Файл: Статья Использование современных образовательных технологий.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Статья
Использование современных образовательных технологий
на уроках информатики
учителем СП МКОУ СОШ №3 г.Алагира РСО-А Дзарасовой А.С.
Обоснование использования современных образовательных технологий.
Имея почти четырнадцатилетний опыт работы учителем информатики и информационно-коммуникационных технологий, я являюсь непосредственным участником процесса информатизации общества в целом и области образования в частности, и хорошо понимаю, что сегодня конечным результатом обучения должна стать способность моих учеников использовать компьютер в качестве инструмента решения разнообразных задач, коммуникации и организации деятельности. При этом существует также большое количество факторов, которые мне необходимо учитывать:
-
изменения, которые происходят в обществе, -
задачи модернизации образования в России, -
необходимость выполнения основных направлений федеральной и региональной политики в сфере образования,
Всё это является тем стимулом, который заставляют искать новые подходы к обучению, выбирать современные образовательные технологии из накопленного педагогами разных форм обучения.
К наиболее значимым технологиям, которые позволяют мне строить образовательный процесс разнообразно и максимально эффективно, отношу: личностно-ориентированное обучение (метод проектов), ИКТ в образовании, здоровьесберегающие технологии. Эту часть современных образовательных технологий я использую на уроках активно.
Выбор образовательной технологии при изучении конкретной темы я обычно осуществляю в соответствии с целями обучения, особенностями учебного материала, а также с учетом особенностей аудитории, что делает процесс обучения динамичным и способствует росту познавательной активности учеников.
Метод проектов
Актуальность личностно-ориентированной технологии в современном образовании объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования индивидуальной и независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся мире. Данная технология включает в себя различные подходы и методы, одним из которых является метод проектов.
Я использую метод проектов в своей профессиональной практике уже много лет. Впервые он был применен мной в 2002 году, во время работы учителем информатики математики. Когда не было в школе Интернета и не было такого количества разработок уроков с применением ИКТ. Большую помошь я получила на курсах ФИО в Московском центре Интернет образования и в РИПКРО. На этих курсах много внимания уделялось проектной методике обучения, проводились открытые уроки, мастер классы, которые я посещала. Занимаясь самообразованием, я читала книги по данной тематике. И в настоящее время этот метод применяю очень активно не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Так, в апреле 205 года, на базе школы №4 г.Алагира состоялось заседание РМО учителей информатики по теме: «Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века», в рамках которого были показаны проектные работы учащихся 10 класса школы. Темы проектов выбирали сами обучающиеся, посвятили их 60-тилетию Победы в ВОВ. Ребята показали знание программы по созданию презентаций, умение работать со всеми видами информации, знание истории своей страны. Такую же работу к 70-тилетию Победы мы подготовили уже с младшими школьниками и учениками 8 класса.
Использование проектной методики в своей деятельности учителя информатики и ИКТ позволяет мне формировать у учащихся такие ключевые компетентности как: технологическую, коммуникативную, информационную, познавательную и др. В рамках классно-урочного обучения я наиболее часто применяю небольшие, индивидуальные проекты, проблематика которых не выходит за рамки моего предмета. Цель таких проектов заключается, прежде всего, в закреплении пройденного учебного материала и в формировании, например, таких компетентностей, как технологическая и познавательная.
Проекты открывают перед учащимся более широкий круг проблем, которые требуют от них умения искать необходимую информацию, анализировать и систематизировать ее, работать с различными информационными системами, например в сети Интернет. Тем самым происходит формирование информационной компетентности ученика и навыков самостоятельного подхода к решению проблемы. Взаимодействие, в рамках проектной работы, с учителем и с другими учащимися формирует коммуникативную компетентность. Результаты работы учащиеся демонстрируют на школьном конкурсе проектных работ «Зонады Фидан», лучшие работы потом выставляем на районные и республиканские конкурсы. Как правило, готовится презентация в среде MS PowerPoint или с использованием программы по созданию видеороликов, что закрепляет технологическую компетенцию ученика.
Результат работы по проектной методике ощущается, прежде всего, в желании учащихся узнавать что-то новое для себя, в их повышенной мотивации к изучению предмета. Опросы учащихся показывают, что им нравится создавать свои проекты и демонстрировать их окружающим. Положительную стабильность качества знаний учащихся по информатике и ИКТ за последние два года также можно привести в качестве доказательства эффективного влияния использования мною проектной методики на уроках информатики.
Главная проблема, возникающая при использовании в образовательном процессе проектной методики, на мой взгляд, заключается в ее органичном сочетании с традиционной системой предметного классно-урочного обучения. В умении найти разумный компромисс между двумя этими подходами, наверное, и заключается искусство преподавания с использованием метода проектов. Решая данную проблему, я пытаюсь определить, как построить проектную деятельность так, чтобы она дополняла классно-урочную систему и способствовала, в частности закреплению практических навыков, отработке межпредметных связей. Большое внимание я уделяю и тщательному, предварительному планированию проектной работы при помощи соответствующих программных продуктов, например программы киностудия WindowsLive
Вывод: я применяю и буду продолжать применять проектную методику в своей практической деятельности учителя информатики и ИКТ, как метод, позволяющий разнообразить подчас рутинный школьный образовательный процесс и раздвигающий рамки восприятия окружающего мира.
Информационно-коммуникационная технология
Одной из основных технологий, которая применяется мною в образовательном процессе, является информационно-коммуникационная технология (ИКТ). Выбор этой технологии оправдан не только тем, что я являюсь учителем информатики и должен применять ее, что называется, по определению, но и теми огромными преимуществами, которые можно получить, используя компьютер, и связанные с ним возможности работы в локальной сети образовательного учреждения и в глобальной сети Интернет, на своих уроках. Вот перечень лишь некоторых из них:
-
Разработка дидактических и раздаточных материалов.
Для их создания можно, например, использовать текстовый процессор MS Word, в который заложена возможность подготовки документов практически любого уровня сложности с использованием таблиц, графических объектов, организационных диаграмм и т.п. Наглядность уроку можно придать, используя программу создания презентаций MS PowerPoint.
Большое количество рисунков в презентации, наличие анимированных объектов, со вкусом подобранная цветовая гамма добавляют зрелищности уроку, вызывают неизменный интерес у учащихся, и, в конечном счете, способствуют лучшему запоминанию учебного материала.
-
Доступ к цифровым образовательным ресурсам (ЦОР).
В сети Интернет за последние годы накоплено огромное количество качественного учебного материала в самой разнообразной форме. Это презентации, видео-уроки, учебники и т.п. В своей учебной деятельности я нередко использую понравившиеся мне ЦОР, так как это позволяет значительно сократить время на подготовку такого материала. Кроме того, к этому материалу могут напрямую получить доступ и сами ученики, так как компьютерный класс, в котором я работаю, подключен к сети Интернет.
-
Быстрая диагностика результатов обучения.
В последние годы, с переходом российского образования на систему проверки знаний при помощи ГИА и ЕГЭ, стали популяры тесты, в которых учащиеся выбирают один из предлагаемых вариантов ответа. Использование компьютерных тестов в таком формате, вместо бумажных, позволяет учителю за сравнительно короткое время получить объективный срез знаний у всех учащихся. При этом сама компьютерная программа может выдать развернутую статистику ответов на вопросы с указанием допущенных ошибок и выставить итоговую оценку. Здесь важным является то, что результат тестирования становится известен сразу и у учащегося не возникает сомнений в его объективности, так как оценку выставила программа. Подобные компьютерные тесты можно найти в сети Интернет или разработать самой, что для учителя информатики не представляет особой сложности. Я подготовила тесты для всех классов в программе MimioStudio, по четвертям, а также для итогового повторения. Пользуюсь ими всегда. Иногда дополняю новыми вопросами. Ребятам очень нравится такая форма прохождения аттестации путем голосования с помощью пультов. Программа автоматически выставляет отметки каждому. Кроме этого есть возможность посмотреть правильность выбора ответа.
-
Интенсификация процесса обучения.
Используя компьютер, подключенный к проекционному оборудованию можно вывести на экран наиболее важные части учебного материала, которые предназначены, например, для записи учащимися в тетради. При этом, у учителя отпадает необходимость в частом повторении текста этого материла, так как его
можно держать на экране до тех пор, пока он не будет записан всеми учениками и появляется возможность более плавного перехода к следующей части урока. Визуальное восприятие информации, безусловно, способствует быстрому и качественному запоминанию учебного материала.
-
Рост мотивации и познавательной активности.
Компьютерные технологии позволяют разнообразить формы и методы учебной деятельности, например, включить в урок игровой компонент. Играя, разгадывая ребусы, отвечая на вопросы викторины, учащиеся испытывают удовольствие от процесса обучения, при этом задействуется их эмоциональная память и стимулируется творческая и познавательная активность, а также интерес к предмету, что не может не сказаться на результатах обучения.
-
Организация и анализ информации.
Моя личная практика доказывает, что использование ИКТ для организации и анализа информации намного более эффективно, чем известные традиционные способы. Для централизованного хранения данных и их обработки я использую электронные таблицы, созданные в MS Excel. Например, в этих программах можно хранить результаты тестирования учащихся, проводить анализ контрольных работ, прохождение программного материала.
Мною, как учителем информатики и ИКТ, использование данной технологии на уроках является вполне естественным. Я не только применяю ее, но и обучаю других пользоваться возможностями этой технологии.
Результатом применения данной технологии можно считать уверенное использование учащимися компьютера в повседневной жизни, например, для поиска информации в сети Интернет, а также качественное усвоение учебного материала.
Главная проблема, возникающая при использовании ИКТ, заключается в том, что учащиеся часто отвлекаются на игры, не санкционированные выходы в сеть Интернет и т.п. Решением данной проблемы является постоянная загруженность учащихся во время урока и использование различных форм и методов работы с целью удержания их мотивации на должном уровне.
Вывод: как учителю информатики и ИКТ, мне сложно представить себе свои уроки без использования информационно-коммуникационной технологии. Эта технология, с оснащением школ компьютерами, проекторами и другим необходимым оборудованием настолько прочно вошла в жизнь каждого учителя, что ее, безусловно, можно отнести к разряду основных. Мне следует лишь повышать свое мастерство в ее применении, изучая новые программные продукты и новые возможности предоставляемые компьютерной техникой.