ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость
-
Образ Дон Жуана.
Прототипом Дон Жуана считается полулегендарный севильский дворянин дон Хуан де Тенорио, живший в XIV веке. Будучи приближенным короля Педро Жестокого, дон Хуан своими любовными похождениями наводил ужас на всю Севилью. На поединке он убил командора дона Гонзаго, защищавшего честь дочери, но в скором времени исчез при загадочных обстоятельствах.
Главное для Дона Жуана — стремление к наслаждению. Он не задумывается над нравственным смыслом своих поступков и их последствиями для других. В его понимании не существует загробной жизни, ада, рая. Мольер изобразил в Дон Жуане одного из светских вольнодумцев XVII в., которые оправдывали свое безнравственное поведение определенной философией чувственных желаний и отрицания церкви.
Дон Жуан – отрицательный герой, но он не лишён положительных качеств: галантность, красноречие, утончённость, находчивость, изворотливость. Изящество внешнего образа и истинная суть поступков составляют резкий контраст, контрапункт, в котором раскрывается главная карикатурная составляющая образа Дона Жуана: будучи искренним, он скрывает внутренний мир внешними качествами; при жестокости к чужим чувствам, сам он страдает от «чистоты» своих.
-
Образ Сганареля.
Сганарель критично отзывается о своем хозяине, но только тогда, когда того нет рядом. Новым у Мольера является то чувство собственного достоинства, которое просыпается в Сганареле. Моральное возмущение поведением Дон Жуана усугубляется сознанием своего унижения: приходится служить такому лживому человеку и не сметь сказать ему правды.
Сганарель всеми силами старается уклоняться от требований Дон Жуана богохульничать. Он не соглашается пригласить статую на ужин, порицает его, когда тот снова сбегает от Эльвиры и врет ей. Создается впечатление идеального человека, который чтит все законы Божие. При этом знает, что такое честь и достоинство. Он не красив, не умеет общаться с дамами и во многих случаях проявляет свою трусливость, лживость и изворотливость.
-
Чем Сганарель и Дон Жуан похожи друг на друга?
Сганарель, как и Дон Жуан – противоречивые персонажи. Сганарель, будучи во всем отличен от своего господина, следует за ним повсюду и порой пытается подражать ему,
отзеркаливая его повадки и поведение, выступая двойником-тенью.
Сганарель проявляет себя более положительным персонажем, нежели Дон Жуан. Он боится откровенно сказать хозяину о своем к нему отношении. Это обусловлено социальным неравенством общества.
Дон Жуана нельзя назвать молодым повесой, который хочет идти против системы. Он просто олицетворяет человека, живущего земными наслаждениями. Он старается получить от жизни все, следуя старинному принципу "Один раз живем". Стоит дать ему малейшую слабину, как Сганарель начинает буквально злорадствовать и торжествовать над трусостью или рассеянностью своего хозяина.
-
Как создается комический эффект в пьесе?
Мольер выдвигает на первый план не развлекательные, а воспитательные и сатирические задачи. Его комедиям присущи острая, бичующая сатира, непримиримость с социальным злом и, вместе с тем, искрометный здоровый юмор и жизнерадостность.
Создавая «Дон Жуана», Мольер следовал не только старинному испанскому сюжету, но и приемам построения испанской комедии с ее чередованием трагических и комических сцен, отказом от единства времени и места, нарушением единства языкового стиля (речь персонажей здесь индивидуализирована более, чем в какой-либо другой пьесе Мольера). Более сложной оказывается и структура характера главного героя.
Свифт. Путешествия Гулливера.
-
Какие пороки высмеиваются в романе?
Свифта всегда выводило из себя излишнее человеческое самомнение. Во всех частях тетралогии он показывает, насколько необоснованно и губительно высокомерное самомнение. Мораль для автора всегда стояла на вершине ценностей. Он считал, что, предоставленный самому себе, человек неизбежно скатится к скотскому аморализму йеху.
Роман высмеивает пороки английского общества и его правящей верхушки: тщеславие, глупость, могущество, благородство. Для Свифта разум и добродетель - одно и то же, а порок равнозначен безумию. Происходит переоценка ценностей: все то, чем люди дорожат, из-за чего дерутся (золото, орденские ленты, различие религиозных обрядов и верований) - нелепости "свихнувшегося мира". Все это не выдерживает испытания разумом.
-
Чем лилипуты отличаются от великанов (кроме внешнего вида)?
Император Лилипутии осыпает милостями самых ловких и услужливых придворных, испытывает особую страсть к военным парадам. Спокойствие в стране нарушено раздорами враждующих между собой партий высококаблучников и низкокаблучников. Внешняя угроза - враг из соседней империи Блефуску. Повод к войне – спор о том, как разбивать яйцо: с тупого или острого конца.
