Файл: История развития законодательства об авторском праве и смежных правах.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
Глава 1. История развития законодательства об авторском праве

и смежных правах…………………………………………………………….. 4
1.1. Становление и развитие авторского права…………………………….. 4

1.2. Становление и развитие смежных прав………………………………… 6
Глава 2. Правовое регулирование авторского права и смежных прав в современном законодательстве России……………………………………... 9
2.1. Объекты и субъекты авторского права…………………………………. 9

2.2. Объекты и субъекты смежных прав……………………………………. 20

2.3. Правовая защита авторского права и смежных прав………………….. 22
Глава 3. Смежные права в современном российском законодательстве

и их взаимосвязь с авторским правом………………………………………. 27
3.1. Взаимосвязь авторского права и смежных прав исполнителей………. 29

3.2. Правовой статус режиссеров-постановщиков…………………………. 31

3.3. Взаимосвязь авторского права и смежных прав производителей фонограмм, а также прав организаций эфирного и кабельного вещания… 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 34
Список литературы…………………………………………………………… 36
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая работа посвящена теме: «Авторские и смежные права». Актуальность исследуемой в работе темы определяется следующим.

Конституция Российской Федерации1 предусматривает "правовое регулирование интеллектуальной собственности". В понятие "интеллектуальной собственности" входят: авторское право и смежные права, а также промышленные права (права на товарные знаки, изобретения, полезные модели, промышленные образцы и некоторые другие объекты). Интеллектуальная собственность - это право на результаты творческой, духовной деятельности. Роль и значение интеллектуальной собственности, в том числе, авторского права и смежных прав, постоянно возрастают.

В настоящее время правовое регулирование авторского права и смежных прав, а также их защиты осуществляется рядом правовых актов. И, тем не менее, фактически защита авторских и смежных прав осуществляется на весьма низком уровне. Стоит упомянуть «нормальное» развитие «пиратской» торговли материальными носителями всевозможных произведений (аудио- и видеокассеты, CD и DVD диски и т.д.), обусловленное низкими ценами на продукцию, чтобы показать фактическое состояние дел по охране авторских и смежных прав в России. Поэтому исследование правовой основы осуществления и защиты авторских и смежных прав представляет собой особую актуальность.


В настоящей работе поставлена цель правового анализа осуществления и защиты авторских и смежных прав. Задачами работы является изучение следующих вопросов:

1) история возникновения и правового регулирования авторских и смежных прав;

2) гражданско-правовое регулирование осуществления авторских и смежных прав;

3) правовая защита авторских и смежных прав в рамках различных отраслей;

4) взаимосвязь авторского права и смежных прав.

Нормативную основу настоящей работы составило гражданско-правовое законодательство об авторском праве и смежных правах.

Теоретическую основу работы составляют научные и публицистические материалы, посвященные вопросам авторского права и смежных прав.

Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.


Глава 1. История развития законодательства об авторском праве и смежных правах
1.1. Становление и развитие авторского права
Как отмечает большинство исследователей (отечественных и зарубежных), возникновение и развитие авторского права и смежных прав тесно связано с развитием техники. Изобретение Гуттенбергом в XVI в. печатного станка сделало возможным производство и распространение относительно дешевых и качественных копий литературных произведений в огромных масштабах. Это в значительной мере вывело из-под контроля авторов использование таких произведений, однако вопрос о регулировании процесса их воспроизведения возник не в связи с необходимостью защитить права авторов, а в связи с тем, что были затронуты интересы предпринимателей - издателей и книготорговцев. Под воздействием их требований во многих европейских государствах была создана система привилегий, предоставляемых государственной властью (королями в Англии и Франции, князьями в германских княжествах и т.д.).

Лишь в конце XVII в. был принят первый законодательный акт, закрепивший право на воспроизведение и распространение произведений за их создателями. Этим законодательным актом, ознаменовавшим переход от системы привилегий к авторскому праву, явился Статут королевы Анны 1709 г.

