Файл: Реферат авторитет руководителя подразделения пограничного органа как социокультурный феномен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Глава2.Авторитет руководителя и его влияние на персонал подразделения
§1.Сущность и фундаментальные характеристики категории «авторитет»
Авторитету военного руководителя уделялось большое внимание ещё в русской армии. Изначально влияние авторитета офицера-руководителя в основном опиралось на веру военнослужащих в бога, царя и отечество; на жестокий в большинстве своем тоталитарно-авторитарный строй управления; в советской армии на идейную морально-политическую составляющую духовной жизни общества.

В трудах А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова, М.И. Кутузова, С.О. Макарова, М.В. Фрунзе и др. военачальников акцентировалось внимание на личностных качествах младших командиров, на их отношение к солдату. Они полагали, что влияние авторитета в первую очередь будет непосредственно опираться на способности офицера-руководителя завладеть «сердцами и душами» подчиненных, умения сочетать требовательность к подчиненным и проявления заботы о них, уважительного отношения к военнослужащим, исповедующим различные религии, с различными уровнями развития психики.

Офицерам и унтер-офицерам рекомендовалось при совершении солдатами проступков воздействовать на них прежде всего «добрым присмотром, советами и увещеваниями» и лишь злостных нарушителей «укрощать наказаниями». Умеренное военное наказание, смешенное с ясным и кратким истолкованием погрешности, более тронет честолюбивого солдата, нежели жестокость, приводящая оного в отчаяние». Военная педагогика учила офицеров быть требовательными, умеренно строгими, чуткими и заботливыми начальниками, не допускать в обращении с подчиненными жестокости и мелочных придирок.

Например, А.В. Суворов в «Полковом учреждении» подчеркивал, что «командир роты, борясь с пороками подчиненного, должен стараться оного увещеваниями, потом умеренными наказаниями от того отвращать» Он считал, что при строгости надобна милость, иначе строгость тиранство. В «Наставлении господам пехотным офицерам в день сражения» (1812 г.) говорилось, что солдаты никогда не обижаются на строгость начальника, если она справедлива. Самый строгий офицер, если он справедлив, внимателен к подчиненным, «может легко заслужить почтеннейшее для военного человека название друга солдат»1

.

Свою любовь к солдатам и матросам прогрессивные полководцы, флотоводцы и офицеры проявляли в отеческой заботе об удовлетворении их нужд и запросов. Они постоянно заботились о питании, одежде и обуви, о здоровье подчиненных, о создании им нормальных бытовых и гигиенических условий в местах расквартирования, об отдыхе и досуге личного состава, о своевременном поощрении отличившихся. Строгую, но справедливую требовательность может проявлять лишь тот офицер, который любит солдат, уважает их человеческое достоинство.

В научной и справочной литературе, в интерпретации авторитета выделяются две традиции. Согласно первой авторитет – это право командовать, т. е. атрибут закона, статуса, должностных властных) полномочий. Люди обладают авторитетом, постольку поскольку занимают какое-то место или пост в определенной системе. «Авторитет (лат. autoritas – влияние, власть) Влияние индивида, основанное на занимаемом положении, должности, статусе и т.п.»1 Сущность подобного подхода выразил много лет назад английский философ Т. Гоббс: под авторитетом всегда понимается право совершения какого-то действия.

Авторитет можно считать специфическим способом проявления власти. В зарубежной социологии слова authority (авторитет) и power (власть) нередко употребляются как синонимы. Авторитет также выступает формой подчинения действий людей общественным нормам, средством поддержания общественной, в том числе и служебной дисциплины.

В самом общем виде авторитет определяется как средоточие (locus) власти. На этот счет известна афористичная формула Цицерона: Власть в народе, авторитет в сенате (Potestasinpopulo, auctoritasinsenatuest). От сенаторов и вообще от вождей требовалось выявлять, концентрировать и усиливать важнейшие моменты общего согласия, а от народа – санкционировать и поддерживать подобную концентрацию. Чтобы стать правящим авторитетом, римский сенат обязан был быть фокусом политического общения, ядром (институциональной рамкой) народного согласия.

Формула Цицерона отражает диалектику соотношения власти и авторитета. С одной стороны, авторитет – лишь средство достижения власти, но одновременно и его предпосылка. С другой – он может стать самим собой только в том случае, если позволит структурировать власть (придать ей контуры государственности) и получит поддержку, явное или неявное согласие на создаваемую конфигурацию власти. Он – заложник этого согласия, но одновременно и его творец.


В общественной практике правительственные решения, как и в большинстве других видов авторитетных отношений, обычно подкреплены открытой или скрытой угрозой применения силы. В таком случае наружу проступает сходство между авторитетом и силой (принуждением).

Авторитет и власть имеют нечто общее: люди добровольно признают нечто стоящим выше их (авторитет); людей принуждают признать нечто стоящим выше их (власть). Вместе с тем авторитет имеет и существенные различия с властью, что проявляется в следующих его особенностях:

а) Авторитет, в отличие от власти, это влияние, исключающее

силовое принуждение;

б) Авторитетом может пользоваться и человек не наделенный «властными» полномочиями, но обладающий высокой степенью референтности для членов группы;

в) Авторитет невозможно получить с должностью, его необходимо

завоевать, авторитет – величина переменная, зарабатывается годами, его можно потерять, переступив дозволенные границы поведения;

г) Авторитет следует рассматривать как фактор, повышающий эффективность управления персоналом;

д) Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчиненные, и ложным, сформированным на заблуждениях относительно личности руководителя.

Таким образом следует, что авторитет не всегда детерминируется должностными (властными) полномочиями, определяемыми служебным положением, законом, нормативно-правовыми актами, уставом, так как никакая должность сама по себе не приносит авторитета.

Зачастую можно встретить военных руководителей, занимающих одинаковые должности, имеющих равное воинское звание, но пользующихся разным авторитетом. К одному подчиненные идут, говорят о нем с любовью и уважением, подражают ему. О другом же отзываются неодобрительно, а зачастую и с неприязнью. Авторитет и власть взаимозависимы, но авторитет может существовать и без власти. Авторитет в большей мере индивидуален, чем власть и имеет отношение к умению человека добиваться выполнения задач путем оказания влияния.

Поэтому, во второй традиции авторитет рассматривается, как субъективное качество человека, обусловленное знаниями, умениями, личностными качествами и т. п. (авторитет де-факто). Такой авторитет называют
неформальными. Волю авторитетного лица другие исполняют как личную просьбу, а не как приказ.

В Средневековье особым авторитетом пользовались отцы церкви, в эпоху предпринимательства – бизнесмены, которых считали лидерами нации. Т. Гоббс называл авторитетом того, чьи указания или приказы выполняются лишь по причине высокого доверия к его мудрости, знаниям, опыту либо нравственным принципам. Авторитет основан на уважении и признании другими индивидуальных достоинств. Он подразумевает добровольное подчинение многих людей одному лишь потому, что тот является личностью, а не назначенным лицом.

Во второй традиции авторитет ассоциируется с уважением и доверием к руководителю. В научной и справочной литературе авторитет интерпретируется следующим образом:

«Авторитет– …общепризнанное влияние какого-либо лица…в различных сферах общественной жизни...»1

«Авторитет – общепризнанное значение, влияние, которым пользуется лицо …2

«Авторитет руководителя – общепризнанное доверие и уважение к начальнику…»3

Приведенные интерпретации авторитета акцентируют внимание на том, что его основу составляют: доверие, уважение, одобрение подчиненными личности и действий руководителя.

Синтезируя изложенные позиции, автор полагает, что в сущностном аспекте авторитет это – влияние руководителя, основанное на его должностных полномочиях, профессиональной компетентности, положительных нравственных качествах (достоинствах), жизненном и профессиональном опыте. Авторитет выражается в способности носителя авторитета влиять, не прибегая к силовому принуждению, на мысли, чувства и поступки других людей, а также в признании последними за носителем права на руководство, в готовности сознательно следовать его указаниям и советам.

Основными составляющими авторитета руководителя являются:

1) Власть, как база формального авторитета («авторитета» должности, заданного властными полномочиями, местом в управленческой иерархии);

2) Профессиональная компетентность, как основа делового авторитета;

3) Высокие нравственные качества личности руководителя, как основа его морального авторитета.

Таким образом, эффективность управленческой деятельности во многом зависит от авторитета руководителя. Мнение о том, что с получением определенного поста руководитель автоматически приобретает авторитет, ошибочно. Авторитет – это личное влияние руководителя на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными и нравственными качествами, опытом, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми. Для того чтобы авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, он должен объединить в себе лидерские качества со способностями управлять людьми.