Король Бробдингнега, страны великанов, мудрый, добрый и проницательный монарх, “презирает всякую тайну, утонченность и интригу как у государей, так и у министров”. Он издает простые и ясные законы, заботясь о благополучии своих подданных, и не возвышает себя над другими, как король Лилипутии. Жители Бробдингнега кажутся Гулливеру людьми достойными и почтенными, хотя лишенными интеллектуальных достоинств. “Знания этого народа очень недостаточны: они ограничиваются моралью, историей, поэзией и математикой”.
В обеих странах к Гулливеру относились не как к равному. Жители Лилипутии сначала думали его убить, а после попытались использовать «Человека-Гору» как оружие против своих врагов. В Бробдингнеге рассказчику повезло ещё меньше: с ним долгое время обходились как с забавным зверьком, несмотря на его разумность.
-
Как король великанов оценивает англичан?
Шесть вечеров король внимательно слушал рассказы Гулливера об Англии, а потом сказал, что сомневается в благородстве пэров и министров, в справедливости судей и святости епископов. Он не понимал, зачем Англия ведёт такие дорогостоящие войны и откуда берёт средства на них и вынес вердикт: англичане принадлежат «к породе маленьких отвратительных гадов, самых зловредных из всех, какие когда-либо ползали по земле.
-
Каковы принципы жизни говорящих лошадей?
Гуигнгмы – разумные лошади, йеху - подчиненные им человекообразные. Добродетель гуигнгнмов изменила взгляд Гулливера на природу человека. Эти верные и благожелательные существа во всём руководствовались разумом, поэтому не знали долгих споров, отстаивания «ложных или сомнительных мнений». Лошади не могут понять печальных рассказов Гулливера о своей родине. Он приложил много усилий, чтобы дать представления о свойственной людям жажде власти, злобе и зависти.
-
Как изображаются йеху в романе?
По легенде, пара этих животных когда-то появилась в стране гуигнгнмов неизвестно откуда, начала размножаться и загадила остров. Гуигнгнмы уничтожили взрослых йеху, а детёнышей разобрали по домам и приучили таскать тяжести. Хозяин же считал, что первые йеху прибыли в его страну из-за моря, а их потомки одичали.
После возвращения домой, Гулливер относился к жене, детям и остальным людям с ненавистью, отвращением и презрением из-за знакомства с йеху – «породой человека». Через год он привык к ним, но не позволял дотрагиваться до себя. Общался Гулливер только с купленными им жеребцами.
Гете. Страдания юного Вертера
-
Образ Вертера. Почему Вертер покончил с собой?
Вертер боготворит природу, увлекается античной литературой, полон жизненных сил, но одновременно в нем чувствуется надлом, неудовлетворенность жизнью. Сначала Вертер способен подавить в себе мрачные настроения, он восторженно живописует Лотту, которую полюбил, зная, что она помолвлена, но не придавая этому факту значения.
После того как он, уехав на некоторое время, вновь вернулся в дом Лотты и застал ее уже замужем. Не в силах владеть собой и таить свою страсть, Вертер, во время встречи с Лоттой заключает ее в объятия. Верная чувству долга, Лотта запрещает Вертеру впредь с ней видеться. Для героя этот приговор оказывается смертельным.
-
Как герой относится к природе?
Он упивается красотой природы, величием мироздания, трепетно. Поняв безнадежность своей любви, Вертер по-иному воспринимает окружающий мир. Слог писем по мере развития событий говорит об утрате душевного равновесия: «У меня больше нет ни творческого воображения, ни любви к природе… Мои деятельные силы разладились»
-
Как Шарлотта относится к Вертеру?
Знающая о чувствах Вертера, она искренне сочувствует ему, советует найти любовь и путешествовать. Она сдержана и спокойна, небезразлична к Вертеру. Вместе с тем всё поведение двойственно: чувствуя обаяние Вертера и силу его любви, она не может порвать с Альбертом, своим женихом. Та же двойственная игра продолжается и после замужества Лотты.
-
В чем трагедия Вертера?
Трагедия Вертера в том, что кипящим в нем силам не оказывается применения. Под влиянием неблагоприятных условий его сознание становится все более болезненным. Вертер часто сопоставляет себя с людьми, вполне уживающимися с тем строем жизни, который господствует. Таков и Альберт. Но Вертер так жить не может. Несчастливая любовь усугубляет его склонность к крайностям, резкие переходы из
одного душевного состояния в противоположное, изменяет его восприятие окружающего. Попытки воскресить те невыразимые чувства, которые раньше возвышали его душу, оказывается болезненным и заставляет вдвойне ощутить весь ужас положения.