ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 509
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ РОССИИ. Часть 1. (до 1917 века)
2. Древнерусское государство (Древняя Русь)
8. Борьба Руси с нашествием монголов в XIII в.
9. Московское княжество в XIV веке.
Князь Дмитрий Донской. Куликовская битва.
12. Россия на рубеже XVI–XVII веков. «Смутное время»
15. Преобразования Петра I (1682-1725 гг.)
18. Внешняя политика России во 2–й половине ХVIII века при Екатерине II и Павле I
Отмена крепостного права в России в 1861 г.
Либеральные реформы Александра II 1860–1870-х гг.
Л. Краснопевцев, Б. Вайль и др.).
Массовая реабилитация политзаключённых. Началу реабилитации способствовали восстания 1953–1955 гг. в Особых лагерях ГУЛАГа (Норильск, Воркута, Кенгир). Самое серьёзное из них произошло в 1954 г. в Казахстане, где против 13 тыс. восставших применили танки. В 1953 г. общее число заключённых в СССР превышало 2,6 млн. человек. С 1953 г. по февраль 1956 г. было реабилитировано 7.679 человек. После ХХ съезда процесс реабилитации ускорился – с марта 1956 г. по 1957 г. реабилитировано свыше 0,5 млн. человек. Система ГУЛАГа была расформирована и прекратила существование.
Устранение «антипартийной группы» в 1957 г. Курс Хрущёва вызвал недовольство у части партийного руководства. В июне 1957 г. 7 из 11 членов Президиума ЦК (Н.А. Булганин, К.Е. Ворошилов, Л.М. Каганович, Г.М. Маленков, В.М. Молотов, М.Г. Первухин, М.З. Сабуров) и «примкнувший к ним» кандидат в члены Президиума Д.Т. Шепилов, воспользовавшись отъездом Хрущёвав Финляндию, решили ликвидировать должность первого секретаря ЦК КПСС и понизить Хрущёва до министра сельского хозяйства. Они обвинили Хрущёва в формировании собственного культа личности, голословных обещаниях и ошибочной внешней политике. Хрущёва поддержали лишь 3 члена Президиума (А.И. Микоян, А.И. Кириченко, М.А. Суслов). Однако Хрущёв сумел в кратчайшие сроки созвать Пленум ЦК (благодаря поддержке министра обороны СССР, маршала Г.К. Жукова, организовавшего доставку военными самолетами со всей страны членов ЦК) и добиться осуждения своих противников. Решающим стало заявление Жукова, что в случае смещения Хрущёва он обратится напрямую к армии и народу. Пленум постановил: «Осудить… фракционную деятельность антипартийной группы Маленкова, Кагановича, Молотова и примкнувшего к ним Шепилова». Показательно, что оппозиционеры не были репрессированы. Например, Маленков работал директором электростанции в Сибири, Каганович руководил трестом на Урале. Молотова понизили до должности посла в Монголии.
Новый Президиум ЦК КПСС пополнился людьми, поддержавшими Хрущёва (Г.К. Жуков, Л.И. Брежнев, Н.М. Шверник Е.А. Фурцева и др.). Опасаясь возросшего политического влияния Г.К. Жукова и его популярности в армии, в октябре 1957 г. Хрущёв обвинил Жукова в «бонапартизме», уволил его с поста министра обороны и вывел из Президиума ЦК. В 1958 г. Н.А. Булганин был смещён с поста председателя Совета Министров. Этот пост занял сам Хрущёв, совместив посты главы правительства и лидера партии. Практически Н.С. Хрущёв вернулся к сталинской практике совмещения постов и стал неконтролируемым лидером. В 1960 г. из Президиума Верховного Совета был убран К.Е. Ворошилов. Председателем Президиума Верховного Совета стал
Л.И. Брежнев, считавшийся «человеком Хрущёва».
Программа построения коммунизма. XXI съезд КПСС (1959 г.) сделал вывод, что социализм в СССР одержал «полную и окончательную победу», страна вступила в период «развёрнутого строительства коммунизма». XXII съезд КПСС в 1961 г. принял Третью программу партии, где детально расписывались задачи построения коммунизма за 20 лет (к 1980 г.). Для достижения этой амбициозной цели намечалось:
1. Выйти на первое место в мире по производительности труда, выпуску продукции на душу населения и уровню жизни.
