ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 482
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ РОССИИ. Часть 1. (до 1917 века)
2. Древнерусское государство (Древняя Русь)
8. Борьба Руси с нашествием монголов в XIII в.
9. Московское княжество в XIV веке.
Князь Дмитрий Донской. Куликовская битва.
12. Россия на рубеже XVI–XVII веков. «Смутное время»
15. Преобразования Петра I (1682-1725 гг.)
18. Внешняя политика России во 2–й половине ХVIII века при Екатерине II и Павле I
Отмена крепостного права в России в 1861 г.
Либеральные реформы Александра II 1860–1870-х гг.
Политика СССР в странах «третьего» мира. СССР, испытывавший большие экономические трудности, во второй пол. 1980-х гг. прекратил вмешательство в конфликты в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Камбодже, Никарагуа и других «горячих точках». Экономическая и военная помощь развивающимся странам резко сократилась. Был ликвидирован режим апартеи́да (расовой дискриминации) в Южно-Африканской Республике. В 1990 г. СССР осудил агрессию Ирака против Кувейта и выступил за применение силы против агрессора, поддержав предпринятую США против Ирака операцию «Буря в пустыне». Таким образом, СССР впервые занял единую с Западом позицию в региональном конфликте.
Итоги «нового политического мышления»: плюсы и минусы.
Плюсы: -улучшились отношения с Западом, укрепилась международная безопасность, разрядка напряжённости;
-возникло осознание мира как единого целого, в котором не должно быть места угрозе взаимного уничтожения, применения военной силы;
-был уничтожен целый класс ракетно-ядерных вооружений;
-СССР избавился от непосильного бремени гонки вооружений и противостояния Западу. Мир стал безопаснее, исчезла угроза новой войны;
-расширилось экономическое сотрудничество с Западом;
-были выведены советские войска из Афганистана.
Минусы: -был нанесён ущерб государственным интересам СССР;
-непродуманность и поспешность уступок Западу привели к негативным результатам (например, при объединении Германии и выводе советских войск из Восточной Европы были разрушены СЭВ и ОВД);
-СССР понёс геополитические потери, ослабла его оборонная мощь;
-крушение СССР вывело США в разряд единственной сверхдержавы в мире. В декабре 1991 г. президент США Дж. Буш-старший поздравил американский народ с победой в «холодной войне». По мнению В.В. Путина, высказанному в 2005 г., «крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века».
73. Россия в 1992–2011 гг. Конституция 1993 г.
Политические партии и движения
Становление российской государственности.Становление современной государственности России началось 12 июня 1990 г., когда 1-й Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. Через год, 12 июня 1991 г., Б.Н. Ельцин (1931–2007 гг.) был избран Президентом России.
Политическая конфронтация 1993 г. Российская государственность была представлена 3 ветвями власти:
-законодательной (Съезд народных депутатов и Верховный Совет);
-исполнительной (Президент и назначаемое им правительство);
-судебной с венчающим её Конституционным судом.
В 1993 г. обострилось противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти из-за разного видения стратегии экономических реформ. Президент Б.Н. Ельцин резко перешёл к свободному рынку, что вызвало рост цен, разорение предприятий и обнищание населения. Верховный Совет во главе с Р.И. Хасбулатовым (род. 1942) выступал против «дикого рынка», настаивал на плавном, постепенном переходе страны к рыночным отношениям при государственном регулировании. Роль арбитра в конфликте взял на себя председатель Конституционного суда Валерий Зорькин (род. 1943). От исхода противостояния зависел выбор Россией одной из трёх форм государственности:
-президентской республики (сильный президент, формирующий правительство и имеющий право распускать парламент);
-парламентской республики (сильный парламент, назначающий подотчётное ему правительство, у президента ограничены полномочия);
-смешанной, парламентско-президентской республики.
Б. Н. Ельцин перешёл в наступление и в марте 1993 г. заявил о подписании им указа, устанавливающего «особый порядок управления страной». В апреле 1993 г. состоялся референдум. Большинство населения высказалось за доверие Президенту. Но голосов за проведение досрочных перевыборов президента и парламента не хватило.
