Файл: 1. Назначение ким для промежуточной итоговой аттестации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения
итоговой промежуточной аттестации по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ для 9 класса
1. Назначение КИМ для промежуточной итоговой аттестации – определение объективной индивидуальной оценки уровня обученности обучающихся за курс 9 класса по обществознанию.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
-
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»). -
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса (разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы «Обществознание. 6-11 классы. М.; Программа общеобразовательных учреждений. Обществознание. Авторы: Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев. –М.- Просвещение. 2022 г.») -
Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ [ Л.Н.Боголюбов, А.И.Матвеев, А.И.Матвеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». –, 2020 г.-223 с.]
-
Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
КИМы для промежуточной итоговой аттестации соответствуют требованиям рабочей программы по обществознанию для 9-го класса: в совокупности задания охватывают основные темы двух разделов, изучаемые в 9 классе: « Политика» и «Право».
Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требования по формированию умений, закрепленные в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Это предметные умения, способы познавательной деятельности и знания о политико-правовой сфере общественной жизни (разделы «Политика» «Право»)
Задания КИМ для итогового контроля за курс 9 класса содержат 85% заданий базового уровня и 15% - повышенного. Уровневость заданий отличается способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение тестовых заданий предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), оценка. Задания повышенного уровня сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную по своему характеру познавательную деятельность.
4. Структура КИМ
Разработанный комплекс заданий состоит из 18 заданий. Задания базового уровня сложности (№№ 1- 15)– обеспечивают проверку достижения обучающимися уровня обязательной (базовой) подготовки по обществознанию. Задания повышенного уровня сложности (№№ 16-18 ) на сопоставление, на анализ суждений, на выбор нескольких верных позиций из предложенного списка. При выполнении задания проверяется умение решать в рамках изученного материала практические задачи, отражающие типичные ситуации в политико-правовой сфере общественной жизни.
К каждому заданию №№ 1–15 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если обучающийся записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан.
В заданиях №№ 16-18 ответ дается в виде последовательности цифр. Задания №№ 16,17 считается выполненным и получает 2 балла, если записаны все правильные ответы. Задание оценивается 1 баллом, если задание выполнено верно частично; задание получает 0 баллов, если задание выполнено неправильно.
5.Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности. Распределение заданий КИМ по уровням сложности.
Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного
предмета «Обществознание» в рамках курса 9 класса, проверяемым знаниям и умениям
№ Задания/ уровень сложности | Проверяемые элементы содержания | Контролируемые требования к знаниям и умениям | Количество заданий | МАХ Балл за выполнение заданий | |
| | Раздел «Политика» | | | |
1 | Б | Политика и власть, государство Политические режимы Правовое государство Гражданское общество и государство Участие граждан в политической жизни Политические партии и движения | Знать/понимать:
Уметь: описывать основные политико-правовые социальные объекты, выделяя их существенные признаки сравнивать социальные объекты, суждения о политическом устройстве государства выявлять их общие черты и различия объяснять взаимосвязи изученных политико-правовых отношений (включая отношения гражданина и государства) | 6 | 6 |
2 | Б | ||||
3 | Б | ||||
4 | Б | ||||
5 | Б | ||||
6 | Б | ||||
| | Раздел «Право» | | | |
7 | Б | Право, его роль в жизни общества и государства. Правоотношения и субъекты права. Правонарушения и юридическая ответственность Правоохранительные органы Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Права и свободы человека и гражданина. Гражданские правоотношения. Право на труд. Трудовые правоотношения. Семейные правоотношения. Административные правоотношения Уголовно-правовые отношения Социальные права. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | Знать/понимать:
Уметь: описывать основные политико- правовые социальные объекты, выделяя их существенные признаки сравнивать социальные объекты, суждения, ситуации в правовой сфере, выявлять их общие черты и различия решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в политико-правовой сфере жизни общества | 12 | 17 |
8 | Б | ||||
9 | Б | ||||
10 | Б | ||||
11 | Б | ||||
12 | Б | ||||
13 | Б | ||||
14 | Б | ||||
15 | Б | ||||
16 | П | ||||
17 | П | ||||
18 | П | ||||
| | ИТОГО | 18 | 23 |
Распределение заданий по уровням сложности
Уровень сложности заданий | Число заданий | Максимальный первичный балл |
Базовый (№№ 1-15) | 15 | 15 |
Повышенный (№№ 16-18) | 3 | 8 |
Итого | 18 | 23 |
6. Дополнительные материалы и оборудование не предполагается.