2. Преобразовать «социалистическую государственность в общественное коммунистическое самоуправление».
3. Воспитать «нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство».
Программа КПСС завершалась фразой: «Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!». Ближайшие годы показали, что эта программа была крайне утопична и не учитывала реалий времени.
Национальная политика отличалась непоследовательностью.
Её плюсы: После ХХ съезда были сняты обвинения с репрессированных народов, восстановлены автономные республики: Калмыцкая, Чечено-Ингушская, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская.
Минусы: Реабилитация не затронула немцев Поволжья и крымских татар: обвинения были сняты с них только соответственно в 1964 и 1967 гг., а собственную государственность в СССР они так и не обрели.
Установка XX съезда КПСС на всесторонний учёт национальных различий и особенностей сменилась курсом на слияние наций в «единый советский народ». В преддверии «светлого коммунистического завтра» по воле Хрущёва без обсуждения решались вопросы административно-территориального деления страны. В 1954 г. входивший в РСФСР Крым, 2/3 населения которого составляли русские, а украинцы – лишь 1/4, был передан Украинской ССР. Эта неконституционная акция создала после распада СССР в 1991 г. сложную политическую проблему Крыма и Севастополя. В 1956 г. Карело-Финская союзная республика была преобразована в автономную и включена в состав РСФСР.
Отставка Н.С. Хрущёва. В октябре 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС, когда Хрущёв отдыхал в Пицунде, с обвинительным докладом против него выступил
М.А. Суслов. Хрущёву вменялось в вину:
-нарушение принципа коллективности руководства, авантюристичность и непродуманность решений («субъективизм и волюнтаризм»);
-декларативность и славословие, переоценка достигнутых успехов;
-развал сельского хозяйства из-за повсеместного засева кукурузы;
-раздел партаппарата на промышленный и сельскохозяйственный;
-ухудшение отношений с Китаем;
-присвоение Г.А. Насеру звания Героя Советского Союза и т.д.
Сначала Хрущёв оказал сопротивление, но после ночи размышлений решил принципиально уйти. Первым секретарём ЦК был избран Л.И. Брежнев (с 1966 г. – Генеральный секретарь), председателем Совета Министров СССР – А.Н. Косыгин, Председателем Президиума Верховного Совета СССР – Н.В. Подгорный.
Несмотря на то, что смещение Хрущёва иногда именуется «переворотом» и «заговором», в действительности произошло нормальное событие – партия сама поменяла лидера и выбрала нового, более адекватного ситуации. Этот факт показал, что теперь не партия являлась придатком лидера, а лидер находился на службе у партии, и если он становился неадекватен, то мог быть сменён. Это говорит о прогрессе в развитии КПСС. Этой точки зрения придерживался и сам Н.С. Хрущёв, который назвал возможность партии возразить лидеру и избрать нового главным результатом своей деятельности.
63. Социально-экономическое развитие СССР
в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг.
Научно-технический прогресс.Страны Запада активно внедряли в производство достижения научно-технической революции (НТР). В СССР директивная экономика в силу её сверхцентрализованности, отсутствия инициативы и предприимчивости оказалась неспособной учитывать достижения НТР. К сер. 1950-х годов иссяк поток репараций из Германии. Отставала механизация труда: более половины рабочих занимались ручным и малоквалифицированным трудом. Руководство СССР было этим обеспокоено. Июльский (1955 г.) пленум ЦК КПСС взял курс на «повышение технического уровня производства на базе механизации и автоматизации». В феврале 1956 г. XX съезд КПСС утвердил план VI пятилетки на 1956–1960 гг. Предусматривалось внедрение в экономику достижений научно-технического прогресса.
В СССР активно развивалась атомная энергетика. В 1954 г. в г. Обнинске дала ток первая в мире атомная электростанция, затем построены более мощные Белоярская (на Урале) и Воронежская АЭС.
В 1957 г. был спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин». Построены крупные ГЭС: Куйбышевская, Цимлянская, Горьковская, Сталинградская, Каховская и др. Химическая промышленность начала выпуск искусственных материалов. На транспорте паровозы уступили место тепловозам и электровозам. Однако объём производства увеличивался экстенсивно, за счёт строительства новых предприятий, а не за счёт повышения эффективности имевшегося потенциала.
