Файл: 1 Теоретические аспекты анализа и управления себестоимостью продукции 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





























СОДЕРЖАНИЕ


Введение 2

1 Теоретические аспекты анализа и управления себестоимостью продукции 5

1.1 Себестоимость продукции: понятие, структура и виды 5

1.2 Нормативно-правовое регулирование формирования себестоимости продукции 13

1.3 Анализ себестоимости как элемент управления производством 16

1.4 Технико-экономические факторы и резервы снижения себестоимости продукции 19

2 Анализ себестоимости продукции на предприятии ОАО "Кубанский завод сухих молочных смесей" 24

2.1 Общая характеристика предприятия 24

2.2 Анализ общей суммы затрат на производство продукции 27

2.3 Факторный анализ себестоимости продукции 30

3 Предложения по снижению себестоимости продукции на предприятии ОАО "Кубанский завод сухих молочных смесей" 32

Заключение 38

Список использованных источников 40

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что себестоимость продукции, представляя собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, т.е. самоокупаемости – основополагающей признака рыночного хозяйственного расчета. Себестоимость – один из важнейших показателей эффективности потребления ресурсов.

Успех любого предпринимателя – это рациональное и эффективное использование всех имеющихся в его распоряжении ресурсов. С развитием рыночного хозяйства происходит стремительное наводнение экономики и общества самыми разнообразными товарами и услугами. Происходит постоянное ужесточение конкуренции между компаниями. Они ведут непрерывную борьбу за своё место на рынке, они стремятся выжить и процветать долгие годы. А для этого производителям необходимо улучшать качество своих товаров, искать новые рынки сбыта, завоевывать доверие потребителей различными методами, в том числе используя снижение цены на продукцию. Резервом изменения этих факторов в лучшую сторону является себестоимость производимых товаров и услуг. Т.е. достаточно очевидным является тот факт, что те компании, которые сумеют не только создать качественную продукцию, но и предложить ее на рынке по наиболее выгодной цене, смогут завоевать больше потребителей и постоянных клиентов, а, следовательно, получить больше прибыли.


Себестоимость можно назвать «зеркалом» компании – она помогает увидеть всю хозяйственную деятельность предприятия с разных ракурсов и сторон, все достигнутые результаты, а также все неудачи и упущенные возможности. Значение этого показателя невозможно приуменьшить. Это не только основной фактор, формирующий прибыль, но и главнейший элемент механизма управления производством.

Именно научно обоснованное снижение затрат поможет добиться наилучшего эффекта от работы предприятия, увеличить уровень его рентабельности, а значит добиться огромного успеха. Экономия в затратах даст возможность высвободить дополнительные денежные ресурсы, которые можно вложить в расширение, совершенствование собственного производства или инвестировать какой-либо выгодный проект. Именно поэтому себестоимость является одним из главных объектов аналитического исследования деятельности предприятия.

Целью данной курсовой работы является всестороннее и полное изучение понятия себестоимости продукции, анализ различных механизмов ее формирования, поиск и выявление резервов и путей ее снижения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий перечень задач:

  • достаточно полно раскрыть сущность себестоимости продукции;

  • изучить разные классификации затрат на производство;

  • изучить перечень нормативных и правовых документов, регламентирующих формирование себестоимости;

  • доказать необходимость анализа данного показателя для должного управления производством;

  • выявить скрытые резервы снижения себестоимости;

  • проанализировать состав и структуру затрат на производство продукции на предприятии ОАО "Кубанский завод сухих молочных смесей"

  • составить план мероприятий по возможному снижению затрат на себестоимость продукции на предприятии ОАО "Кубанский завод сухих молочных смесей".

Предмет исследования – пути снижения себестоимости продукции.

Объект исследования курсовой работы – ОАО "Кубанский завод сухих молочных смесей", состав и структура затрат на производство продукции.

Курсовая работа включает три части. Первая из них раскроет сущность себестоимости, направлений ее снижения и методов расчета. Вторая часть посвящена анализу структуры себестоимости выбранного предприятия. В третьей части будут отражены предложения и возможные мероприятия по снижению затрат на производство.



При написании работы использовались труды отечественных авторов (И.В. Гелета, Т.Н, Батова, Т.И. Арбенина, О.В.Баскакова, Л.Ф. Сейко и др.), материалы периодической литературы и источники сети Интернет.

Глава 1. Теоретические аспекты анализа и управления себестоимостью продукции

    1. Себестоимость продукции: понятие, структура и виды


Сущность экономики предприятия заключается в определении затрат и результатов производства и их сравнении. Результаты деятельности предприятий разнообразны и могут включать не только экономические и производственные результаты, но и результаты социального и технологического развития. Сопоставление затрат и результатов позволяет проанализировать эффективность деятельности предприятия. Экономическая эффективность деятельности предприятия обычно определяется разницей между доходами от реализации продукции (работ, услуг) и затратами на ее производство и реализацию. Это показывает, насколько важно оценивать и контролировать затраты на предприятиях.

Затраты, накладные расходы и себестоимость продукции являются наиболее важными экономическими категориями. Их уровень во многом определяет прибыль и рентабельность предприятия.

