Файл: 1. Назначение ким для промежуточной итоговой аттестации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Спецификация

контрольных измерительных материалов для проведения

итоговой промежуточной аттестации по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ для 9 класса
1. Назначение КИМ для промежуточной итоговой аттестации – определение объективной индивидуальной оценки уровня обученности обучающихся за курс 9 класса по обществознанию.

2. Документы, определяющие содержание КИМ

  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

  • Рабочая программа по обществознанию для 9 класса (разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы «Обществознание. 6-11 классы. М.; Программа общеобразовательных учреждений. Обществознание. Авторы: Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев. –М.- Просвещение. 2022 г.»)

  • Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ [ Л.Н.Боголюбов, А.И.Матвеев, А.И.Матвеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». –, 2020 г.-223 с.]

  1. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

КИМы для промежуточной итоговой аттестации соответствуют требованиям рабочей программы по обществознанию для 9-го класса: в совокупности задания охватывают основные темы двух разделов, изучаемые в 9 классе: « Политика» и «Право».

Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требования по формированию умений, закрепленные в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Это предметные умения, способы познавательной деятельности и знания о политико-правовой сфере общественной жизни (разделы «Политика» «Право»)

Задания КИМ для итогового контроля за курс 9 класса содержат 85% заданий базового уровня и 15% - повышенного. Уровневость заданий отличается способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение тестовых заданий предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), оценка. Задания повышенного уровня сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную по своему характеру познавательную деятельность.


4. Структура КИМ

Разработанный комплекс заданий состоит из 18 заданий. Задания базового уровня сложности (№№ 1- 15)– обеспечивают проверку достижения обучающимися уровня обязательной (базовой) подготовки по обществознанию. Задания повышенного уровня сложности (№№ 16-18 ) на сопоставление, на анализ суждений, на выбор нескольких верных позиций из предложенного списка. При выполнении задания проверяется умение решать в рамках изученного материала практические задачи, отражающие типичные ситуации в политико-правовой сфере общественной жизни.

К каждому заданию №№ 1–15 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если обучающийся записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан.

В заданиях №№ 16-18 ответ дается в виде последовательности цифр. Задания №№ 16,17 считается выполненным и получает 2 балла, если записаны все правильные ответы. Задание оценивается 1 баллом, если задание выполнено верно частично; задание получает 0 баллов, если задание выполнено неправильно.

5.Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности. Распределение заданий КИМ по уровням сложности.

Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного

предмета «Обществознание» в рамках курса 9 класса, проверяемым знаниям и умениям



Задания/ уровень сложности

Проверяемые элементы содержания

Контролируемые требования к знаниям и умениям

Количество заданий

МАХ

Балл за выполнение заданий







Раздел «Политика»







1

Б

Политика и власть, государство

Политические режимы

Правовое государство

Гражданское общество и государство

Участие граждан в политической жизни

Политические партии и движения

Знать/понимать:

  • сущность политической сферы общества, её характерные черты и признаки

  • содержание и значение деятельности государства, государственных органов, политических партий и движений


Уметь:

описывать основные политико-правовые социальные объекты, выделяя их существенные признаки

сравнивать социальные объекты, суждения о политическом устройстве государства выявлять их общие черты и различия

объяснять взаимосвязи изученных политико-правовых отношений (включая отношения гражданина и государства)

6

6

2

Б

3

Б

4

Б

5

Б

6

Б







Раздел «Право»







7

Б

Право, его роль в жизни общества и государства. Правоотношения и субъекты права. Правонарушения и юридическая ответственность

Правоохранительные органы

Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Права и свободы человека и гражданина. Гражданские правоотношения. Право на труд. Трудовые правоотношения. Семейные правоотношения. Административные правоотношения Уголовно-правовые отношения Социальные права. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Знать/понимать:

  • сущность правовой сферы жизни общества, её характерные черты и признаки

  • основы регулирования правовых отношений (различными отраслями права)

Уметь:

описывать основные политико- правовые социальные объекты, выделяя их существенные признаки

сравнивать социальные объекты, суждения, ситуации в правовой сфере, выявлять их общие черты и различия

решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в политико-правовой сфере жизни общества

12

17

8

Б

9

Б

10

Б

11

Б

12

Б

13

Б

14

Б

15

Б

16

П

17

П

18

П







ИТОГО

18

23


Распределение заданий по уровням сложности


Уровень сложности заданий

Число

заданий

Максимальный

первичный балл

Базовый (№№ 1-15)

15

15

Повышенный (№№ 16-18)

3

8

Итого

18

23

6. Дополнительные материалы и оборудование не предполагается.


  1. Время выполнения варианта КИМ

На выполнение всей работы отводится 45 минут

  1. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Правильно выполненная работа оценивается 23 баллами.

