Файл: Выполнено студентами группы мо2104 Тимофеевым А. А., Тихоновой Е. В., Феоктистовым А. А.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предмет, метод, источники и основные принципы экологического права. Правовое регулирование экологических прав человека. Правовое регулирование охраны окружающей среды.

Выполнено студентами группы 

МО-21-04

 Тимофеевым А.А., Тихоновой Е.В.,  Феоктистовым А.А.

  • Экологическое право — особое комплексное образование, представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.
  • Под предметом отрасли права понимается та сфера общественных отношений, которая регулируется ее нормами. Поэтому предметом экологического права являются регулируемые нормами экологического права общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Безусловно, три названные группы общественных отношений не дают четкого представления о многообразии направлений и форм взаимоотношений различных по своему правовому статусу субъектов. Однако наличие более тридцати сугубо «экологических» законодательных актов только на федеральном уровне, не считая сотен конкретизирующих их подзаконных, в том числе так называемых ведомственных правовых актов, предопределяет масштабность и многоплановость отношений, объединяемых понятием «предмет экологического права».
  • Методы экологического права. Каждая отрасль права характеризуется также присущими ей методами, под которыми понимают способы воздействия на участников соответствующих правоотношений. Применительно к экологическому праву выделяют два основных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.
  • Действие императивного (административно-правового) метода базируется на неравенстве правового статуса субъектов, вступающих в соответствующие правоотношения. При этом один из субъектов выступает, как правило, в качестве представителя публичной власти (например, инспектор экологического контроля), а другой, к примеру, является природопользователем, обязанным исполнять требования первого. Характерное проявление этого метода правового регулирования находит выражение в процессе дачи уполномоченным на то лицом природопользователю обязательных к исполнению предписаний об устранении имеющихся нарушений.
  • Напротив, сущность диспозитивного (гражданско-правового) метода заключается в том, что вступающие в правоотношения субъекты формально равны и свободно выражают свое волеизъявление, заключая, например, договоры на тот или иной вид природопользования. При этом и уполномоченные органы публичной власти, и потенциальные природопользователи наделяются помимо прав взаимными обязанностями, невыполнение которых в последующем может стать предметом судебного разбирательства.

  • Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации.

Экологическое право и формируемое на его основе экологическое законодательство основывается на ряде принципов:
  • Право на благоприятную окружающую среду (в России — одно из конституционных экологических прав, закреплено в ст. 42 Конституции РФ)
  • Предотвращение вреда окружающей среде
  • Охрана жизни и здоровья человека
  • Обеспечение рационального использования природных ресурсов
  • Платность природопользования (в российском экологическом законодательстве сформулирован как «Платность природопользования, возмещение вреда окружающей среде», подробнее см. Принцип платности природопользования, возмещения вреда окружающей среде Архивная копия от 8 марта 2013
  • Устойчивое экологически обоснованное экономическое и социальное развитие
  • Сохранение и защита экологического равновесия​​
  • Свободный доступ к экологической информации (в России — одно из конституционных экологических прав, закреплено в ст. 42 Конституции РФ)​​
  • Демократизация экологического права​
  • Гуманность​
  • Разрешительный порядок воздействия на окружающую среду​​
  • Плата за негативное воздействие на окружающую среду​​
  • Экосистемный подход к правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользованию​​
  • Ответственность за нарушение требований экологического законодательства​​
  • и др.
  • Конституция РФ развивает и конкретизирует экологические права граждан, закрепленные в международных документах в области охраны окружающей среды. Конституционное право каждого на благоприятную окружающю среду– одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.

а) создавать общественные объединения по охране окружающей природной среды;

б) принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, петициях, референдумах по охране окружающей природной среды,

излагать свое мнение, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями по вопросам охраны окружающей природной среды, требовать их рассмотрения;

в) требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране;

г) требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, а также возмещения экологического вреда;

д) ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявля