ к пониманию того, как осуществляется переход человека, носителя индивидуальной субъективности, индивидуальной сущности, в человека, носителя общественной сущности, и наоборот.
Экспериментальные исследования различных аспектов возникновения и развития потребности в общении на разных стадиях онтогенеза, и прежде всего на ранних его этапах, убедительно показывают огромную роль потребности в общении в общем прогрессе личности - в развитии важнейших личностных структур и форм поведения.1
Прежде всего, отмечается чрезвычайно раннее проявление этой потребности в онтогенезе человека, когда ни о каких других формах духовных потребностей не может быть и речи. Хотя потребность в общении нельзя считать врожденной, трудно отрицать наличие некоторых ее предпосылок. Не вызывает сомнений, например, факт избирательного отношения новорожденных к воздействиям, исходящим непосредственно от человека, главным образом звуковым (человеческий голос) и зрительным (человеческое лицо). Можно предполагать, что ребенок рождается с определенной предрасположенностью к восприятию чисто человеческих раздражителей, прежде всего речевых. Есть основание допустить, что уже в дородовой период обеспечивается некоторая психологическая подготовленность будущего младенца к человеческой среде обитания - к совместной жизни с другими индивидами, поскольку для новорожденного мир сразу же выступает как мир человека и человеческих отношений.
Разумеется, для развития и формирования потребности в общении, как, впрочем, и других психологических образований личности растущего ребенка, решающее значение приобретает система его практических действий с окружающими взрослыми людьми. И хотя в генезисе потребности в общении активно проявляют себя врожденные предпосылки, она возникает и формируется на основе и благодаря практическим действиям, деловой активности младенца, организуемой и направляемой со стороны взрослого.3
Тем самым можно сказать что, общение само по себе непосредственно связано с деятельностью и рассматривается в двух планах: как аспект совместной деятельности и как ее продукт. Любой вид или форма человеческой деятельности проявляются через общение и наоборот. Потребность - это динамическая сила, исходящая от организма. Удовлетворение потребности предполагает взаимодействие с социальными ситуациями и их преобразование в целях достижения адаптации, а целью любой деятельности человека - это удовлетворение потребностей.
Очень важно учитывать тот факт, что в процессе общения активны все участники взаимодействия.
Потребность человека в общении, предметом которой выступает личность другого человека в качестве ему подобного, но обладающего богатством собственной субъективности реализуется прежде всего как межличностное взаимодействие.
В процессе этого взаимодействия происходит обмен идеями, мыслями, чувствами, размышлениями, переживаниями, интересами, настроениями, чертами характера.
2. Направленность личности: формирования, формы и виды.
Направленность - важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как социального и духовного существа, главные тенденции его поведения.
Направленность личности - ведущее психологическое свойство личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и деятельности.
Как бы ни различались трактовки личности в психологии, практически все исследователи считают, что ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующей характеристикой является направленность личности. Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности.11
Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на проявление темперамента или на развитие способностей), но и на психические состояния (например, преодоление стресса) и всю область протекания психических процессов.
Направленность воплощается в различных формах - ценностных ориентациях, симпатиях или антипатиях, вкусах, склонностях, привязанностях и проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека: профессиональной, семейной, политической и т.д. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, т.е. вся система се характеристик.20
В общем плане направленность личности в психологии определяют как систему устойчивых потребностей, интересов, идеалов, т.е. всего того, чего хочет человек. Направленность задает главные тенденции поведения. Человек с ярко выраженной позитивной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью, высокой социальной активностью.
Несмотря на различие трактовок личности во всех подходах выделяется ее направленность в качестве ведущей характеристики. В разных концепциях эта характеристика раскрыта по-разному: как «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А.С. Прангишвили). Таким образом, направленность выступает как обобщенное свойство личности, которое определяет ее психологический склад.16
Совокупность устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности деятельность и являются относительно независимыми от данных ситуаций, называются направленностью личности человека. Она всегда социально обусловлена и формируется посредством воспитания.
