Файл: История развития законодательства об авторском праве и смежных правах.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.

Представляется, что отказ в предоставлении режиссерам-постановщикам спектаклей статуса обладателей авторских, а не смежных прав на осуществленную ими постановку является необоснованным.
3.3. Взаимосвязь авторского права и смежных прав производителей фонограмм, а также прав организаций эфирного и кабельного вещания
В отношении смежных прав производителей фонограмм, а также прав организаций эфирного и кабельного вещания нередко используется термин "промышленные смежные права"2.

В.А. Дозорцев называет такие права "фонографическими" и "эфирными". Как отмечает ученый, "фонографические" и "эфирные" права отличаются и от авторского права, и от "исполнительских" прав, и друг от друга. Это отличие проявляется в первую очередь в том, что в то время как первоначальным носителем исполнительских прав всегда является человек, первоначальным носителем фонографических и эфирных прав чаще всего является юридическое лицо3.

А.П. Сергеев подчеркивает технический характер деятельности субъектов указанных категорий смежных прав4.

В.О. Калятин считает, что смежные права производителей фонограмм и организаций эфирного или кабельного вещания "главным образом защищают организационные усилия и материальные затраты, связанные с подготовкой фонограммы или программы вещания"5. Хотя следует заметить, что "организационные усилия" производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания имеют особый характер, поскольку тесно связаны с творческой деятельностью.

Рассматривая взаимосвязь авторского права и смежных прав производителей фонограмм и организаций эфирного или кабельного вещания, В.А. Дозорцев указывает на то, что основанием для данных видов смежных прав является "оригинальный результат совместной, скоординированной интеллектуальной деятельности коллектива, появившийся благодаря организаторской инициативе руководителя...". При этом он подчеркивает, что "подобное соотношение коллективного и индивидуального результатов характерно и для кинофильмов, традиционно охраняемых авторским, а не смежным правом..."1.

Взаимосвязь авторского права и смежных прав организаций эфирного или кабельного вещания проявляется также в том, что один и тот же объект нередко может являться объектом и авторского права, и смежных прав. Например, телевизионный фильм, созданный организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу, является одновременно и аудиовизуальным произведением, и передачей организации эфирного или кабельного вещания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей работе были проведены исследования правового регулирования авторского права и смежных прав. Исследования строились посредством изучения следующих вопросов:

1) история возникновения и правового регулирования авторских и смежных прав;

2) гражданско-правовое регулирование осуществления авторских и смежных прав;

3) правовая защита авторских и смежных прав в рамках различных отраслей;

4) взаимосвязь авторского права и смежных прав.

По итогам исследований можно сделать следующие выводы.

В системе гражданского права институт авторского права регулирует отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Институт авторского права является частью более обширной отрасли права интеллектуальной собственности. Закон обозначает этим понятием совокупность исключительных прав на результаты интеллектуальной (творческой) деятельности, а также приравненные к ним средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимых ими товаров (работ, услуг).

Смежные права - это права, примыкающие к авторскому праву, они защищают: исполнителей (актеров, певцов, танцоров и т.д.); производителей фонограмм; организации эфирного и кабельного вещания.

Во взаимосвязи авторского права и смежных прав можно выделить ряд важных (но далеко не исчерпывающих) аспектов, ставящих перед исследователями множество вопросов, в том числе о необходимости внесения в законодательство об авторском праве и смежных правах определенных изменений.

К таким аспектам можно отнести, в частности, следующие:

- сходство производных произведений с исполнениями и постановками;

- особый характер "соотношения коллективного и индивидуального результатов творческой деятельности", лежащий в основе прав на аудиовизуальные произведения и сближающий их с объектами смежных прав;

- статус телефильмов как объектов одновременно авторского права и смежных прав;

- особенности правового регулирования использования произведений при создании объектов смежных прав, а также использования объектов смежных прав при создании произведений.

В заключение можно отметить, что в настоящее время нормативная основа правового регулирования и защиты авторских и смежных прав в России нуждается в доработке, так как фактически защита авторского права осуществляется на низком уровне. В связи с этим предлагается усилить ответственность за нарушение законодательства об авторском праве и смежных правах, а также активизировать деятельность соответствующих государственных органов и специальных служб в данном направлении.


Список литературы


  1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.

  2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 2 октября 1979 г.) // Бюллетень международных договоров. 2003. № 9.

  3. Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.) // Бюллетень международных договоров. 2003. № 9.

  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря.

  5. Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" // Российская газета. 1993. 03 августа.

  6. Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1964. N 24.

