Файл: Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Обыкновенные дроби".doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- «+»; - «-»; б) – неверно).
Для продолжения путешествия вам необходимо выполнить следующее задание, которое оценивается в 3 балла.
Вычислите: Вариант 1: от 40 + от 60 = (16 + 40 = 56)
Вариант 2: от 72 – от 81 = (60 – 18 = 42)
Затем – взаимопроверка. Заполнение путевых листов.
Молодцы. Можно продолжать наше путешествие.
II. Волшебные превращения.
ТЕСТ. Работа в парах.
1) Смешанное число 13 можно получить при деление на 4 натурального числа
а) 58; б) 53; в) 17.
2) Из 25 м ткани сшили 8 костюмов. Сколько метров ткани пошло на один костюм?
к) ; о) 1 ; р) 3 .
3) Записав, смешанное число 8 в виде неправильной дроби, получится:
л) ; е) ; а) .
4) В записи смешанного числа дробная часть должна быть:
в) правильной дробью, с) неправильной дробью, и) любой дробью.
5) Сколько натуральных чисел заключено между числами 8 и 18 ?
о) 10; а) 9; т) 12.
Проверка. Ответ: браво. Максимум – 5 баллов.
III. Физминутка. Станция «Спортивная».- 2мин.
Вспомним определения правильных и неправильных дробей. И поиграем в игру «Хлопушка». Я читаю дроби, а если вы услышали среди них неправильную дробь, то ваша задача хлопнуть. Если дробь неправильная – наклоны головы влево, вправо:
Потрудились - отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
IV. Аукцион от Мистера Х.- 3 мин.
Каждый из вас может приобрести товар, решив уравнение:
на 3 балла: х+3 =8 ;
на 4 балла: х + 2 = 5 ;
на 5 баллов: 11 – х=1 +2 .
У доски каждое уравнение решают по 1 ученику.
Затем самопроверка.
Заполнение путевого листа.
V. Станция «Историческая». – 4 мин.
Стучат колёса поезда
«Вперёд, вперёд, вперёд!»
И дроби обыкновенные
Изучит наш народ.
Откуда появились,
И кто придумал их?
Мы очень торопились
Узнать от сих до сих.
Выступление проводниц вагонов:
Дроби в Древнем Риме
У римлян основной единицей измерения массы,а также и денежной единицей служил «асс». Асс делился на 12 равных частей - унций. Из них складывали все дроби со знаменателем 12, то есть 1/12, 2/12, 3/12… Со временем унции стали применяться для измерения любых величин.
Так возникли римские двенадцатеричные дроби, то есть дроби, у которых знаменателем всегда было число 12. Вместо 1/12 римляне говорили «одна унция», 5/12 – «пять унций» и т.д. Три унции назывались четвертью, четыре унции – третью, шесть унций – половиной.
Дроби в Древнем Египте
На протяжении многих веков египтяне именовали дроби “ломаным числом”, а первая дробь с которой они познакомились была 1/2. За ней последовали 1/4, 1/8, 1/16, …, затем 1/3, 1/6, …, т.е. самые простые дроби называемые единичными или основными дробями. У них числитель всегда единица.
Одним из первых известных упоминаний о египетских дробях является математический папирус Ринда. Египтяне ставили иероглиф (ер, «[один] из» или ре, рот) над числом для обозначения единичной дроби в обычной записи, а в священных текстах использовали линию. К примеру:
Остальные дроби они записывали в виде суммы долей.
Нумерация и дроби в Древней Греции
Поскольку греки работали с обыкновенными дробями лишь эпизодически, они использовали различные обозначения. Герон и Диофант, самые известные арифметики среди древнегреческих математиков, записывали дроби в алфавитной форме, причем числитель располагали под знаменателем. Но в принципе предпочтение отдавалось либо дробям с единичным числителем, либо шестидесятиричным дробям.
Дроби на Руси
В русских рукописных арифметиках XVII века дроби называли долями, позднее «ломаными числами». В старых руководствах находим следующие названия дробей на Руси:
Дроби в других государствах древности
У индийского математика Брахмагупты мы находим достаточно развитую систему дробей. У него встречаются разные дроби. Числитель и знаменатель записываются так же, как и у нас сейчас, но без горизонтальной черты, а просто размещаются один над другим.