Административная реформа управления народным хозяйством. В 1954 г. прошла волна резкого сокращения – до 1 млн. человек – государственных служащих (однако к кон. 1960-х гг. при Л.И. Брежневе численность чиновничества не только восстановилась, но и превысила прежний уровень). Произошла децентрализация управления хозяйством. В 1957 г. вместо упразднённых отраслевых министерств в республиках и областях созданы территориальные органы управления – советы народного хозяйства (совнархозы). Ликвидированы 10 министерств, 200 главков и управлений. Сохранилось лишь централизованное управление оборонными отраслями.
Цели административной реформы:
-разрушить ведомственную монополию, приблизить органы хозяйственного руководства к местам, поднять их инициативу;
-укрепить экономические связи внутри регионов.
Негативные стороны административной реформы:
-предприятия остались под опекой совнархозов;
-реформа не дошла до рабочих мест, её гасили чиновники;
-заработная плата оставалась уравнительной;
-ослабла единая техническая политика внутри отраслей;
-ослабли хозяйственные связи внутри регионов;
-возникло местничество – стремление регионов использовать ресурсы лишь для собственных целей;
-вновь разбух управленческий аппарат: в 1963 г. для управления промышленностью создан Высший совет народного хозяйства СССР.
Кризис планирования. «Административная лихорадка» шла по нарастающей, в то время как темпы экономического развития снижались. За пятую пятилетку (1951–1955 гг.) промышленное производство увеличилось на 85 %, сельскохозяйственное – на 20,5 %; за шестую пятилетку (1956–1960 гг.) соответственно на 64,3 % и 30 %; в 1961–1965 гг. – лишь на 51 % и 11 %. Два последних года шестой пятилетки были объединены с годами следующей пятилетки и создан единый семилетний план – «
семилетка» (1959–1965 гг.). Задачи семилетки:
-догнать развитые капиталистические страны по производству продукции на душу населения (не было выполнено);
-увеличить рост производства сельхозпродукции в 3–4 раза (реально производство сельхозпродукции увеличилось лишь на 15%).
В 1958 г. были расширены права профсоюзов. Они получили право участвовать в трудовых спорах рабочих и администрации.
Реформирование сельского хозяйства.В особенно тяжёлом положении находилось сельское хозяйство, задавленное налогами и обязательными госпоставками. По решению сентябрьского (1953 г.) пленума ЦК КПСС по инициативе Маленкова и Хрущёва были проведены меры по подъёму сельского хозяйства:
-увеличены закупочные цены на сельхозпродукцию;
-усилено финансирование аграрного сектора;
-уменьшен вдвое сельхозналог;
-укреплён кадровый потенциал – на село направлены 30 тыс. партработников и 120 тыс. специалистов-аграрников;
-ослаблены притеснения личных подсобных хозяйств колхозников. Их освободили от обязательных натурпоставок.
Во второй пол. 1950-х годов происходит массовое укрупнение колхозов (колхозы-гиганты), а также преобразование колхозов в совхозы (советские хозяйства), что привело к превращению колхозника в наёмного сельскохозяйственного рабочего. Сократилось количество колхозов (в 1955 г. – 91 тыс., в 1963 г. – лишь 39 тыс.). Началась ликвидация малых «неперспективных» деревень. Их жители, бросив землю, уезжали в города. Новые притеснения обрушились на личные подсобные хозяйства селян, признанные несовместимыми с будущим коммунизмом. В результате к сер. 1960-х годов приусадебные хозяйства были почти уничтожены. Между тем, они, занимая всего 1,5 % пахотных земель, содержали 33 % коров, 79 % коз от общесоюзного стада.
Освоение целины. С 1954 г. началась кампания по освоению целинных и залежных земель Заволжья, Сибири, Северного Казахстана. На волне трудового энтузиазма на целину по комсомольским путёвкам ехала молодёжь. На целине создаются колхозы-гиганты. В оборот было введено 42 млн. га пашни, где выращивалось до 40 % всех зерновых. В 1960 г. в СССР было собрано 125,5 млн. тонн зерна, из них на целине – 58,7 млн. тонн. Урожай не всегда удавалось сохранить и вывезти из-за отсутствия дорог и складов. Истощение целинных земель и эрозия почв привели позднее к снижению урожайности. Освоение целины помогло на время снять остроту зерновой проблемы, но обрекло село на экстенсивный путь развития.