Трагические события сентября–октября 1993 г. Б. Н. Ельцин расценил итоги референдума как свою личную победу и пообещал, что сентябрь будет «сверхбоевым». 21 сентября в Указе № 1400 «О поэтапной конституционной реформе» Президент объявил о роспуске Съезда народных депутатов, Верховного Совета и проведении 12 декабря референдума по новой Конституции и о выборах в новый орган законодательной власти – Федеральное собрание (Государственную Думу и Совет Федерации). Фактически было введено президентское правление. Указ Президента формально противоречил действующей Конституции, которая не допускала роспуска парламента Президентом.
Оппозиция ответила решительными действиями. В ночь на 23 сентября 1993 г. X Чрезвычайный Съезд народных депутатов под председательством Р. И. Хасбулатова объявил действия Б.Н. Ельцина «государственным переворотом» и отстранил его от должности Президента РФ. Съезд избрал вице-президента
А. В. Руцкого (род. 1947) исполняющим обязанности Президента. Руцкой приступил к созданию параллельного правительства и вооружённых формирований. «Белый дом» – здание Верховного Совета – стал центром сопротивления. В него свозили оружие и боеприпасы. Председатель Конституционного Суда В. Д. Зорькин предложил «нулевой вариант» – отменить все решения Президента и Верховного Совета после 21 сентября и назначить одновременные перевыборы Президента и парламента. Но его никто не слушал. Противостояние перешло в силовую борьбу.
В Москве состоялись демонстрации оппозиции, в центре города возникли баррикады. 3 октября А. В. Руцкой и Р. И. Хасбулатов призвали собравшихся у «Белого дома» десятки тысяч людей к штурму мэрии и Останкинского телецентра. Здание мэрии было захвачено. Попытка штурма телецентра не удалась. Б.Н. Ельцин объявил в столице чрезвычайное положение и ввёл войска. «Белый дом» был блокирован, лишён электричества и водоснабжения. Утром 4 октября шесть танков Т-80 обстреляли боевыми снарядами «Белый дом». Здание загорелось и было занято войсками. Руководители сопротивления А. Руцкой, Р. Хасбулатов, В. Баранников (1940–1995), А. Макашов и др. были арестованы и водворены в следственный изолятор «Лефортово». В ходе октябрьских событий в Москве по официальным данным погибло от 123 до 145 человек (по данным сторонников Верховного Совета было убито до 1.300 человек).
В октябре 1993 г. система Советов была ликвидирована, местные органы советской власти упразднены. Их полномочия перешли к представителям Президента, главам администраций краёв и областей.
Оценки событий «чёрного октября» 1993 г. Трагические события были по-разному восприняты в обществе. Взаимоисключающие оценки были высказаны, с одной стороны, Президентом и его сторонниками, а с другой – теми, кто поддерживал Верховный Совет.
1. Президентская сторона всю ответственность за кровавые события возложила на Верховный Совет. Исторический смысл событий заключался, по её мнению, в крушении системы Советов и советской власти, которая после ухода с политической сцены КПСС оставалась последним оплотом тоталитаризма и главным барьером на пути либеральных демократических преобразований. Согласно её аргументации, Президент избрал единственно возможный способ выхода из тупика.
2. Антипрезидентская сторона всю ответственность за трагические события возложила персонально на Б. Ельцина и его окружение. Действия защитников Белого дома приравниваются к подвигу, призванному спасти конституционный строй и законность. В президентской политике они видят целенаправленное утверждение авторитарного режима, призванного обслуживать интересы мафиозно-криминальных структур, коррумпированного чиновничества и зарубежных сил.
Конституция РФ 1993 г. Референдум по проекту Конституции завершился её одобрением при минимальной явке народа. Основной Закон провозгласил Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Субъекты РФ не обладают правом на свободный выход, но имеют высокую степень независимости. Конституция признаёт в качестве высшей ценности человека, его права и свободы; идеологическое и политическое многообразие; равноправие государственной и частной собственности.
Президент наделён широкими полномочиями: он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами; представляет Государственной Думе кандидатуры председателя правительства РФ, Генерального прокурора, судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов; назначает федеральных министров, принимает решение об отставке правительства; обладает правом распускать Думу и назначать новые выборы в случае троекратного отклонения Думой кандидатуры премьер-министра.
Парламентские выборы 1993 г. Выборы в Государственную Думу принесли успех «Выбору России» (Е. Т. Гайдар, 1956–2009) – 96 мест (из 450), ЛДПР (В. В. Жириновский) – 70 мест, КПРФ (Г.А. Зюганов) – 65 мест и Аграрной партии (М. И. Лапшин, 1934–2006) – 47 мест.