Что касается России, то регулирование отношений, связанных с воспроизведением и распространением литературных произведений, возникло не в целях защиты интересов издателей и книгопродавцев или, тем более, авторов. Важной особенностью российского авторского права являлась его тесная связь с цензурным законодательством. До 1771 г. книгоиздательское дело считалось в России государственной монополией. В 1771 г. была выдана первая привилегия на печатание книг в Петербурге на иностранных языках и одновременно была введена цензура на иностранную литературу. Что касается частных типографий, которые могли бы печатать книги на русском языке, то их устройство было разрешено лишь Указом от 15 января 1783 г., отмененного спустя 13 лет в качестве слишком либерального. Доминирующее положение государства в сфере книгопечатания сохранялось в России до середины XIX в. Первый закон, закрепивший права на использование литературных произведений за авторами, появился лишь в 1828 г. в качестве специальной главы Цензурного устава

1.

Таким образом, и в европейских странах, и в России авторское право первоначально возникло как право на использование литературных произведений. Впоследствии круг объектов, охраняемых авторским правом, расширился, включив в себя музыкальные, художественные и другие виды произведений.

Исторически действие авторских прав ограничивалось территорией того государства, гражданином или подданным которого являлся автор. В этом проявлялся территориальный характер авторского права, отчасти присущий ему и по сей день. Со временем возникла острая необходимость в том, чтобы права подданных (либо граждан) одного государства охранялись и при использовании их произведений на территории других государств. В результате появились многочисленные международные двусторонние договоры, предусматривавшие взаимную защиту авторских прав. Однако данная проблема требовала более глобального решения, и 9 сентября 1886 г. в Берне было заключено первое международное соглашение, посвященное вопросам охраны авторских прав - Конвенция об охране литературных и художественных произведений (Бернская конвенция). Впоследствии она неоднократно дополнялась и пересматривалась.

Действующий в настоящее время Закон РФ от 3 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах"1 (далее - ЗоАП) устанавливает, что авторское право распространяется на произведения литературы, науки и искусства (ст.6).

ЗоАП не раскрывает понятие произведения, являющегося объектом авторского права, но указывает на признаки, характеризующие произведение (согласно п.1 ст.6, авторское право распространяется на произведения литературы, науки и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности и существующие в какой-либо объективной форме), а также дает примерный перечень форм, в которых может существовать произведение (п.2 ст.6), и видов произведений, как являющихся объектами авторского права (ст.7), так и не являющихся таковыми (ст.8).

Как отмечает И.А. Зенин, "творчество - субъективный критерий... Поэтому, хотя по данному вопросу написано немало статей и книг, до сих пор не удалось найти общеприемлемого критерия творческой деятельности. Следует признать, что на практике критерий творчества с полным основанием сводится к установлению факта самостоятельного создания результата интеллектуальной деятельности. Иначе говоря, творческой по общему правилу признается любая умственная деятельность, и результат этой деятельности охраняется авторским правом, если не доказано, что он
является следствием прямого копирования, "пиратства", плагиата, либо он вообще по закону не может являться объектом авторского права. То есть имеет место своеобразная презумпция творческого характера как самой умственной деятельности, так и любого из ее результатов..."2.

Следует отметить, что Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.3 предусматривал, что авторское право распространяется на произведения, выраженные в такой объективной форме, которая позволяет воспроизводить результат творческой деятельности автора. Аналогичное положение содержалось и в ст.134 Основ гражданского законодательства союза СССР и республик 1991 г.1

ЗоАП не упоминает о том, что объективная форма произведения должна позволять воспроизводить результат творческой деятельности, и, по мнению А.П. Сергеева, это означает, что "законодатель однозначно признал, что авторским правом охраняются любые выраженные вовне произведения, в том числе и те, объективная форма которых не связана с материальным носителем"2. Поэтому произведения, не зафиксированные на каком-либо материальном носителе, но существующие в устной форме (например, публично произнесенные речи, доклады, лекции, публично исполненные музыкальные и литературные произведения и т.д.), охраняются авторским правом наряду с произведениями, существующими в письменной, объемно-пространственной форме, а также в форме звуко-, видеозаписи и изображения.