-
Время выполнения варианта КИМ
На выполнение всей работы отводится 45 минут
-
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Правильно выполненная работа оценивается 23 баллами.
Каждое правильно выполненное задание №№ 1–15 оценивается 1 баллом. Задания № 16-17 оценивается 2 баллами. 2 балла ставится за правильно выполненное задание, 1 – балл- за частично правильно выполненное задание, 0 баллов, если задание выполнено полностью неправильно. Задание № 18 оценивается от 0 до 4-х баллов по следующему принципу: по 1 баллу за каждое правильное сравнение.
Шкала пересчета первичного балла в отметку по пятибалльной системе
Отметка по пятибалльной системе | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичный балл | 0-9 | 10-15 | 16-21 | 22-23 |
Тест
для итоговой промежуточной аттестации по обществознанию для 9 класса
Инструкция по выполнению работы
Тест состоит из 18 заданий.
Задания №№ 1-15 оцениваются 1 баллом. Задания №16,17 – от 0 до 2-х баллов по следующему принципу: 2 балла – задание выполнено верно полностью, 1 балл-задание выполнено верно частично, 0 баллов - задание выполнено неправильно. Задание № 18 оценивается от 0 до 4 баллов. За каждое правильное сопоставление -1 балл.
Максимальное количество баллов, которое возможно набрать за все правильно выполненные задания – 23 балла.
На выполнение всего теста отводится 45 минут. Ответы к заданиям №№ 1–15 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.
Ответами к заданиям №16-18 является последовательность цифр.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Внимание! За небрежное выполнение работы и орфографические ошибки может сниматься до 2-х баллов.
№ задания | ВАРИАНТ 1. | ВАРИАНТ 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Что является функцией исполнительной власти? 1) создание законов 2) разработка государственного бюджета 3) осуществление правосудия 4) разработка предвыборных программ | Любое государство характеризуется: 1) верховенством права 2) наличием аппарата управления 3) соблюдением прав человека 4) независимой судебной системой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Отличительным признаком абсолютной монархии является 1) монополия на власть одной политической партии 2) обязанность граждан подчиняться законам 3) невмешательство государства в дела гражданского общества 4) передача власти по наследству | Что является характерной чертой тоталитарного политического режима? 1) концентрация власти в руках выборных органов 2) наличие единой идеологии, насаждаемой государством 3) свободные от цензуры средства массовой информации 4) развитое гражданское общество | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | К отличительным признакам правового государства относится 1) наличие армии и полиции 2) разделение и независимость ветвей власти 3) деятельность по поддержанию общественного порядка 4) суверенитет государства | К отличительным признакам правового государства относится 1) наличие профессионального аппарата управления 2) верховенство закона 3) наличие законодательного органа 4) суверенитет | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Найдите организацию гражданского общества: 1) министерство связи и массовых коммуникаций.. 2) ассоциация любителей русской классической литературы 3) отдел по борьбе с организованной преступностью 4) нотариат | Найдите организацию гражданского общества: 1) министерство внешней торговли 2) объединение владельцев автотранспорта 3) прокуратура 4)налоговая инспекция | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | К органам местного самоуправления относят 1) сход граждан 2) городское поселение 3)сельское поселение 4) городской округ | К формам участия населения в осуществлении местного самоуправления НЕ относится: 1) собрание граждан 2) территориальное общественное самоуправление 3) приказ о представлении к государственной награде 4) обращения граждан | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Верны ли следующие суждения о политической партии? А. В политическую партию обязательно входят представители одной социальной группы, класса. Б. Политическая партия объединяет приверженцев близких идейных позиций. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны | Верны ли следующие суждения о политической партии? А. Политическая партия стремится к власти Б. Политическая партия имеет не только центральные, но и организации на местах 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Правовые нормы, в отличие от других социальных норм (норм морали) 1) регулируют поведение людей 2) ограничивают поведение людей