  7. Основы Гражданского Законодательство Союза ССР и республик (утв. ВС СССР 31 мая 1991 г. N 2211-I) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1991. N 26. Ст.733.

  8. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений" // Сборник постановлений пленумов Верховных судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. М., 1995.

  9. Авторское и смежное право в Европейском союзе и Российской Федерации: Сборник докладов и дискуссий по материалам международных семинаров по вопросам охраны интеллектуальной собственности в сфере культуры и искусства (май - ноябрь 1996 г.). Вып.1. М., 1997.

  10. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. М., 1957.

  11. Бюллетень по авторскому праву. 1992. Т.XXV.

  12. Вальтер М.М. Связь и сопоставление Римской конвенции, договора ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДВИФ) и Соглашения по аспектам прав интеллектуальной собственности, связанным с торговлей (Соглашения ТРИПС); развитие и возможное совершенствование охраны смежных прав, признаваемых Римской конвенцией // Бюллетень по авторскому праву. 2000. Т.XXXIV. N 3.

  13. Гаврилов Э.П. Постатейный комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах. М., 1996.

  14. Гордон М.В. Советское авторское право. М., 1955.

  15. Гражданское право. Том II. Полутом 1 / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А.Суханова. М., 2004.

  16. Зенин И.А. Интеллектуальная собственность и ноу-хау: Учебно-практическое пособие. М., 2001.

  17. Зильберштейн Н.Л. Авторское право на музыкальные произведения. М., 1960.

  18. Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. М., 1967

  19. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М., 1972.

  20. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (исключительные права): Учебник для вузов. М., 2000.

  21. Кириллова М.Я. Субъекты авторского права // Проблемы современного авторского права: Межвуз. сборник научных трудов. Свердловск, 1980.

  22. Куркова Н. Административно-правовая защита авторских и смежных прав // Российская юстиция. 2002. № 7.

  23. Мартемьянов В.С. Охрана прав исполнителей (проблемы создания исполнительского права) // Советское государство и право. 1984. N 6.

  24. Рузакова О.А. Авторские и смежные права // Законодательство. 2001. № 9.

  25. Сергеев А.П. Авторское право России. СПб., 1994.

  26. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1996.

  27. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1956.

  28. Стремецкая Н.Л. Взаимосвязь авторского права и смежных прав как институтов гражданского права // Законодательство. 2002. № 8.

  29. Чернышева С.А. Авторское право России: основные положения: Учебное пособие. М., 2001.

  30. Чернышева С.А. Правоотношения в сфере художественного творчества. М., 1979.

  31. Энтин В. Правовая природа смежных прав. Правовые гарантии соблюдения имущественных интересов деятелей культуры // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2001. N 7.




1 Конституция РФ от 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.

1 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1996. С.36-37.

1 Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" // Российская газета. 1993. 03 августа.


2 Зенин И.А. Интеллектуальная собственность и ноу-хау: Учебно-практическое пособие. М., 2001. С.23.

3 Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1964. N 24. Ст.407.

1 Основы Гражданского Законодательство Союза ССР и республик (утв. ВС СССР 31 мая 1991 г. N 2211-I) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1991. N 26. Ст.733.

2 Сергеев А.П. Указ. соч. С.114.

1 Бюллетень по авторскому праву. 1992. Т.XXV. N 1. С.33.

2 Бюллетень по авторскому праву. 1992. Т.XXV. N 1. С.33.

1 Строуэл А. Права производителей фонограмм и видеопрограмм организаций телевидения и радиовещания // Авторское и смежное право в Европейском союзе и Российской Федерации: Сборник докладов и дискуссий по материалам международных семинаров по вопросам охраны интеллектуальной собственности в сфере культуры и искусства (май - ноябрь 1996 г.). Вып.1. М., 1997. С.155.

2 Энтин В. Правовая природа смежных прав. Правовые гарантии соблюдения имущественных интересов деятелей культуры // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2001. N 7. С.48.

3 Стремецкая Н.Л. Взаимосвязь авторского права и смежных прав как институтов гражданского права // Законодательство. 2002. № 8. С. 10.

1 Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М., 1972. С. 9, 10.

2 Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. М., 1967; Сергеев А.П. Авторское право России. СПб., 1994. С. 39-41.

1 Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений" // Сборник постановлений пленумов Верховных судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. М., 1995. С. 163.

1 Рузакова О.А. Авторские и смежные права // Законодательство. 2001. № 9.

2 Гаврилов Э.П. Постатейный комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах. М., 1996. С. 38.

1 Гражданское право. Том II. Полутом 1 / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А.Суханова. М., 2004. С. 369.