Предприятия вкладывают средства в производственные ресурсы для производства конкурентоспособной продукции. Затраты на приобретение денежных средств в течение определенного периода времени составляют издержки предприятия.

Важно помнить, что затраты на производство продукта - это не то же самое, что себестоимость продукции. Они похожи, но не идентичны. С социальной точки зрения, стоимость производства состоит из суммы затрат живого и материального труда и равна стоимости продукта.

Все издержки принимаются как альтернативные, т.е. стоимость любого ресурса, выбранного для производства, равняется его ценности при самом лучшем варианте использования.

Экономические издержки предприятия (фирмы) делятся на:

  • бухгалтерские (явные) – денежные платежи поставщикам факторов производства, которые используются для создания товаров или услуг;

  • имплицитные (неявные) – данный вид отражает использование в производстве таких ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы, за которые сама фирма формально не платит.

В зависимости от степени и скорости перенесения ресурсами своей стоимости на производимый продукт, от их оборачиваемости издержки делятся на:


  • постоянные, когда вся сумма затрат не зависит от изменения объемов производства (зарплаты высшего управленческого персонала, оклады, аренда зданий и сооружений, отчисления на амортизацию, кредиты банков, возмещение и проценты, налоги и страховые взносы);

  • переменные издержки: материалы, сырье, энергия, топливо, услуги транспорта, зарплата большей части персонала и др., совокупная величина которых находится прямой зависимости от объемов производства и реализации продукции.

Бухгалтерские издержки исчисляются в практической деятельности предприятий и представляют собой затраты фирмы1.

Затраты делятся по воспроизводственному признаку на:

  • затраты на производство и реализацию продукции, образующие её себестоимость (текущие затраты, которые покрываются из выручки от реализации продукции при кругообороте оборотного капитала);

  • затраты на расширение и обновление производства (это, как правило, достаточно крупные единовременные вложения капитальных средств под новую или модернизированную продукцию);

  • затраты на социально-культурные, жилищно-бытовые и другие непроизводственные нужды предприятий (они не связаны прямо с производством, не включаются в себестоимость продукции и финансируются из специальных фондов)2.

Издержки промышленного производства - это денежные текущие затраты на производство предприятия и реализацию его продукции.

Затраты являются важнейшим качественным показателем, отражающим результаты хозяйственной деятельности предприятия, технико-экономический уровень производства и качество управления. Она является отправной точкой ценообразования и непосредственно влияет на прибыль и рентабельность производства.

Себестоимость - это оценка затрат, связанных с использованием основных фондов, сырья, материалов, топлива, энергии и труда при производстве и реализации продукции.

Себестоимость продукции - это экономическая категория, связанная с существованием самостоятельного экономического субъекта в товарно-денежных отношениях и представляющая собой затраты на производство и реализацию продукции предприятия. В данном случае себестоимость является категорией простого воспроизводства, поскольку она всегда возмещается в цене продукта и позволяет предприятиям возобновлять производство в неизменных масштабах1.

Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:

  • учёт и контроль всех затрат на производство и реализацию продукции;

  • база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;

  • экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;

  • определение оптимальных размеров предприятия;

  • экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.


Все показатели себестоимости продукции укрупненно можно классифицировать на группы:

  • абсолютные;

  • уровневые;

  • относительные.

Безусловные показатели отражают общие затраты, связанные с производством и продажей продукта. Эти показатели рассчитываются на основе оценок производственных затрат. Примеры включают производственные затраты, транспортные расходы и затраты на продажу.

К уровневым показателям относят:

  • себестоимость единицы продукции;

  • затраты на рубль выпущенной (товарной) продукции;

  • затраты на рубль объема продаж.

Относительные показатели характеризуют изменения уровневых показателей во времени. Например, снижение затрат на производство единицы продукции рассчитывается путем умножения отношения разницы между затратами в базисном и отчетном периоде к затратам в базисном периоде на 100%.

В производственной хозяйственной практике, в зависимости от условий, целей и конкретных объектов расчета, принципиально различают следующие основные единицы измерения

Индивидуальная себестоимость и среднеотраслевая себестоимость. Каждое предприятие определяет себестоимость всей своей продукции с учетом своих технических и организационных особенностей, которые отражаются на уровне и структуре индивидуальных затрат. Затраты предприятия в целом определяются на основе годовой сметы затрат на производство. Для целей ценообразования необходимо знать себестоимость единицы продукции, определяемую каждым предприятием самостоятельно. Если предприятия принадлежат к отраслям, производящим однородную продукцию, то для этих продуктов можно определить среднеотраслевые производственные затраты. Среднеотраслевые затраты рассчитываются как средневзвешенная величина и определяют средние затраты на единицу продукции в отрасли.

Цеховые затраты, производственные затраты и общие (коммерческие) затраты. Производственные цеховые затраты включают в себя затраты всех цехов предприятия. Эти затраты представляют собой производственные расходы, связанные с производством, плюс расходы на администрирование и содержание цеха, так же накладные производственные расходы.

Производственные затраты включают все расходы предприятия, которые связаны только с производством продукции. Общие производственные расходы, административные и эксплуатационные расходы всего предприятия, определяются путем добавления их к производственным расходам цеха.