| Какие термины относятся к источникам права? 1) правовой обычай, прецедент, нормативный договор 2) высшая юридическая сила, всенародное голосование 3) деяние, противоправность, виновность 4) нормативность, формальная определенность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Какое учреждение призвано осуществлять надзор над точным и единообразным исполнением законов всеми государственными органами? 1)адвокатура 2) прокуратура 3) нотариат 4) суд | К правоохранительным органам НЕ относится: 1) МВД 2) адвокатура 3) суды 4) прокуратура | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Парламент Российской федерации, называемый Федеральным Собранием, состоит 1) из одной палаты 2) из двух палат 3) из трёх палат 4) нет правильного ответа | В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ 1) принимает законы 2) разрешает правовые споры 3) утверждает изменения границ между субъектами РФ 4) осуществляет управление федеральной собственностью | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Что из перечисленного НЕ является основой конституционного строя в РФ? 1) народовластие
| Конституция РФ определяет Россию как государство
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Гражданка М. подарила дочери на свадьбу принадлежащее ей кольцо. Этот пример иллюстрирует, прежде всего, право гражданки М. как собственницы в отношении принадлежащего её имущества 1) владеть 2) распоряжаться 3) пользоваться 4) наследовать | 14-летний юноша решил поработать в летние каникулы. На какую вакансию он, согласно закону, имеет право устроиться? 1) курьера 2) продавца в ночную смену. 3) грузчика в супермаркете 4) продавца в табачном киоске | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Совершеннолетние Марк и Ольга подали в отдел ЗАГС заявление о государственной _регистрации брака, но им отказали. Найдите причину отказа: 1) у Марка и Ольги -общий отец, но разные мамы.
| Супруги Н. оформили развод, когда их сыну было 10 лет. Ребёнок остался жить с матерью. Какие права ребенка (или родителей) были нарушены?
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 13 | Какое слово пропущено? …..…..права - обычай, прецедент, нормативно-правовой акт. 1) система 2) источник 3) отрасль 4) субъект | К какой из представленных ситуаций применима правовая норма? 1) гражданин С. вошел в храм, не сняв головного убора 2) будучи в гостях, гражданин С. испачкал скатерть соусом 3) гражданин С. переехал перекрёсток на запрещающий сигнал светофора. 4) гражданин С. добровольно отказался от путевки в санаторий. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 14 | Верны ли суждения ? А В любом государстве существует верховенство права. Б. В правовом государстве гражданин и власть ответственны друг перед другом 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны | 3. Верны ли следующие суждения? А. Власть государства распространяется на всех её граждан Б. Государство представляет интересы общества в целом 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 15 | Верны ли суждения о правоохранительных органах государства? А. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности. Б. Надзор за исполнением законов органами государственной власти осуществляет адвокатура 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны | Верны ли следующие суждения? А.Полная дееспособность физического лица возникает с получением паспорта. Б. Недееспособность является препятствием для регистрации брака 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 16 | Найдите в приведенном списке примеры правовых норм и запишите цифры, под которыми они указаны 1) зубы следует чистить два раза в день 2) запрещается переходить дорогу на красный сигнал светофора 3) трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей 4) при входе в помещение мужчина должен снимать головной убор 5) запрещается нарушать неприкосновенность жилища | Найдите в приведенном списке конституционные обязанности гражданина РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны 1) уважать права и свободы других лиц
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 17 | Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся:
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| Установите соответствие между признаком и формой правления:
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 18 | На уроке рассматривались отрасли права. Учитель предложил сравнить гражданское право и административное право. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия. 1) одной из сторон может выступать должностное лицо 2) регулирует определенную сферу правоотношений 3) влияет на поведение людей 4) предполагает неравенство сторон
| Учитель на уроке охарактеризовал моральные и правовые нормы. Сравните эти два вида социальных норм. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт отличия: 1) создаются государством; 2) предполагают юридическую ответственность; 3) определяют границы дозволенного; 4) регулируют общественные отношения.
|
ОТВЕТЫ
№ задания | ВАРИАНТ 1 Правильный ответ | ВАРИАНТ 2 Правильный ответ |
1 | 2 | 2 |
2 | 4 | 2 |
3 | 2 | 2 |
4 | 2 | 2 |
5 | 1 | 3 |
6 | 2 | 3 |
7 | 3 | 1 |
8 | 2 | 2 |
9 | 2 | 4 |
10 | 4 | 3 |
11 | 2 | 1 |
12 | 1 | 3 |
13 | 2 | 3 |
14 | 2 | 3 |
15 | 1 | 2 |
16 | 235 | 145 |
17 | 33121 | 12122 |
18 | 23/14 | 34/12 |