Массовая реабилитация политзаключённых. Началу реабилитации способствовали восстания 1953–1955 гг. в Особых лагерях ГУЛАГа (Норильск, Воркута, Кенгир). Самое серьёзное из них произошло в 1954 г. в Казахстане, где против 13 тыс. восставших применили танки. В 1953 г. общее число заключённых в СССР превышало 2,6 млн. человек. С 1953 г. по февраль 1956 г. было реабилитировано 7.679 человек. После ХХ съезда процесс реабилитации ускорился – с марта 1956 г. по 1957 г. реабилитировано свыше 0,5 млн. человек. Система ГУЛАГа была расформирована и прекратила существование.
Устранение «антипартийной группы» в 1957 г. Курс Хрущёва вызвал недовольство у части партийного руководства. В июне 1957 г. 7 из 11 членов Президиума ЦК (Н.А. Булганин, К.Е. Ворошилов, Л.М. Каганович, Г.М. Маленков, В.М. Молотов, М.Г. Первухин, М.З. Сабуров) и «примкнувший к ним» кандидат в члены Президиума Д.Т. Шепилов, воспользовавшись отъездом Хрущёвав Финляндию, решили ликвидировать должность первого секретаря ЦК КПСС и понизить Хрущёва до министра сельского хозяйства. Они обвинили Хрущёва в формировании собственного культа личности, голословных обещаниях и ошибочной внешней политике. Хрущёва поддержали лишь 3 члена Президиума (А.И. Микоян, А.И. Кириченко, М.А. Суслов). Однако Хрущёв сумел в кратчайшие сроки созвать Пленум ЦК (благодаря поддержке министра обороны СССР, маршала Г.К. Жукова, организовавшего доставку военными самолетами со всей страны членов ЦК) и добиться осуждения своих противников. Решающим стало заявление Жукова, что в случае смещения Хрущёва он обратится напрямую к армии и народу. Пленум постановил: «Осудить… фракционную деятельность антипартийной группы Маленкова, Кагановича, Молотова и примкнувшего к ним Шепилова». Показательно, что оппозиционеры не были репрессированы. Например, Маленков работал директором электростанции в Сибири, Каганович руководил трестом на Урале. Молотова понизили до должности посла в Монголии.
Новый Президиум ЦК КПСС пополнился людьми, поддержавшими Хрущёва (Г.К. Жуков, Л.И. Брежнев, Н.М. Шверник Е.А. Фурцева и др.). Опасаясь возросшего политического влияния Г.К. Жукова и его популярности в армии, в октябре 1957 г. Хрущёв обвинил Жукова в «бонапартизме», уволил его с поста министра обороны и вывел из Президиума ЦК. В 1958 г. Н.А. Булганин был смещён с поста председателя Совета Министров. Этот пост занял сам Хрущёв, совместив посты главы правительства и лидера партии. Практически Н.С. Хрущёв вернулся к сталинской практике совмещения постов и стал неконтролируемым лидером. В 1960 г. из Президиума Верховного Совета был убран К.Е. Ворошилов. Председателем Президиума Верховного Совета стал
Л.И. Брежнев, считавшийся «человеком Хрущёва».
Программа построения коммунизма. XXI съезд КПСС (1959 г.) сделал вывод, что социализм в СССР одержал «полную и окончательную победу», страна вступила в период «развёрнутого строительства коммунизма». XXII съезд КПСС в 1961 г. принял Третью программу партии, где детально расписывались задачи построения коммунизма за 20 лет (к 1980 г.). Для достижения этой амбициозной цели намечалось:
1. Выйти на первое место в мире по производительности труда, выпуску продукции на душу населения и уровню жизни.
2. Преобразовать «социалистическую государственность в общественное коммунистическое самоуправление».
3. Воспитать «нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство».
Программа КПСС завершалась фразой: «Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!». Ближайшие годы показали, что эта программа была крайне утопична и не учитывала реалий времени.