Направленность - это установки, ставшие свойствами личности.
В направленность включаются несколько связанных форм, это:
- влечение - наиболее примитивная биологическая форма направленности;
- желание - осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;
- стремление - возникает при включении в структуру желания волевого компонента;
- интерес - познавательная форма направленности на предметы;
- склонность - возникает при включении в интерес волевого компонента;
- идеал - есть конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности;
- мировоззрение - система этических, эстетических, философских, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;
- убеждение - высшая форма направленности - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
18
Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. А функция мотива состоит в том, чтобы придавать направленность производимой деятельности. Недостаточно лишь запустить деятельность и постоянно «подпитывать». Ее необходимо вести, реализовывать. Еще одна функция мотива является смыслообразованием, благодаря которому понятие мотива выходит на личностный уровень. Смысл - это ответ на вопрос: зачем? Для чего нужен личности предмет ее потребности и деятельности? Человек является существом ориентированным на смысл. Если нет убедительного личностного смысла, то мотив как побудитель не сработает. Деятельности не будет и останется нереализованный мотив.
Выделяют три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая.
Личная направленность - создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.12
Направленность на взаимные действия - имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.
Деловая направленность - отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.
Направленность личности в общении рассматривается автором методики как совокупность более или менее осознанных личностных смысловых установок и ценностных ориентаций в сфере межличностного общения, как индивидуальная «коммуникативная парадигма», включающая представление о смысле общения, его средствах, желательных и допустимым способах поведения и т.п. Коммуникативная направленность предполагает определенное отношение к партнеру и одновременно к себе, определенный способ включения собственной личности во взаимодействие с другими. Она проявляется в форме готовности к восприятию воздействий партнера, с одной стороны, а также к определенным образом направленному коммуникативному поведению по отношению к нему, с другой стороны.
2
Можно говорить о существовании различных видов (типов) направленности личности в общении. С.Л. Братченко выделяет и описывает следующие шесть видов НЛО:
1. Диалогическая направленность - ориентация на равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии, ориентация на взаимопонимание, взаимную открытость и коммуникативное сотрудничество, стремление к взаимному самовыражению, развитию. Наиболее существенной особенностью данной направленности является конгруэнтность (соответствие, подобие) человека, которая определяет более ясную коммуникацию, отсутствие необходимости защищать себя, а, следовательно, большую свободу для слушания чужой позиции, для понимания партнера. Необходимым условием диалогического общения выступает высокая степень доверия личности к себе и к партнеру; такое общение детерминируется не столько снаружи (целью, условиями, ситуацией, стереотипами), сколько изнутри (индивидуальностью, настроением человека, его отношением к партнеру).
Ответы, иллюстрирующие специфику данного вида направленности: «Мне нравится такое общение, когда собеседники относятся друг к другу с пониманием и уважением», «Доверять собеседнику необходимо, чтобы мы могли общаться искренне», «Я стараюсь занять позицию в общении, которая отвечает интересам обеих сторон и основана на взаимном уважении».11
2. Авторитарная направленность - ориентация на доминирование в общении, стремление подавить личность партнера, подчинить его себе. Такая направленность сопряжена с «коммуникативной агрессивностью» и коммуникативной ригидностью человека, с когнитивным эгоцентризмом, отсутствием уважения к чужой точке зрения. При этом она, как правило, сочетается с «требованием» быть понятым (а точнее - требованием согласия с собственной позицией, требованием поддержки и безоговорочного принятия). Человек, у которого преобладает данный вид направленности, ориентирован прежде всего на себя и свои интересы, предпочитая стереотипное «общение-функционирование».
Ответы, характеризующие данную направленность: «Я ожидаю от собеседника понимания, согласия, поддержки», «Если в общении назревает конфликт, я твердо буду стоять на своем», «Доверие собеседника ко мне поможет мне лучше раскрыть себя».
3. Манипулятивная направленность - ориентация на использование партнера и всего общения в собственных целях для получения разного рода выгоды; отношение к партнеру как к средству