Арабы первыми начали отделять чертой числитель от знаменателя.
В XV – XVI столетиях учение о дробях приобретает уже знакомый нам теперь вид и оформляется приблизительно в те самые разделы, которые встречаются в наших учебниках.
Следует отметить, что раздел арифметики о дробях долгое время был одним из наиболее трудных. Недаром у немцев сохранилась поговорка: «Попасть в дроби», что означало – зайти в безвыходное положение. Считалось, что тот, кто не знает дробей, не знает и арифметики.
VII. Станция «Угадай-ка». – 5 мин.
Станция «Угадай-ка», друзья!
Сюда вы прибыли не зря.
Головы мы поломайте
И задачку разгадайте.
Ответы: ; ; 1 ; 2 ; 4; 3 ; 4 ; 7 .
За верный ответ-8 баллов.
5. Оценивание. Итоги урока. Рефлексия.
Вот и закончилось наше путешествие на математическом поезде по удивительной стране «Обыкновенные дроби». Вы сегодня хорошо потрудились и заработали себе оценки. Подсчитайте сумму полученных баллов и разделите ее на 3. Надеюсь, что каждый из вас достиг желаемого.
Упражнение «Микрофон».
Вопросы ученикам об уроке:
! - Я работал (а) отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал(а) себя уверенно.
!?- Я работал (а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.
? - У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.
Вот закончился урок,
Подведём заседания итог,
Мы сделали открытие, друзья,
Без этого никак нельзя.
Формулу площади круга изучили и на практике ее применили.
Задачи, находя решенье, развивают мышленье,
Память и внимание, закрепляют знания.
А теперь, внимание, домашнее задание:
Решить №68, 754 (2), 751 (10).
Подготовить сообщение «Из истории обыкновенных дробей».
Не вызовет оно проблем,
Решенье ход известен всем.
Урок закончен, друзья,
До скорого свидания.
Для продолжения путешествия вам необходимо выполнить следующее задание, которое оценивается в 3 балла.
Вычислите: Вариант 1: от 40 + от 60 = (16 + 40 = 56)
Вариант 2: от 72 – от 81 = (60 – 18 = 42)
Затем – взаимопроверка. Заполнение путевых листов.
Молодцы. Можно продолжать наше путешествие.
II. Волшебные превращения.
ТЕСТ. Работа в парах.
1) Смешанное число 13 можно получить при деление на 4 натурального числа
а) 58; б) 53; в) 17.
2) Из 25 м ткани сшили 8 костюмов. Сколько метров ткани пошло на один костюм?
к) ; о) 1 ; р) 3 .
3) Записав, смешанное число 8 в виде неправильной дроби, получится:
л) ; е) ; а) .
4) В записи смешанного числа дробная часть должна быть:
в) правильной дробью, с) неправильной дробью, и) любой дробью.
5) Сколько натуральных чисел заключено между числами 8 и 18 ?
о) 10; а) 9; т) 12.
Проверка. Ответ: браво. Максимум – 5 баллов.
III. Физминутка. Станция «Спортивная».- 2мин.
Вспомним определения правильных и неправильных дробей. И поиграем в игру «Хлопушка». Я читаю дроби, а если вы услышали среди них неправильную дробь, то ваша задача хлопнуть. Если дробь неправильная – наклоны головы влево, вправо:
Потрудились - отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
IV. Аукцион от Мистера Х.- 3 мин.
Каждый из вас может приобрести товар, решив уравнение:
на 3 балла: х+3 =8 ;
на 4 балла: х + 2 = 5 ;
на 5 баллов: 11 – х=1 +2 .
У доски каждое уравнение решают по 1 ученику.
Затем самопроверка.
Заполнение путевого листа.
V. Станция «Историческая». – 4 мин.
Стучат колёса поезда
«Вперёд, вперёд, вперёд!»
И дроби обыкновенные
Изучит наш народ.
Откуда появились,
И кто придумал их?
Мы очень торопились
Узнать от сих до сих.
Выступление проводниц вагонов:
Дроби в Древнем Риме
У римлян основной единицей измерения массы,а также и денежной единицей служил «асс». Асс делился на 12 равных частей - унций. Из них складывали все дроби со знаменателем 12, то есть 1/12, 2/12, 3/12… Со временем унции стали применяться для измерения любых величин.
