Файл: Тема Восточные славяне.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 482

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Политика СССР в странах «третьего» мира. СССР, испытывав­ший большие экономические трудности, во второй пол. 1980-х гг. прекратил вмешательство в конфликты в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Камбодже, Никарагуа и других «горячих точках». Эко­номи­ческая и военная помощь развивающимся странам резко сократилась. Был ликвидирован ре­жим апартеи́да (расовой дискриминации) в Южно-Африканской Рес­публике. В 1990 г. СССР осу­дил агрессию Ирака против Кувей­та и выступил за применение силы против агрессора, поддержав предпринятую США против Ирака опе­ра­цию «Буря в пустыне». Таким образом, СССР впервые занял единую с Западом позицию в региональном конфликте.

Итоги «нового полити­ческого мышления»: плюсы и минусы.

Плюсы: -улучшились отношения с За­падом, укрепилась международная безопасность, разрядка напряжённости;

-возникло осознание мира как единого целого, в котором не должно быть места угрозе взаимного уничтожения, применения военной силы;

-был уничтожен целый класс ракетно-ядерных вооружений;

-СССР избавился от непосильного бремени гонки вооружений и противостояния Западу. Мир стал безопас­нее, исчезла угроза новой войны;

-расширилось экономическое сотрудничество с Западом;

-были выведены советские войска из Афганистана.

Минусы: -был нанесён ущерб государственным интересам СССР;

-непродуманность и поспешность уступок Западу привели к не­гативным результатам (например, при объединении Германии и выводе советских войск из Восточной Европы были разрушены СЭВ и ОВД);

-СССР понёс геополитические потери, ослабла его оборонная мощь;

-крушение СССР вывело США в разряд единственной сверх­державы в мире. В декабре 1991 г. президент США Дж. Буш-старший по­здравил американский народ с победой в «холодной войне». По мнению В.В. Путина, высказанному в 2005 г., «крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века».


73. Россия в 1992–2011 гг. Конституция 1993 г.

Политические партии и дви­жения

Становление российской государственности.Становление совре­менной государственности России началось 12 июня 1990 г., когда 1-й Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государствен­ном суверенитете России. Че­рез год, 12 июня 1991 г., Б.Н. Ельцин (1931–2007 гг.) был избран Президентом России.

Политическая конфронтация 1993 г. Российская государственность была представлена 3 ветвями власти:


-законодательной (Съезд народных депутатов и Верховный Совет);

-исполнительной (Президент и назна­чаемое им правитель­ство);

-судебной с вен­чающим её Конституционным судом.

В 1993 г. обострилось про­ти­востояние исполнительной и законодательной ветвей власти из-за разного видения стратегии экономи­ческих реформ. Президент Б.Н. Ельцин резко перешёл к свободному рынку, что вызвало рост цен, разорение предприятий и обнищание населения. Верховный Со­вет во главе с Р.И. Хасбулатовым (род. 1942) выступал против «дикого рынка», наста­ивал на плавном, постепенном пере­ходе страны к рыночным отношениям при государственном регулирова­нии. Роль арбитра в конфликте взял на себя председатель Конституци­онного суда Валерий Зорькин (род. 1943). От исхода противостоя­ния зависел выбор Россией одной из трёх фор­м государственности:

-президентской республики (сильный президент, формирующий прави­тельство и имеющий право распускать парламент);

-пар­ламентской республики (сильный парламент, назначающий подотчёт­ное ему правительство, у президента ограничены полномочия);

-смешанной, парламентско-президентской республики.

Б. Н. Ельцин перешёл в наступление и в марте 1993 г. заявил о подписании им указа, устанавливающего «осо­бый порядок управления страной». В апреле 1993 г. состоялся референ­дум. Большин­ство населения высказалось за доверие Президенту. Но голосов за проведение досрочных перевыборов пре­зидента и парламента не хватило.

Трагические события сентября–октября 1993 г. Б. Н. Ельцин расценил итоги референ­дума как свою личную победу и пообещал, что сентябрь будет «сверхбоевым». 21 сентября в Указе № 1400 «О поэтапной конституционной реформе» Президент объявил о роспуске Съезда народных депутатов, Вер­ховного Совета и проведении 12 декабря референдума по новой Конститу­ции и о выборах в но­вый орган законода­тельной власти – Федеральное собрание (Государственную Думу и Совет Федерации). Факти­чески было введено президентское правле­ние. Указ Президента формально противоречил действующей Конституции, которая не допускала роспуска парламента Прези­дентом.