Договор об общественном согласии (апрель 1994 г.). Главная идея Договора – отказ от силовых методов разрешения конфликтов, поиск компромиссов. Договор подписали Президент Б.Н. Ельцин, премьер-министр В. С. Черномырдин, председатели верхней и нижней палат парламента В. Ф. Шумейко и И. П. Рыбкин, главы республик и местных администраций, лидеры политических партий, религиозных объединений, профсоюзов и других организаций. Договор отказались подписать КПРФ и Аграрная партия. В рамках договора были прекращены уголовные дела против членов ГКЧП августа 1991 г. и защитников «Белого дома» октября 1993 г. Они вышли на свободу.
Отношения между центром и регионами. Проблема федерализма. Федерализм – форма правления, при которой суверенная власть конституционно поделена между центральным правительством и регионами. После разрушения СССР возникла угроза распада России. В 1991 г., стремясь во взаимной борьбе опереться на автономии, М. С. Горбачёв и Б. Н. Ельцин сделали угрозу распада России реальной. Горбачёв – обещанием вывести автономии на непосредственное подписание договора об ССГ (Содружестве Суверенных государств), Ельцин – знаменитым призывом: «берите столько суверенитета, сколько сможете переварить». В результате начался «парад суверенитетов» – республики и автономные области заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий, автономные области (кроме Еврейской), также объявили себя суверенными.
Республики, входившие в РСФСР – Татарстан, Башкортостан, Якутия взяли курс на выход из России. Чеченская республика сразу заявила о выходе из России и о готовности защищать свою независимость. В основе этого процесса лежало желание местных правящих элит вырваться из подчинения центру, стесняющего их самостоятельность.
Антирусские настроения распространились в бывших союзных республиках и привели к бегству около 1 млн. русских граждан. Проблема беженцев превратилась в одну из самых острых. В октябре-декабре 1992 г. обострился конфликт по территориальному вопросу между осетинами и ингушами. В феврале 1994 г. был подписан договор между РФ и Татарстаном на особых условиях.
Россия и чеченский конфликт. Наиболее тяжёлые последствия «парад суверенитетов» имел на Кавказе. Конфликт России и Чечни имеет вековые корни (со времён набегов чеченцев на южнорусские земли и завоевания Чечни Россией в XIX в.). Конфликт был усугублен депортацией чеченцев в Казахстан сталинским режимом в 1944 г.
В 1991 г. президентом Ичкерии (Чечни) был избран отставной советский генерал Джохар Дудаев (1944–1996). В Чечне под флагом борьбы за национальную независимость фактически возник криминальный режим. Российской армией были оставлены сепаратистам склады с оружием. В 1992 г. в Чечне была принята Конституция, провозгласившая республику независимым государством. Чечня не подписала федеративный договор и фактически в 1991–1994 гг. находилась вне правового и политического поля РФ. В Чечне банды боевиков совершали теракты, похищения людей, расправы над русскоязычными жителями, захват заложников. В 1993 г. Дудаев разогнал парламент, а в 1994 г. объявил России «священную войну». Первоначально федеральный центр мало обращал на Чечню внимания. Но 30 ноября 1994 г. Президент Ельцин издал Указ «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской республики», в соответствии с которым была создана специальная группировка войск. В ноябре 1994 г. отряды антидудаевской оппозиции при поддержке российских танкистов неудачно штурмовали Грозный.
Первый этап чеченской войны (1994–1996 гг.). 11 декабря 1994 г. федеральные войска вошли в Чечню, имея приказ «восстановить конституционный порядок». Министр обороны РФ Павел Грачёв (1948–2012) самонадеянно уверял, что «одним парашютно-десантным полком можно… в течение двух часов решить всё». Боевые действия складывались для федеральных войск неудачно. Штурм Грозного в новогоднюю ночь 31 декабря 1994 г. стал военной катастрофой, в результате которой погибли сотни российских военнослужащих. Неожиданностью оказалось наличие у Дудаева хорошо подготовленной 13-тысячной армии, включающей наёмников и добровольцев из других стран. Умело играя на национальных чувствах, Дудаеву удалось привлечь на свою сторону чеченский народ, который воспринял ввод