С точки зрения И.А. Зенина, "субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства, их правопреемники или работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права. В качестве субъектов авторского права могут выступать как физические, так и юридические лица..."*(7).

Что касается создателей произведений (авторов), то ими являются только физические лица, творческим трудом которых созданы произведения (абз.2 ст.4 ЗоАП).
1.2. Становление и развитие смежных прав
Смежные права появились гораздо позднее авторского права, однако истории их возникновения во многом схожи. Если у истоков авторского права стояло изобретение печатного станка, то для возникновения смежных прав решающую роль сыграло изобретение радио, грамзаписи и кинематографа, что позволило воспроизводить процесс исполнения и создавать фонограммы, а также передачи вещательных организаций. Если до второй половины XIX в. воспроизводился лишь результат творчества авторов, то во второй половине XIX в. это стало возможно и в отношении живых исполнений и фонограмм. Так же как изобретение книгопечатания в значительной мере усложнило для авторов контроль за использованием их литературных произведений, так и радио, грамзапись и кинематограф лишали исполнителей возможности эффективно регулировать процесс использования результатов их деятельности. Поэтому артисты-исполнители выдвинули требования, касающиеся охраны их исполнений от незаконного использования индустрией грамзаписи и радио. Одновременно свои требования сформулировали фирмы грамзаписи и вещательные организации, которые заявили о необходимости защиты вложенных ими инвестиций путем предоставления охраны прав на использование фонограмм и передач вещательных организаций.


Новые технологии поставили перед авторским правом множество проблем, и, по словам С.М. Стюарта, авторское право реагировало на каждое изобретение по-разному. В результате появления фотографии первоначальное авторское право было предоставлено фотографам. Проблема, связанная с созданием фильмов, была решена с помощью фикции: фильмы были приравнены к серии фотоснимков и до 1948 г. квалифицировались в качестве "процесса, аналогичного фотографии". Это означало, что все или, как минимум, большинство участников данного процесса являлись соавторами, а производители фильмов должны были получать такие права от указанных соавторов.

Изобретение звукозаписи породило непреодолимую на тот момент трудность. Как указывает С.М. Стюарт, признать звукоинженера или "продюсера", отвечающего за запись в студии, или артиста-исполнителя в качестве соавторов звукозаписи было бы слишком большой условностью, да и опыт использования фикции (как в случае с фильмами) был не очень удачным. Тем не менее, создание звуковой записи в студии еще могло рассматриваться как коллективные усилия отдельных лиц, хотя такой подход создал бы значительные сложности. Но когда встал вопрос о радиовещании, упомянутая аналогия стала излишне натянутой. Будучи слишком большим предприятием, вещательная организация не могла рассматриваться в качестве группы соавторов. Таким образом, для фонограмм и программ вещательных организаций потребовалось новое правовое решение на международном уровне1.

Компромисс между идеей авторского права и новыми правами выразился в признании того, что первоначальное право на новые виды объектов (исполнения, фонограммы, программы вещательных организаций) не является авторским, но представляет собой право, относящееся к сфере интеллектуальной собственности. Поэтому уже в 1936 г. Австрия и в 1941 г. Италия предоставили смежные права исполнителям и производителям звукозаписи. Поскольку права исполнителей, производителей фонограмм и вещателей являются взаимосвязанными, в целях установления справедливого баланса между ними была выдвинута идея об объединении их в едином институте, которая нашла отражение в заключенной в 1961 г. в Риме Международной конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция)2. Отмечая связь новой категории прав с авторским правом, их стали обозначать как "близкие", "связанные", "соседствующие" или "смежные" права.