Оппозиция ответила решительными действиями. В ночь на 23 сен­тября 1993 г. X Чрезвычайный Съезд народных депутатов под предсе­дательством Р. И. Хасбулатова объявил действия Б.Н. Ельцина «госу­дарственным переворотом» и отстранил его от должности Президента РФ. Съезд избрал вице-президента

А. В. Руцкого (род. 1947) исполняю­щим обязанности Президента. Руцкой при­ступил к созданию парал­лельного пра­ви­тельства и воо­ружённых формирований. «Белый дом» – здание Верховного Совета – стал центром сопро­тивления. В него свозили оружие и боеприпасы. Председатель Конституционного Суда В. Д. Зорькин предложил «нулевой вари­ант» – отменить все решения Президента и Верховного Совета после 21 сентября и назначить одно­временные пе­ревыборы Президента и парламента. Но его никто не слушал. Противостояние перешло в силовую борьбу.

В Москве состоялись демонстрации оппозиции, в центре города возникли баррикады. 3 октября А. В. Руцкой и Р. И. Хасбулатов при­звали собрав­шихся у «Белого дома» десятки тысяч людей к штурму мэ­рии и Останкин­ского телецентра. Зда­ние мэрии было захвачено. По­пытка штурма теле­центра не удалась. Б.Н. Ельцин объявил в столице чрезвы­чайное положение и ввёл войска. «Белый дом» был блокирован, лишён элек­тричества и водоснабжения. Утром 4 октября шесть танков Т-80 обстреляли боевыми сна­рядами «Белый дом». Здание загорелось и было занято вой­сками. Руководители сопротивления А. Руцкой, Р. Хасбулатов, В. Баранников (1940–1995), А. Макашов и др. были арестованы и водворены в следственный изолятор «Лефортово». В ходе октябрьских событий в Москве по официальным данным погибло от 123 до 145 человек (по данным сторонников Верховного Совета было убито до 1.300 человек).

В октябре 1993 г. система Советов была ликвидирована, местные органы совет­ской власти упразднены. Их полномочия перешли к пред­ставителям Президента, главам админи­страций краёв и областей.

Оценки событий «чёрного октября» 1993 г. Тра­гические события были по-раз­ному восприняты в об­ществе. Взаимоис­ключающие оценки были высказаны, с одной сто­роны, Президентом и его сто­ронниками, а с другой – теми, кто поддер­живал Верховный Совет.

1. Президентская сторона всю ответственность за кровавые со­бытия возло­жила на Верховный Совет. Историче­ский смысл событий заклю­чался, по её мнению, в крушении системы Советов и совет­ской власти, которая после ухода с политической сцены КПСС оставалась последним опло­том тоталита­ризма и главным барье­ром на пути либеральных демо­кратиче­ских преобразований. Согласно её аргументации, Прези­дент избрал единственно возможный способ выхода из тупика.

2. Антипрезидентская сторона всю ответственность за трагиче­ские со­бытия возложила персонально на Б. Ель­цина и его окружение. Дейст­вия защитников Белого дома приравни­ваются к подвигу, при­званному спасти конституцион­ный строй и законность. В президент­ской политике они видят целенаправленное утверждение авторитар­ного режима, призванного обслуживать интересы мафиозно-крими­нальных структур, коррумпирован­ного чиновничества и зарубеж­ных сил.


Конституция РФ 1993 г. Референдум по проекту Конституции за­вер­шился её одобрением при минимальной явке народа. Основной Закон про­возгласил Россию демокра­тическим федеративным правовым государ­ством с республиканской формой правле­ния. Носителем суве­ренитета и единственным источни­ком власти в Россий­ской Федерации является её многонациональный народ. Субъекты РФ не об­ладают правом на сво­бодный выход, но имеют высокую степень неза­ви­симо­сти. Консти­туция признаёт в качестве высшей ценности челове­ка, его права и сво­боды; идеологиче­ское и политическое многообразие; рав­ноправие госу­дарственной и частной собственности.

Президент наделён широкими пол­номочиями: он определяет основные направления внутренней и внеш­ней политики государ­ства; является Верховным Главнокомандующим Вооружённы­ми Силами; представляет Государственной Думе кан­дидатуры председателя пра­вительства РФ, Генерального прокурора, судей Кон­ституционного, Верхов­ного и Высшего арбитражного судов; назначает федеральных министров, принимает решение об отставке правитель­ства; обладает правом распускать Думу и назначать новые выборы в случае троекратного отклонения Думой кандидатуры пре­мьер-мини­стра.

Парламентские выборы 1993 г. Выборы в Государственную Думу принесли успех «Выбору Рос­сии» (Е. Т. Гайдар, 1956–2009) – 96 мест (из 450), ЛДПР (В. В. Жиринов­ский) – 70 мест, КПРФ (Г.А. Зюганов) – 65 мест и Аграрной партии (М. И. Лап­шин, 1934–2006) – 47 мест.