Каждое правильно выполненное задание №№ 1–15 оценивается 1 баллом. Задания № 16-17 оценивается 2 баллами. 2 балла ставится за правильно выполненное задание, 1 – балл- за частично правильно выполненное задание, 0 баллов, если задание выполнено полностью неправильно. Задание № 18 оценивается от 0 до 4-х баллов по следующему принципу: по 1 баллу за каждое правильное сравнение.
Шкала пересчета первичного балла в отметку по пятибалльной системе

Отметка по пятибалльной системе

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный балл

0-9

10-15

16-21

22-23



Тест

для итоговой промежуточной аттестации по обществознанию для 9 класса

Инструкция по выполнению работы

Тест состоит из 18 заданий.

Задания №№ 1-15 оцениваются 1 баллом. Задания №16,17 – от 0 до 2-х баллов по следующему принципу: 2 балла – задание выполнено верно полностью, 1 балл-задание выполнено верно частично, 0 баллов - задание выполнено неправильно. Задание № 18 оценивается от 0 до 4 баллов. За каждое правильное сопоставление -1 балл.

Максимальное количество баллов, которое возможно набрать за все правильно выполненные задания – 23 балла.

На выполнение всего теста отводится 45 минут. Ответы к заданиям №№ 1–15 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.

Ответами к заданиям №16-18 является последовательность цифр.


Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Внимание! За небрежное выполнение работы и орфографические ошибки может сниматься до 2-х баллов.


задания

ВАРИАНТ 1.

ВАРИАНТ 2

1


Что является функцией исполнительной власти?

1) создание законов

2) разработка государственного бюджета

3) осуществление правосудия

4) разработка предвыборных программ

Любое государство характеризуется:

1) верховенством права

2) наличием аппарата управления

3) соблюдением прав человека

4) независимой судебной системой


2

Отличительным признаком абсолютной монархии является

1) монополия на власть одной политической партии

2) обязанность граждан подчиняться законам

3) невмешательство государства в дела гражданского общества

4) передача власти по наследству

Что является характерной чертой тоталитарного политического режима?

1) концентрация власти в руках выборных органов

2) наличие единой идеологии, насаждаемой государством

3) свободные от цензуры средства массовой информации

4) развитое гражданское общество

3

К отличительным признакам правового государства относится

1) наличие армии и полиции 2) разделение и независимость ветвей власти 3) деятельность по поддержанию общественного порядка 4) суверенитет государства

К отличительным признакам правового государства относится

1) наличие профессионального аппарата управления 2) верховенство закона 3) наличие законодательного органа 4) суверенитет

4

Найдите организацию гражданского общества:

1) министерство связи и массовых коммуникаций.. 2) ассоциация любителей русской классической литературы 3) отдел по борьбе с организованной преступностью 4) нотариат

Найдите организацию гражданского общества:

1) министерство внешней торговли 2) объединение владельцев автотранспорта 3) прокуратура 4)налоговая инспекция

5

К органам местного самоуправления относят

1) сход граждан 2) городское поселение 3)сельское поселение 4) городской округ

К формам участия населения в осуществлении местного самоуправления НЕ относится:

1) собрание граждан 2) территориальное общественное самоуправление 3) приказ о представлении к государственной награде 4) обращения граждан

6

Верны ли следующие суждения о политической партии?

А. В политическую партию обязательно входят представители одной социальной группы, класса.

Б. Политическая партия объединяет приверженцев близких идейных позиций.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


Верны ли следующие суждения о политической партии?

А. Политическая партия стремится к власти

Б. Политическая партия имеет не только центральные, но и организации на местах

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


7

Правовые нормы, в отличие от других социальных норм (норм морали)

1) регулируют поведение людей

2) ограничивают поведение людей

  1. принимаются и обеспечиваются силой государства

  2. вводят правила жизни в обществе




Какие термины относятся к источникам права?

1) правовой обычай, прецедент, нормативный договор

2) высшая юридическая сила, всенародное голосование

3) деяние, противоправность, виновность

4) нормативность, формальная определенность

8

Какое учреждение призвано осуществлять надзор над точным и единообразным исполнением законов всеми государственными органами?

1)адвокатура 2) прокуратура 3) нотариат

4) суд

К правоохранительным органам НЕ относится:

1) МВД 2) адвокатура

3) суды 4) прокуратура

9

Парламент Российской федерации, называемый Федеральным Собранием, состоит

1) из одной палаты

2) из двух палат

3) из трёх палат

4) нет правильного ответа



В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ

1) принимает законы

2) разрешает правовые споры

3) утверждает изменения границ между субъектами РФ

4) осуществляет управление федеральной собственностью


10

Что из перечисленного НЕ является основой конституционного строя в РФ?