Так возникли римские двенадцатеричные дроби, то есть дроби, у которых знаменателем всегда было число 12. Вместо 1/12 римляне говорили «одна унция», 5/12 – «пять унций» и т.д. Три унции назывались четвертью, четыре унции – третью, шесть унций – половиной.
Дроби в Древнем Египте
На протяжении многих веков египтяне именовали дроби “ломаным числом”, а первая дробь с которой они познакомились была 1/2. За ней последовали 1/4, 1/8, 1/16, …, затем 1/3, 1/6, …, т.е. самые простые дроби называемые единичными или основными дробями. У них числитель всегда единица.
Одним из первых известных упоминаний о египетских дробях является математический папирус Ринда. Египтяне ставили иероглиф (ер, «[один] из» или ре, рот) над числом для обозначения единичной дроби в обычной записи, а в священных текстах использовали линию. К примеру:
Остальные дроби они записывали в виде суммы долей.
Нумерация и дроби в Древней Греции
Поскольку греки работали с обыкновенными дробями лишь эпизодически, они использовали различные обозначения. Герон и Диофант, самые известные арифметики среди древнегреческих математиков, записывали дроби в алфавитной форме, причем числитель располагали под знаменателем. Но в принципе предпочтение отдавалось либо дробям с единичным числителем, либо шестидесятиричным дробям.
Дроби на Руси
В русских рукописных арифметиках XVII века дроби называли долями, позднее «ломаными числами». В старых руководствах находим следующие названия дробей на Руси:
1/2 - половина, полтина | 1/3 – треть |
1/4 – четь | 1/6 – полтреть |
1/8 - полчеть | 1/12 –полполтреть |
1/16 - полполчеть | 1/24 – полполполтреть (малая треть) |
1/32 – полполполчеть (малая четь) | 1/5 – пятина |
1/7 - седьмина | 1/10 - десятина |
Дроби в других государствах древности
У индийского математика Брахмагупты мы находим достаточно развитую систему дробей. У него встречаются разные дроби. Числитель и знаменатель записываются так же, как и у нас сейчас, но без горизонтальной черты, а просто размещаются один над другим.
Арабы первыми начали отделять чертой числитель от знаменателя.
В XV – XVI столетиях учение о дробях приобретает уже знакомый нам теперь вид и оформляется приблизительно в те самые разделы, которые встречаются в наших учебниках.
Следует отметить, что раздел арифметики о дробях долгое время был одним из наиболее трудных. Недаром у немцев сохранилась поговорка: «Попасть в дроби», что означало – зайти в безвыходное положение. Считалось, что тот, кто не знает дробей, не знает и арифметики.
VII. Станция «Угадай-ка». – 5 мин.
Станция «Угадай-ка», друзья!
Сюда вы прибыли не зря.
Головы мы поломайте
И задачку разгадайте.
Ответы: ; ; 1 ; 2 ; 4; 3 ; 4 ; 7 .
За верный ответ-8 баллов.
5. Оценивание. Итоги урока. Рефлексия.
Вот и закончилось наше путешествие на математическом поезде по удивительной стране «Обыкновенные дроби». Вы сегодня хорошо потрудились и заработали себе оценки. Подсчитайте сумму полученных баллов и разделите ее на 3. Надеюсь, что каждый из вас достиг желаемого.
Упражнение «Микрофон».
Вопросы ученикам об уроке:
-
Чем мы занимались на уроке? -
Чему мы научились на уроке? -
Что понравилось, не понравилось больше всего? -
Что хотелось бы еще проводить на следующих уроках?
! - Я работал (а) отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал(а) себя уверенно.
!?- Я работал (а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.
? - У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.
Вот закончился урок,
Подведём заседания итог,
Мы сделали открытие, друзья,
Без этого никак нельзя.
Формулу площади круга изучили и на практике ее применили.
Задачи, находя решенье, развивают мышленье,
Память и внимание, закрепляют знания.
А теперь, внимание, домашнее задание:
Решить №68, 754 (2), 751 (10).
Подготовить сообщение «Из истории обыкновенных дробей».
Не вызовет оно проблем,
Решенье ход известен всем.
Урок закончен, друзья,
До скорого свидания.