Национальная политика отличалась непоследовательностью.
Её плюсы: После ХХ съезда были сняты обвинения с репрессированных народов, восстановлены автономные республики: Калмыцкая, Чечено-Ингушская, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская.
Минусы: Реабилитация не затронула немцев Поволжья и крымских татар: обвинения были сняты с них только соответственно в 1964 и 1967 гг., а собственную государственность в СССР они так и не обрели.
Установка XX съезда КПСС на всесторонний учёт национальных различий и особенностей сменилась курсом на слияние наций в «единый советский народ». В преддверии «светлого коммунистического завтра» по воле Хрущёва без обсуждения решались вопросы административно-территориального деления страны. В 1954 г. входивший в РСФСР Крым, 2/3 населения которого составляли русские, а украинцы – лишь 1/4, был передан Украинской ССР. Эта неконституционная акция создала после распада СССР в 1991 г. сложную политическую проблему Крыма и Севастополя. В 1956 г. Карело-Финская союзная республика была преобразована в автономную и включена в состав РСФСР.
Отставка Н.С. Хрущёва. В октябре 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС, когда Хрущёв отдыхал в Пицунде, с обвинительным докладом против него выступил
М.А. Суслов. Хрущёву вменялось в вину:
-нарушение принципа коллективности руководства, авантюристичность и непродуманность решений («субъективизм и волюнтаризм»);
-декларативность и славословие, переоценка достигнутых успехов;
-развал сельского хозяйства из-за повсеместного засева кукурузы;
-раздел партаппарата на промышленный и сельскохозяйственный;
-ухудшение отношений с Китаем;
-присвоение Г.А. Насеру звания Героя Советского Союза и т.д.
Сначала Хрущёв оказал сопротивление, но после ночи размышлений решил принципиально уйти. Первым секретарём ЦК был избран Л.И. Брежнев (с 1966 г. – Генеральный секретарь), председателем Совета Министров СССР – А.Н. Косыгин, Председателем Президиума Верховного Совета СССР – Н.В. Подгорный.
Несмотря на то, что смещение Хрущёва иногда именуется «переворотом» и «заговором», в действительности произошло нормальное событие – партия сама поменяла лидера и выбрала нового, более адекватного ситуации. Этот факт показал, что теперь не партия являлась придатком лидера, а лидер находился на службе у партии, и если он становился неадекватен, то мог быть сменён. Это говорит о прогрессе в развитии КПСС. Этой точки зрения придерживался и сам Н.С. Хрущёв, который назвал возможность партии возразить лидеру и избрать нового главным результатом своей деятельности.
63. Социально-экономическое развитие СССР
в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг.
Научно-технический прогресс.Страны Запада активно внедряли в производство достижения научно-технической революции (НТР). В СССР директивная экономика в силу её сверхцентрализованности, отсутствия инициативы и предприимчивости оказалась неспособной учитывать достижения НТР. К сер. 1950-х годов иссяк поток репараций из Германии. Отставала механизация труда: более половины рабочих занимались ручным и малоквалифицированным трудом. Руководство СССР было этим обеспокоено. Июльский (1955 г.) пленум ЦК КПСС взял курс на «повышение технического уровня производства на базе механизации и автоматизации». В феврале 1956 г. XX съезд КПСС утвердил план VI пятилетки на 1956–1960 гг. Предусматривалось внедрение в экономику достижений научно-технического прогресса.
В СССР активно развивалась атомная энергетика. В 1954 г. в г. Обнинске дала ток первая в мире атомная электростанция, затем построены более мощные Белоярская (на Урале) и Воронежская АЭС.
В 1957 г. был спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин». Построены крупные ГЭС: Куйбышевская, Цимлянская, Горьковская, Сталинградская, Каховская и др. Химическая промышленность начала выпуск искусственных материалов. На транспорте паровозы уступили место тепловозам и электровозам. Однако объём производства увеличивался экстенсивно, за счёт строительства новых предприятий, а не за счёт повышения эффективности имевшегося потенциала.
