ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 420
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Кузнецов И. Н. Научное исследование. Методика проведения и оформление / Игорь Николаевич Кузнецов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и К°, 2006. – 460 с.
5. Куликов Л. В. Психологическое исследование : метод. Рекомендации по проведению / Л. В. Куликов. – СПб. : Наука, 1994. – 145 с.
6. Методы исследований и организация экспериментов / Под ред. Проф. К.П. Власова.—Х. : Изд-во «Гуманитарный центр», 2002. – 256 с.
7. Образцов П. И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П.И.Образцов. — СПб. : Питер, 2004. — 268 с: ил. — (Серия «Краткий курс»).
8. Подольская Е. А. Практикум по логике и методологии научного познания / Е.А.Подольская, О.Н.Куликова. – X. : Изд-во НфаУ, 2000. ‑ 52 с.
9. Сабитов Р.А. Основы научных исследований : учебное пособие / Р.А.Сабитов. – Челябинск : Челяб. Гос.ун-т., 2002. – 138 с.
10. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки : учеб.-методич. Пособ. / Умберто Эко ; пер. с ит. Е. Костюкович. – М. : Университет, 2003. – 240 с.
Практическое занятие 11-12 (4 часа).
Тема: «Значимость методологии для работы исследователя».
Цели занятия:
1. Актуализировать знания студентов о значимости методологии исследования.
2. Формировать навыки культуры исследователя, культуры докладчика.
1. Вопросы для самоподготовки:
1. Напишите эссе на тему:
А) «Чем научное познание отличается от ненаучного?» Постарайтесь сформулировать все ключевые отличия, проведите сравнения с ненаучными формами познания.
Б) «Мое видение основных проблем в современной дефектологии (логопедии)».
В) «Значимость методологии для работы логопеда (дефектолога)»
Подготовить презентацию к творческому эссе.
Если считать, что научное познание базируется на рациональности, необходимо понимать, что ненаучное или вненаучное познание – это не выдумка или фикция. Ненаучное познание так же, как и научное, производится в некоторых интеллектуальных сообществах в соответствии с определенными нормами и эталонами. Ненаучное и научное познание имеют собственные средства и источники познания. Как известно, множество форм ненаучного познания старше познания, которое признается научным. Например, алхимия намного старше химии, а астрология старше астрономии.
Научное и ненаучное познание имеют источники. Например, первое базируется на результатах опытов и наук. Его формой можно считать теорию. Законы науки вытекают в определенные гипотезы. Формами второго считают мифы, народную мудрость, здравый смысл и практическую деятельность. В некоторых случаях ненаучное познание также может базироваться на чувстве, которое ведет к так называемому откровению или метафизическому озарению. Примером ненаучного познания может стать вера. Ненаучное познание может осуществляться с помощью средств искусства, например, при создании художественного образа.
Отличия научного и ненаучного познания
Во-первых, главным отличием научного познания от ненаучного является объективность первого. Человек, который придерживается научных взглядов, понимает тот факт, что в мире все развивается независимо от тех или иных желаний. На такую ситуацию не могут повлиять авторитеты и частные мнения. В противном случае мир мог бы оказаться в хаосе и вряд ли вообще существовал.
Во-вторых, научное познание в отличие от ненаучного направлено на результат в будущем. Научные плоды в отличие от ненаучных не всегда могут дать быстрые результаты. Многие теории перед открытием подвергаются сомнениям и гонениям со стороны тех, кто не хочет признавать объективность явлений. Может пройти достаточное количество времени, пока научное открытие в отличие от ненаучного будет признано состоявшимся. Ярким примером может стать открытия Галилея Галилео или Коперника относительно движения Земли и строения солнечной Галактики.
Научное и ненаучное познание всегда находятся в противоборстве, что обуславливает еще одно отличие. Научное познание всегда проходит следующие этапы: наблюдение и классификация, эксперимент и объяснение естественных явлений. Ненаучному познанию все это не присуще.
Литература:
1. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы / А.Ф.Ануфриев. – М. : Ось-89, 2004. – 112 с.
2. Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования : учебное пособие для вузов / Б.С.Волков, Н.В.Волкова, А.В.Губанов ; научн. ред. Б.С.Волков. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Академический Проект ; Фонд «Мир», 2005. – 352 с.
3. Кузнецов И.Н. Научные работы: Методика подготовки и оформления / И.Н.Кузнецов. – Минск, 1998. – 272 с.
4. Кузнецов И. Н. Научное исследование. Методика проведения и оформление / Игорь Николаевич Кузнецов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и К°, 2006. – 460 с.
5. Куликов Л. В. Психологическое исследование : метод. Рекомендации по проведению / Л. В. Куликов. – СПб. : Наука, 1994. – 145 с.
6. Методы исследований и организация экспериментов / Под ред. Проф. К.П. Власова.—Х. : Изд-во «Гуманитарный центр», 2002. – 256 с.
7. Образцов П. И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П.И.Образцов. — СПб. : Питер, 2004. — 268 с: ил. — (Серия «Краткий курс»).
8. Подольская Е. А. Практикум по логике и методологии научного познания / Е.А.Подольская, О.Н.Куликова. – X. : Изд-во НфаУ, 2000. ‑ 52 с.
9. Сабитов Р.А. Основы научных исследований : учебное пособие / Р.А.Сабитов. – Челябинск : Челяб. Гос.ун-т., 2002. – 138 с.
10. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки : учеб.-методич. Пособ. / Умберто Эко ; пер. с ит. Е. Костюкович. – М. : Университет, 2003. – 240 с.