Договор об общественном согласии (апрель 1994 г.). Главная идея Договора – отказ от силовых ме­тодов разрешения конфликтов, поиск ком­промис­сов. Договор подписали Президент Б.Н. Ельцин, пре­мьер-министр В. С. Черномырдин, председатели верх­ней и нижней па­лат парламента В. Ф. Шумейко и И. П. Рыбкин, главы республик и местных администраций, лидеры политических партий, религиозных объединений, профсоюзов и дру­гих организаций. Договор отказались подпи­сать КПРФ и Аграрная партия. В рамках до­говора были прекращены уголов­ные дела против чле­нов ГКЧП августа 1991 г. и за­щитников «Белого дома» октября 1993 г. Они вышли на свободу.

Отношения между центром и регионами. Проблема федера­лизма. Федерализм – форма правления, при которой суверенная власть конституци­онно поделена между центральным правительством и регио­нами. После раз­рушения СССР возникла угроза распада России. В 1991 г., стремясь во взаимной борьбе опереться на ав­то­номии, М. С. Горбачёв и Б. Н. Ельцин сделали угрозу распада России реальной. Горбачёв – обещанием вывести автономии на непосредственное под­писание договора об ССГ (Содружестве Суверенных государств), Ель­цин – знамени­тым призывом: «берите столько суверенитета, сколько сможете переварить». В ре­зультате начался «парад суверенитетов» – республики и автономные об­лас­ти заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий, автоном­ные области (кроме Еврейской), также объявили себя суверенными.


Республики, входившие в РСФСР – Татарстан, Башкортостан, Якутия взяли курс на вы­ход из России. Чеченская республика сразу заявила о выходе из России и о готовности защищать свою независимость. В основе этого процесса лежало желание местных правящих элит вырваться из подчинения центру, стесняющего их самостоятельность.

Антирусские настроения распространились в бывших союз­ных рес­публиках и привели к бегству около 1 млн. русских граж­дан. Проблема беженцев пре­вратилась в одну из самых острых. В октябре-декабре 1992 г. обострился конфликт по территориальному вопросу между осетинами и ингушами. В феврале 1994 г. был подписан дого­вор между РФ и Татарстаном на особых условиях.

Россия и чеченский конфликт. Наиболее тяжёлые последствия «парад суверени­тетов» имел на Кавказе. Конфликт России и Чечни имеет вековые корни (со времён набегов чеченцев на южнорусские земли и завоева­ния Чечни Россией в XIX в.). Конфликт был усугублен депортацией чеченцев в Казахстан сталинским режимом в 1944 г.

В 1991 г. президентом Ичке­рии (Чечни) был избран отставной советский генерал Джохар Дудаев (1944–1996). В Чечне под флагом борьбы за нацио­нальную независи­мость фактически возник криминальный режим. Российской армией были оставлены сепара­тистам склады с оружием. В 1992 г. в Чечне была принята Конституция, провозгласившая республику независимым госу­дарством. Чечня не подписала федеративный договор и фак­тически в 1991–1994 гг. находилась вне правового и полити­ческого поля РФ. В Чечне банды боевиков совершали теракты, похищения людей, расправы над русскоязычными жите­лями, захват заложни­ков. В 1993 г. Дудаев разогнал парламент, а в 1994 г. объявил России «священную войну». Первоначально федеральный центр мало обращал на Чечню внимания. Но 30 ноября 1994 г. Президент Ельцин издал Указ «О мероприятиях по восстановлению конституционной закон­ности и правопорядка на территории Чеченской республики», в соответст­вии с которым была создана специальная группировка войск. В ноябре 1994 г. отряды антидуда­евской оппози­ции при поддержке российских танкистов неудачно штурмовали Грозный.

Первый этап чеченской войны (1994–1996 гг.). 11 декабря 1994 г. федеральные войска вошли в Чечню, имея приказ «восстановить консти­туционный порядок». Министр обороны РФ Павел Грачёв (1948–2012) самонадеянно уверял, что «одним парашютно-де­сантным полком можно… в течение двух часов решить всё». Боевые действия складывались для федеральных войск неудачно. Штурм Грозного в новогоднюю ночь 31 декабря 1994 г. стал военной катастро­фой, в результате кото­рой погибли сотни российских военнослужащих. Неожиданностью оказалось наличие у Дудаева хорошо подготовленной 13-тысячной армии, включающей наёмников и добровольцев из других стран. Умело играя на национальных чувствах, Дудаеву удалось привлечь на свою сторону чеченский народ, который воспринял ввод