1) народовластие

  1. светский характер государства

  2. признание человека, его прав и свобод высшей ценностью

  3. господствующая идеология

Конституция РФ определяет Россию как государство

    1. демократическое, федеративное, социальное

    2. федеративное, социальное, клерикальное

    3. демократическое, федеративное, правовое, с республиканской формой правления

    4. унитарное, демократическое, социальное

11

Гражданка М. подарила дочери на свадьбу принадлежащее ей кольцо. Этот пример иллюстрирует, прежде всего, право гражданки М. как собственницы в отношении принадлежащего её имущества

1) владеть

2) распоряжаться

3) пользоваться

4) наследовать

14-летний юноша решил поработать в летние каникулы. На какую вакансию он, согласно закону, имеет право устроиться?

1) курьера

2) продавца в ночную смену.

3) грузчика в супермаркете

4) продавца в табачном киоске


12

Совершеннолетние Марк и Ольга подали в отдел ЗАГС заявление о государственной _регистрации брака, но им отказали. Найдите причину отказа:

1) у Марка и Ольги -общий отец, но разные мамы.

  1. Марк-верующий, а Ольга –атеистка.

  2. Марк младше Ольги на 18 лет

  3. Марк-вдовец, а Ольга ни разу не была замужем.

Супруги Н. оформили развод, когда их сыну было 10 лет. Ребёнок остался жить с матерью. Какие права ребенка (или родителей) были нарушены?

    1. ребенок пожелал жить с матерью

    2. отец проживает отдельно, но часто видится и общается с сыном

    3. бабушки и дедушки отстранены от общения с мальчиком

    4. отец исправно платит алименты




13

Какое слово пропущено?

..…..права - обычай, прецедент, нормативно-правовой акт.
1) система

2) источник

3) отрасль

4) субъект

К какой из представленных ситуаций применима правовая норма?

1) гражданин С. вошел в храм, не сняв головного убора

2) будучи в гостях, гражданин С. испачкал скатерть соусом

3) гражданин С. переехал перекрёсток на запрещающий сигнал светофора.

4) гражданин С. добровольно отказался от путевки в санаторий.





14

Верны ли суждения ?

А В любом государстве существует верховенство права.

Б. В правовом государстве гражданин и власть ответственны друг перед другом

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны


3. Верны ли следующие суждения?

А. Власть государства распространяется на всех её граждан

Б. Государство представляет интересы общества в целом

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны




15

Верны ли суждения о правоохранительных органах государства?

А. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности.

Б. Надзор за исполнением законов органами государственной власти осуществляет адвокатура

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

Верны ли следующие суждения?

А.Полная дееспособность физического лица возникает с получением паспорта.

Б. Недееспособность является препятствием для регистрации брака

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны




16



Найдите в приведенном списке примеры правовых норм и запишите цифры, под которыми они указаны

1) зубы следует чистить два раза в день

2) запрещается переходить дорогу на красный сигнал светофора

3) трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей

4) при входе в помещение мужчина должен снимать головной убор

5) запрещается нарушать неприкосновенность жилища


Найдите в приведенном списке конституционные обязанности гражданина РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны

1) уважать права и свободы других лиц

  1. свободно выражать свои мысли

  2. получать высшее образование

  3. защищать Отечество

  4. платить налоги и сборы






17

Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся:

Права (свободы) человека

Группы прав (свобод) человека

А). право на охрану здоровья и медицинскую помощь

1) гражданские (личные)

2) политические

3) социально-экономические

Б) право на образование

В) право на защиту чести и достоинства

Г) право на свободу мирных собраний и митингов

Д) право на жизнь

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д



















Установите соответствие между признаком и формой правления:

признак

Форма правления

А). единоличный глава государства

1) монархия

2) республика


Б) источником власти признаётся народ

В) бессрочная пожизненная власть главы государства

Г) принцип коллегиального принятия политических решений

Д) принцип выборности высших органов власти

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д





















18

На уроке рассматривались отрасли права. Учитель предложил сравнить гражданское право и админи­стративное право. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую ко­лонку — порядковые номера черт отличия.

1) одной из сторон может выступать должностное лицо

2) регулирует определенную сферу правоотношений

3) влияет на поведение людей

4) предполагает неравенство сторон

Черты сходства

Черты отличия

 

 

 

 

 




Учитель на уроке оха­рак­те­ри­зо­вал мо­раль­ные и пра­во­вые нормы. Срав­ни­те эти два вида со­ци­аль­ных норм. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия:

1) со­зда­ют­ся го­су­дар­ством;

2) пред­по­ла­га­ют юри­ди­че­скую от­вет­ствен­ность;

3) опре­де­ля­ют гра­ни­цы доз­во­лен­но­го;

4) ре­гу­ли­ру­ют об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния.


Черты сходства

Черты отличия

 

 

 

 

 






ОТВЕТЫ




задания

ВАРИАНТ 1
Правильный ответ

ВАРИАНТ 2
Правильный ответ

1

2

2

2

4

2

3

2

2

4

2

2

5

1

3

6

2

3

7

3

1

8

2

2

9

2

4

10

4

3

11

2

1

12

1

3

13

2

3

14

2

3

15

1

2

16

235

145

17

33121

12122

18

23/14

34/12