Административная реформа управления народным хозяйством. В 1954 г. прошла волна резкого сокращения – до 1 млн. человек – государственных служащих (однако к кон. 1960-х гг. при Л.И. Брежневе численность чиновничества не только восстановилась, но и превысила прежний уровень). Произошла децентрализация управления хозяйством. В 1957 г. вместо упразднённых отраслевых министерств в республиках и областях созданы территориальные органы управления – советы народного хозяйства (совнархозы). Ликвидированы 10 министерств, 200 главков и управлений. Сохранилось лишь централизованное управление оборонными отраслями.
Цели административной реформы:
-разрушить ведомственную монополию, приблизить органы хозяйственного руководства к местам, поднять их инициативу;
-укрепить экономические связи внутри регионов.
Негативные стороны административной реформы:
-предприятия остались под опекой совнархозов;
-реформа не дошла до рабочих мест, её гасили чиновники;
-заработная плата оставалась уравнительной;
-ослабла единая техническая политика внутри отраслей;
-ослабли хозяйственные связи внутри регионов;
-возникло местничество – стремление регионов использовать ресурсы лишь для собственных целей;
-вновь разбух управленческий аппарат: в 1963 г. для управления промышленностью создан Высший совет народного хозяйства СССР.
Кризис планирования. «Административная лихорадка» шла по нарастающей, в то время как темпы экономического развития снижались. За пятую пятилетку (1951–1955 гг.) промышленное производство увеличилось на 85 %, сельскохозяйственное – на 20,5 %; за шестую пятилетку (1956–1960 гг.) соответственно на 64,3 % и 30 %; в 1961–1965 гг. – лишь на 51 % и 11 %. Два последних года шестой пятилетки были объединены с годами следующей пятилетки и создан единый семилетний план – «
семилетка» (1959–1965 гг.). Задачи семилетки:
-догнать развитые капиталистические страны по производству продукции на душу населения (не было выполнено);
-увеличить рост производства сельхозпродукции в 3–4 раза (реально производство сельхозпродукции увеличилось лишь на 15%).
В 1958 г. были расширены права профсоюзов. Они получили право участвовать в трудовых спорах рабочих и администрации.
Реформирование сельского хозяйства.В особенно тяжёлом положении находилось сельское хозяйство, задавленное налогами и обязательными госпоставками. По решению сентябрьского (1953 г.) пленума ЦК КПСС по инициативе Маленкова и Хрущёва были проведены меры по подъёму сельского хозяйства:
-увеличены закупочные цены на сельхозпродукцию;
-усилено финансирование аграрного сектора;
-уменьшен вдвое сельхозналог;
-укреплён кадровый потенциал – на село направлены 30 тыс. партработников и 120 тыс. специалистов-аграрников;
-ослаблены притеснения личных подсобных хозяйств колхозников. Их освободили от обязательных натурпоставок.
Во второй пол. 1950-х годов происходит массовое укрупнение колхозов (колхозы-гиганты), а также преобразование колхозов в совхозы (советские хозяйства), что привело к превращению колхозника в наёмного сельскохозяйственного рабочего. Сократилось количество колхозов (в 1955 г. – 91 тыс., в 1963 г. – лишь 39 тыс.). Началась ликвидация малых «неперспективных» деревень. Их жители, бросив землю, уезжали в города. Новые притеснения обрушились на личные подсобные хозяйства селян, признанные несовместимыми с будущим коммунизмом. В результате к сер. 1960-х годов приусадебные хозяйства были почти уничтожены. Между тем, они, занимая всего 1,5 % пахотных земель, содержали 33 % коров, 79 % коз от общесоюзного стада.
Освоение целины. С 1954 г. началась кампания по освоению целинных и залежных земель Заволжья, Сибири, Северного Казахстана. На волне трудового энтузиазма на целину по комсомольским путёвкам ехала молодёжь. На целине создаются колхозы-гиганты. В оборот было введено 42 млн. га пашни, где выращивалось до 40 % всех зерновых. В 1960 г. в СССР было собрано 125,5 млн. тонн зерна, из них на целине – 58,7 млн. тонн. Урожай не всегда удавалось сохранить и вывезти из-за отсутствия дорог и складов. Истощение целинных земель и эрозия почв привели позднее к снижению урожайности. Освоение целины помогло на время снять остроту зерновой проблемы, но обрекло село на экстенсивный путь развития.